Теория государства и права

деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и

свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший

элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы

людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства

является суверенитет народа.

Государство может соответствовать характеристике демократического только

в условиях сформировавшегося гражданского общества.

В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов

народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и

гражданина.

Признаки демократического государства:

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные

учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом

принимать законы.

Представительные органы (парламенты, выборные органы местного

самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни

народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и

военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в

различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями,

но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной

власти и принятие бюджета.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший

признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь

формально демократических институтов с политическим режимом. Только в

условиях демократического режима права и свободы становятся реальными,

устанавливается законность и исключается произвол силовых структур

государства.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его

организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность

государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и

другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность.

Демократический политический режим характеризуется высокой степенью

политической свободы человека, реальным существованием политических и

правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное

управление обществом.

Государство не может обойтись без профессионального управленческого

аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в

этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли)

Основные формы демократии

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют

прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет

опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

Прямая демократия сегодня используется организациях и небольших сообществах

(городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии

ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько

децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии

являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое

волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы

государственной власти.

Плебисцитарная демократия является другим каналом выражения воли народа.

Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и

не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой

голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам

законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом,

что в дословном переводе - народное решение. Референдумы бывают разных

видов. Одни из них представляют своеобразный опрос мнения, по которому

законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты (в марте

1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в

обновленном виде; в апреле 1991 г.- Российский референдум, в ходе которого

голосовавшие поддержали политику президента Б.Н. Ельцина). Результаты

референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются

конституции (или поправки к ней), проекты законов. В декабре 1993 г. был

одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность.

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не

прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой

демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от

народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между

народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются

отношения, основанные на полномочиях и доверии.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой

демократии указывают на сложность принятия согласованных решений; на

недостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа;

на высокую степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных

дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на

выборах не мудрым лидерам, а демагогам; на большой разброс мнений, что

мешает выработке решений. Кроме того, проведение референдумов сложно и

дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской

активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования, что

получило название абсентеизма (от лат. absentia - отсутствие). Сторонники

прямой демократии указывают на ее истинность, на то, что она способствует

расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную

демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

- отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

- возможность коррупции;

- приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

- отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

- возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий),

которые превращаются в центры принятия решений;

- на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы.

Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые

имеют возможность подготовительной работы с решениями, могут использовать

экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии

решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса

в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в

развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают

решение проблемы низкой гражданской активности населения с развитием

"компьютерной демократии" (термин введен западными политологами Г. Краухом,

Б. Барбером, Н. Боббио) или "телематической демократией". Под телематикой

понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь

идет о возможности для гражданина, не выходя из дома, кнопочного или

телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов. Но

и здесь есть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии

(например, "тиранией некомпетентности" обывателя), может возникнуть

проблема с анономностью голосования. Если урна для голосования является

анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии

позволяют накапливать сведения о голосовавших [1].

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного

соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия

представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. современные

ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля, о том,

что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех

других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии

заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность,

предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В

условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует

обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки

или критики, что является возможным благодаря независимой прессы.

12. Правовое государство и гражданское общество.

Впервые письменное упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах

Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть государство, —

необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное,

как совокупность граждан, гражданское общество.

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных,

нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических

отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личности

и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой

необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на

разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает:

1) семью;

2) сферу воспитания и негосударственного образования;

3) собственность и предпринимательство;

4) общественные объединения и организации;

5) политические партии и движения;

6) негосударственные средства массовой информации;

7) церковь.

Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить. Отметим ряд

существенных признаков, которые присуши гражданскому обществу:

Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором

обеспечена свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда,

разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита,

общественная польза и добросовестная конкуренция.

Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность

граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором

признается приоритет прав человека.

В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и

саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.

В-пятых, «открытость» гражданского общества.

Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы можем сделать вывод,

что важнейшими структурными элементами гражданского общества являются:

— добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей

(семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие

общественные объединения);

— совокупность негосударственных (т. е. неполитических) общественных

отношений;

— производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

— сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от

вмешательства государственной власти.

Эти элементы рассматриваются либо как общественно-политические категории,

либо как самостоятельные конституционные (государственно-правовые)

институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского

общества. Сре-;1И них можно выделить следующие институты:

а) основ экономических отношений;

б) основ социальных отношений;

в) основ духовно-культурных отношений;

г) основ политических отношений. Подытоживая сказанное, отметим, что

степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем

критерием который характеризует стабильность и прочность конституционного

строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского

общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от

государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего

в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия

на общественные отношения.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является

правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм,

утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение

государства обществу. Правовым считается такое государство, которое

признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей,

независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от

нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного

им публичным учреждением. Главное в идее правового государства —

связанность государства с правом, гарантирующая предсказуемость и

надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от

возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само

ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны

подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица,

общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является

верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно

выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения во

всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона

означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает

утверждение его господства, т. е. такого его положения, когда выраженные в

нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты

общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам

(ст. 15 Конституции РФ).

Почему характеристика правового государства связывается с верховенством

именно закона? Речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве в

целом как системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством

независимо от того, в каких правовых актах они содержатся.

13. Понятие и сущность права

С позиций философии права само право может быть определено как нормативная

форма свободы посредством принципа формального равенства людей в

общественных отношениях. При

этом понимание права как общего масштаба и равной меры свободы людей будет

обязательно включать в себя и справедливость. Ведь справедливость потому,

собственно, и справедлива, что выражает общенаучную правильность, а это в

своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т. е.

существо и начала права.

Если же перейти теперь к формулировке строго операционального определения

права, выделив наиболее его существенные черты, то тогда необходимо

отметить, что, во-первых, право — это система общеобязательных норм; во-

вторых, нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных,

признаваемых государством, писаных источниках; в-третьих, система норм,

образующих право, выступает в качестве общеобязательного критерия

правомерности поведения участников общественных отношений. Право под этим

углом зрения предстает в виде определения (меры) юридически дозволенного

правомерного поведения людей, их коллективов социальных образований и,

следовательно, критерия юридической правомерности этого поведения; в-

четвертых, право призвано направлять поведение участников общественных

отношений, причем так, чтобы основой такого поведения была юридическая

дозволенность.

В праве немалое место занимают также юридические запрещения, юридические

предписания и связанные с этим юридическая ответственность, иной

юридический инструментарий. Однако все-таки стержнем юридического

урегулирования, который и делает право правом, являются дозволения. Такое

понимание позволяет перекинуть мостик от формального строго

операционального определения права как системы норм к его общефилософской

характеристике, где первое место занимает категория свободы.

Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее оп ределение.

Право — это система норм, выраженных в признаваемых го суцарством

источниках и являющихся общеобязательным норма тивно-государственным

критерием правомерно-дозволенного, также запрещенного и предписанного

поведения.

В заключение необходимо отметить, что сущность прав получает свое

развернутое выражение в его основных призна ках. Ими являются:

1) социальность (право регламентирует организацию про изводства,

распределение производимого продукта, рас пределение социальных ролей в

обществе и должносте в государстве, товарно-денежные отношения, отношс ния

собственности и т. д.);

2) нормативность (право выступает как система норм, ха рактеризуемых

логической структурой, установление;

масштаба и меры поведения);

3) обязательность (право обеспечено возможностью госу дарственного

принуждения);

4) формализм (право фиксируется в письменном виде, специальной форме);

5) процедурность (право включает в себя четкие процеду ры создания,

применения, защиты);

6) неперсонифицированность (право адресовано не к кон кретному лицу, а ко

всему обществу);

7) институциональность (правотворчество осуществляю строго определенные

органы государства, или этот про цесс идет под их контролем, как, например,

референ

Дум);

8) объективность (право закономерно появляется на этап

перехода общества к производящей экономике как ее тественный результат

развития регулятивной системы В различных теоретико-юридических концепциях

прав наделяется иными признаками, но теоретически обобщенны новые

исторические данные позволяют именно в системе ука занных признаков

определить право.

14. Право в системе социальных норм.

Социальные и несоциальные нормы.

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность

организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер,

регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение.

Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок.

В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм:

моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла;

религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми

через призму божественного начала;

корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в

организациях;

обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в

результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в

поколение;

ритуалы и обряды (символические действия);

а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п.

Несоциальные (технические, производственны, сельскохозяйственные, санитарно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты