Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотических средств
p align="left">Повторное в течение года после применения административного взыскания совершение правонарушения влечет применение мер уголовного воздействия.

В настоящее время данная статья изменилась. По новому кодексу в соответствие со ст.6.8, 6.9 потребление наркотических средств и их хранение либо приобретение принято разграничивать. Теперь административная ответственность наступает не только за незаконные приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах, но и за потребление наркотических средств без назначения врача, о чем указывалось выше.

Непринятие мер к обеспечению установленного режима охраны посевов конопли и масличного мака, мест хранения и переработки урожая этих культур, а равно непринятие мер к уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические вещества, - влечет наложение штрафа. Повторное, в течение года после применения мер административного взыскания, совершенное правонарушение влечет применение мер уголовного воздействия.

Принятые нормы ст. 99 в условиях Дальневосточного региона оказались обреченными на бездействие, так как проблема в регионе заключается в уничтожении дикорастущей конопли, а не в охране ее посевов.

Одним из путей устранения условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, является устранение недостатков, связанных с уничтожением зарослей дикой конопли и других наркосодержащих растений.

Практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков и применение правовых норм диктует необходимость расширения административно-правовых мер борьбы с недостатками, связанными с уничтожением зарослей наркосодержащих растений.

Эта необходимость вызвана тем, что дикорастущие наркосодержащие растения продолжают оставаться основным источником распространения наркотических средств.

Дикорастущие наркотикосодержащие растения еще не редко произрастают среди посевов сельскохозяйственных культур, на земельных участках жителей города, поселка и других местах. Следовательно, без активного участия и повседневного контроля за состоянием закрепленных земель и земельных участков со стороны землепользователей, должностных лиц и граждан борьба с распространением наркотиков будет крайне затруднительна. Следует согласиться с необходимостью установления административной ответственности на граждан, должностных лиц за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений, на закрепленных за землепользователями земельных участков.

Установление административной ответственности за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, а также непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, указанных в Перечне с одной стороны, должно оказать существенное влияние на эффективность борьбы с наркоманией и является средством предупреждения не только совершения административных проступков, но и преступлений, связанных с наркотическими средствами. С другой стороны, по моему мнению, данная мера административной ответственности значительно повышает ответственность руководителей, должностных лиц предприятий, а также граждан за состояние закрепленных за ними земельных угодий, что также способствует предупреждению распространения наркомании и их незаконному обороту.

Также новым Кодексом об административных правонарушениях введены нормы, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление наркотических веществ; потребление наркотических средств в общественных местах, а также появление в таких местах в состоянии наркотического опьянения и др.

1.4 Органы, осуществляющие государственную деятельность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществах на примере Амурской области

Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов. Именно государство устанавливает систему юридических нормативов, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство же создает и систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушений.

Административно-правовое регулирование в области внутренних дел осуществляют федеральные органы государственной власти субъектов федерации, а также органы местного самоуправления.

Непосредственным исполнителем законодательства, действующего в области внутренних дел, являются органы внутренних дел (ОВД).

Одним из направлений работы ОВД является административно-правовая деятельность. Она заключается в защите прав и свобод человека и гражданина, поддержании правопорядка и общественной безопасности, обеспечиваемых путем контроля (надзора) за какими-либо лицами, объектами или процессами, их непосредственной охраны, оказания им содействия и осуществления административной юрисдикции. Эта деятельность регулируется нормами административного права и является, пожалуй, самым емким направлением работы ОВД.

В соответствие с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Законом «О лицензии», Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» и некоторых других законодательных актов Российской Федерации, Указов Президента России, Постановлений Правительства Российской Федерации, актов Министерств и иных федеральных органов исполнительной ветви власти, имеющих нормативно-правовой характер, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - одной из приоритетных в современный период задач органов внутренних дел является предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ. Эта деятельность органов внутренних дел России является одним из направлений борьбы с преступностью. Так, законодательством Российской Федерации на отдел внутренних дел возложены задачи по предупреждению и пресечению распространения наркотических средств и психотропных веществ, которые осуществляются по следующим направлениям:

- выявление и перекрытие источников и каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ в незаконный оборот;

- предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, раскрытие преступлений, связанных с распространением наркотических средств психотропных веществ, и привлечении виновных к уголовной ответственности и расследования данных преступлений;

- предупреждение и пресечение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, привлечение виновных лиц к административной ответственности и исполнение административных взысканий, которые применены за правонарушения, связанные с нарушением установленного законодательством порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- разработка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- выявление и учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, и применение к ним мер воспитательного и медицинского характера. Относительно последних мер следует отметить, что в соответствие с приказом Министерства здравоохранения России от 23 августа 1999 г. № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)» установлено анонимное лечение лиц больных наркоманией;

- наблюдение за процессом социальной адаптации и реабилитации лиц, судимых за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- выяснение и устранение причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ;

- проведение мероприятий, направленных на профилактику несанкционированного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- организация взаимодействия как между службами и подразделениями ОВД, так и другими заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными формированиями в сфере предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Для непосредственной работы по выполнению перечисленных задач в системе ОВД имеются специальные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые входят в службу криминальной милиции. Они анализируют и оценивают оперативную обстановку по линии наркомании:

- осуществляют на этой основе прогнозирования тенденции этого явления, комплексное планирование и обеспечивают контроль за выполнением намеченных мероприятий;

- выявляют и обобщают причины и условия, способствующие распространению наркотических средств и психотропных веществ, вносят предложения по их устранению;

- обеспечивают своевременное рассмотрение заявлений и сообщений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельности мероприятия, направленные на выявление, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- выявляют объекты хранения и использования наркотических средств психотропных веществ, прекурсоров, лекарственных препаратов, из которых возможно изготовления наркотиков, координируют деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению хищения наркотических средств и психотропных веществ;

- разрабатывают и проводят с другими подразделениями и службами комплексные профилактические мероприятия типа «Мак», «Конопля» и др.;

- организуют работу по выявлению и перекрытию источников и каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ в незаконном обороте;

- проводят работу по развитию и совершенствованию службы служебного собаководства;

- повышению эффективности ее использования в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- внедряют новые научно-технические средства в практическую деятельность подразделений отдела внутренних дел, направленную на предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В организации деятельности по предупреждению распространения наркотиков, выявлению преступных связей разрабатываемых лиц, источников, каналов и мест сбыта наркотических средств, подразделения по незаконному обороту наркотиков взаимодействуют с другими службами криминальной милиции.

Взаимодействуя с подразделениями по организованной преступности:

- проводят мероприятия по выявлению и документированию участников организованных преступных групп наркодельцов, в том числе располагающих межрегиональными и межгосударственными связями;

- обмениваются информацией о таких группах и осуществляют совместные оперативно-розыскные мероприятия с целью изобличения их лидеров и участников.

Во взаимодействии с подразделениями уголовного розыска:

- устанавливаются места осуществления незаконных сделок с наркотиками;

- обеспечивается раскрытие краж наркотических средств;

- проводится совместная работа по перекрытию каналов поступления в незаконный оборот наркотических средств с использованием возможностей негласных сотрудников;

- выявляются факты незаконных посевов или выращивания запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих растений;

- осуществляется расстановка сотрудников на обслуживаемой территории, предупреждается и пресекается сбыт наркотиков гастролирующим элементом;

- проводят работу по развитию службы розыскного собаководства, повышению эффективности ее использования в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Совместно с подразделениями по экономическими преступлениям:

- обеспечивается раскрытие хищений наркотических средств, фактов получения наркотиков по поддельным рецептам;

- осуществляется контроль за учетом, хранением наркотических веществ, а также сильнодействующих лекарственных препаратов;

- выявляются объекты производства, хранения и использования химических веществ, которые могут применяться при незаконном изготовлении наркотиков, принимаются меры по предупреждению и пресечению хищения этих веществ;

- выявляются и документируются факты легализации доходов, полученных от наркобизнеса.

Практика противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ свидетельствует о том, что весьма значительная роль отводится подразделениям и службам милиции общественной безопасности.

Данные подразделения и службы отдела внутренних дел осуществляют административную деятельность, направленную на предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ, и применяют предусмотренные законодательством меры административно-правового характера. (Приложение № 2)

Само существование этих органов и служб «непосредственного реагирования», приближенных к населению данной территории, ее объектам, имеет немалое профилактическое значение. Знание сотрудниками местной милиции особенностей данной территории, континента, проживающих и бывающих на ней лиц обеспечивает возможность оперативно принять необходимые меры по предотвращению правонарушений. Достигается это правильной организацией патрульно-постовой службы, оперативной и профессиональной деятельностью подразделений общественной милиции.

В организации деятельности по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотиков необходимо максимально использовать возможности участковых инспекторов милиции, их доверенных лиц, внештатных сотрудников. В процессе повседневной работы участковые инспектора привлекаются к предупреждению, выявлению преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками и разработке, осуществлению мероприятий общей и индивидуальной профилактики.

Поэтому деятельность участковых инспекторов целесообразно направлять на проверку квартир, помещений и других мест вероятного появления лиц, представляющих оперативных интерес, выявление притонов, установление граждан, которые нелегально изготовляют, приобретают, хранят, сбывают наркотики, склоняющих других к их немедицинскому потреблению, а также занимающихся незаконными посевом и выращиванием наркотикосодержащих растений.

Сотрудники подразделений по незаконному обороту наркотических веществ совместно с инспекторами разрешительной системы изымают у наркоманов в установленном законом порядке огнестрельное оружие; следят за выполнением на объектах разрешительной системы установленных правил приобретения, перевозки, хранения и отпуска наркотических средств и психотропных веществ; оформляют в соответствии с законодательством, материалы о выявленных нарушениях; проводят проверку лиц, имевших по службе доступ к таким средствам, при оформлении соответствующих разрешений на хранение наркотических средств и психотропных веществ.

Во взаимодействии с сотрудниками патрульно-постовой службы милиции, в зонах постов и маршрутов выявляются и задерживаются лица, совершающие незаконные действия с наркотическими средствами.

Совместно с работниками дежурных частей проводится работа по выявлению среди доставленных и административно задержанных граждан, лиц, разыскиваемых за преступления, связанные с наркотиками.

При поступлении заявлений и сообщений о совершении преступных действий, связанных с наркотическими средствами, дежурные части способствуют эффективному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по горячим следам.

При доставлении в дежурную часть лиц за совершение различных правонарушений, сотрудники этих подразделений проверяют их по профилактическим учетам. Если доставленный стоит на учете, информация об этом должна поступать в специализированное подразделение.

Взаимодействие с подразделениями Государственной Инспекции безопасности дорожного движения заключается в совместном выявлении и пресечении фактов незаконной транспортировки наркотиков, перекрытии каналов и источников поступления наркотических средств в незаконный оборот, а также задержании перевозчиков, сбытчиков.

В процессе взаимодействия с подразделениями ГИБДД, в первую очередь, учитываются их возможности в выявлении лиц, незаконно перевозящих наркотические средства. С этой целью подразделения по незаконному обороту наркотических веществ постоянно информируют их о водителях, которые употребляют наркотики, либо участвуют в их незаконном распространении.

При проведении комплексных профилактических операций типа «Мак» работники ГИБДД привлекаются к участию в работе оперативно-поисковых групп по пресечению фактов его незаконного сбора и транспортировки наркотических средств, а также к мероприятиям по досмотру транспортных средств на вероятных маршрутах их незаконной перевозки.

В работе по предупреждению краж и хищений наркотических средств возникает необходимость тесного сотрудничества с подразделениями вневедомственной охраны. Они проверяют объекты сосредоточения наркотиков, выявляют нарушения правил хранения указанных средств, принимают меры к их устранению, пресекают хищения наркотических средств и психотропных веществ.

Работники указанных подразделений, изучая условия хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ, могут получать информацию о фактах хищений, которую должны своевременно передавать в подразделения по незаконному обороту наркотиков.

Особо следует подчеркнуть важность и необходимость тесного взаимодействия сотрудников подразделений по незаконному обороту наркотических веществ и следователей. Их согласованные действия, направлены на использование данных, полученных оперативно-розыскным путем, с целью принятия предусмотренных законом мер к лицам, совершившим преступления, связанные с наркотиками.

Наиболее ответственным моментом является совместная оценка имеющейся оперативной информации и способов ее дальнейшего использования.

Следователи и оперативные работники обязаны своевременно информировать друг друга о вновь выявляемых данных и результатах их использования в процессе работы, так как изобличение сбытчиков, расхитителей, перевозчиков, содержателей притонов, лиц, вовлекающих в наркоманию, других граждан, установление лиц, причастных к «отмыванию» денег, требует знания специфики противоправной деятельности этих преступников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях