Курсовая: История Киевской Руси - колыбели славянских народов

различным богам, олицетворявшим важнейшие силы природы. Неизвестный русский

автор XII в. в своем произведении “Слово святого Григорья” (“Слово об

идолах”) сделал попытку создать периодизацию языческих культов у восточных

славян. Он определил три основных этапа: “и ти (славяне) начаша требы класти

Роду и Рожаницам, преже Перуна, бога их. А преже того клали требы упирем и

берегыням”. Таким образом, древнейшей формой религии у восточных славян был

анимизм — верование в злых (упырей) и добрых (берегиней) духов. Позже начали

поклоняться Роду и Роженице, которые олицетворяли творческие силы природы,

были богами плодородия и добрыми духами предков. Потом главным стал бог

грома, молнии, войны и оружия — Перун. Но кроме упомянутых главных богов на

разных этапах развития язычества существовало бесчисленное множество других

божеств. Они, “населяли” леса, воды и поля, покровительствовали разным

отраслям хозяйства. Своих отдельных богов имели племена, роды и семьи. Так, у

восточных славян сложился большой пантеон языческих богов, известный из

письменных и археологических источников. Одним из важнейших был Святовит,

изображение которого находится на так называемом Збручском идоле.

Владимир предполагал сделать Киев религиозным центром всех восточных славян.

Сразу же после окончания войны с Ярополком за Киев он создал в городе пантеон

главных языческих богов. В центральной части киевского кремля “на холму вне

двора теремного” велел поставить капище с изваяниями Перуна, Хорса, Дажбога,

Стрибога, Симаргла и Мокош. Хоре и Дажбог олицетворяли солнце, но имели

разное происхождение. Дажбог — славянское божество, Хоре — иранское, вошедшее

в русский пантеон, вероятно, от северян, которые испытали влияние

ираноязычного населения. Родственный Хорсу по происхождению Симаргл — бог

земли, подземного царства; Стрибог — славянский бог ветров (так он

определяется в “Слове о полку Игореве”); Мокош—японское божество плодородия и

домашнего хозяйства, наследие финских племен, земли которых вошли в состав

Древнерусского государства.

“Повесть временных лет” сообщает и о человеческих жертвах, которые

приносились языческим богам в Киеве: “И привожаху сыны своя и дъщери, и жряху

бъсомъ”. Языческое капище с изваянием Перуна находилось и в Новгороде; место

это и поныне называется “Перуновым холмом”.

Попытка Владимира поставить языческую религию на службу раннефеодальному

государству не дала желаемых результатов. Язычество во второй половине Хв.

уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития

страны. В других славянских странах в это время языческую религию уже сменило

христианство. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым

учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу насилием

значительно больше отвечало феодальному строю и идейным принципам феодального

государства, чем любая другая религия. Христианство, по выражению Ф.

Энгельса, было “...необходимым следствием того положения, которое занимала

церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции

существующего феодального строя”.

Введение христианства было подготовлено как внутренними, так и внешними

условиями. Связи восточных славян с христианскими странами и главное — с

Византией существовали еще с антских времен. С возникновением Древнерусского

государства русско-византийские отношения стали постоянными и регулярными.

Арабские писатели IX в. свидетельствуют, что среди русских купцов встречались

и христиане. Константинопольский патриарх Фотий (писал в 60-х годах IX в.)

указывает, что Русь сменила язычество на христианство, имея в виду, очевидно,

принятие христианства частью русского войска.

Христианство приняла княгиня Ольга. Много христиан находилось в ее окружении.

Уже в первой половине Х в. в Киеве была соборная христианская церковь св.

Ильи. Именно 1 в ней христианская часть дружины 1 Игоря принесла присягу

верности русско-византийскому мирному договору 944 г.

Политические отношения, сложившиеся в конце 80-х годов Х в. между Русью и

Византией, ускорили официальное введение христианства на Руси. В 987 г. в

Византийской империи (в Малой Азии) вспыхнуло восстание против императора

Василия II под руководством Варды Фоки, объявившего себя императором

Византии. Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Князь

согласился при условии, если император выдаст за него замуж свою сестру Анну.

Согласие было получено, и помощь Василию II была оказана, но он не спешил

выполнить свое обещание. Дело женитьбы Владимира превращалось в

межгосударственный конфликт, поскольку оно рассматривалось как важный

политический акт, осуществление которого ставило русского князя в один ранг с

византийским императором. Византийская дипломатия, охраняя высокое положение

византийского императорского двора, пыталась не допустить установления

династических связей императора с правителями других государств. В этом

заключалась традиционная политика Византийской империи. Еще дед Василия II

Константин VII Багрянородный завещал своим сыновьям, что если какой-либо

народ из неверных и незнатных жителей севера будет добиваться родства с

императором Ромеев, взять у него дочь за себя или свою дочь отдать за

императора или его сына, то тогда следует такое неразумное требование

отвергнуть. Владимиру удалось при помощи оружия взять себе в жены сестру

императора. Одновременно он принял христианство. Точных сведений, где

крестился Владимир, нет. Уже в конце XI в. на Руси существовали по этому

поводу разные версии, согласно которым обряд крещения происходил то в Киеве,

то в Василеве, то в других городах. Автор “Повести временных лет” считал, что

Владимир крестился в Корсуне перед браком с царевной Анной.

Принятие христианства на Руси автор “Повести временных лет” описывает как

однократный административный акт киевского князя. После своего крещения

Владимир в 988 г. велел уничтожить идолов, которых сам поставил. Перуна

сбросили в Днепр, а киевлянам приказали идти к реке, где их и окрестили попы,

прибывшие из Корсуня и Царьграда. Так, по сообщению летописи, произошло

крещение населения и в других городах. На местах, где стояли идолы, Владимир

приказал ставить христианские церкви. После крещения в Киеве была срублена

Васильевская церковь в честь св. Василия — патрона Владимира Святославича. В

989 г. началось и через семь лет закончилось строительство каменной

Десятинной церкви. На ее содержание Владимир выделил десятую часть дохода от

своих владений, что определило ее название.

Новая религия в народе не могла распространиться сразу по приказу князя. Ее

введение встречало сопротивление и требовало принудительных мер. Невероятно,

чтобы все киевляне крестились в реке одновременно, как это описано в

летописи. Такое коллективное крещение возможно, но только как демонстрация

представителей высших слоев, как пример для населения. На то, что сначала

христианство было принято в среде господствующего класса, а уже потом

распространилось в народе, намекает и летопись, когда приводит ответ простого

населения на призыв князя расстаться с язычеством: “Аще бы се не добро было,

не бы сего князь и боляре прияли”.

В Новгороде введение христианства вызвало народное восстание. Тогда посадник

Добрыня и тысяцкий Путята силой заставили новгородцев креститься. “Путята

крести мечем, а Добрыня огнем”. Не с радостью было встречено введение

христианства и в Киеве, где, как пишет летописец, “плакахуся его навърнии

людье, еще бо не бяху прияли святаго крещенья”.

Христианство распространялось по стране медленно и полностью так и не

вытеснило язычества. О том, как крепко язычество держалось в народном

сознании, свидетельствует тот факт, что оно часто было идейным оружием в

борьбе трудящихся против эксплуататоров. Волхвы, как указывалось, возглавили

восстание 1024 г. в Суздальской земле, а в 70-х годах XI в.— в Ростовской. К

тому времени относится появление волхва в Новгороде, который “хула веру

хрестьянскую”. На сторону волхва стал весь народ, а с епископом остался

только князь с дружиной, отмечает летописец. Долгое время в народе

поклонялись языческим богам “под овином”, приносили жертвы “бесом, болотом и

кладезем”. Много элементов старой религии восприняло и христианство, ставшее

господствующей формой идеологии на Руси. Ее интересам служили письменность,

литература, искусство. Принятие христианства способствовало широкому

проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры. Но это не

означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана

только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность,

развивалась архитектура и искусство. Христианство способствовало расширению

экономических и культурных связей Киевской Руси с европейскими странами, а

также укреплению связей между отдельными ее землями. Вместе с тем новая

религия была верной служительницей феодального государства; она освящала

господство меньшинства и призывала трудовое население Руси к покорности и

терпению. Довольно быстро древнерусская православная церковь сама стала

крупным феодалом и приняла непосредственное участие в эксплуатации

трудящихся.

Во время подготовки к военному походу на Новгород против непокорного сына

Ярослава в 1015 г. умирает Владимир. Конфликт между отцом и сыном в связи с

этим не перерос в войну. Она началась уже между сыновьями Владимира.

Пользуясь отсутствием в Киеве других братьев, старший сын Владимира

Святополк, сидевший в Вышгороде, захватил великий киевский стол и начал

борьбу против братьев — действительных и возможных своих противников. Первой

жертвой этой борьбы стал Борис, которого убили подстрекаемые Святополком

варяги, когда он возвращался из похода. Такая же участь постигла древлянского

Святослава и муромского Глеба.

Против Святополка выступил новгородский князь Ярослав Владимирович. Битва

между ними произошла осенью 1015 г. возле г. Любеча на Днепре. Дружина

Святополка потерпела поражение. Князь бежал в Польшу, а Ярослав вступил в

Киев, наградив новгородцев, принимавших участие в битве. Отпуская их домой,

Ярослав дал им “Правду и Устав” — хартию, устанавливающую новгородцам

определенные привилегии. Первые статьи древнейшей редакции “Русской правды”,

как считают исследователи, содержат основные положения этой хартии.

Святополк не смирился с потерей великокняжеского стола. Его союзником в

борьбе против Ярослава выступил тесть, польский король Болеслав 1. В 1018 г.

польские войска, среди которых были немцы, угры и печенеги, захватили Киев.

Ярослав бежал в Новгород. Номинально киевским князем снова стал Святополк, а

в действительности в Киеве хозяйничали поляки, гарнизоны которых

расположились в городах и селах Киевской земли и грабили население. Спустя

некоторое время под натиском киевлян, не терпевших насилия и убивавших

оккупантов, Болеслав 1 вынужден был бежать домой. Но червенские города,

отвоеванные Владимиром, снова попали под власть Польши.

Тем временем Ярослав собрал новое войско и вторично выступил против

Святополка. Битва произошла в 1019 г. на р. Альте, в том месте, где был убит

Борис. Как свидетельствует летописный рассказ, “бысть съча зла, яка же не

была в Руси, и за рукы емлюче сечахуся, и: ступашася трижды, яко по удольемь

крови тещи”. Она продолжалась от восхода солнца до вечера и закончилась

победой Ярослава. Святополк бежал на Запад, а Ярослав опять стал киевским

князем.

В 1023 г. против Ярослава выступил брат Мстислав, который княжил в далекой

Тмутараканской земле. Со своей дружиной, хазарами и касогами в отсутствие

Ярослава он подступил к Киеву. Но киевляне его в город не пустили. Тогда

Мстислав выступил на Чернигов и захватил его. В следующем году из Новгорода

возвратился Ярослав. Битва между войсками братьев под Лиственом вблизи

Чернигова окончилась победой черниговцев. В 1026 г. в Городце на Десне князья

заключили мир: “И раздълиста по Днъпръ Руськую землю; Ярославъ прия сю

сторону, а Мьстиславъ ону. И начаста жити мирно в братолюбьствъ, и уста

усобица и мятежъ, и бысть тишина велика в земли”. Но раздел этот был

формальным. Братья сообща решали основные государственные вопросы, касавшиеся

всей Руси, сообща осуществляли военные походы.

В 1030 г. походом русских войск в Польшу был возвращен Бела, а походом на

чудь — город Юрьев. Общей акцией братьев был и поход в Польшу в 1031 г.,

когда их войска “заяста грады Червенськия опять”. Взятых пленных Ярослав и

Мстислав поделили между собой. Своих пленных Ярослав поселил на р. Роси.

Поселение польских военнопленных на Роси стало частью мер по укреплению южных

границ Руси. Укрепления, построенные Владимиром на Правобережье, недалеко от

Киева, оказались достаточно уязвимыми. Прорыв стугнинской линии укреплений

создавал угрозу ближайшим к Киеву городам и непосредственно самой столице.

Кроме того, за пределами этой линии оставались большие просторы славянских

плодородных земель. Следовательно, возведение новой линии укреплений вдоль

Роси являлось жизненно важной задачей для Киевской Руси. Ярослав это хорошо

понимал и развернул широкое строительство сторожевых крепостей. “Поча ставити

городы по Рьси”.

В 1036 г. Мстислав умер. Его похоронили в церкви Спаса в Чернигове. Ярослав

Мудрый стал единоличным правителем Руси. Наиболее важной своей задачей он

считал сохранение целостности государства. Этому была подчинена его внешняя и

внутренняя политика.

В области внешней политики Ярослав, как и его отец, больше надеялся на

дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и

высокий авторитет на международной арене. Известно, что положение той или

иной страны в эпоху средневековья нередко определялось династическими

связями. Чем могущественнее было государство и чем большим авторитетом

пользовался его глава, тем больше было желающих среди иностранных правителей

породниться с ним. Короли почти всех западных государств считали зачесть

связать себя родственными узами с Ярославом Владимировичем.

После возвращения червенских городов отношения Руси с Польшей стали мирными,

союзническими. Ярослав помог польскому королю Казимиру восстановить мир в

Польше, нарушенный внутренними междоусобицами. Сблизились они и дворами:

польский король женился на сестре Ярослава Марии-Добронеге, а свою сестру

выдал замуж за сына Ярослава Изяслава.

Союзнические отношения существовали между Киевской Русью и Германской

империей, император которой Генрих III поддержал Ярослава в его борьбе за

червенские города. Послы Руси дважды посещали германского императора.

Святослав Ярославич был женат на сестре трирского епископа.

Тесные связи поддерживала Киевская Русь и со скандинавскими странами. Варяги

принимали участие в битвах Ярослава со Святополком вблизи Любеча и на р.

Альте, в битве под Лиственом с Мстиславом. У Ярослава временно нашел убежище

изгнанный норвежский король Олаф. Сам Ярослав женился на дочери Олафа

Ингигерде-Ирине. Норвежский принц, впоследствии ставший королем, Геральд

Смелый был женат на дочери Ярослава Елизавете.

Даже далекая от Киевской Руси Франция стремилась к установлению дружественных

отношений с киевским княжеским двором. Король Франции Генрих 1 женился на

дочери Ярослава Анне. После смерти Генриха 1 Анна была регентшей во время

правления своего малолетнего сына Филиппа 1, а затем помогала ему править

государством. Ее подписи кириллицей (Ана рьина) стоят на нескольких

государственных документах, последний из которых датирован 1075 г.

Сложный характер имели отношения Руси с Византией. Мир, установившийся после

введения на Руси христианства, продолжался до 1043 г. В этом году был

предпринят поход на Византию. Неизвестно, что послужило причиной этого.

Возможно, поход стал ответом Руси на стремление Византии распространить на

нее свое политическое влияние. Поход русских войск возглавил старший сын

Ярослава Владимир, новгородский князь. Воеводой при нем был Вышата, потомок

прославленного в былинах воеводы Добрыни. Сначала русские войска действовали

успешно, но затем византийский флот, вооруженный греческим огнем, нанес им

значительное поражение. Завершил разгром русского флота шторм, во время

которого погибло много кораблей. Уцелевшие возвратились домой с Владимиром

Ярославичем. Часть дружины во главе с Вышатой была встречена на Балканах

византийским войском и также разбита; много русских воинов попали в плен и

были ослеплены.

Позже отношения Руси с Византией нормализовались. Русских пленных вернули на

родину. А через некоторое время один из сыновей Ярослава Всеволод женился на

византийской царевне из семьи Мономаха. Старший сын Всеволода от этого брака

Владимир был прозван в честь деда Мономахом.

Первая половина XI в. в истории Киевской Руси — это время дальнейшего ее

развития. Оно ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических

и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом Киева как центра

государства.

При княжении Владимира Святославича административный центр Киева находился в

пределах Города Владимира, включающего Старокиевскую гору и прилегающую к ней

территорию. Фундаменты так называемых Софийских ворот, обнаруженных на углу

современных Владимирской и Большой Житомирской улиц, фиксируют границы Города

Владимира с юга. Во времена Ярослава территория центральной части Киева

значительно расширилась. Вокруг нее были возведены мощные укрепления, в

центре Города Ярослава вырос красивый архитектурный ансамбль.

Границы Города Ярослава на современном плане Киева очерчиваются с юга

площадью Октябрьской революции, улицами Малой Подвальной и Ярославовым валом,

с запада — Львовской площадью, с северо-востока—улицей Большой Житомирской.

Длина укреплений достигала более 3,5 км, а общая площадь в их пределах

составляла 80 га. В системе укреплений Города Ярослава было трое ворот:

Золотые, Лядские и Жидовские. До наших дней сохранились руины Золотых ворот

бывших главным въездом в Киев.

Особое внимание Ярослав уделял распространению и укреплению христианства. Он,

как и его отец, хорошо понимал значение христианства для Киевской Руси. По

словам летописца, при Ярославе “нача вера хрестьянська плодитися и ширитися”.

Ярослав дал церкви специальный устав, определявший ее права. По этому уставу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты