Проведение таможенного контроля в Республике Казахстан
осле проверки имеющихся данных иногда требуется запросить у импортера дополнительную информацию. Например, по вопросу о цене сделки может понадобиться определить общую сумму внесенного или будущего платежа; выяснить, включены ли в условия продажи плата за перевозку груза и страховые платежи; а в случае, если покупатель и продавец связаны между собой, - оказало ли это влияние на цену сделки. Чтобы получить ответы на все возможные вопросы, касающиеся тарифной классификации, может потребоваться специальная техническая документация.

При проверке деклараций сотрудники таможни, ответственные за такую проверку, должны иметь в своем распоряжении определенную информацию. Требуемая информация включает ретроспективные данные по импорту, объединенные по странам, импортерам или экспортерам. Кроме того, могут также оказаться полезными и источники информации более общего характера, такие как обзоры состояния рынка, технические справочники и издания по внешнеторговой деятельности. Информация обычно группируется по импортерам, экспортерам, стране происхождения или на основе сочетания этих критериев.

Данная информация может вручную вноситься в справочник и использоваться на бумажном носителе или храниться в электронной автоматизированной системе. Оба этих способа хранения и представления информации используются достаточно часто. Ретроспективные данные по декларациям, как правило, хранятся в компьютерной системе, а другие типы информации, например, технические справочники, существуют в виде книг и пособий на бумажном носителе. В рамках данной задачи может требоваться хранение следующих видов данных: копии таможенных деклараций, копии коммерческих счетов-фактур, прейскуранты, корреспонденция, технические спецификации, аудиторские отчеты, финансовые отчеты, образцы, копии контрактов и агентские соглашения. При всей полезности данной информации, ее эффективное использование при проведении контроля возможно только при условии постоянного обновления. В обязанности центрального аппарата таможенной службы входит обеспечение сбора данных и определение типа информации, направляемой местным таможенным органам.

3.2 Рекомендации по упрощению процедуры таможенного оформления

Совершенствование таможенного оформления в Республике Казахстан заключается в сокращении времени основного таможенного оформления в отделе таможенного оформления и улучшение условий работы других подразделений таможни "Семей" и государственных органов, принимающих отношение при таможенном оформлении.

Для сокращения времени таможенного оформления и упрощения таможенных процедур необходимо наладить работу по взаимодействию с учреждениями Госстандарта на местах. Существуют проблемы, возникающие при таможенном оформлении товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Так, выдачу сертификатов соответствия на безопасность продукции усложняет тот факт, что на определённые товары, которые подлежат обязательной сертификации, лабораторная экспертиза производится не во всех городах Республики Казахстан. При этом затрачиваются дополнительное время и расходы участников внешнеэкономической деятельности для получения необходимого сертификата. К примеру, в городе Семипалатинске нет лаборатории, в которой производится экспертиза топливного сырья и из-за данной проблемы некоторые участники ВЭД, которым удобно оформляться на таможне "Семей" вынуждены получать сертификаты соответствия в городе Павлодаре или в любом другом городе Казахстана, где существует лаборатории, осуществляющие экспертизу топливного сырья. Вследствие этого, участник ВЭД будет оформляться в таможне города Павлодара для экономии средств и времени, а в свою очередь таможня "Семей" теряет таможенные сборы за оформление, импортную пошлину, НДС и акциз.

Сроки проведения испытаний и выдача сертификатов необоснованно увеличены, имеются факты затягивания выдачи сертификатов соответствия на безопасность продукции.

Существует перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации:

автотранспортные средства;

сельскохозяйственная техника;

оружие служебно-штатное, гражданское, спортивное;

электротехнические, радиотехнические, электронные изделия;

технические средства защиты сведений;

отопительная аппаратура, работающая на твёрдом, жидком и газообразном топливе;

товары бытовой химии;

товары народного потребления, контактирующие с кожей человека, пищей и водой;

строительные материалы;

лекарственные средства;

продукция парфюмерно-косметическая;

продукты сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности;

топливное сырьё;

игрушки, и другое.

На некоторые товары, подлежащие обязательной сертификации необходимо сократить срок выдачи сертификатов соответствия, например на товары пищевой промышленности, сельскохозяйственного производства, парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств до одного рабочего дня.

При оформлении сертификатов на однородные товары различных получателей от одного и того же отправителя ускорения процедуры сертификации импортируемых товаров не практикуется.

Одним из проблемных вопросов является нежелание руководителей территориальных органов сертификации сотрудничать с таможенными органами, местными исполнительными органами и участниками ВЭД, что затрудняет таможенное оформление по принципу "день в день".

При таможенном оформлении на таможенных постах, декларанту необходимо предоставить сертификат соответствия на безопасность продукции на товары, для которых представление сертификата обязательно в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В результате чего участники ВЭД вынуждены, ехать в город Семипалатинск в Центр сертификации и стандартизации (ЦсиС) и везти на таможенный пост сотрудника ЦсиС для отбора образцов товара для проведения экспертизы. После проведения исследований товаров, которое продлится от двух дней до недели (в зависимости от количества товара), получают сертификат на безопасность продукции и производят таможенное оформление, это налагает на участника ВЭД дополнительные расходы, связанные с доставкой сотрудника ЦсиС на таможенный пост, простоем автотранспортных средств и т.п.

Для совершенствования формы работы таможенной системы необходимо:

совершенствовать все ведомственные нормативные акты;

наладить единую базу нормативных документов АТК РК и рассылку вновь принятых нормативных документов по территориальным органам с обязательным подтверждением в их получении.

При составлении справочников условных цен для определения таможенной стоимости резервным методом необходимо учитывать сорт, качество товара, технические характеристики и регион выпуска. На пример лесоматериалы 1,2,3 сорта, горелого используется в справочнике условных цен одна цена.

Проблемным остается вопрос взаимодействия с независимой экспертизой ТОО "ICS". Основным вопросом остаётся принятие результатов заключения независимых экспертов о занижении таможенной стоимости при наличии всех необходимых документов для применения первого метода. В соответствии со ст.320 Таможенного кодекса таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость при наличии достаточных основании полагать, что заявленные сведения является недостаточными или недостоверными.

Для улучшения качества учета таможенных платежей и налогов целесообразно ведение лицевых счетов участников ВЭД, прихода и расхода сумм таможенных платежей и налогов. На данный период ведение лицевых счетов разработан и осуществляется в программе АРМ универсальный, однако в связи с переходом в 2006 году работы по зачислению сумм таможенных платежей и налогов напрямую в бюджет в данную программу не были внесены изменения учитывающие данные обстоятельства. В связи с этим в программу лицевых счетов АРМ универсальный внести изменения такие как:

занесения прихода сумм таможенных платежей и налогов по видам бюджетных классификаций;

возможность получения сводных отчетов по видам кодов бюджетных классификаций и по участникам ВЭД за заданный период;

возможность получения отчетности по суммам остатков, переплаты, задолженности и недоимок по видам кодов бюджетных классификаций и участникам ВЭД.

В процессе введения таких операций в программу улучшится качество работы по учету сумм таможенных платежей и налогов и ускорится таможенное оформление.

Усовершенствовать взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, сократить время по определению таможенной стоимости.

На этапе современного развития научно-технической сферы перед таможенными органами Республики Казахстан стоит задача оснащения техническими средствами таможенного контроля способных по своим техническим и качественным характеристикам осуществлять четкий, оперативный и качественный таможенный контроль на уровне международных стандартов.

Повышение профессионального уровня сотрудников таможенных органов, формирование и поддержание общих и профессиональных этических норм и ценностей в сфере таможенного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности и внутри самой службы.

Необходимо полностью пересмотреть существующие процедуры таможенной обработки экспорта и импорта с целью их дальнейшего упрощения. При пересмотре следует руководствоваться Киотской Конвенцией Всемирной таможенной организации.

Обеспечить передачу детальной информации по импортной и экспортной деятельности на уровне отдельных операций. До тех пор пока передача информации не будет полностью осуществляться в электронной форме, следует предоставлять также копии всех импортных и экспортных таможенных деклараций.

Ввести в практику выборочный физический досмотр на основе оценок риска. Данная работа может быть начата без специального технического оснащения, на основе идентификации импортеров и экспортеров, характеризующихся низким уровнем риска недобросовестности, оцененного по длительности периода работы без выявленных нарушений правил ГТК.

Приступить к разработке более совершенной системы контроля цен на импорт и методов борьбы с предоставлением недостоверных данных о происхождении товаров.

Обеспечить передачу детальной информации по импортной и экспортной деятельности на уровне отдельных операций. До тех пор пока передача информации не будет полностью осуществляться в электронной форме, следует предоставлять также копии всех импортных и экспортных таможенных деклараций.

Ввести в практику выборочный физический досмотр на основе оценок риска. Данная работа может быть начата без специального технического оснащения, на основе идентификации импортеров и экспортеров, характеризующихся низким уровнем риска недобросовестности, оцененного по длительности периода работы без выявленных нарушений правил.

Приступить к разработке более совершенной системы контроля цен на импорт и методов борьбы с предоставлением недостоверных данных о происхождении товаров.

Приоритетной задачей является проведение проверки и оценки разрабатываемого в настоящее время прикладного программного обеспечения с точки зрения соответствия лучшим международным стандартам таможенных процедур.

Рассмотреть возможность использования готовых пакетов прикладных программ вместо незаконченных разработок программного обеспечения. Для финансирования приобретения и адаптации готового программного обеспечения рассмотреть возможность введения небольшого таможенного сбора (например, в сумме 10 долларов США, вместо сбора в размере 0,2 процента, который рекомендуется отменить).

В соответствии с требованиями ВТО сбор за таможенное оформление должен отражать действительные затраты на предоставление этой услуги, и не должен начисляться на адвалорной основе. Хотя Казахстан пока не является членом ВТО, его руководство заявило о своем стремлении возобновить переговоры о вступлении в эту организацию. Следовательно, существует вероятность, что встанет вопрос о правомерности этих таможенных сборов, и поэтому необходимо предпринять меры, направленные на замещение доходов из этого источника.

Все члены таможенного союза планируют перейти к сбору НДС по принципу назначения вместо используемого в настоящее время принципа происхождения. Настоящее время требует представления одних и тех же документов для оформления экспортно-импортных сделок как для операций в пределах территории таможенного союза, так и вне его. Таким образом, после осуществления этого перехода будет несложно осуществить проверку сбора НДС с импорта из стран-членов таможенного союза.

В общих чертах таможенный кодекс это очень детальный законодательный акт, и представляется, что многие его положения было бы лучше изложить в подзаконных нормативных актах. Тем не менее, кодекс содержит большинство принципов, которые должны содержаться в современном таможенном кодексе, в том числе:

Самоисчисление - импортер или экспортер обязан заполнить декларацию, и в статье 199 оговаривается, что после регистрации такая декларация приобретает юридическую силу. Это означает, что после регистрации против декларанта может быть возбужден иск, в том числе с наложением штрафных санкций. Кроме того, статья 200 запрещает сотрудникам таможни изменять какую-либо информацию в декларации.

Как в отношении проверки, так и аудита, проводимых после выпуска товара, существует некоторые проблемы, связанные с тем, что эти необходимые для проверки и обеспечения законности действия могут ограничиваться положением, согласно которому "прежде чем такие проверки могут быть проведены, должны иметься основания предполагать нарушение закона". Разумное толкование этого требования может заключаться в том, что основой для отбора деклараций для повторной проверки является оценка степени риска, и что от импортеров и экспортеров может потребоваться подтверждение сведений, представленных в декларации. При этом, если после проверки информации, содержащейся в декларации или дополнительной информации, представленной впоследствии, возникнет необходимость получения дополнительных сведений, то может быть проведен аудит. Однако при более узком толковании данных статей потребуется внесение поправок в законодательство. Есть также опасность того, что для начисления дополнительных таможенных платежей по результатам послетаможенной проверки может потребоваться судебное решение.

Упрощенные процедуры оформления - в статье 193 конкретно оговаривается возможность подачи деклараций в электронной форме. Статья 202 предусматривает при определенных обстоятельствах возможность периодической подачи и обработки деклараций.

Это положение пока не применяется, что предоставляется разумным, учитывая потребности государства в своевременном получении доходов. Отсутствие должного контроля за графиками периодичных платежей часто ведет к возникновению просрочек в платежах.

Заключение

Как внешнеэкономическая деятельность, так и внешняя торговля Республики Казахстан тесно связаны с перемещением через таможенную границу страны юридическими и физическими лицами товаров и транспортных средств.

Товары и транспортные средства подлежат обязательному таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, предусмотренном Законами Республики Казахстан.

Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляется таможенными подразделениями таможенных департаментов и таможен, уполномоченных совершать действия по таможенному оформлению в местах их расположения и иных местах, определяемых нормативными правовыми актами РК.

Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляется соответствующими подразделениями таможенных департаментов и таможен, уполномоченными совершать действия по таможенному оформлению.

В целях повышения послетаможенного контроля можно было бы внедрить практику развитых стран по проверке достоверности представленных данных о тарифной классификации, стране происхождения, освобождении от таможенных платежей и стоимости товаров. Целесообразно было бы выделить дополнительные штатные единицы в таможне, в обязанности которых будет входить тщательный контроль выборочных таможенных деклараций на импортируемые товары после их выпуска. Если в ходе такой проверки выявляется недоплата таможенных пошлин и налогов, то производится взыскание недоплаченных сумм, а также пени или штрафов, согласно установленному порядку. Или же может быть принято решение о выездной проверке торговой фирмы, чтобы провести полный аудит и выяснить, является ли недоплата налога единичным случаем или, возможно, это часть систематических фальсификаций, за которыми скрывается гораздо больший объем неплатежей в бюджет. Такая послетаможенная проверка является частью общей стратегии контроля.

В городе Семипалатинске таможенное оформление товаров и транспортных средств осуществляет отдел таможенного оформления таможни "Семей". Отдел таможенного оформления имеет свои цели, задачи, права и обязанности, регламентированные нормативно правовыми актами Республики Казахстан.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств начинается в момент представления таможенному органу документов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление в отношении товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, может быть завершено только после согласования с соответствующими уполномоченными государственными органами, осуществляющими такой контроль.

Под основным таможенным оформлением понимаются действия по декларированию товаров и транспортных средств и помещению их под определённый таможенный режим. Таможенные операции по основному таможенному оформлению товаров совершается в месте нахождения таможенного органа и во время их работы. Декларирование производится с помощью подачи грузовой таможенной декларации.

В целях оптимизации таможенного оформления, введен трёхэтапный механизм таможенного оформления и таможенного контроля, который соответствует принципу разделения таможенного контроля на документальный и фактический и способствует сокращению длительности проведения таможенных процедур по методу "день в день".

Трехэтапное таможенное оформление включает в себя:

Этап приёма, регистрации и учета таможенных деклараций, а также контроля за правильностью помещения под определённый таможенный режим, соблюдением мер нетарифного регулирования, контроль за полнотой и достоверностью сведений, заявленных в таможенной декларации, для целей идентификации товара.

Этап контроля, за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения, контроля таможенной стоимости.

Этап досмотра и выпуска.

Совершенствование таможенного оформления в Республике Казахстан заключается в сокращении времени основного таможенного оформления в отделе таможенного оформления и улучшение условий работы других подразделений таможни "Семей" и государственных органов, принимающих отношение при таможенном оформлении.

Главные направления дальнейшей разработки проблемы совершенствования таможенного оформления предусматривают:

Рассмотреть проблемные вопросы, касающиеся выдачи сертификатов соответствия.

Решить вопросы с взаимодействием с независимой экспертизой ТОО "АйСиЭс".

Усовершенствовать исчисление и взимание таможенных платежей и налогов.

Усовершенствовать программу АРМ универсальный.

Улучшение материально технической базы.

Решение данных трудностей приведёт к сокращению времени таможенного оформления.

Итоги работы таможенных органов республики отличаются довольно высоким качеством.

Более эффективными становятся посттаможенные проверки, большая работа проводится по валютному контролю. Усиливается борьба с контрабандой, административными правонарушениями, с нелегальным оборотом наркотиков. Все это можно смело записывать в актив работы таможенных органов нашей республики.

Территория страны, ее внешнеторговый имидж, внешнеэкономическое лицо формируется в таможенных органах.

Наступивший год будет для таможенных органов, наверное, не очень простым в плане исполнения прогнозных показателей бюджета. Как нам известно, они достаточно напряженные. Но это главная, основная задача прежде всего органов КТК МФ РК, потому что бюджет становится уже чрезвычайно чувствительным к поступлениям таможенных налогов и платежей.

Одним из важнейших задач в деятельности таможенных органов является совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления.

В целях улучшения порядка таможенного оформления, сокращения длительности проведения таможенных процедур разработан и принят приказ Агентства от 10 октября 2002 года № 48 "Об утверждении Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан", устанавливающий трехэтапную, вместо пятиэтапной, форму таможенного оформления и таможенного контроля.

Осуществляется переход на таможенное оформление по принципу "день в день". На сегодня по этому принципу происходит таможенное оформление 84,5% товаров, пересекающих таможенную границу.

Разработаны методические пособия, отражающие основные принципы организации таможенного оформления и контроля, а также достигнутый опыт при осуществлении процедур таможенного контроля, методы и формы организации таможенного оформления и проведения контролирующих процедур (досмотр грузов, автотранспортных средств, физических лиц).

Наверное, всем известно, что если рассматривать с точки зрения государственного бюджета, то каждый пятый тенге, а с точки зрения республиканского бюджета поступление каждого третьего тенге в республиканский бюджет зависят от работы таможенных органов.

Список использованной литературы

1. Конституция РК от 30.08.1995 г.

2. Таможенный Кодекс Республики Казахстан, Алматы 2003 год;

3. Закон Республики Казахстан от 18 июня 1996 года N 9-1. Об экспортном контроле с изменениями, внесенными Законами РК от 24.11.2000 г. N 105-II; от 26.09.03 г. N 485-II.

4. Приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 4 июня 2003 года N 267. Об утверждении Инструкции по осуществлению экспортного контроля таможенными органами Республики Казахстан.

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года N 668. Об утверждении Перечня товаров, временно ввозимых с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов и временно вывозимых с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин.

6. О вводе в действие Инструкции "Об организации экспортно-импортного валютного контроля в РК" приказ ТК МГД РК № 29 от 05.02.1999 г. Инструкция /ВЭД 2003 год №22 (220).

7. Экспортно-импортного валютного контроля в РК: Инструкция // ВЭД 2003

8. Концепция развития таможенного дела в Республики Казахстан на период 2000 - 2002 гг. постановление Правительства РК 301 от 25.02.2000 г.

9. Программа реформирования таможенной службы РК, постановление правительства РК №1746 от 22.11 2000 г.

10. Алибеков С.Т., Таможенное дело в РК, издательство "Адилет-пресс" Алматы 1997г.

11. Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право. Алматы, 1999г.;

12. Ершов Г.Л. Основы организации и управления в таможенном деле. Москва, 1998г.;

13. Драганов В.Г. "Основы таможенного дела", М.: "Экономика" 1998 г.;

14. Курманбаев СК и др. Организация таможенного контроля, таможенного оформления товаров и транспортных средств в Республики Казахстан.У. П - Алматы - 2002 год.

15. Нурахметов Б. Таможенное дело в РК: вопросы и ответы. Алматы, 2000г.;

16. Сарсембаев М.А. Таможенное право Республики Казахстан. Алматы. Данекер. 2000г.;

17. Темиргалиев В.Г. Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане. Алматы., 1999г.;

18. Абишев М. Проведение таможенного контроля: текущая ситуация и перспективы // Кеден. - 2002. - № 8-9. - с.3

19. Бермагамбетов Б. Таможенное оформление: трудности таможенных органов // ВЭД в Казахстане. - 1999. - № 4. - с.5

20. Ержанов А.К. Об итогах работы таможенных органов Республики Казахстан в 2002 году и задачах на 2003 год. // Кеден. - 2003. - № 2. - с.4

21. Какимжанов З. Мы вскрыли и вырезали раковую опухоль. // Континент - 2002. - №7. - с. 20-22

22. Мирманов М. Резервный метод или еще один способ удушения малого бизнеса. // Вестник ВЭД. - 2003. - № 1. - с.9

23. Пресс-служба ДТК по г. Астане. Расчет за оформление - платежной карточкой. // Кеден. - 2003. - № 10-11. - с.2

24. Рахметов Н. Таможня - путь процветанию. // Вестник МГД РК. - 2001г. - №12 (127). - с.14-17

25. Сангиспаев М. О преференциях. // Внешнеэкономическая деятельность. - 2003. - № 4. - с.10-11

26. Тен И. О реализации Плана КТК МФ РК по улучшению уровня таможенного администрирования. // Вестник ВЭД. - 2005 - № 2. - с.14-17

27. Шеримова Н. Сертификаты происхождения товаров, их назначение и цели использования. // Вестник ВЭД. - 2003. - № 5. - с.14

28. Ибраева А. Органы таможенного контроля на местах. // Фемида. - №7. - 1998. -с.45-49

29. Совершенствование таможенного контроля - задача первостепенная. // Рудный Алтай. - 18 февраля, 1997. - с.5

30. www.customs. kz

31. www.zakon. kz

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты