Презумпция невиновности

суда приобретают силу общеобязательных актов толкования права.

И в заключение — о проблемах рассмотрения индивидуальных жалоб на

нарушения конституционных прав. Конституционные права гражданина реальны

лишь постольку, поскольку он может защитить их в суде. Конечно, может быть

достаточно обратиться за защитой и в обычный суд, но возможность обращения

в суд, специально созданный для защиты конституционных прав, принципиально

поднимает уровень защищенности таких прав.

Эти аргументы очевидны. Но столь же очевидно, что, для того чтобы

рассматривать по существу все жалобы граждан, считающих, что их

конституционные права нарушены непосредственно законами или актами

применения законов, понадобится примерно столько же конституционных судов,

сколько существует правоприменительных органов. Во всех странах, где

допускаются индивидуальные конституционные жалобы, конституционные суды не

в состоянии справиться с обилием таких дел, и это несмотря на то, что, как

правило, более 90% жалоб не принимается к рассмотрению.

Но все это никоим образом нельзя расценивать, как доводы против

предоставления гражданину права обращаться в конституционный суд. Практика

в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии и других странах, в которых

допускается обращение в конституционный суд с индивидуальной жалобой,

показала, что это право, как никакое другое, способствует формированию у

граждан уверенности в том, что они живут в обществе, в котором проводится

режим господства права, а такая уверенность — самый надежный фундамент

демократического конституционного государства". Если граждане уверены в

том, что по поводу своих прав они могут вступить в спор даже с

законодателем, они добиваются защиты своих прав всеми законными способами и

во всех случаях их нарушения. Граждане свободны и защищены в правовом

государстве постольку, поскольку это государство судей.

1.2.3. Высший арбитражный суд Российской Федерации

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел,

рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных

федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью

арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ

является также организационным центром системы арбитражных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской

Федерации можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он

рассматривает лишь две группы дел:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично)

ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы,

Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и

нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а

также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь

открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу

судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни

одного дела по первой инстанции не рассматривал.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе

арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по

протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов

России.

Кроме того, это аналитический центр системы. Он изучает и обобщает

практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых

актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики,

а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных

нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и

иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и

организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах

своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России

(прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными

судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию

условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их

правовому, организационному, материально-техническому и иным видам

обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полном

объеме занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в

этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации, и его

органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее

время состоит из:

. Пленума;

. Президиума;

. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских

и иных правоотношений;

. судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из

административных правоотношений.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным

законом правомочий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает

важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе

Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его

заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В

настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных

судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает ни по первой

инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он, в частности:

а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения

законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по

вопросам судебной практики;

б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о

проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и

договоров;

г) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных

составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

д) утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов

округов;

е) утверждает по представлению председателей арбитражных судов

федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав

президиумов этих судов;

ж) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в

составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его

заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть

введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

а) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в

законную силу судебные акты арбитражных судов в России;

б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах

рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух

раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,

возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются

заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и

обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию

законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и

т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

образуются судебные составы специализирующиеся на арбитражных делах

определенных категорий.

Новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов,

действующий при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Это

совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной,

кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов Российской Федерации.

Для реализации принятых им решений Председатель Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Одновременно при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует

Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-

обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики

применения законов по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и

его состав, утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации.

1.2.4. Верховный Суд Российской Федерации

Придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного

органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления

его компетенции: дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно,

по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а

также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим

судебным органом, поскольку эти дела рассматриваются соответственно

Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда

высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных

и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения

подсудности путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее

совершенных форм судебной деятельности. Высказываются, в частности,

предложения о создании специализированных подсистем общей юстиции – судов

по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.п. Если эти

предложения будут приняты законодателем, то статья 126 Конституции не

станет препятствием для их реализации.

В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации действует в составе

Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам и Военной

коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля

1981г. «О судоустройстве РСФСР», Гражданским процессуальным и Уголовно-

процессуальным кодексами. Он рассматривает дела в качестве суда первой

инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся

обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность,

выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, «осуществляет в

предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор».

Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция

судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает

максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить

право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на

рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой

инстанции (ст.122).

Длительное время считалось бесспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР

на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает

руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона «О

судоустройстве РСФСР»). При этом разъяснений подрывает принцип

независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не

подчиняться разъяснениям, которые являются для них руководящими и

обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей,

изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда

больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они

обязательны для судей.

2.Теория государства и права

2.1Функции государства

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо

четко уяснить - что такое государство и пути его ( государства )

происхождения.

Государство в классическом понимании этого слова, есть аппарат

подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка зрения выражается

в марксистской литературе.

Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает

достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.

Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятельно

исследованы в известной работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной

собственности и государства”. По мнению автора, человечество прошло три

стадии: дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом

степенью развития производственных сил. По мнению автора, толчком для

возникновения государства послужило совершенствование орудий труда, что

привело к расслоению общества и появлению угнетателей и угнетенных, а также

аппарата (государства) для охраны сложившегося строя. Таким образом Ф.

Энгельс является сторонником классического определения государства.

Я согласна с его точкой зрения на происхождение государства,

однако, не могу согласится с его определением государства.

Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о

государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо

рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-

функционального анализа этих понятий.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а

структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую

очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях,

есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально

обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением

которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные

стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства

называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной

жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,

относятся следующие виды функций:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования

государства в мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

1. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность), экономических и культурных связей.

1. Борьба с международной преступностью.

1. Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными

организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи

между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по

отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,

необходимость деятельности, ее направление, а государственная

организация - это та материальная сила, которая воплощает данную идею,

материализует ее. Государственная функция - это очень широкое направление

деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной

организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет

свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных

функций. Функции государства выполняются своей совокупностью

государственных организаций.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду

относятся государственные организации, которые осуществляют властную,

организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным

назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по

выполнению функций государства. Они создаются органами государства и

управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной

деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной)

действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возло-жено на

особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно

охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их

число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности,

милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные

организации.

В экономической сфере действуют государственные организации -

предприятия и учреждения, основным назначением которых является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты