Наиболее распространеными теориями происхождения гос-ва и права являются:
теологическая (теос греч. - бог), патриархальная, договорная, теория
насилия, макрсиско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой
древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья. Определенное
распространение имеет и сейчас. Наиболее видным представителем этой теории
является средневековый ученый-богослов Фома Аквинский 13 век. Теологическая
теория не разграничивает процесс возникновения общ-ва, гос-ва и права. Общ-
во а вместе с ним гос-во и право возникают одновременно и являются
творением божественного разума. Все что сущ-ет на земле по воле бога. Гос-
во и право вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле.
Патриархальная теория (древняя) – её основоположниками были древнегреческие
мыслители Платон и Аристотель 3-2 век до н.э.. Согласно этой теории гос-во
возникает в результате разростания семьи. По мнению Аристотеля разростание
семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в
гос-во. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой гос-
ва – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением
власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела
распространение в 17, 18 века. Русский философ – Михайловский. В настоящее
время эта теория рассматривается как не вполне научная. Договорная теория
выр-ся в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё
развитие получила в 17 –18 веках хотя истоки этой теории находятся в трудах
еще мыслителей древней греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными
представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев.
Согласно договорной теории гос-во – результат общественного договора о
правилах совместного проживания. До появления гос-ва люди находились в так
называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода
и равенство всех членов общ-ва (Локк), либо война всех против всех (Гоббс),
либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал
определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или
от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти
способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По
этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и
нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное
соглашение о создании гос-ва передав ему как органу представляющему их
общие интересы часть своих прав. Теория насилия возникает в 19 веке в
Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего
насилия. Основоположник теории внут. насилия является нем. философ Е.
Дюринг. Согласно теории внут. насилия гос-во возникает в результате насилия
одной части об-ва над другой в целях подчинения меньшинства большинству.
Гос-во создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая
способностью применять насилие к той части общ-ва которая не желает
подчинятся воли большинства. Теория внешенего насилия – немец. мыслители
Гумплович и Каутски. Согласно теории внешнего насилия гос-во возникает в
результате завоевания одного племени или народа другим. Гос-во создается
как аппрат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для
завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксисткая теория
(классовая, экономическая) возникла в 19м веке основоположники Маркс и
Энгельс. Энгельс ,,Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва” -
Ленин полностью разделял. Советская наука и наука др. социал-их стран
считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксиской теории
гос-во и возникает как результат раскола общества на антогонистические
классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение гос-ва и
права как естественно исторический процесс развивающийся по своим
собственны законам. С точки зрения Марксиской теории развитие экономи в
первобытном общ-ве привело к ирем крупным общ-ым разделениям труда
(выделение пастушечьих племен, отделению ремесла от земледелия, появлнеи
купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общ-ва на
антогонистические классы и к классовй борьбе. Гос-во, а вместе с ним и
право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в
повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).
5. Типология государства.
Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической
литературе мнению, типология («типизация») или классификация государств по
типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс
познания естественно-исторического развития государства и права, как
отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства
другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания
исторического процесса развития государства и права.
В то же время следует отметить, что какой-либо утвердившейся общей
типологии государства не существует. Само понятие «тип государства» служит
для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих
возможность определить типовую принадлежность государства, т. е. родство с
другими государствами.
Основу типологии составляют различные подходы. Главными являются
формационный и цивилизационный.
Формациоиный подход сформировался в рамках марксистской доктрины. Согласно
этому подходу выделяются четыре типа государства: рабовладельческое,
феодальное, буржуазное и социалистическое (оно, по представлению
марксистов, соответствовало первому, социалистическому этапу
коммунистической формации). Хотя в «чистом виде такие формации не
существовали, а вопрос об «азиатском способе производства», о котором
говорил К. Маркс, после многочисленных и вековых дискуссий так и не был
решен, указанная выше типология имеет методологическое значение для науки.
В основу цивилизационного подхода были положены работы как русских ученых —
Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, так и зарубежных философов и историков
— О. Шпенглера и А. Тойнби.
При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько
материальными, сколько культурными факторами. В соответствии с теорией
Тойнби в ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций,
которым соответствуют определенные типы государственности.
В соответствии с периодами исторического развития различают два типа
цивилизаций: древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская,
эгейская, индская — цивилизации доколумбовой Америки и т. д.); особенные
цивилизации (дальневосточная, индийская, исламская, восточноевропейская и
западноевропейская).
По характеру организации государственно-политических институтов различают
первичные и вторичные цивилизации.
Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали
как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие монархов и занимавшиеся
активной внешней экспансией. Различие между светской и религиозной властью
не проводилось.
Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские, выступали в
обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть
монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных
цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью
государства и религиозной властью Церкви.
На сегодняшний день цивилизационный подход к типологии государства
является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он
находится в стадии становления. В связи с этим вполне справедливо
отмечается, что в типологии государства следует учитывать как
цивилизационный, так и формационный подход.
В этом плане представляется плодотворной концепция типологии государства,
выдвинутая А. Б. Венгеровым. Она позволяет преодолеть прямолинейность и
финалистский характер марксистской типологии (ведь согласно последней
государство должно отмереть, а ему на смену придет коммунистическое
общественное самоуправление).
Отталкиваясь от исторического процесса, А. Б. Венгеров вполне справедливо
выделил в качестве первого типа — город-государство. Именно с него началось
развитие государственности у древних египтян, шумеров, греков, славян, майя
и многих других народов.
В разные исторические эпохи, в различных регионах мира город-государство
дал начало сразу трем типам: азиатскому в эпоху древнего мира и
средневековья в афро-азиатском регио
не; античному в Средиземноморье (древний мир); феодальному у славян и
германцев в раннем средневековье. Однако феодальный тип вырастал также из
античного на развалинах Западной римской империи (варварские королевства) и
в условиях Византии. В условиях буржуазной революции на смену феодальному
типу приходит капиталистический (буржуазный) тип государства. Наконец, в
условиях XX века появился тоталитарный тип государства (СССР, гитлеровская
Германия, фашистская Италия, франкистская Испания, страны социализма).
Кроме вышеприведенных подходов к типологии государств в зарубежной науке
существуют и иные. Так, с точки зрения в основном социальных критериев
выделяют следующие государства:
— демократические и автократические;
— социальные и асоциальные (государственная власть практически не
осуществляет мер по предоставлению социальных услуг населению);
— светские, теократические и клерикальные;
— правовые и полицейские.
6. Форма государства: понятие и элементы.
Форма государства — это единство трех ее основных элементов: формы
правления, формы государственного устройства и государственного режима.
Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации,
устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося
русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное
понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй
жизни, живая организация власти народа.
Таким образом, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и
принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение
государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его
возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип
государства.
Первый элемент формы государства — форма правления. Это организация
верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их
взаимоотношения с населением.
Основными видами формы правления являются монархия и республика.
Форма государственного устройства — это внутренняя национально-
территориальная организация государственной власти, деление территории
государства на те или иные составные части, их правовое положение,
взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.
Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация
и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение
независимых государств.
Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и
способов, с помощью которых осуществ-
ляется государственная власть. Причем это составная часть политического
режима.
Политический режим — это функциональная характеристика политической системы
и включает в себя не только методы государственного властвования, но и
характерные способы деятельности негосударственных политических организаций
(партии, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а
политический режим основывается не только на правовых, но и на иных
социальных нормах (моральных, партийных, политических).
Основные виды государственного режима: абсолютизм, дуализм, парламентаризм,
министериализм, партократия.
7. Формы правления: понятие и виды.
Форма правления — это организация верховной государственной власти, порядок
образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма правления показывает, как создаются высшие органы государства и
каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими
государственными органами и государственными органами на местах; как
строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и
населением страны; в какой мере организация высших органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия —
это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо
частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы
государства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в
большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные.
Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма правления единодержавного
характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и
контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются:
1) существование единоличного носителя верховной власти монарха;
2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее
по наследству;
3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не
производно от власти народа;
4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.
Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — это
форма правления, при которой глава государства одновременно представляет
светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).
Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму
правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом —
парламентом — и особым правовым актом — конституцией.
Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.
В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный
характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и
возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется
выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции.
Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король
и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а
буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии —
Иордания и Марокко.
В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует,
но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо
представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит
парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.
Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации)
соответствующего министра, т. е. министр принимает на себя политическую и
юридическую ответственность за данный акт.
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху,
верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы
Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада,
Дания, Норвегия, Швеция, Япония.
Республика — это государство, в котором высшие органы государственной
власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.
Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок
главы государства и других высших органов государственной власти. Во-
вторых, осуществление государственной власти от имени народа. В-третьих,
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных
законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной
власти.
Основными видами республик являются президентская, парламентская и
смешанная.
Президентская характеризуется тем, что президент одновременно является и
главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он
свободен в назначении министров, ответственных перед ним.
Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а
президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент
избираются народом.
Родина президентской республики — США.
В условиях парламентарной республики президент является только главой
государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на
основе парламента. Правительство формируется парламентом и ответственно
перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны
парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция,
Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.
Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава
государства — президент избирается народом, как и парламент. Он назначает
главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право
выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку
президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента.
8. Формы государственного устройства: понятие и виды.
Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-
территориальная организация государственной власти, деление территории
государства на те или иные составные части, их правовое положение,
взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких
частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих
частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между
центральными и местными государственными органами; в какой государственной
форме выражаются интересы каждой проживающей нации.
Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и
федеративный.
Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных
государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки,