План перевозок и работы подвижного состава отделения железной дороги в грузовом движении
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра: «Экономика транспорта»
Пояснительная записка к курсовому проекту:
«ПЛАН ПЕРЕВОЗОК И РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОТДЕЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ»
Санкт-Петербург
2010
1. Расчет показателей плана перевозок
План перевозок отделения дороги (размеры грузопотоков тыс. т)
Станция или участок | Направление | Погрузка (+) | Выгрузка (-) | Прием по стыковым станциям | |
А | Нечетное | 475 | 400 | 39000 | |
Четное | 440 | 450 | |||
А-Б | Нечетное | 220 | 200 | - | |
Четное | 200 | 210 | |||
Б | Нечетное | 740 | 720 | - | |
Четное | 620 | 630 | |||
Б-В | Нечетное | 190 | 200 | - | |
Четное | 180 | 190 | |||
В | Нечетное | 505 | 510 | 31300 | |
Четное | 300 | 310 |
Рис. 1.1 - Условная схема отделения дороги
Рассматриваемое отделение ограничено участковыми станциями А, В, входящими в его состав. На станции А расположено основное депо, на В - оборотное. Станция Б - пункт смены локомотивных бригад. Станция Б - грузовая.
- эксплуатационная длина соответствующего участка, км.
На основе исходных данных разработаем схему грузопотоков (Рис. 2):
По каждой станции и участку по числителю указана погрузка (+), по знаменателю - выгрузка (-).
Длина участка А-Б = 170 км, участка Б-В = 180 км.
Грузопотоки по нечетному направлению:
По станции А сдача на участок А-Б:
= = 39000 - 400 + 475 = 39075 (тыс. т.);
Прием на станцию Б определяется:
= = 39075 - 200 + 220 = 39095 (тыс. т.);
По станции Б сдача на участок Б-В:
= - = 39095 - 720 + 740 = 39115 (тыс. т.);
Прием на станцию В определяется:
= - = 39115 - 200 + 190 = 39105 (тыс. т.);
Сдача по станции В :
= - = 39105 - 510 + 505 = 39100 (тыс. т.);
Грузопотоки по нечетному направлению:
Сдача по станции В на участок В - Б:
= - = 31300 - 310 +300 = 31290 (тыс. т.);
Прием на станцию Б определяется:
= - = 31290 - 190 +180 = 31280 (тыс. т.);
Сдача по станции Б на участок Б - А:
= - = 31280 - 630 + 620 = 31270 (тыс. т.);
Прием на станцию А :
= - = 31270 - 210 + 200 = 31260 (тыс. т.);
Сдача по станции А :
= - = 31260 - 450 + 440 = 31250 (тыс. т.);
На основании полученных значений составлена таблица 1.1.
Таблица 1.1 - Определение грузопотоков и грузооборота отделения дороги
Участок | Длина участка L, км | Грузопоток Р, тыс. т | Грузооборот , млн. ткм | |
А - Б | 170 | 39085 | 6644,450 | |
Б - А | 170 | 31265 | 5315,050 | |
Б - В | 180 | 39110 | 7039,800 | |
В - Б | 180 | 31285 | 5631,300 | |
Итого | 350 | 70372 | 24630,6 |
На основе данных грузооборота рассчитаем показатели плана перевозок отделения дороги в целом.
Таблица 1.2 - Показатели плана перевозок по условному отделению дороги
Показатель | Условные обозначения | Единица измерения | Величина показателя | |
1. Отправление | тыс. тонн | 3870 | ||
2. Прием | тыс. тонн | 70300 | ||
3. Прибытие | тыс. тонн | 3820 | ||
4. Сдача | тыс. тонн | 70350 | ||
5. Перевозки, в том числе: | тыс. тонн | 74170 | ||
ввоз | тыс. тонн | 3820 | ||
вывоз | тыс. тонн | 3870 | ||
транзит | тыс. тонн | 66480 | ||
местное сообщение | тыс. тонн | 0 | ||
6. Грузооборот | млн. ткм | 24630,6 | ||
7. Средняя дальность | км | 175 | ||
8. Средняя густота перевозок | млн. ткм / км | 70,37 |
2. Планирование эксплуатационной работы отделения железной дороги
Для определения ткм брутто разработаем схему вагонопотоков груженых вагонов.
Для разработки схемы груженых вагонопотоков необходимо данные схем грузопотоков перевести из тонн в вагоны:
,
где - отправленные, принятые, прибывшие или сданные вагоны;
- отправленные, принятые, прибывшие или сданные грузы (схема 2);
- средняя статическая нагрузка (прил. 2, = 43,9 т).
Точность расчета до 100 вагонов (0,1 тыс. ваг.).
Рис. 2.1 - Схема вагонопотоков груженых вагонов
2.1 Определение объемных показателей работы подвижного состава
2.1.1 Расчет пробега груженых и порожних вагонов
Пробег вагонов измеряется в вагоно-километрах и рассчитывается на основании данных о погрузке, выгрузке, приеме и сдаче вагонов по стыковым пунктам, а также данных о густоте вагонопотоков.
С целью правильного выполнения дальнейших расчетов производится проверка баланса по станциям и отделению дороги в целом.
Проверка по станциям и участкам:
погрузка + прием = выгрузка + сдача.
В нечетном направлении:
А: 888,4 + 10,8 = 9,1 + 890,1 = 899,2 (тыс. ваг.);
А-Б: 890,1 + 5,0 = 4,6 + 890,5 = 895,1 (тыс. ваг.);
Б: 890,5 + 16,9 = 16,4 + 891,0 = 907,4 (тыс. ваг.);
Б-В: 891,0 + 4,3 = 4,6 + 890,8 = 895,4 (тыс. ваг.);
В: 890,8 + 11,5 = 11,6 + 890,7 = 902,3 (тыс. ваг.);
В четном направлении:
В: 713,0 +6,8 = 7,1 + 712,8 = 719,8 (тыс. ваг.);
В-Б: 712,8 + 4,1 = 4,3 + 712,6 = 716,9 (тыс. ваг.);
Б: 712,6 + 14,1 = 14,4 + 712,3 = 726,7 (тыс. ваг.);
Б-А: 712,3 + 4,6 = 4,8 + 712,1 = 716,9 (тыс. ваг.);
А: 712,1 + 9,9 = 10,2 + 711,8 = 722,0 (тыс. ваг.);
Проверка по отделению:
выгрузка + сдача на другие дороги = погрузка + прием с других отделений.
88,0 +1601,5 = 87,1 + 1602,4; 1689,5 = 1689,5 (тыс. т.).
Густота движения вагонов , тыс. ваг., по каждому направлению соответствующего участка определяется как средняя величина суммы вагонов, сдаваемых станцией, ограничивающей этот участок, и приемом вагонов смежной станцией участка:
,
где , - соответственно сданные вагоны с одной станции и принятые на другую станцию, ограничивающие данный участок (в данной формуле для участка А-Б нечетного направления).
Произведение величины густоты движения вагонов i-го участка () и эксплуатационной длины этого участка () определяет значение вагоно-километров груженых вагонов:
= .
Результаты расчета по отделению в целом приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 - Определение густоты движения и пробега груженых вагонов
Участок | Длина участка , км | Густота движения груженых вагонов , тыс. ваг. | Пробег груженых вагонов , тыс. ваг-км | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
А-Б | 170 | 890,3 | 151351 | |
Б-А | 170 | 712,2 | 121074 | |
Б-В | 180 | 890,9 | 160362 | |
В-Б | 180 | 712,7 | 128286 | |
Всего | 350 | 1603,06 | 561073 |
Средняя густота вагонопотока по отделению определяется по формуле:
,
где - эксплуатационная длина отделения, км.
(тыс. ваг-км).
2.1.2 Определение годового баланса местного порожняка по отделению железной дороги
Порядок обмена вагонным парком определяется равенством вагонопотоков в четном и нечетном направлениях. Прием порожних вагонов определяется исходя из равенства вагонопотоков в груженом и порожнем направлениях, т. е. прием порожних вагонов в порожнем направлении определяется разницей между сдачей груженых вагонов в груженом направлении и приемом груженых вагонов в порожнем направлении (890,7 - 713,0 = 177,7 (тыс. ваг.). Порожним направлением считается наименее грузонапряженное направление.
Для упрощения расчетов в работе принята взаимозаменяемость вагонов: выгруженные на станции (участке) вагоны при потребности сразу подают под погрузку.
Табл. 2.2 заполняется на основе схем груженых вагонопотоков. Превышение выгрузки над погрузкой означает избыток (+) порожних вагонов, обратное соотношение - недостаток (-).
Таблица 2.2 - Годовой баланс местного порожняка по отделению, тыс. ваг.
Станции | Погрузка | Выгрузка | Избыток (+) или недостаток (-) порожняка | |
Ст. А | 20,7 | 19,3 | - 1,4 | |
Уч. А-Б | 9,6 | 9,4 | -0,2 | |
Ст. Б | 31,0 | 30,8 | -0,2 | |
Уч. Б-В | 8,4 | 8,9 | +0,5 | |
Ст. В | 18,3 | 18,7 | +0,4 | |
Всего | 88,0 | 87,1 | -0,9 |
Данные баланса местного порожняка используются в разработке схемы порожних вагонопотоков.
На основе данных об избытке и недостатке местного порожняка и размеров приема по стыковым пунктам составим схему движения порожних вагонов.
Рис. 2.2 - Схема порожних вагонопотоков
Пробег порожних вагонов рассчитывается аналогично пробегу груженых вагонов по формуле:
,
Общий пробег вагонов, равный сумме груженого и порожнего пробегов вагонов, определяется в табл. 2.3:
.
Таблица 2.3 - Определение пробега порожних вагонов и общего пробега вагонов
Участок | Длина участка , км | Порожние вагоны | Пробег груженых вагонов , тыс. ваг-км | Общий пробег Вагонов , тыс. ваг-км | ||
Густота движения , тыс. ваг. | Пробег , тыс. ваг-км | |||||
А-Б | 170 | - | - | 151351 | 151351 | |
Б-А | 170 | 178,30 | 30311 | 121074 | 151385 | |
Б-В | 180 | - | - | 160362 | 160362 | |
В-Б | 180 | 178,35 | 32103 | 128286 | 160389 | |
Всего по отделению | 350 | 356,65 | 62414 | 561073 | 623487 |
2.1.3 Расчет тонно-километровой работы брутто и распределение ее по категориям поездов
Тонно-километровая работа брутто складывается из тонно-километров брутто груженых и порожних вагонов. Тонно-километры брутто груженых вагонов складываются из грузооборота нетто и грузооборота тары груженых вагонов.
Тонно-километры брутто порожних вагонов определяются грузооборотом тары порожних вагонов:
+ = + =
= + =
= + ,
где - грузооборот нетто, ткм (табл. 1.1);
- грузооборот тары вагонов, ткм;
- средняя масса тары вагона, т;
- общий пробег вагонов, тыс. ваг-км.
Расчеты произведены в табл. 2.4.
Различают следующие категории поездов:
сквозные, следующие без переформирования одну и более участковые станции. Эти поезда осваивают основной грузопоток, имеют высокие нормы веса и длины, следуют с графиковыми скоростями для транзитных поездов. Формируются они, как правило, раздельно из груженых или порожних вагонов;
сборные, работающие внутри одного участка и обслуживающие в основном местную работу (погрузку-выгрузку) на промежуточных станциях. Эти поезда имеют меньшие весовые нормы (до 1500 т) и невысокие скорости, т. к. на промежуточных станциях поездными локомотивами выполняется маневровая работа, связанная с отцепкой и прицепкой вагонов. Сборные поезда состоят одновременно из груженых и порожних вагонов, при этом порожние вагоны следуют в порожнем направлении.
Для распределения тонно-километров брутто по категориям поездов выделяют ту часть, которая приходится на сборные поезда, тогда остальная часть работы будет относиться к сквозным.
На сети железных дорог РФ принята работа поездов по схеме "вперед". Предполагается, что погрузка и выгрузка осуществляется равномерно на всех промежуточных станциях участка, имеющих грузовую работу, и каждый вагон, следующий под погрузку или после погрузки, проходит в среднем примерно половину длины участка. Таким образом, для сборных поездов тонно-километры брутто определяются следующим образом.