Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотических средств
p align="left">Обеспечение оперативно - розыскных мероприятий и следственных действий осуществляется при активном участии работников экспертно-криминологических подразделений.

По материалам подразделений по незаконному обороту наркотических средств силами экспертно-криминологических подразделений проводятся исследование изъятых оперативным путем или обнаруженных на месте происшествия веществ для определения их принадлежности к наркотическим средствам или психотропным веществам, выявляются факты фальсификации отпуска аптеками и другими медицинскими учреждениями наркотикосодержащих препаратов.

В выявлении незаконного оборота наркотиков сотрудники подразделений по незаконному обороту наркотиков взаимодействуют также с учреждениями системы исполнения наказаний.

В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в соответствии с положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. №567, осуществляется координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов уголовно - исполнительной системы, органов пограничной службы Российской Федерации и других правоохранительных органов для разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению таких преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

К Основным направлениям координационной деятельности правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ относятся:

§ совместный анализ состояния преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, раскрытия, предупреждения и пресечения;

§ разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

§ обобщение практики применения законов о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

§ изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют:

Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная пограничная служба, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

К примеру, для каждого случая пересечения таможенной границы Российской Федерации в целях ввоза (вывоза) государственные унитарные предприятия должны получить разрешение Таможенного Комитета, а также сертификат на право ввоза (вывоза), выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Транзит через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещен.

Также органами внутренних дел и специальными комиссиями органов здравоохранения регулярно проводится широкомасштабная комплексная оперативно-профилактическая операция “Допинг”, направленная на выявление утечки наркотикосодержащих, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов из легального в нелегальный оборот.

Статья 48 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” предусматривает осуществление контроля за перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на основных каналах их транспортировки. Контроль возлагается на органы внутренних дел, пограничной службы, Федеральной службы безопасности и таможенные органы.

Органы прокуратуры, внутренних дел, по таможенным делам, пограничной службы, службы безопасности, внешней разведки, здравоохранения в случаях достаточных оснований, что один из прекурсоров предназначен для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ, вправе приостановить деятельность юридических лиц, при этом проводится соответствующая проверка.

Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждения здравоохранения осуществляется специальными комиссиями, создаваемые в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

В работе по выявлению притонов, нарушений правил хранения наркотических средств и лиц, занимающихся незаконными посевами, сотрудники подразделения по незаконному обороту наркотиков могут использовать возможности Государственного пожарного надзора.

Порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическими лицами устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Этот же орган определяет максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, а также количество наркотических средств и психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте.

Хотя указанные органы не имеют в своем полномочии непосредственно решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает их в целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и области противодействия их незаконному обороту.

Более того, необходима координация в решении данной задачи на всех уровнях государственной власти (местной, субъектов Российской Федерации, федеральном). (Приложение № 3,4)

Главным координирующим органом, специально уполномоченным на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту является созданная в 1994 году Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотических средств и их незаконному обороту (далее именуется - Комиссия).

Комиссия представляет собой коллегиальный орган, созданный с целью осуществления государственной политики в сфере контроля над наркотиками и психотропными веществами.

Председателем Комиссии является заместитель Председателя Правительства РФ. Состоит она из 20 человек, так же как и ее председатель, утверждаются Правительством РФ. Указанное выше Положение содержит перечень этих лиц. Среди них в обязательном порядке находятся Министр внутренних дел РФ и Министр здравоохранения РФ, осуществляющие полномочия заместителей председателя Комиссии, а также заместители ряда министров, председателей государственных комитетов, заместитель директора Федеральной Службы Контрразведки РФ, заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ и ответственный секретарь Комиссии.

Национальное бюро Интерпола, входящее в состав центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, имеет статус главного управления и способствует сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола (далее именуется - Интерпол) и Генеральным секретариатом Интерпола.

Для борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ таможенные службы государств, входящих в состав Содружества Независимых государств осуществляют также тесное взаимодействие, выражающееся в обмене информацией, а также помощью в иной форме, предусмотренной соответствующими соглашениями.

Министерство внутренних дел РФ заключило соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ с министерствами внутренних дел государств, входящих в Содружество Независимых Государств.

В соглашении, подписанном Правительствами государств, входящих в состав Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, а затем и в принятых Основах таможенного законодательства оговариваются вопросы, связанные с противодействием незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ, а также указывается, что взаимодействие осуществляется между таможенными органами.

Для объединения усилий в борьбе с распространением наркомании созданы и действуют специальные международные организации, принимаются и реализуются программы совместной деятельности государств. Направляющее руководство осуществляет созданная при ООН Комиссия по наркотическим средствам Экономического и Социального совета ООН, а также Международный комитет по контролю над наркотиками.

Согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение этих задач.

Рассматривая данное положение в масштабе Амурской области необходимо отметить, что Постановлением Главы областной администрации № 191 от 28 апреля 1998 года создана постоянно действующая комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Основными задачами комиссии является:

координация проведения заинтересованными органами работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;

анализ состояния преступности по линии незаконного оборота наркотиков, её структуры и динамики, прогнозирование тенденцией развития;

контроль над выполнением заинтересованными органами федеральных и целевых программ борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков;

обобщение положительного опыта по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, распространение и внедрение его в практическую деятельность заинтересованных органов и др. (Приложение № 5)

Помимо этого в Законе оговорено, что негосударственные организации и объединения не вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

Надо отметить, что в последние годы несколько активизировалась деятельность неправительственных организаций: общественных (значительно реже политических), религиозных, благотворительных, направленная на разработку и реализацию различных программ в данной области.

К примеру, в Амурской области действует такая общественная организация как Амурское региональное отделение международного общественного фонда «Родители против наркотиков». Его значение и сила заключаются в неординарности и гибкости подхода к проблеме злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту. Информационная, организационная, материально-техническая поддержка их сотрудниками органов внутренних дел способствует систематическому привлечению населения к участию в проведении акций, конференций и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Как свидетельствует история развития наркомании в нашей стране, она существует давно и протекает волнообразно. Последний и наиболее серьезный всплеск наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации относится к началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени, постоянно нарастая.

Амурская область не является исключением, более того, она входит в число территорий с неблагополучной наркоситуацией. Этому способствует ряд факторов, которые являются общими для всей России: снижение духовности в российском обществе, распространяющаяся в молодежной среде “мода” на наркотики, распространяющаяся экспансия международного наркобизнеса и др. “Популярность” же Амурская область завоевала из-за удобства географического положения (юг России); высокой степени наркотической активности конопли, общности границы.

Из-за огромных зарослей дикой конопли увеличивается и ее незаконный оборот. В основном она используется для производства марихуаны, гашиша, гашишного масла. Принимаемые меры по ликвидации очагов ее произрастания положительного эффекта не достигают, на сегодняшний день уничтожено всего 362 гектара, а выявлено на 2001г. 1234 гектара. Это обусловлено высокой урожайностью данной культуры, устойчивостью к климатическим условиям, а также недостаточном финансировании органов, на которые возложена данная задача. Например, в минувшем году были предприняты меры по уничтожению зарослей конопли. Постановлением главы Администрации Амурской области, на администрации сельскохозяйственных предприятий и соответствующие органы внутренних дел была возложена задача произвести очистку своих территорий от зарослей дикорастущей конопли, но из-за недостатка средств это мероприятие так и не удалось воплотить в жизнь.

Вместе с этим увеличивается и общее число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Причем выявилась тенденция, что изготовлением занимаются лишь в целях личного употребления. Сбытом же наркотиков занимается небольшое число лиц, на что указывает количество привлеченных к административной ответственности - 12489.

Эти правонарушения касаются таких статей кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как: появление в общественных местах в состоянии опьянения, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов и т.п.

Простота изготовления и доступность сырья привлекают заготовителей и потребителей данного наркорастения. Так за незаконное изготовление, хранение, перевозку и приобретение наркотических средств к уголовной ответственности за 2001г. было привлечено 2203 человека, что на 500 больше чем в предыдущем году. В целом же изъято наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ и их прекурсоров 6864 кг, в том числе производных конопли - 6750,5 кг, производных мака - 62,8 кг. Последняя цифра указывает на то, что культивирование мака не сокращается, хотя и существуют законодательные запреты на данный вид деятельности.

Усложняется ситуация близостью границы с Китаем, через которую контрабандным путем завозятся психоактивные вещества. Так за 2001 год на Благовещенской таможне было изъято 1,1 кг эфедрина. Данная статистика более-менее утешительна, так как в 2000 году этого вещества было изъято 12,8 кг. Это говорит о том, что меры, предпринятые администрацией, дали свои результаты.

Распространенность наркомании и незаконного оборота наркотиков правомерна и имеет выраженный очаговый характер. Серьезно пораженными и находящимися в ситуации повышенной наркотической опасности являются 20 из 24 административных единиц области.

Заболеваемость наркоманией в области регистрируется в южных регионах, то есть там, где произрастает конопля. Это относится к таким районам как центр области - г. Благовещенск; Константиновский, Тамбовский, Михайловский районы.

За немедицинское потребление наркотиков на учете состоит 2850 человек. Большинство из них уже с диагнозом “наркомания” (1979 человек), увеличивается число больных, обратившихся в наркологический диспансер за помощью. На общем неблагоприятном фоне растущей наркотизации населения области особую тревогу вызывает увеличившееся потребление наркотических средств и других психоактивных веществ детьми и подростками. Их на сегодняшний день зарегистрировано 446 человек. Взято под наблюдение с впервые установленным диагнозом “наркомания” более 102 человек.

Важным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками стало престижным. Наркотики стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов.

Потребление наркотиков является причиной огромного количества различных преступлений. По данным УВД Амурской области к уголовной ответственности в 2001 году было привлечено 1779 человек, в то числе несовершеннолетних 136 человек. Это обусловлено тем, что они в силу своей непреодолимой тяги к наркотикам, а подчас и агрессивности, вызываемой ими, идут на бессмысленные по своей жестокости преступления.

Число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, не сокращается. Незаконный оборот наркотических средств достигает значительных размеров. В расчете на 100 тысяч человек населения Амурская область занимает первое место по количеству изъятых наркотиков.

Упомянутые цифры, безусловно, адекватно не отражают реального положения дел и могут быть увеличены в связи с латентностью преступлений на линии незаконного оборота наркотиков в 1,5-3 раза. Тем более наркотическая ситуация в области имеет тенденции к дополнительному ухудшению. Поэтому необходимо проводить работу в целях противодействия распространению наркомании и незаконному обороту. Постановлением Главы Администрации Амурской области от 14 мая 2001г. № 269 была утверждена комплексная программа по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Амурской области на 2001 - 2002 гг. В ней указаны наименования мероприятий, их исполнители, а также произведено финансирование расходов программы в пределах бюджетных средств.

1.5 Современная наркоситуация в России

Наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Ввоз, транзит и распространение наркотиков на территории России оказались весьма привлекательными для организованных групп и преступных сообществ, занявших доминирующие позиции в этой сфере и наладивших прочные связи с международной организованной преступностью.

Снижение духовности в российском обществе, распространяющаяся в молодежной среде «мода» на наркотики, расширяющаяся экспансия международного наркобизнеса в Россию - все это способствует дальнейшей наркотизации населения в стране. Сегодня практически нет ни одного населенного пункта, где бы ни было лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств.

Рост показателей распространенности наркомании характерен как для городского, так и для сельского населения страны, но эта проблема в городах проявляется значительно острее.

В 2000 году проведен ряд эпидемиологических исследований. Было установлено, что уровень потребления наркотиков значительно выше в крупных российских городах, чем в сельских районах. Наркозависимость больше распространена среди мужчин, чем среди женщин, хотя потребление наркотиков среди женщин возрастает. Примечательно, что самую большую категорию лиц, употребляющих наркотики, составляют бизнесмены (около 31%), 17% составляют безработные и 11% - студенты и учащиеся. Все больше подростков начинают употреблять наркотики в возрасте 14-15 лет (4-6%) и 16 лет (44%). В целом же за последние пять лет число несовершеннолетних потребителей наркотиков возросло более чем в 5 раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях