Макроанализ реструктуризации РАО "ЕЭС России"

реальной экспансии[10].

По мере создания сбытовой системы приоритет сменился. Экспансия в

неэнергетические отрасли была признана нецелесообразной, и был поставлен

вопрос о монетизации расчетов. В системе РАО к 2001 году бартер практически

изжит, он остался только в части расчетов с местными бюджетами (когда

местные власти говорят, что денег нет, но готовы поставлять уголь,

приходится идти на компромисс). По итогам 2000 года в целом 89% платежей –

это денежные расчеты. При этом надо понимать, что резкое сокращение

расчетов суррогатами было обусловлено масштабным улучшением платежной

дисциплины бюджета. Бюджет начал платить живыми деньгами – и монетизация

финансов РАО пошла сама собой.

Справедливости ради необходимо отметить, что уровень монетизации вырос

не только в РАО, но и в других энергокомпаниях (например, в «Татэнерго»

доля денег в расчетах поднялась с 5% до 80%), и даже в компаниях других

отраслей. Действия менеджмента РАО ЕЭС совпали с общим оздоровлением

системы расчетов в стране.[11]

Уход от бартера позволил поставить вопрос о введении системы

бюджетирования на всех уровнях – от дочерних компаний до центрального

офиса.

Основным документом, определяющим волю собственника, на сегодня

является бизнес-план, фиксирующий приоритеты материнской компании. Пока

принятый горизонт планирования – год. Неотъемлемая часть плана –

подробнейший бюджет (с детализацией на 800 строк). На сегодняшний день все

расходы в РАО осуществляются исключительно соответственно бюджету. Для

этого создана система исполнения бюджета с точки зрения управленческой

конструкции, разработка бюджета отделена от его исполнения и контроля.

Создана система казначейств, которые исполняют бюджеты. Центральный аппарат

РАО оперативно отслеживает около восьми контрольных показателей исполнения

бюджета всех дочерних компаний.

Введение бюджетирования качественно повысило прозрачность компании и

эффективность управления[12].

1.6. Критика управления РАО «ЕЭС России»

Низкая эффективность производства электроэнергии. Себестоимость

электроэнергии в России ниже ее себестоимости за рубежом в первую очередь

за счет заниженных цен на топливо, и прежде всего на газ. Численность

персонала сейчас превосходит доперестроечный уровень.

Причин этому несколько. Первая – крайне плохое состояние

производственных фондов. Они устарели не только и даже не столько

физически, сколько морально. Вторая – государственная политика в области

регулирования естественных монополий. Несоразмерно низкие цены на газ никак

не стимулировали применение ресурсосберегающих технологий. Но самое

главное, определение тарифов по затратному принципу стимулирует не

снижение, а, напротив, раздувание издержек.

Неэффективность экспорта. В настоящее время в качестве одной из

приоритетных задач рассматривается экспорт электроэнергии (см. выше). В

настоящее время он высокорентабелен и, самое главное, гарантирует не просто

денежные, а валютные (минимален риск инфляции) поступления. Однако с точки

зрения даже среднесрочной перспективы эффективность этой политики довольно

спорна. Повышение цен на газ до рыночного уровня (примерно втрое) приведет

к снижению рентабельности до нуля, а возможно, и к убыткам. В этом смысле

более предпочтителен экспорт непосредственно газа. Однако здесь вмешиваются

уже геополитические факторы, исходя из которых государство будет

поддерживать даже неприбыльный экспорт энергии.

РАО «ЕЭС России» не в состоянии обеспечить необходимый для поддержания

бесперебойного энергоснабжения уровень запасов топлива. Наиболее остро эта

проблема проявилась в Приморье, однако она имеет место в большинстве

регионов. В течение десятилетия уровень запасов неуклонно снижался. Помимо

опасности перебоев в энергоснабжении это чревато и финансовыми издержками.

Топливо закупается не тогда, когда в результате сезонных колебаний оно

падает в цене, а в моменты пикового спроса, по максимальной цене. Отчасти

это результат того, что АО-энерго не обладают необходимыми оборотными

средствами. Положение пока не меняется, даже невзирая на повышение

платежной дисциплины и монетизацию расчетов. Результат – теплостанции

буквально работают с колес, постоянно есть угроза жизнеобеспечению. Решение

этой проблемы – одна из основных задач.[13]

ГЛАВА 2. МАКРО АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ НА 2003 – 2008 гг. «5+5»

2.1. Основные цели и задачи реструктуризации РАО «ЕЭС России»

Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли

являются:

- повышение эффективности предприятий электроэнергетики;

- создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

При этом основными задачами реформы являются следующие:

- разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача

и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные

(производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;

- создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах

деятельности;

- обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных

монополий;

- эффективное и справедливое государственное регулирование

естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и

обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий

РАО "ЕЭС России" будет стремиться к достижению указанных целей

реформирования, с учетом:

- обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения

добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и

долгосрочной перспективе;

- обеспечения баланса между исполнением интересов собственников

компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая

потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников

компании.

Реформирование отрасли задано нормативными актами и является

абсолютным императивом для РАО "ЕЭС России". Компания, являющаяся одним из

крупнейших и наиболее важных субъектов реформирования отрасли, займет

активную позицию в содействии исполнительным органам власти в продвижении

реформы, формировании конкретных моделей, механизмов её реализации.[14]

Необходимо отметить, что РАО «ЕЭС России» начало готовиться к

предстоящим преобразованиям и повышать ликвидность своих дочерних компаний

задолго до утверждения концепции реструктуризации. Для начала «ЕЭС России»

запретило своим «дочкам» принимать оплату за продукцию с помощью зачетов,

векселей и бартерных схем. Если еще в начале 1998 года доля расчетов

деньгами составляла всего 15-20%, то к концу 2000 года этот показатель

составил 100%. Кроме того, менеджмент компании добился того, что

кредиторска задолженность снизилась на 20%, дебиторская на 25%. Еще в 2000

году РАО впервые за всю историю получило прибыль от основной деятельности

по международным стандартам финансовой отчетности в 8 млрд. руб. (против 28

млрд. убытков в 1999 году.)

Также в рамках подготовке к реструктуризации и проведения работ по

выводу наиболее проблемных энергосистем РАО создает так называемые

управляющие энергокомпании. Заявленная цель – объединить несколько

энергосистем для антикризисного управления и подготовить их к

реформированию. Но главное в том, что при создании таких управляющих

компаний местные губернаторы фактически теряют контроль над ранее

подконтрольными энергосистемами.[15]

Первой ласточкой стала Средневолжская межрегиональная управляющая

компания (СМУЭК). В структуру (СМУЭК) вошли «Калмэнерго», «Саратовэнерго» и

«Самараэнерго». Следующим шагом было создание аналогичных управляющих

компаний:

- Кавказская энергетическая управляющая компания «КВЭУК» (в составе:

«Ингушэнерго», «Карачаево - Черкесэнерго», «Севкавказэнерго» и

«Каббалкэнерго»);

- Северная энергетическая управляющая компания «СВУЭК» (в составе:

«Архэнерго», «Костромаэнерго» и «Вологдаэнерго»);

- Дальневосточная энергетическая управляющая компания «ДВЭУК» на базе

«Дальэнерго» и ЗАО ЛуТЭК;

- Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад»

(ВоГЭК).[16]

Поставленные в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» цели и

задачи на сегодня глубоко уходят корнями в проделанную многолетнюю работу

по подготовке к реформированию. Первый опыт создания управляющих компаний

уже показал свою эффективность. В соответствии с целью, обеспечения

надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей

предприятий, входящих в РАО «ЕЭС России», все проблемные энергосистемы

улучшили свое финансовое состояние и повысили уровень надежности и

бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей.

РАО «ЕЭС России» на сегодня имеет все средства и в соответствие с

данными государством полномочиями реально может осуществить каждую из

поставленных в концепции целей. Основной задачей менеджмента компании

является продолжение многолетней работы по реформированию отрасли.

2.2. Законодательная база

Реализация реформирования электроэнергетики Российской Федерации

невозможна без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим

Правительством Российской Федерации был разработан и внесён в

Государственную Думу пакет законопроектов, регламентирующий реформирование

электроэнергетической отрасли и РАО «ЕЭС России», задающий основные контуры

и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях

конкуренции и строго регламентированного государственного вмешательства в

хозяйственные отношения.

В пакет законопроектов вошли проекты следующих федеральных законов:

. «Об электроэнергетике»[17],

. «О введении в действие федерального закона «Об электроэнергетике»,

. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном

регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской

Федерации»[18],

. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных

монополиях»[19],

. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса

Российской Федерации",

. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".

Государственной Думой и Советом Федерации РФ указанный пакет

законопроектов был одобрен и подписан Президентом РФ.[20]

В ходе дебатов о путях развития реформирования российской энергетики и

сторонники, и противники нынешнего варианта реформы соглашались в одном –

объективную оценку принятых решений может дать только жизнь. Но и по

указанному пакету законопроектов уже можно сделать предварительные выводы

по тенденциям и направлениям развития отрасли, и о ее функционировании в

переходном периоде.

2.3. Переходный период

С момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» (то есть с

момента его официального опубликования) и до вступления в силу утверждённых

Правительством правил оптового рынка (которое должно состояться не ранее 1

июля 2005 года) функционирование электроэнергетики будет происходить в

условиях переходного периода. Данный период необходим с целью отработки

рыночных механизмов организации хозяйственных отношений в электроэнергетике

и обеспечения последовательного перехода от существующей системы

административной регуляции к формированию конкурентной среды[21]. В

переходный период будет обеспечена подготовка электроэнергетического

комплекса к работе в новых условиях, предполагающих конкурентную

организацию хозяйственных отношений с сохранением необходимого уровня

административного регулирования в секторах, где формирование рыночных

условий невозможно. В данный период изменения в отрасли будут протекать по

следующим основным направлениям:

- Переход от вертикально – интегрированных энергокомпаний к разделению

видов деятельности.

В переходный период будет обеспечено полное разделение потенциально

конкурентных и естественно–монопольных видов деятельности в

электроэнергетике. Последовательность перехода от

вертикально–интегрированных компаний к раздельному осуществлению видов

деятельности будет достигнута за счёт поэтапного процесса разделения.

Так, до 1 января 2005 года все виды деятельности в электроэнергетике

будут распределены между самостоятельными организациями. Эти организации

будут создаваться путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате

будет достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта,

диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов

деятельности.

Дополнительным условием, которое исключит в будущем возможность для

злоупотребления ресурсами ранее существующей интегрированной

структуры, является запрет на одновременное владение имуществом,

используемым для осуществления естественно–монопольных и потенциально

конкурентных видов деятельности.

В результате первоначально существующую структуру вертикальной

интеграции на региональном уровне, в основе которой лежит организационное

единство, заменит система объединения направлений хозяйственной

деятельности в рамках управляющих компаний.

В дальнейшем, до момента окончания переходного периода (который

состоится не ранее 1 июля 2005 года) будет достигнуто разделение видов

деятельности в рамках аффилированных лиц и групп лиц (т.е. физических и

юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и

(или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

Вместе с тем, в ряде случаев совмещение видов деятельности в

электроэнергетике будет необходимо. В связи с этим, право на одновременное

осуществление монопольных и конкурентных видов деятельности будут иметь

хозяйствующие субъекты, которые:

. функционируют в рамках изолированных энергосистем, при условии

отсутствия или ограничения конкуренции;

. осуществляют деятельность по оперативно–диспетчерскому управлению

и деятельность по передаче электроэнергии исключительно в целях

удовлетворения собственных производственных нужд;

. территориальные сетевые компании, которые получили статус

гарантирующего поставщика.

Непосредственно с момента вступления в силу закона «Об

электроэнергетике» начнут действовать его положения, определяющие порядок

оказания услуг по передаче электрической энергии и оперативно-

диспетчерскому управлению.

Такие меры помогут осуществить последовательный переход от интеграции

к рыночной системе отношений и станут фундаментом для последующей отмены

регулирования в сфере ценообразования и развития конкурентных рынков.

- Введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное

ценообразование и тарифное регулирование.

Функционирование оптового и розничных рынков электрической энергии до

вступления в силу положений закона «Об электроэнергетике», регламентирующих

порядок организации хозяйственных отношений на указанных рынках, будет

осуществляться на основе утверждённых Правительством правил оптового рынка

электроэнергии переходного периода. В этот период реализация электроэнергии

на оптовом рынке будет осуществляться как по регулируемым тарифам, так и по

свободным ценам. Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать по

свободным ценам каждый поставщик – субъект оптового рынка, будут определены

Правительством. Тарифное регулирование в переходный период будет

осуществляться в соответствии с действующим федеральным законом «О

государственном регулировании тарифов…» от 14.04.1995г. №41-ФЗ, а в части

не урегулированной этим законом будут применяться положения закона «Об

электроэнергетике».

В целях регулирования тарифов в этот период Правительство будет

ежегодно, до принятия бюджета устанавливать предельные уровни тарифов на

электрическую энергию. При этом будет обеспечена защита интересов

населения посредством утверждения для нее отдельных предельных уровней цен.

- Завершение процесса формирования новых участников хозяйственных

отношений в электроэнергетике.

В рамках переходного периода будет завершён процесс формирования

организационной и имущественной структуры новых участников хозяйственных

отношений в сфере электроэнергетики.

Так, до окончания переходного периода реформирования (до вступления в

силу утверждённых Правительством правил оптового рынка) участие РФ в

уставном капитале Организации по управлению единой национальной

электрической сетью и Системном операторе (которые к настоящему моменту

созданы в качестве 100% дочерних обществ РАО «ЕЭС России») должно быть

обеспечено в размере не менее, чем 52%.

До обеспечения указанного размера доли участия РФ в уставном капитале

Организации по управлению единой национальной электрической сетью и

Системном операторе отчуждение их акций и (или) имущества (за исключением

денежных средств), внесенного в оплату уставного капитала, не допускается.

В последующий период РФ увеличивает долю своего участия в уставных

капиталах указанных компаний всеми законными способами до уровня не менее,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты