Макроанализ реструктуризации РАО "ЕЭС России"

Особенно важно понимание объективных процессов регионализации для

России – крупнейшего в мире по территории государства. При этом стоит

подчеркнуть, что отдельные регионы России традиционно находились далеко не

в одинаковых условиях не только с точки зрения их обеспеченности природными

ресурсами, но и по составу властных полномочий, масштабам социально –

экономического развития, уровню жизни населения и другим важнейшим

показателям. Естественно, что на этом этапе, когда старая государственная

административная система была уже сломлена, а новая еще не создана,

возникло и начало набирать силу стремление отдельных регионов (особенно

республик) решать свои проблемы максимально самостоятельно с перетягиванием

в свою пользу властных функций, прежде принадлежавших центру.

Топливно-энергетический комплекс, или энергетика в широком смысле

слова, - важнейший инфраструктурный сектор экономики, характеризующийся

прежде всего системностью и масштабностью. Именно эти особенности ТЭК

обуславливают необходимость достачно жесткого отраслевого принципа

управления его функционированием. И эти же особенности предопределяют

необходимость дополнения отраслевого принципа управления комплекса

территориальным.[41]

Тем не менее, нельзя рассматривать региональную энергетическую

политику отдельно от общей политики провозглашенной государством.

Формирование основ такой политики целенаправленно ведется с 1992 г. В

сентябре 1992 г. Правительство Российской Федерации одобрило основные

положения Концепции энергетической политики в новых экономических условиях.

В мае 1995 г. Указом Президента России (№ 472 от 07.05.95 г.) утверждены

"Основные направления энергетической политики Российской Федерации на

период до 2010 года", а несколько позже постановлением Правительства (№

1006 от 13.10.95г.) одобрены основные положения Энергетической стратегии

России. В 1997 г. утверждены Указом Президента России (№426 от 28.04.97 г.)

«Основные положения структурной реформы в сфере естественных монополий», а

постановлением Правительства (№987 от 07.08.97 г.) «Программа мер по

структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах

естественных монополий». Этими документами были определены основные

направления энергетической политики, цели, приоритеты и механизмы их

реализации. В качестве главной задачи энергетической политики страны на

этапе до 2010 года провозглашалась структурная перестройка отраслей

топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – основы энергетического сектора и

всей экономики России.

Долгосрочная энергетическая политика Российской Федерации, определяя

условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и

предпринимателей в энергетическом секторе экономики нацелена на:

. устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями;

. повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов

и создание необходимых условий для перевода экономики страны на

энергосберегающий путь развития;

. создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития

топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных

отношений;

. уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;

. поддержание экспортного потенциала ТЭК и расширение экспорта его

продукции;

. сохранение энергетической независимости России, обеспечение

энергетической безопасности Российской Федерации.

Энергетическая стратегия России, как государственный документ,

отражающий основную суть, квинтэссенцию энергетической политики,

предусматривает формирование среды и условий, обеспечивающих достижение

указанных целей[42].

Сочетание региональной и государственной энергетической политики

позволяет сделать следующие выводы:

- производить и потреблять ресурсов нужно больше, поскольку

энерговооруженность определяет уровень развития государства;

- одновременно необходимо резко повысить эффективность использования

топлива и энергии;

- между различными территориями сложилась огромная разница по основным

энергоэкономическим показателям;

- отсутствие региональной энергетической политики привело к сокращению

регионов – доноров и росту числа регионов – реципиентов, а также к

гипертрофированной концентрации финансовых потоков и капитала всего в одном

– двух субъектах Федерации;

- большинство территорий характеризуются слаборазвитой энергетикой и

существенно зависит от внешних связей;

- ряд территорий не имеет причин для возникновения кризисных ситуаций,

хотя такие ситуации там тем не менее возникают, и определяющим фактором

являются провалы в организационном и административном управлении.

3.2. Краткая характеристика ТЭК Приволжского Федерального округа

Приволжский федеральный округ обладает достачно мощным топливно-

энергетическим комплексом. По производству основных нефтепродуктов округ

занимает первое место в стране, по добыче нефти и газа - второе, по

производству электроэнергии – третье место.

Несмотря на наличие собственных топливно-энергетических ресурсов

федеральный округ традиционно является дефицитным по углю, нефти,

природному газу и электроэнергии. Но в последние годы из-за снижения

потребления нефти и электроэнергии округ из дефицитного стал избыточным.

Основными направлениями развития энергетического сектора Приволжского

федерального округа на перспективу являются следующие:

. техническое перевооружение объектов электро- и теплоэнергетики с

увеличением мощности, сохранение оптимальных пропорций между

различными типами генерирующих мощностей;

. интеграция территориальных электроэнергетических систем Приволжского и

Уральского федеральных округов по режимам производства и распределения

электроэнергии;

. стабилизация добычи нефти и газа на базе использования новейших

технологий;

. реконструкция и модернизация мощностей в нефтеперерабатывающей

промышленности региона;

. обеспечение транзита через территорию региона энергоресурсов из

восточных районов в западные районы страны и на экспорт;

. повышение эффективности использования топлива и электроэнергии;

. преодоление тяжелой экологической обстановке связанной с высокой

концентрацией энергопроизводства и энергопотребления в промышленных

узлах.[43]

3.3. Энергетика в Республике Татарстан

Энергетическая отрасль в республике представлена открытым акционерным

обществом "Татэнерго", которое является вертикально-интегрированной

компанией, занимающейся производством, передачей, распределением и сбытом

электрической и тепловой энергии на территории Республики Татарстан.

Технологический комплекс энергетических объектов, входящих в ОАО

"Татэнерго", в совокупности с энергетическими объектами, находящимися в

собственности государства и объединенных единой системой диспетчерского и

производственно-хозяйственного управления, образуют энергосистему

Республики Татарстан. Энергосистема Республики Татарстан работает с Единой

энергетической системой России на основе единого технологического процесса

и единых принципов диспетчерского управления.

ОАО "Татэнерго" - один из ведущих в России электроэнергетических

комплексов. В состав Татэнерго входит 30 филиалов, в том числе 9

действующих тепловых электрических станций, гидроэлектростанция на реке

Кама, 9 электросетевых предприятий, предприятие тепловых сетей, предприятие

"Энергосбыт", а также предприятия и организации, осуществляющие

транспортные перевозки, ремонтное обслуживание и наладку

энергооборудования, производство строительных материалов, научно-

техническое, инженерное и проектно-конструкторское обеспечение, обучение

персонала и ряд других функций.

Установленная электрическая мощность электростанций объединения на

01.01.2003 года составляет 6986 МВт, тепловая мощность - 15203 Гкал/ч.

Протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи с

напряжением 0,4-500 кВ составляет более 57 тысяч километров, в том числе

линий 35-500 кВ - более 10 тысяч километров. Объединение обеспечивает

электрической и тепловой энергией Республику Татарстан - крупный

индустриальный и сельскохозяйственный регион площадью 68000 квадратных

километров и может выдавать дополнительно сверх потребностей республики

1000-1500 МВт электрической мощности.

ОАО "Татэнерго" является энергосбалансированной системой. Учитывая

существенный резерв мощности ОАО "Татэнерго" имеет потенциальную

возможность увеличения экспорта энергии в другие энергосистемы. Ежегодно

энергосистема вырабатывает около 23 миллиардов кВт/ч электрической энергии

и отпускает более 30 миллионов Гкал тепловой энергии, в зависимости от

имеющегося спроса на энергию и от загрузки мощностей. Численность

промышленного производственного персонала объединения в 2002 году составила

около 20 тысяч человек (всего - 21,9 тысяч человек).

По объему реализации продукции, балансовой прибыли и численности

персонала ОАО "Татэнерго" входит в число крупнейших энергетических

предприятий Российской Федерации. ОАО "Татэнерго" является энергетической

базой расположенных в республике крупных объектов нефтедобывающей,

нефтеперерабатывающей, нефтехимической, резинотехнической и

автомобилестроительной промышленностей. Основная часть потребителей ОАО

"Татэнерго" сосредоточена на территории Республики Татарстан, и перспективы

его развития в среднесрочном и долгосрочном плане связаны с экономическим

оживлением и подъемом в Татарстане.

Имея первостепенное значение для экономического развития Республики

Татарстан, ОАО "Татэнерго" несет также значительную социальную нагрузку.

Ряд предприятий ОАО "Татэнерго" имеет градообразующую функцию.

В настоящее время ОАО "Татэнерго" проводится активная работа с

Правительствами Республики Башкортостан и Удмуртской Республики по принятию

оптимального режима эксплуатации водохранилища Нижнекамской ГЭС, а также

созданию и реализации приемлемой для сторон модели взаимоотношений на

оптовом региональном рынке.

Проводится разработка инвестиционной программы по реконструкции и

замене ряда физически-изношенных мощностей, с расчетом на привлечение

внешнего финансирования и потенциальных стратегических инвесторов, в числе

которых крупнейшие республиканские предприятия.

В ближайшем будущем планируется приступить к реализации важного для

республики проекта строительства ВЛ-500кВ Киндери-Казань-Кама, ПС Казань-

500 и ПС Кама 500 кВ. Ввод в работу этих объектов позволит более экономично

перераспределить нагрузки как энергосистемы, так и ОЭС Средней Волги в

целом и обеспечить надежное электроснабжение потребителей Казанского

региона.

В конце 2001 года Правительством РФ была принята федеральная целевая

программа "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу

до 2010 года", куда вошли мероприятия, предложенные ОАО "Татэнерго", на

реализацию которых предусмотрены средства федерального бюджета.

Исходя из основных направлений реформирования электроэнергетики,

принятых Правительством РФ, планируется серьезнейшая структурная

перестройка отрасли. ОАО "Татэнерго", как и всем предприятий отрасли,

необходимо будет пройти через разделение по видам деятельности и

качественно изменить систему управления предприятием. Эти меры должны

привести к повышению эффективности функционирования отрасли, привлечению

внешних инвестиций в развитие электроэнергетики. Для достижения этих целей

проводится коммерциализация, акционирование и приватизация энергосистемы.

Стратегия реформирования и развития ОАО "Татэнерго" направлена на

создание устойчивой системы энергообеспечения Республики Татарстан, путем

формирования инвестиционно привлекательной компании (в виде энергетического

холдинга), управляемой через корпоративные механизмы, конкурентоспособной

как на российском оптовом электроэнергетическом рынке, так и на

региональном рынке электроэнергии и тепла.[44]

В соответствии с общими тенденциями развития отрасли, предполагается

разделение компании по видам деятельности. Так, в настоящее время учреждены

ОАО "Генерирующая компания", ОАО "Сетевая компания" и ОАО "Диспетчерский

центр". В ближайшем будущем предполагается сформировать на базе данных

предприятий полноценные бизнес - единицы с полным контуром управления

соответствующими видами деятельности.

На уровне материнской компании предполагается оставить функции

стратегического планирования, корпоративного управления, центра инвестиций

и иные стратегические функции. Разделение по видам деятельности в

совокупности с внедрением рыночных отношений в отрасли будет

способствовать повышению рыночной стоимости и инвестиционной

привлекательности предприятия и как следствие - росту инвестиций в

компании. Технологическими целями инвестиций в будущем будет являться

замена существующего изношенного основного генерирующего и передающего

оборудования на новое высокопроизводительное оборудование, в частности,

внедрение газотурбинных и парогазовых генерирующих мощностей, формирование

автоматизированной системы коммерческого учета энергии для большинства

потребителей, своевременное обновление передающего оборудования сетей и т.

д.

Конечной целью преобразований должно являться формирование на базе ОАО

"Татэнерго" совокупности конкурентоспособных рыночных субъектов,

обеспечивающих надежное и бесперебойное снабжение потребителей

электрической и тепловой энергией.

3.3.1. ОАО «Диспетчерский центр»

ОАО «Диспетчерский центр» создано в соответствии с Основными

направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации,

утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от

11.07.01г. №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»,

во исполнение Указа Президента Республики Татарстан от 8.08.01 г. №УП-673

«О дальнейших мерах по реформированию электроэнергетики Республики

Татарстан».

Постановлением Кабинета Министров РТ №676 от 24.09.2001 г. определено,

что основными задачами Компании является управление режимами работы

энергетической системы Республики Татарстан, составление и исполнение

балансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежности

энергосистемы Республики Татарстан и показателей качества электроэнергии.

Основными видами деятельности ОАО "Диспетчерский центр" являются

разработка и ведение режимов работы электростанций, сетей, обслуживающих

бесперебойность энергоснабжения потребителей и обеспечивающих экономичность

работы оборудования компаний и рациональное использование энергоресурсов

при соблюдении режимов потребления.

На сегодня основным видом деятельности является получение доходов от

сдачи в аренду оборудования[45].

Процесс реструктуризации в Татарстане только набирает обороты. Но уже

сегодня можно говорить о целевом направлении, выбранном ОАО «Татэнерго»,

которое соответствует концепции реформирования РАО «ЕЭС России».

3.3.2. ОАО «Генерирующая компания»

Основным видом деятельности Компании является выработка электрической

и тепловой энергии на тепло- и электростанциях, в том числе включенных в

единую энергетическую систему, выдача энергии электрическим и тепловым

сетям с поддержанием нормального качества отпускаемой энергии – нормируемых

частоты и напряжения электрического тока, давления и температуры

теплоносителей.

Основными видами деятельности ОАО "Генерирующая компания" является

выработка электрической и тепловой энергии, а также сбыт электрической и

тепловой энергии. На сегодня производственная деятельность не велась,

оборудование также сдаютя в аренду.

ОАО "Генерирующая компания" намерено осуществлять свою

производственную деятельность на энергетическом рынке Республики Татарстан.

В 2004 году планируется получение лицензий, необходимых для начала

осуществления основной производственной деятельности, реконструкция и

модернизация основных средств, перевод персонала из ОАО «Татэнерго»,

создание филиалов и начало основной производственной деятельности[46].

3.3.3. ОАО «Сетевая компания»

Основным видом деятельности Компании является преобразование,

распределение и отпуск электрической энергии. Поддержание нормального

качества отпускаемой энергии – нормируемых частоты и напряжения

электрического тока.

Основным видом деятельности являются транспортировка и распределение

энергии по электрическим сетям.

Основным видом деятельности на сегодня является получение доходов от

сдачи в аренду оборудования.

В 2004 году планируется получение лицензий необходимых для начала

осуществления основной производственной деятельности, перевод персонала из

ОАО «Татэнерго», создание филиалов и начало основной производственной

деятельности.[47]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты