Теория государства и права

частного права: гражданское, торговое, трудовое и семейное. Все остальные

отрасли входят в состав публичного права. Иными словами, частное право

регулирует личные и групповые интересы, а публичное право — отношения

государства с гражданами и другими субъектами права.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и

процессуальные отрасли. Материальные отрасли — конституционное,

административное, уголовное, трудовое, семейное и другие, регулируют права

и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли — уголовно-процессуаль-ное,

административно-процессуальное и гражданско-процес-суальное право —

устанавливают порядок рассмотрения уголовных, административных и

гражданских дел. Связь материальных и процессуальных отраслей права

является взаимной и двусторонней: материальные отрасли определяют правовой

статус субъектов. Устанавливают условия и основания возникновения

процессуальных отношений, процессуальные отрасли закрепляют порядок

разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм

материальных отраслей права.

19. Нормы права: понятия, признаки, структура, классификация.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на

урегулирование общественных отношений. Норма права — это первичная клеточка

права, исходный элемент его системы.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм:

1. Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в виде

государственно-властного предписания, т. е. она: а) указывает, каким

образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории

необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный

с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида

образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного,

одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее

действия.

2. Норма права обладает неперсонифицированностью. В отличие от команд,

велений, распоряжений по конкретным вопросам норма адресована не отдельному

лицу, а кругу лиц, определяемых типичными признаками.

3. Это формально-определенное правило поведения: внутренняя определенность

нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких

указаниях на последствия ее нарушения (это точное, конкретное предписание).

Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в

официальных источниках (статье, главе, разделе официального документа —

нормативно-правовом акте).

4. Норма права обладает качеством системности.

5. Норме права также присущ признак неоднократности (многократности) ее

действия. Правовая норма создается для постоянного применения,

использования, если иное не оговаривается в самой норме.

6. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

7. Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является

и такой признак, как активная нормообразующая роль государства. Именно она

обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эта роль

понимается двояко. С одной стороны, государство создает по соответствующей

процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой

системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы,

которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как

полезные обычаи.

8. Норма права представляет собой определенный метод воздействия'на

регулируемые отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при

которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой

нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.

Структура нормы права

Некоторые авторы выделяют три вида структуры нормы права: юридическую,

логическую, социологическую.

Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы

права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы,

диспозиции и санкции.

Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления

нормы в действие (дает описание юридических фактов).

Диспозиция — это «та часть нормы, которая указывает на содержание самого

правила поведения, то есть на юридические права и обязанности, возникающие

у субъектов»

Санкция — это та часть нормы, которая указывает на неблагоприятные

последствия, возникающие в случае нарушения диспозиции правовой нормы.

Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права.

это признак несоотсутствие какого-либо из элементов — вершенства нормы

права.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-

правовых актах:

1. Прямой — все элементы юридической нормы приводятся в статье нормативно-

правового акта непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. В

рамках прямого способа выделяются простой (описательный) и развернутый

(большинство норм уголовного права) способы изложения.

2. Отсылочный — в статье один из элементов юридической нормы указывается

путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной, статье этого

же нормативно-правового акта.

3. Бланкетный (открытый) — указывается на элемент нормы права путем отсылки

не к конкретной статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-

правовому акту в целом или к его части, или к нескольким нормативно-

правовым актам (распространен при изложении конституционных норм).

Классификация правовых норм

1. Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету

правового регулирования (гражданско-право-выс нормы, административно-

правовые нормы, нормы трудового права и т. д.), т. е. по виду тех

общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация

лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и

институты. Практическое значение этой классификации в том, что она

облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к

данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает

предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

2. В зависимости от сферы регулируемых отношений становление гражданского

общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы

частного и нормы публичного права.

К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и

других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества.

Публичное право включает государственное, административное, финансовое,

уголовно-про-цессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права,

регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К

публичному праву относится большинство норм уголовного права.

3. Важное значение имеет также классификация правовых норм по способам

воздействия на поведение людей, по социальному назначению нормы права.

Основной массив существующих норм права составляют типичные нормы,

содержащие правила поведения и нормы принуждения. Они подразделяются на

регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы подразделяются на обязывающие, уп-равомочивающие и

запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности для субъектов права совершать

определенные положительные действия, предписывают активное поведение

(например, ч. 2 п. 3 ст. 922 ГК РФ: банк обязан осуществлять контроль за

доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф);

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам права возможность совершать

положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов

(например, п. ! ст. 502 ГК РФ);

Запрещающие нормы устанавливают для субъекта права запрет совершать

недозволенные действия (проступки или преступления). Такие нормы характерны

для уголовного и административного права, но запрещающие нормы есть и в

других отраслях права, например, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает приобретать

права и обязанности под именем другого лица.

Охранительные нормы права определяют условия применения к субъектам

праовоотиошений мер государственно-принудительного воздействия за

неправомерное поведение. Охранительные нормы применяются за нарушение

регулятивных норм.

Нетипичные (специализированные) нормы права не являются правилами поведения

и имеют вспомогательный характер;

эти нормы сами не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам

через системные связи права. Нетипичные нормы — нормы-цели, нормы-принципы,

нормы-определения — составляют основной массив норм конституционного права.

По социальному назначению нетипичные нормы можно разделить на нормы

общезакрепительные, в которых закрепляются общественные отношения,

сложившиеся в той или иной сфере; декларативные, определяющие принципы

осуществления конкретных задач; дефинитивные нормы, формулирующие основные

юридические понятия (например, ст. 14 У К РФ содержит определение понятия

преступление); коллизионные нормы, определяющие порядок выбора нормы права

из нескольких норм (обычно коллизионные нормы устанавливают правила

применения нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу

лиц);оперативные нормы, устанавливающие сроки и порядок вступления,

пролонгации и прекращения действия нормативно-правовых актов.

4. В зависимости от сферы регулируемых общественных отношений выделяют

нормы материального (так принято называть нормы, определяющие содержание

прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на

регулирование общественных отношений) и процессуального права (определяющие

порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права).

Нормы материального права определяют права и обязанности, существенные для

положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые

отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и

управления. Процессуально-правовые нормы определяют порядок, процедуру

оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами,

порядок и последовательность действий государственных органов и должностных

лиц, применяющих правовые нормы.

20. Правовые отношения: понятия и структура.

Человеческое общество можно представить как совокупность общественных

отношений: экономических, правовых, политических, национальных,

религиозных, моральных, культурных и др.

Социальные отношения устанавливаются и регулируются в ходе взаимодействия

(или противодействия) сторон, т. е. людей, наделенных сознанием, волей и

преследующих определенные цели и интересы. Их взаимодействие

упорядочивается различными нормами морали, религии, традиций, обычаев и,

конечно же, права.

С помощью права государство регулирует общественные отношения,

стабилизирует, развивает, изменяет и прекращает их. При этом регулируемые

отношения не утрачивают своего фактического содержания и остаются такими

же, какими были до опосредования их нормами права: или экономическими, или

политическими, или национальными. Они лишь изменяются, приобретая новое

качество, становясь более цивилизованными и предсказуемыми. Другими

словами, фактические общественные отношения облекаются в правовую форму.

При этом участники общественных отношений с помощью права наделяются

правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями

(запретами, долженствованиями) и становятся субъектами правовых отношений.

Таким образом, правовые отношения в самом общем смысле можно определить как

общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых

имеют определенные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые

и обеспечиваемые государством.

Надо иметь в виду, что существуют такие правовые отношения, которые по

своему содержанию и форме не могут быть не правовыми. К ним относятся:

конституционные, административные, уголовные, процессуальные и др. Эти

правоотношения представляют собой самостоятельный вид и тип общественных

отношений.

Право выступает регулятором не всех общественных отношений, а лишь тех,

которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и

личности. Это отношения власти, управления, собственности, прав и

обязанностей граждан, трудовые, семейно-брачные отношения и т. п. А вот

отношения дружбы, любви, отношения, возникающие между педагогом и учеником

в образовательных, воспитательных, а также творческих процессах, не

нуждаются в правовой регламентации со стороны государства. Здесь действуют

иные регулятивные механизмы: мораль, обычаи, традиции, ритуалы,

обыкновения, эстетические нормы и т. д.

Отсюда следует, что любое правовое отношение является общественным, но не

всякое общественное отношение выступает как правоотношение.

Правовые отношения как вид общественных правовых отношений обладают

определенными признаками.

1) правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе

действующих норм права. Норма права определяет, при каких условиях

возникает правоотношение, кто может быть его участником, каков объем прав и

обязанностей каждого из них и т. д.;

2) правовые отношения возникают только в ходе действительного

взаимодействия двух и более сторон. Одна из сторон — управомоченная и имеет

какое-либо право, другая — правообязанная и должна действовать так, чтобы

обеспечить реализацию этого права. Следовательно, их интересы могут быть

реализованы только через посредство другого. Каждый из участников

правоотношений рассматривает себя как равного и самостоятельного в смысле

наличия у них юридического отношения прав и обязанностей. Большинство

правоотношений носит двусторонний характер. Однако возможна ситуация, когда

каждый участник правоотношений является одновременно и управомоченной, и

обязанной стороной (по договору купли-продажи покупатель имеет право

получить вещь, но обязан оплатить ее стоимость, а продавец, наоборот,

вправе получить деньги, но обязан передать вещь покупателю);

3) правоотношения — это индивидуализированная связь, со строгой

определенностью поведения субъектов, пер сонификацией их прав и

обязанностей. Участники правоотношения определены поименно, их действия

скоординированы. Однако индивидуализации может и не быть, если между

конкретными лицами возникают достаточно простые правоотношения (например,

договор купли-продажи продуктов питания);

4) правовые отношения имеют волевой, сознательный характер. Это означает,

что они, во-первых, возникают на основе правовых норм, которые являются

результатом сознательной деятельности людей, и в них выражена воля

государства. Во-вторых, участники общественных отношений добровольно,

сознательно вступают в правовые отношения для того, чтобы добиться

определенных результатов (например, выполнить обязанности, отдать свой

голос за кандидата в депутаты, получить наследство, приобрести определенные

права и т. д.);

5) правоотношения гарантируются и охраняются государством. Защита и охрана

других общественных отношений осуществляется обществом или самим субъектом.

Участник же правоотношений имеет возможность обратиться в суд или другие

компетентные органы за защитой своих прав и законных интересов. Государство

участвует в правоотношениях и как гарант тех правомочий и обязанностей,

которыми наделены субъекты конкретных правоотношений. В случае

необходимости государство использует принудительные меры государственно-

властного характера, пресекая незаконные правоотношения, применяя

юридические или другие санкции к участникам, нарушающим права контрагентов

или недобросовестно выполняющим свои обязанности;

6) субъектами правоотношений могут быть не все лица, а только обладающие

определенными юридическими качествами (правоспособностью и

дееспособностью);

7) возникновению правоотношений обычно предшествует юридический факт как

реальное жизненное событие, с возникновением которого у людей появляются

определенные юридические права или соответствующие обязанности.

Виды правоотношений

Многообразие конкретных правоотношений предполагает необходимость их

классификации по различным основаниям:

1) по отраслевой принадлежности, т.е. в зависимости от предмета правового

регулирования правоотношения подразделяются на конституционные,

административные, уголовно-правовые, финансовые, гражданские и т.д.;

2) в зависимости от функциональной роли правоотношения делятся на

общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Первые возникают на основе

норм конституционного права и принадлежат всем субъектам независимо от их

пола, возраста, национальности и пр. Это право на труд, образование, на

защиту чести и достоинства и др. Основой регулятивных правоотношений

являются нормы права или договор. Регулятивные правоотношения

предусматривают общие права и конкретные субъективные юридические права и

обязанности. Отношения такого рода составляют фундамент правопорядка.

Охранительные правоотношения связаны с государственным принуждением,

реализацией юридической ответственности и защитой субъективных прав. Они

складываются на основе охранительных юридических норм;

3) в зависимости от характера правоотношений выделяют материальные

(трудовые, финансовые, гражданские и т. д.) и процессуальные (уголовно-

процессуальные, граж-данско-процессуальные и др.);

4) по характеру юридической обязанности правоотношения бывают активные и

пассивные. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих

норм и связаны с необходимостью совершить определенные действия в пользу

управомоченного (правоотношения займа, в налоговых правоотношениях —

обязанность уплатить налог).

21. Юридические факты: понятие и классификация.

Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства (поступки,

состояния, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение,

изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты

охватываются гипотезой правовой нормы, которая устанавливает те

обстоятельства, при наличии которых у субъектов возникают конкретные

юридические права и обязанности.

Для возникновения одних правоотношений вполне достаточно одного

юридического факта, для наступления других необходимо несколько.

Совокупность или система юридических фактов, необходимых для возникновения

конкретных правоотношений, называется юридическим (или фактическим)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты