Курсовая: История Киевской Руси - колыбели славянских народов

организацию и города, проложенные торговые пути, в том числе и знаменитый

путь “от Грек”. Как показали советские историки В. В. Мавродин, Б. Д. Греков,

М. Н. Тихомиров и другие, создавшие марксистскую концепцию происхождения

Древнерусского государства, норманнская династия потому и удержалась на Руси,

что поступила на службу к русской правящей верхушке, быстро слилась с ней и,

по существу, в ней растворилась. Подтверждением этого является, в частности,

договор киевского князя Олега с греками, написанный не на шведском, а на

славянском языке.

Согласно же антинорманской теории, “Русь” происходит от названия рек Рось и

Русна в Центральной Украине. Есть в распоряжении антинорманистов и еще одна

гипотеза: “Русь” связана с кочевым племенем роксоланов, название которого

происходит от иранского “rhos”, что значит “свет”. У всех перечисленных

гипотез есть серьезные недостатки, и ни одна из них не получила общего

признания. Во всяком случае в дошедших до нас летописных источниках слово

“Русь” сначала появляется как название народа, а именно варягов

(скандинавов), затем—земли полян (Центральной Украины), а впоследствии — и

всего политического новообразования — Киевской Руси. Попутно отметим, что уже

в 1187 г. в летописях появляется и термин “Украина”, но для обозначения

именно лишь окраин Киевской Руси. Короче говоря, историки так до сих пор и не

пришли к согласию ни по вопросу о происхождении слова “Русь”, ни по более

широкой проблеме скандинавских либо славянских заслуг в создании Киевской

Руси. В конце концов ученые постепенно стали сознавать, что сама постановка

вопроса во многом была искусственной, а взаимные обвинения и сарказмы ни к

чему не привели, ибо отвлекали от главного — поиска новых фактов. Таким

образом, напрашивается компромиссное решение: скандинавское влияние признать,

но никоим образом не преувеличивать. Ватаги викингов, этих воинов-купцов,

были мобильны, энергичны, но слишком малы, чтобы серьезно изменить образ

жизни восточных славян. Напротив, сами варяги быстро осваивали славянский

язык и культуру. Но вот что трудно отрицать, так это участие, если не

лидерство варягов в политической жизни Руси. Все киевские правители до

Святослава и все их дружинники носили скандинавские имена. Мы можем лишь

гадать о том, каким образом варяги настолько подчинили себе славян, что стали

ответственны за политическую организацию восточнославянского общества. Мы

вольны, наконец предположить, что славяне организовали себя сами, сплотившись

перед лицом внешней угрозы со стороны тех же варягов, В любом случае нам

придется признать роль варягов как катализатора политического развития

восточных славян.

Да и объективные интересы варягов и восточных славян часто совпадали. Вместе

легче было противостоять кочевникам, обуздать хазар, открыть и охранять

торговый путь по Днепру на Византию. Все это, собственно говоря, мы и

называем основанием Киевской Руси, которое явилось результатом многосторонних

славяно-скандинавских взаимодействий и усилий.

Поэтому нет никаких причин приписывать заслуги в создании высокоразвитой

цивилизации вокруг Киева исключительно какой-то одной этнической группе. К

такому выводу в конце концов и приходят историки. Так, современный

американский исследователь Омелян Прицак считает некорректным сам вопрос об

этнических корнях Киевской Руси. По его мнению, Русь складывалась как

полиэтнический многоязычный торговый союз, преследовавший конкретную цель:

контролировать торговые пути из Балтики в Средиземноморье. Вот так и

появилось на карте Европы новое политическое образование — Киевская Русь.

3. Период становления Киевской Руси.

В последней четверти IX в. начался последний этап формирования Древнерусского

государства — объединение всех восточнославянских (а позднее и неславянских)

земель вокруг Киева. Древнерусское государство было закономерно возникшей

политической общностью и, объединяя свыше двадцати народов, сыграло

прогрессивную роль в их истории. Политическая структура его основывалась на

вассалитете знати и различных формах данничества подвластных народов.

Возникновение Древнерусского государства явилось решающим событием в жизни

восточных славян, определившим их дальнейшую историческую судьбу. За короткое

время Киевская Русь выдвинулась в число ведущих стран средневекового мира, с

которой вынуждены были считаться такие могущественные державы, как

Византийская империя и Арабский халифат. Нередко молодому Древнерусскому

государству приходилось силой оружия утверждать свои права на международной

арене. Этим, видимо, и объясняется первый поход русских на Константинополь в

860 г. На 20 судах они вошли в гавань, опустошили окрестности столицы империи

и Принцевы острова. Нависшая над Константинополем угроза вынудила императора

Василия 1 отказаться от похода на арабов и срочно вернуться в столицу. С

большим трудом ему удалось пробиться в осажденный город. Штурм

Константинополя, однако, не состоялся. Причиной тому, но мнению

древнерусского летописца, была “буря с вЬтромъ, и волнамъ великимъ”, которая

“Руси корабля смяте”.

Не исключено, что в улаживании конфликта стороны прибегли к дипломатии, хотя

источники и не говорят об этом. Косвенным подтверждением такого предположения

является уже упоминавшееся окружное послание патриарха Фотия, в котором он

извещал, что русские, покорившие соседние с ними народы и дерзнувшие поднять

руку на Ромейскую державу, ныне исповедуют христианскую веру и приняли к себе

византийского иерарха. Аналогичные сведения содержатся и в “Жизнеописании

Василия 1”, составленном его внуком Константином VII Багрянородным. В нем

говорится, что Василий 1 установил дружественные отношения с русскими и

склонил их к принятию христианства.

В 882 г. на киевском столе произошла смена династий. Власть захватил

варяжский конунг Олег (882— 912 гг.), объединивший в одной политической

системе Южную и Северную Русь.

В конце IX — начале Х в. власть киевского князя распространялась уже на

полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов,

уличей, на неславянские племена чудь и мерю. Территориальный рост Киевской

Руси связывается с военными походами Олега, но в основе этого процесса лежали

внутренние факторы — экономическая, политическая и культурная консолидация

восточного славянства.

Значительных успехов достигла Киевская Русь в начале Х в. и во внешней

политике. В 907 г. состоялся поход князя Олега на Византию, в котором

согласно летописи приняло участие 80-тысячное войско. Результатом его стал

договор, заключенный с Византией в том же году. Договор давал русским

определенные льготы. Они получили от греков единовременную контрибуцию по 12

гривен на каждого воина и дань в пользу подчиненных Олегу князей, сидевших в

главных городах Руси. Греки обязывались обеспечивать русских купцов,

находившихся в Византии, продуктами питания на протяжении шести месяцев,

снабжать их корабельным снаряжением. Купцам разрешалось жить в предместье

Константинополя (около церкви св. Мамонта), входить в город без оружия, но не

больше чем по 50 человек через одни ворота и в сопровождении византийского

чиновника.

В 911 г. договор 907 г. был дополнен. Он определял правовые нормы в

отношениях русских с греками, которыми следовало руководствоваться в случае

возникновения споров между ними. Стороны несли ответственность за совершенные

преступления — убийства, драки и кражи, обязывались оказывать помощь друг

другу при несчастных случаях в море. Какие-то соглашения, вероятно, были

заключены между Киевом и Константинополем и в военной области. Известно, что

в 911 г. 700 русских дружинников воевали в составе византийского войска с

критскими арабами.

Заключение договоров Руси с Византией было актом большой исторической

важности, поскольку они показали силу молодого восточнославянского

государства. В договорах нашло отражение много сторон общественной жизни Руси

— общественный строй, политическая структура государства, уровень ее

культурного развития.

Другим важным направлением международных интересов Руси в конце IX — начале Х

в. были страны Арабского халифата на юго-западном побережье Каспийского моря.

Арабские писатели сообщают о нескольких военных походах русских на эти

государства. Ибн-Хасан вспоминает походы 880 г. и 909—910 гг., когда русские

взяли несколько городов Табористана. Масуди рассказывает о походе 912—913г.,

когда 500 русских кораблей с экипажами по 100 человек на каждом прошли по

Волге и достигли южного побережья Каспия.

После смерти Олега, наступившей по сообщению “Повести временных лет” в 912

г., князем на Руси стал Игорь (912—945 гг.). В свидетельствах письменных

источников о начале княжения Игоря, как и о смерти Олега, существуют

расхождения. Многое остается невыясненным относительно самой личности Игоря.

Характерно, что нигде, кроме легенды о взятии Олегом Киева, летописи не

связывают Игоря с Рюриком или вообще с варягами.

Начало княжения Игоря совпало со значительным ухудшением внутреннего и

международного положения Руси. Первыми вышли из подчинения Киеву древляне, на

которых Игорь пошел войной, покорил и наложил дань, большую, чем та, которую

они платили Олегу. На протяжении трех лет Игорь вел борьбу с уличами, пока

удалось взять их город Пересечен. Но и после этого уличи не покорились. Часть

их оставила Поднепровье, отошла на запад, где поселилась между Южным Бугом и

Днестром.

В годы княжения Игоря у южных границ Руси впервые появились печенеги. В 915

г. они заключили с Киевом мир и откочевали к Дунаю. Однако в 920 г. это

соглашение было •нарушено. Из краткого сообщения летописи — “а Игорь воеваша

Печенъги” — не видно, какая из сторон первой нарушила мирные условия.

Византийские источники позволяют заключить, что в обострении русско -

печенежских отношений повинна прежде всего византийская дипломатия. Империя

не была заинтересована в чрезмерном усилении Киевской Руси и пыталась оказать

нажим на нее посредством угрозы печенегов. Коварство императорского двора не

сразу было раскрыто в Киеве, и вплоть до 30-х годов Х в. Русь продолжала

оказывать военную помощь Византии; русские в составе императорской армии

принимали участие в войнах в ^Италии.

В 941 г. в отношениях между Киевской Русью и Византией наступил разрыв.

Игорь, воспользовавшись тем, что Византия вела войну с арабами, выступил на

кораблях в Константинополь. В походе приняло участие 10-тысячное войско.

Вблизи Константинополя русский флот был встречен византийским и сожжен

“греческим огнем”. Оставшиеся в живых и вернувшиеся на родину русичи были

поражены этим огнем и сравнивали его с молнией на небесах.

В 944 г. Игорь осуществил второй поход на Константинополь, “хотя мстити себе”

за поражение в 941 г. Предупрежденный корсунцами, византийский император

выслал навстречу русским войскам послов и попросил мира. Был заключен

договор, который, хотя и подтверждал основные торговые интересы Руси в

Византии, не принес ей тех выгод, какие давали предыдущие. Он упразднил ряд

преимуществ для русских и накладывал на них больше обязанностей: русские

купцы должны были выплачивать Византии пошлину, Игорь обязывался не

пропускать к византийским владениям в Крыму болгар, не нападать самому на

византийские земли.

Поход русов па восток в 943 г. был удачным. Русские воины на кораблях Черным

морем достигли р. Куры, прошли в глубь страны, захватили большие города

Бердаа и Дербент и возвратились домой с богатой добычей.

Частые военные походы ослабляли экономику государства. Они обогащали верхушку

дружины, но большим бременем ложились на плечи трудового населения. Походы

отрывали от мирного труда много людей, а это отрицательно сказывалось на

развитии хозяйства, поглощало большие материальные ресурсы. Чтобы обеспечить

войско продовольствием, оружием, транспортными средствами, была значительно

увеличена дань.

Дань собиралась с населения путем так называемого полюдья, которое было

хищнической формой феодальной эксплуатации. О том, как собиралась эта дань,

есть свидетельство современника Игоря византийского императора Константина

VII Багрянородного в трактате об управлении государством. Он писал о суровом

образе жизни русов. Когда наступал ноябрь, русские князья отправлялись на

полюдье, т. е. круговой объезд, в земли вервианов, другувитов, кривичей,

северян и других славян, плативших им дань. Пробыв в этом кормлении всю зиму,

они в апреле, когда таял лед на Днепре, вновь возвращались в Киев.

При такой форме дани у населения нередко отбиралось все, что оно имело,

разрушалось хозяйство, смерды оставались без средств существования, что

толкало их на борьбу с угнетателями. Во время одного из столкновений в 945

г., как отмечалось, восставшие древляне убили Игоря.

После смерти Игоря в связи с неполнолетием его сына Святослава регентшей

стала мать Святослава княгиня Ольга. О происхождении Ольги и ее жизни до того

времени, когда она сделалась великой киевской княгиней, известно мало.

Сохранились полулегендарные сведения, на основании которых можно считать

Ольгу дочерью псковского владетеля, вассала киевского князя.

Первым актом внутренней политики княгини Ольги было подавление древлянского

восстания, возвращение в подчинение Древлянской земли и обложение древлян

тяжелой данью. В “Повести временных лет” записано: “И възложиша на ня дань

тяжьку: 2 части дани идета Киеву, а третья Вышегороду к Ользъ: бъ бо

Вышегородъ градъ Вользинъ”.

Восстание показало необходимость внести изменения в порядок сбора дани.

Регламентация феодальных повинностей имела большое значение для социально-

экономического развития страны. В результате введения норм феодальных

повинностей у производителя оставалась часть дополнительного продукта,

которую он мог использовать на усовершенствование своего хозяйства.

Около середины Х в. на Руси значительно возросло землевладение и усилился

процесс феодального освоения территории — распространение власти феодала на

общинные земли. В результате появилось много новых замков, которые были

центрами феодальных владений. Княгине Ольге принадлежал Вышгород, где

находился ее хозяйственный двор.

В Киеве находилась официальная резиденция Ольги, которая упоминается в

летописи как “двор княж” и “терем камен”. Остатки этого терема обнаружены

недалеко от Десятинной церкви, на северо-восток от нее. Это был большой

двухэтажный каменный дом, украшенный архитектурными деталями из мрамора и

красного шифера и декоративными керамическими плитками.

Интересам Киевской Руси как феодального государства отвечала внешняя политика

Ольги. Международный авторитет государства укреплялся не военными, а

дипломатическими средствами. Важным шагом в этом отношении был визит Ольги в

Константинополь в 957г., где она была принята византийским императором

Константином VII Багрянородным и приняла христианство.

Существует протокольная запись приема Ольги византийским императором. В

составе ее посольства насчитывалось более 100 человек (20 близких Ольге

женщин — княгинь и боярынь, ее племянник, поп Григорий, 42 купца, переводчики

и т. д. ). В честь Ольги император устроил официальный прием. Дважды он

принимал княгиню в узком кругу, несколько раз она присутствовала на

императорском обеде. Во время посещения Константинополя Ольга вела переговоры

с императором, но их содержание осталось неизвестным. Официального соглашения

они не составили, но, наверное, достигли определенной договоренности о более

тесных связях Киевской Руси с Византией. Их укреплению, очевидно, должно было

служить и принятие Ольгой христианства.

Киевская Русь во времена Ольги поддерживала дипломатические отношения с

другой крупной державой средневекового мира — Германской империей. Известно,

что посольство Ольги было направлено к императору Оттону в 959 г., а немецкие

послы во главе с епископом Адельбертом прибыли в Киев в 961 г. Миссия

епископа заключалась в распространении на Руси католицизма, но она не

достигла цели.

Таким образом, Киевская Русь во время правления Ольги еще более укрепила

связи с наиболее сильными государствами средневекового мира. Прием Ольги

византийским импера-

тором и почести русской княгине при византийском дворе были важным

дипломатическим актом, свидетельствовавшим о признании Киевской Руси равной

Византийской империи. Равноправного партнера видела в Киевской Руси и

Германская империя.

В 965 г. киевским князем стал Святослав Игоревич. Время его княжения прошло

под знаком прочного утверждения Руси на международной арене, связанного с

преодолением враждебных отношений со стороны некоторых соседних стран.

Волжская Болгария соперничала с Русью в торговле с Востоком. Хазария, хотя и

поддерживала с Русью тесные отношения, часто грабила купеческие караваны,

шедшие из Киева. К тому же данниками Хазарии продолжали оставаться некоторые

восточнославянские племена, в частности вятичи. Ухудшились отношения с

Византией, противодействовавшей росту русского могущества.

Первым шагом молодого 22-летнего князя было возвращение под власть Киевской

Руси вятичей, находившихся тогда в зависимости от Хазарского каганата. С этой

целью он осуществил поход на Оку и Волгу. “...Налъзе вятичи и рече вятичемъ:

“Кому дань даете?” Они же ръша: “Козаромъ по щьлягу от рала даемъ”,— читаем в

“Повести временных лет”. Возвратив Руси вятичей, Святослав взял хазарскую

крепость Белую Вежу (Саркел), победил ясов и касогов (предков осетин и

черкесов) и наложил на них дань. Современник Святослава арабский географ Ибн-

Хаукаль дополняет сведения летописи о походах Святослава на Волгу. По его

свидетельству, войско Святослава достигло г. Булгара и земли буртасов

(мордвы). Кроме крепости Белой Вежи, занимавшей ключевую позицию Хазарского

государства на Дону, на Волге была взята столица Хазарии Итиль и много

городов на Каспийском побережье. От этих городов, отмечал Ибн-Хаукаль, “не

осталось и следа”, русы “отняли у них все эти области и присвоили их себе”. В

результате походов Святослава Хазарское государство пришло в упадок.

В войне против Хазарского государства Святослав руководствовался

определенными политическими мотивами. Издавна хазары претендовали на

господство над частью восточных славян, в частности над вятичами и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты