,
где - средняя масса вагона брутто, т;
- погрузка на участке, ваг.;
- выгрузка на участке, ваг.;
- длина участка, км.
Средняя масса груженого вагона брутто определяется по формуле, т:
,
где - тонно-километры брутто груженых вагонов;
- пробег груженых вагонов, ваг-км.
Таблица 2.4 - Определение тонно-километров брутто вагонов
Участки отделения дороги | Тонно-километры нетто , млн. | Вагоно-километры, тыс. | Масса тары вагона , т/ваг. | Ткм тары груженых вагонов , млн. | Ткм брутто груженых вагонов , млн. | Ткм брутто (ткм тары) порожних вагонов , млн. | Всего ткм брутто груженых и порожних вагонов , млн. | ||
груженых | порожних | ||||||||
А-Б | 6644,450 | 151351 | - | 23,0 | 3481,073 | 10125,52 | - | 10125,52 | |
Б-А | 5315,050 | 121074 | 30311 | 23,0 | 2784,702 | 8099,75 | 697,15 | 8796,90 | |
Б-В | 7039,800 | 160362 | - | 23,0 | 3688,326 | 10728,13 | - | 10728,13 | |
В-Б | 5631,300 | 128286 | 32103 | 23,0 | 2950,578 | 8581,88 | 738,37 | 9320,25 | |
Всего по отделению дороги за год | 24630,6 | 561073 | 62414 | 23,0 | 12904,679 | 37535,28 | 1435,52 | 38970,80 |
В четном направлении тонно-километры брутто груженых вагонов определяются по формуле (2.9), порожних вагонов:
,
где - вес тары вагона, т;
- абсолютное значение разницы между выгруженными и погруженными вагонами на участке в целом (т. е. по обоим направлениям):
- имеет место отправление со станций участка порожних вагонов;
- подача с других станций недостающих под погрузку вагонов.
Тонно-км брутто сборных поездов в четном направлении:
.
Тонно-километры сквозных поездов определяются разницей между ткм всех поездов и ткм сборных поездов.
Распределение тонно-километров брутто по категориям поездов выполнено в табл. 2.5.
Таблица 2.5 - Расчет тонно-километров брутто сборных поездов
Участок отделения дороги | Во всех категориях, млн. | В сборных | В сквозных, млн. | |||||||||||
ткм брутто груженых | ткм брутто порожних | всего ткм брутто | груженых | порожних | всего ткм брутто, млн. | ткм брутто груженых | ткм брутто порожних | всего ткм брутто | ||||||
погрузка + выгрузка, тыс. ваг. | масса вагона брутто, т | тонно-км брутто, млн. | выгрузка - погрузка обоих направлений участка, тыс. ваг. | масса тары вагонов, т | тонно-км брутто, млн. | |||||||||
А-Б | 10125,52 | - | 10125,52 | 9,6 | 66,9 | 54,590 | - | 23 | - | 54,590 | 10070,9 | - | 10070,9 | |
Б-А | 8099,75 | 697,15 | 8796,90 | 9,4 | 66,9 | 53,453 | 0,2 | 23 | 0,391 | 53,844 | 8046,3 | 696,8 | 8743,1 | |
Б-В | 10728,13 | - | 10728,13 | 8,9 | 66,9 | 53,586 | - | 23 | - | 53,586 | 10674,5 | - | 10674,5 | |
В-Б | 8581,88 | 738,37 | 9320,25 | 8,4 | 66,9 | 50,576 | 0,5 | 23 | 1,035 | 51,611 | 8531,3 | 737,3 | 9268,6 | |
Всего | 37535,28 | 1435,52 | 38970,80 | 36,3 | - | 212,205 | 0,7 | - | 1,426 | 213,631 | 37323,0 | 1434,1 | 38757.1 |
2.1.4 Определение пробегов и эксплуатируемого парка локомотивов
Пробеги поездов рассчитываются раздельно по следующим категориям:
а) сквозные груженые;
б) сквозные порожние;
в) сборные.
Сквозные груженые поезда осваивают основной грузопоток и имеют установленную весовую норму. Различают следующие способы установления норм:
с учетом ограничений по силе тяги локомотивов;
с учетом ограничений по длине приемоотправочных путей.
Для определения пробега сквозных груженых поездов (поездо-км) используется следующая формула:
= 11141(тыс поездо-км),
где - тонно-километры брутто сквозных груженых поездов;
- весовая норма для сквозных груженых поездов, 3350 т (прил. 2).
Формула для расчета пробега сквозных порожних поездов (поездо-км) имеет следующий вид:
(тыс поездо-км),
где - тонно-километры брутто сквозных порожних поездов;
- весовая норма для сквозных порожних поездов, т.
Весовую норму (в тоннах) получают расчетным путем с учетом ограничений по длине приемо-отправочных путей:
(т.),
где - среднее число вагонов в поезде.
Требующаяся для этого расчета величина состава поезда (ваг.) определяется по формуле:
(ваг.),
где - длина приемо-отправочных путей, м (прил. 2);
- средняя длина вагона, м (прил. 2);
50 - длина пути на установку локомотива, м.
Расчет поездо-километров сборных поездовМетодика расчета поездо-км связана с ограничением массы поездов брутто ( для всех вариантов равна 1500 т).Методом подбора определяем количество поездов, а затем расчетную массу брутто поезда.Расчет сделать отдельно для каждого участка в груженом направлении.Количество поездов в порожнем направлении принимается равным груженому направлению.Подбор поездов целесообразно сделать в табличной форме (табл. 2.6).Таблица 2.6 - Определение количества сборных поездов
Участки отделения дороги | Принимаемое к расчету количество сборных поездов | Поездо-км сборных поездов груженого направления за год | Расчетная масса брутто сборного Поезда т. | |
А-Б | 1 | 62050 | 879,774 | |
Б-В | 1 | 65700 | 815,616 |
Величины поездо-км по категориям поездов рассчитываются в табл. 2.7. Результаты расчетов используются для определения суточных размеров движения поездов и одиночных локомотивов (табл. 2.8).В табл. 2.8 заносят значения поездо-км по категориям поездов, определяют общие поездо-км по направлениям каждого участка. Пробеги локомотивов одиночного следования
= ,
где - значения поездо-км по направлениям участка; из большего вычитают меньшее (результат заносят в табл. 2.8 в строку участка по графе локомотиво-км одиночно следовавших локомотивов того направления участка, где).
Количество поездов и одиночно следовавших локомотивов за год () рассчитывается делением поездо-км () и локомотиво-км одиночно следовавших локомотивов () на протяженность конкретного участка данного направления (). Их значения считать в единицах, округляя до целого большего числа. Правильность расчетов проверяется равенством локомотиво-километров линейного пробега по направлениям участков или суммой поездов и одиночно следовавших локомотивов по каждому направлению конкретного участка (табл. 2.8).
Эксплуатируемый парк локомотивов () - это парк, который необходим для обеспечения заданного объема перевозок. Оборот одного локомотива складывается из времени нахождения локомотивов в движении (), простоев на промежуточных станциях (), на станциях основного () и оборотного депо (), в пунктах смены локомотивных бригад ().
Общее время всех локомотивов:
+ =
= + + .
, , , ,
определяются произведением количества поездов (N) и одиночно следующих локомотивов () и соответствующего времени (t):
.
Таблица 2.7 - Определение величины поездо-км
Участок отделения дороги | Сборные поезда | Сквозные поезда | Все категории поездов | |||||||||
всего ткм брутто, млн. | количество поездов в сутки | поездо-км, тыс. | средняя масса поезда брутто, т | груженые | порожние | |||||||
ткм брутто, млн. | масса груженого поезда брутто, т | поездо-км, тыс. | ткм брутто, млн. | масса порожнего поезда брутто, т | поездо-км, тыс. | |||||||
А-Б | 54,590 | 1 | 62,050 | 879,774 | 10070,9 | 3500 | 2877,4 | - | 1978 | - | 2939,45 | |
Б-А | 53,844 | 1 | 62,050 | 879,774 | 8046,3 | 3200 | 2514,5 | 696,9 | 1978 | 352,33 | 2928,88 | |
Итого | 108,434 | 2 | 124,1 | _ | 18117,2 | 6700 | 5391,9 | 696,9 | _ | 352,33 | 5868,33 | |
Б-В | 53,586 | 1 | 65,700 | 815,616 | 10674,5 | 3500 | 3049,9 | - | 1978 | - | 3115,6 | |
В-Б | 51,611 | 1 | 65,700 | 815,616 | 8531,3 | 3200 | 2666,0 | 737,3 | 1978 | 372,75 | 3104,45 | |
Итого | 105,197 | 2 | 131,4 | _ | 19205,8 | 6700 | 5715,9 | 737,3 | _ | 372,75 | 6220,05 | |
Всего по отделению дороги | 213,631 | 4 | 255,5 | _ | 37323,0 | 13400 | 11108 | 1434,1 | _ | 725,1 | 12088,38 |
Таблица 2.8 - Расчет суточных размеров движения поездов и одиночных локомотивов по участкам отделения дороги
Участок | Протяженность участка , км | Поездо-км за год, тыс. | Локомотиво-километры одиночного следования , тыс. | Всего локомотиво-километры линейного пробега, тыс. | Количество поездов и одиночных локомотивов | ||||||||||||
сборные | сквозные | Всего | за год | за сутки | |||||||||||||
груженые | порожние | сборных | сквозных | одиночных локомотивов | сборных | сквозных | одиночных локомотивов | всего | |||||||||
груженых | порожних | груженых | порожних | ||||||||||||||
А-Б | 170 | 62,050 | 2877,4 | - | 2939,45 | 10,57 | 2939,45 | 365 | 16926 | - | 62 | 1 | 46 | - | 0.2 | 47 | |
Б-А | 170 | 62,050 | 2514,5 | 352,33 | 2928,88 | _ | 2939,45 | 365 | 14791 | 1914 | _ | 1 | 40 | 5 | _ | 46 | |
Итого | _ | 124,1 | 5391,9 | 352,33 | 5868,33 | 10,57 | 5878,9 | 730 | 31717 | 1914 | 62 | 2 | 86 | 5 | 0.2 | 93 | |
Б-В | 180 | 65,700 | 3049,9 | - | 3115,6 | 11,15 | 3115,6 | 365 | 16944 | _ | 62 | 1 | 46 | - | 0.2 | 50 | |
В-Б | 180 | 65,700 | 2666,0 | 372,75 | 3104,45 | _ | 3115,6 | 365 | 14811 | 2071 | _ | 1 | 41 | 6 | _ | 51 | |
Итого | _ | 131,4 | 5715,9 | 372,75 | 6220,05 | 11,15 | 6231,2 | 730 | 31755 | 2071 | 62 | 2 | 87 | 6 | 0.2 | 95 | |
Всего по отделению | 350 | 255,5 | 11108 | 725,1 | 12088,38 | 21,72 | 12110,1 | 1460 | 63472 | 3985 | 124 | 4 | 173 | 11 | 0.4 | 188.4 |