Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотических средств
p align="left">Учетные и другие документы могут свидетельствовать о хищениях и нарушениях правил обращения с наркотическими средствами, о статистических данных, касающихся уровня, структуры и динамики преступности, связанной с наркотическими средствами и психотропными веществами;

Результаты социологических исследований могут отражать самые различные аспекты явления: распространенность, отношение население к тем или иным проявлениям наркотизма, оценки деятельности правоохранительных органов и так далее;

Для получения информации о правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков необходимо также иметь целостную и постоянную связь с субъектами, участвующими в выявлении лиц, страдающих наркоманией. К ним относятся:

режимная часть ИТУ (сведения о преступных намерениях освобождающихся лиц, судимых за преступления, связанные с наркотиками, в том числе и проходивших курс лечения от наркомании);

наркологическая служба (данные о противоправном поведении лиц, состоящих на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах по поводу немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, проходящих курс лечения от наркомании, возвращающихся из специальных наркологических отделений);

станции “скорой помощи”, токсикологические, реанимационные, травматологические пункты и отделения лечебных учреждений (сведения о лицах, поступающих в состоянии наркотического опьянения, одурманивания другими сильнодействующими средствами);

данные общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов, Вузов о поведении лиц, склонных к потреблению названных средств;

данные военкоматов, сведения непризванных в ряды вооруженных сил Российской Федерации в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

трудовые коллективы, учебные заведения, общественные организации (данные о возможных расхитителях, сеятелях, изготовителях, потребителях указанных средств);

Необходимую информацию об изучаемом контингенте получают также от проверяемого лица, его родителей и других членов семьи, родственников, соседей, близких знакомых и иных лиц, знающих проверяемого;

Полученные сведения анализируются, определяется антиобщественная направленность личности (потребитель, распространитель, притоносодержатель и тому подобное); факторы, способствующие формированию умысла (наличие психической или физической зависимости, отсутствие наркотиков для удовлетворения наркотического голода, влияние наркоманов, свободный доступ на маковые или конопляные плантации и тому подобное). На основе этих сведений оценивается (прогнозируется) вероятность совершения этими лицами правонарушений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Анализ отмеченных данных позволяет руководителям органов внутренних дел, участковым инспекторам и оперативным уполномоченным выявить, в каких направлениях, применительно к каким объектам, в каких местах, к какому контингенту в первую очередь необходимо применять воздействие. Возможность применения административно-правовых мер воздействия предполагает выявление на более ранней стадии формирования противоправной установки и, соответственно, оказания профилактического воздействия с целью предупреждения перерастания противоправного поведения в преступное.

С учетом изложенного, в целях выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ объектами наблюдений, в первую очередь должны стать:

осужденные за преступления и в первую очередь в сфере незаконного оборота наркотиков, отбывших наказание в местах заключения;

условно осужденные за преступления, связанные с наркотиками либо освобожденные от уголовной ответственности по не реабилитирующим обстоятельствам, а также совершившие административные правонарушения с наркотиками;

страдающие психическими заболеваниями, а также тяжелыми соматическими расстройствами, при лечении которых используются лекарственные средства;

работники аптек, химфармпредприятий, медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, лица, занимающиеся самовольным врачеванием, частнопрактикующие врачи;

дети из неблагополучных семей, а также состоящие на учете в милиции за совершение различных правонарушений;

несовершеннолетние и молодежь из “групп повышенного риска”, неформальных объединений молодежи, ориентированных на потребление наркотиков;

часть творческой интеллигенции и спортсменов, употребляющих наркотики для стимуляции интеллектуальной и физической активности. Для выявления таких лиц сотрудниками милиции осуществляется наблюдение за поведением и образом жизни по месту учебы, жительства, проведения досуга и т.д.

В соответствии с действующим законодательством, наблюдение за поведением и образом жизни таких лиц необходимо организовывать для того, чтобы располагать информацией об их намерениях, деструктивных замыслах.

Одной из главных задач органов внутренних дел по предупреждению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений в данной сфере исхода из анализа практики можно сказать, что причины и условия, способствующие совершению преступлению таких преступлений обусловлены различными сторонами. К ним в первую очередь относятся:

наличие криминального опыта (судимость за совершения преступлений с наркотиками либо других обще уголовных преступлений; занятие в прошлом проституцией; злоупотреблением наркотиками, алкоголем);

неблагополучие в личной либо семейной жизни (конфликт между супругами, детьми, родителями и другими родственниками). Обстановку в семье надо рассматривать как социальное условие, имеющее исключительное значение. Общественные основы образа жизни и микро ощущения, такие, как потребности, интересы, установка личности, направленность личности, психика, правосознание и другое - все они закладываются в семье;

присутствие в ближайшем окружении лиц, с криминальным прошлым либо ведущих антиобщественный образ жизни (проституция, сутенерство, злоупотребление спиртными напитками);

социальная неустроенность (профессиональные неудачи, тяжелое материальное положение, отсутствие работы);

плохое состояние здоровья (тяжелые соматические заболевания, физические недостатки);

отягченная наследственность (психические расстройства, наличие среди родственников больных наркоманией, алкоголизмом);

низкий культурный уровень, не занятость досуга, прежде всего у несовершеннолетних, родители которых не выполняют обязанностей по обучению и воспитанию детей;

наличие доступа к наркотикам в связи с исполнением профессиональных или служебных обязанностей (медики, фармацевты, сельскохозяйственные работники и прочие).

Выявление таких обстоятельств достигается посредством обобщения результатов анализа правонарушений, связанных с данными о наркотиках и наркомании, иных сведений, имеющих отношение к данной проблеме, ставших известными Органами Внутренних Дел, в конкретном регионе за определенный период времени (квартал, полугодие, год, несколько лет).

Для этого выделяются и статистически группируются сведения, которые характеризуют:

особенности личности правонарушителя, проявившиеся в пред криминальной ситуации и при совершении преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами;

объективные обстоятельства, обуславливающие нарушения антинаркотического законодательства;

условия, облегчающие совершение названных правонарушений

В случае выявления факторов, способствующих распространению рассматриваемого явления, противодействие которому выходит за пределы функциональных обязанностей органов внутренних дел, направляется информация (предложение) в органы власти и управления, учреждения, компетенция которых позволяет оказать необходимое воздействие. В этих случаях весьма важно, чтобы направляемые предложения были целенаправленными, конкретными и действительными, вытекали из оперативной обстановки по линии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, способствовали формированию соответствующих антикриминогенных обстоятельств. (Приложение № 9)

Меры административного предупреждения, применяемые подразделениями и службами милиции для противодействия незаконному обороту наркотических средств, имеют строго целевой характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Они применяются при особых условиях, связанных преимущественно с интересами охраны общественной безопасности. Таким образом, охранительно-превентивный характер администативно-предупредительных мер совершено очевиден.

К административно-предупредительным мерам относятся следующие средства административно-принудительного воздействия:

a) реквизиция - возмездное отчуждение имущество у собственников, осуществляемое в особых условиях (при наводнениях, землетрясениях, пожарах, буранах);

b) карантин - ограничения в передвижении и действиях лиц, людей связанных с проведением санитарно-надзорных мероприятий, имеющих целью воспрепятствовать распространения эпидемий и эпизоотий;

c) принудительное лечение - применяется к лицам, страдающим острозаразными заболеваниями и уклоняющимися от добровольного лечения;

d) досмотр - принудительная проверка перевозимых на воздушном транспорте имущество и предметов на внутренних и международных авиалиниях, в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей воздушных гражданских судов.

Личный досмотр и досмотр вещей, как административно-предупредительная мера может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы Российской Федерации, а в случаях, прямо предусмотренными законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов.

Сущность административного досмотра состоит в обследовании гражданина либо его имущества, проводимое без нарушения его конструктивной целостности с целью обнаружения наркотических веществ, и других предметов, с помощью которых может быть изготовлено наркотическое вещество, а также установлении личности задержанного.

После производства личного досмотра или досмотра вещей, транспортных средств уполномоченным лицом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Одним из широко применяемых административно-правовых средств названной группы является проверка документов.

Проверка документов является действием полномочного лица, направленным на установление личности, лиц совершающих правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, действительности, подлинности документа, принадлежности его владельцу. Проверка документов может быть осуществлена только компетентными лицами и при наличии достаточных к ней оснований.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" установлено, что в местностях, где решениями исполнительных комитетов областных, краевых Советов народных депутатов, Советов Министров и автономных и союзных (без областного деления) республик вводится контроль за незаконной перевозкой наркотических средств и наркотических растений, уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут производить досмотр транспортных средств, личный досмотр водителей и пассажиров, а также пешеходов, досмотр их вещей и груза, изъятие обнаруженных наркотических средств, наркосодержащих растений и документов.

Проверкой документов у таких лиц устанавливаются их анкетные (установочные данные, а также и отдельные признаки отношения лица к незаконному обороту наркотиков - отсутствие регистрации места жительства в районе произрастания наркосодержащих растений, в котором происходила проверка документов).

Проверка документов, как мера административного предупреждения, как правило, предшествует таким предупредительным мерам, как досмотр транспортных средств и груза, личный досмотр и досмотр вещей, а также может предшествовать такой мере административного пресечения, как административное задержание.

Для производства проверки документов не требуется составления процессуального документа или получения санкции, основанием этого является нахождение гражданина, транспортного средства в местности, где установлен особый режим контроля.

Проведенное исследование нормативных основ и деятельности органов внутренних дел по применению административно-правовых средств в сфере незаконного оборота наркотиков позволило выявить, что они способствуют формированию правового сознания и ослабляют действие антиобщественных взглядов и привычек.

Следовательно, предупредительная роль административно-предупредительных мер опосредствовано (через сложный воспитательный процесс) сказывается на устранении негативных свойств индивидуального сознания, которое влияет на выбор форм противоправного поведения. Поэтому административная практика реагирования на нарушения общественного порядка, по существу, сказывается на всех сферах борьбы с преступностью. (Приложение № 10)

Заключение

Подведя итог вышеизложенному можно сказать, что проблема борьба с незаконным оборотом наркотических средств, является весьма актуальной.

На сегодняшний день наблюдается развитие нелегального производства наркотиков, увеличиваются площади незаконных посевов наркотикосодержащих растений, быстрыми темпами растет число лиц, прибегающих к немедицинскому потреблению наркотиков, возрастает их смертность. Правительство России уделяет первоочередное внимание необходимости принятия адекватных мер, поскольку наркотики представляют существенную угрозу не только здоровью населения, но и оказывают негативное влияние на состояние правопорядка, политическую, экономическую и социальную стабильность.

В Российской Федерации принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками. Она утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 года. В этом документе наряду с вопросами предупреждения злоупотребления наркотиков, лечение и социальная реабилитации больных наркоманией, поставлена задача совершенствования антинаркотического законодательства. В частности предписано урегулировать порядок законного оборота наркотиков, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть действующее уголовное и административное законодательство об ответственности правонарушения, связанные с наркотиками. Предусмотренное введение принудительного лечения как меры, заменяющей уголовные наказания за совершение преступных деяний, не представляющих большой общественной опасности.

С учетом данной концепции были разработаны статьи нового уголовного кодекса Российской Федерации, который был введен в действие 1 января 1997 года, предусматривающие ответственность за участие в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, а также появился Федеральный Закон « О наркотических средствах и психотропных веществах».

Как мы видим, Правительство России сталкивается со значительными трудностями в эффективном противодействии быстро ухудшающейся наркоситуации и возрастающей в связи с этим преступности.

На сегодняшний день все мнения по поводу наркотиков и их незаконному обороту сводится к следующему:

1. Следует закрепить распространение на законодательном уровне и ни в коем случае не следует допускать легализации немедицинского потребления наркотиков. В настоящее время в России введена норма административного права, предусматривающая запрещение их потребления. Но как мне кажется, это не уменьшит числа потребителей, необходимо ужесточение наказания на уровне административного права и привлечение к уголовной ответственности за повторное нарушение данного запрета.

2. Прежде всего, важно чтобы проблема наркомании постоянно оставалась в поле внимания, как государственных органов власти, так и населения. Опыт зарубежных стран показывает, что средства, вложенные в борьбу с наркоманией, предупреждение незаконного оборота наркотиков окупаются сторицей по сравнению с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий распространение наркотиков.

3. Важно предусмотреть в бюджете Российской Федерации выделение необходимых средств для противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту, а также обеспечения деятельности органов по их противодействию. Помимо этого необходимо создание Федерального внебюджетного фонда противодействия незаконному обороту наркотиков в соответствии со статьей 42 Федерального закона « О наркотических средствах и психотропных веществах».

4. Среди причин, способствующих проявлениям наркомании, являются недостатки в деятельности органов внутренних дел, так как они обладают специфическим набором прав и обязанностей в данной сфере и являются на сегодня основным составным звеном аппарата государственного управления, непосредственно осуществляющим реализацию антинаркотического законодательства. Эти причины выражаются в несовершенстве способов выявления и учета лиц, совершающих различные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств, отсутствии должного и систематического контроля за их образом жизни, слабом взаимодействии органов внутренних дел с другими государственными органами и общественными организациями, деятельность которых связана с предупреждением и пресечением наркотизма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях