производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также
оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним
относятся, например, государственные заводы и фабрики,
сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные
дороги, почта и др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные
учреждения и т.д.
Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью
государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки,
музеи, театры и др.
Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-
воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями.
Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют
частные и общественные организации и объединения. В различных современных
государствах степень развития частной инициативы и частной
предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного
строя, политических, экономических и исторических традиций, определяется
национальной психологией и особенностям быта и многими другими факторами.
Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в
экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере
действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная
полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и
организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и
некоторые другие.
1. Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и
согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие
социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных
классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,
которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и
достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного
имущества, на охрану частной собственности.
а) Под общественным порядком понимается система общественных
отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами
морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет
собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом
в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и
неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия
для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,
предприятий, учреждений, организаций.
Общественный порядок охраняется государственными органами,
общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении
общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены
различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине
нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт
1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные
принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64
Конституции Российской Федерации
В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так
и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется
законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан,
их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.
2. Экологическая функция:
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной
деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,
которая строится на принципах свободного рынка и свободного
предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-
финансовую и валютно-денежную системы.
3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что
они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу
каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности
сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в
иных случаях предусмотренных законом.”
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-
эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )
Поощряются добровольное социальное страхование, создание
дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья
39 пункт 3).
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения
жизненного уровня граждан.
4. Культурно - воспитательная функция:
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного
наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому
прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин
Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго
соблюдать их.
5. Природоохранительная функция:
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость
современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности
нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем
невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия
обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство,
обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех
организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования
природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших
общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции
осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации
как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей
территории.”
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность,
содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства
о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства
независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
2. Использование природных богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства.
3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и
строгая ответственность за его нарушение.
Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях
предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны
окружающей среды (статьи 50 - 87).
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.
2.1.1 Внешние функции.
1. Функция защиты из вне:
Данная функция является важнейшим направлением деятельности
государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и
территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют
Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным
законом.”
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Согласно статье 59 пункт 3 Конституции Российской Федерации:
“Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или
верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.” Также граждане достигшие 17-летнего
возраста имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они
не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской
Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами
Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или
непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на
территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное
положение...”
За воинское преступление - преступления против установленного порядка
несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время
прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность
(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены
в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.
Практическое исполнение функции защиты из вне так же возможно на
особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для
обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних
посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.
Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с
конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными
организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,
управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям
относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на
случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного
порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,
спокойствие и безопасность граждан.
2. Функция сотрудничества с другими странами.
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В
Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со
всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом
интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс
углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех
государств. На этой основе создаются различные организации деятельность
которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной
жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими
государствами различными отношениями: политическими, экономическими и
культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и
регулировать.
1.Политическиеотношения: Государство обязано защищать своих граждан
находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство
(статья 61 пункт 2 Конституции РоссийскойФедерации). Для поддержания
международных политических отношений государства обеспечиваются
представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
2.Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.
Ни одно государство не может существовать без экологических связей с
другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,
совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие
внешнеэкономической деятельности государства.
3.Культурные отношения:Культура каждого народа, государства является
достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так
как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает
культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.
Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:
международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое
другое.
3. Борьба с международной преступностью:
В последнее время все более широкие масштабы приобретает
международная преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля
оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных
преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой
проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе
с международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует
свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений,
проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет
более эффективно бороться с международной преступностью.
4. Участие в охране окружающей Среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды.
Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана
окружающей среды становится составной частью программы завершения
строительства материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием
природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и
больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также
оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств
правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по
охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы
и уголовные наказания.
2.1.2 Правовые формы выполнения функций.
Функции государства осуществляются в определенных формах и
определенными методами.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом
как одним из основных средств властвования. Через право государство
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8