Проведение таможенного контроля в Республике Казахстан
p align="left">декларирование товаров не под свои наименованием;

перемещение товаров и транспортных средств, при наличии грузовой таможенной декларации и других документов с недостоверными в них сведениями;

ввоз/вывоз товаров помимо таможенного контроля;

ввоз/вывоз товаров под видом транзитных товаров в другие страны.

Цели, преследуемые большинством недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности - это уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов.

В борьбе с экономическими преступлениями складывается следующая ситуации. Так если за период 2005 года выявлено 19 фактов экономической контрабанды, то в 2006 году 15 фактов. За 2007 года выявлено 10 фактов.

Таблица 3. Количество выявленных фактов экономической контрабанды на таможне "Семей"

Таможенные посты

и подразделения

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1 кв. 2008 г.

Ауыл

4

5

2

11

Байтанат

3

3

1

7

Коянбай

1

1

Жезкент

2

2

4

Жел/ дор

4

4

3

11

Т/п "Семей"

2

2

ОБПП

3

1

1

5

ОТО и Р

2

1

3

ВСЕГО:

19

15

10

44

Как видно из данных за 2005-2007 гг основной поток экономической контрабанды проходит через таможенные посты "Ауыл", "Байтанат", "Жезкент", "Железнодорожный" - 75% (Приложение 7).

Снижение общего количества выявленных фактов экономических преступлений объясняется как усилением работы по пресечению данного вида преступлений, так и изменением законодательства. Так в связи с внесением соответствующих изменений и дополнений в статью 121 УПК Республики Казахстан) Закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РК № 363-11 ЗРК г. Астаны 21.12.2002 гг. ", предметы и орудия контрабанды являющиеся вещественными доказательствами по уголовным делам подлежат обращению в доход государства по приговору суда. В связи с чем, отдельные недобросовестные граждане перемещают или пытаются перемещать товары чрез таможенную границу РК путем дробления крупной партии товара на несколько мелких.

Так, например, в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось количество административных правонарушений квалифицируемых по ст.426 КРК об АП (перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля) с 249 до 331 фатов, рост составляет 33%.

Как видно выше зона деятельности таможенных постов "Ауыл", "Железнодорожный", "Жезкент" является зоной риска.

Одной из причин является расположение вышеуказанных постов. Так, таможенные посты "Ауыл" и "Жезкент" расположены на трассах международного сообщения, через которые проходит автотранспортный поток как транзитом из стран Средней Азии, так и из Российской Федерации. Данная трасса связывает г. Семипалатинск с такими крупными городами РФ как Новосибирск, Барнаул и Рубцовск, которые являются крупными оптовыми центрами торговли товарами.

В зоне деятельности таможенного поста "Жезкент" непосредственно возле границы РК с РФ расположен г. Горняк РФ, граничащий с п. Жезкент РК. Криминогенная обстановка сложившаяся вокруг данного поста обусловлена устоявшимися связями жителей вышеуказанных населенных пунктов, так как Жезкентский ГОК и промышленные предприятия г. Горняк составляли в прошлом единый комплекс.

Так, например, за 2006 год по 15 фактам контрабанды товаров привлечено 10 граждан Республики Казахстан или 67%, за период 2007 года по 10 фактам привлечено 3 гражданина РК, что составляет 30%, т.е. более чем в два раза меньше. Основное количество незаконно перемещаемых товаров, являются товарами производства КНР (7 фактов). Следует отметить, что практически все товары перемещаются из РК в РФ (10 фактов). В основном это товары народного потребления (8 фактов) продукты (1 факт), валюта (1 факт), парфюмерные изделия и мебельная фурнитура (2 факта).

Используемые методы для контрабанды товаров являются, как указано выше традиционными. Это перемещение помимо таможенного контроля (6 фактов), сокрытие от таможенного контроля (4 факта), не декларирование и недостоверное декларирование товаров (2 факта).

При выяснении обстоятельств контрабанды товаров, установлено, что зачастую владельцам незаконно перемещаемого товара оказывают помощь местные жители. В основном они используются в качестве водителей хорошо знающих местность, непосредственно примыкающую к таможенной границе, объездные пути. Так например при задержании в январе 2006 года товара - парфюмерия принадлежащая гр-ке Данилиной Л.А. (гражданка РК), ею использовалась грузовая автомашина под управлением гр-на Сидорова Н.В., который проживает в г. Семипалатинске. Аналогичные факты были и в 2007 году. Например, в январе 2007 года задержан товар - сельдь тихоокеанская, принадлежащая гр-ну Коновальцеву И.В., который перемещал ее на двух грузовых автомобилях, водители которых являлись жители г. Семипалатинска. При перемещении контрабанды на железнодорожном транспорте хозяевам незаконно перемещаемого товар зачастую оказывают содействие сотрудники железной дороги. Так, например, при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду товаров гр-ки Азанбаевой Б.С. в феврале 2006 года, к уголовной ответственности привлечен так же проводник пассажирского поезда гр-н Демеуов О.И.

Всего по возбужденным уголовным делам изъято товаров ми валютных средств на общую сумму 15366397 тенге, что составляет 56,7% в сравнении с аналогичным периодом 2006 года (27112029 тенге). Конфисковано товаров на общую сумму 7394023 тенге, что составляет 446% в сравнении с 2006 годом (16071699 тенге). Следует отметить, что все факты контрабанды товаров выявлены сотрудниками таможни "Семей".

К категории минимального риска отнесены такие предприятия г. Семипалатинска: ТОО "Данк", АО "Чаралтын", ТООО "Андас-Алтын".

К добросовестным предприятиям отнесены такие предприятия как: ТОО "Гамма-Холдинг", ТОО "Семинтерком", ТОО "AVC", ТОО "Казторгшина", ТОО "AZ-Корпорэйшн", ТОО "Калина-Семей", ТОО "Сем азот", ТОО "Востокавтокомплект", ТОО "Силикат". Данные участники ВЭД не имеют каких-либо нарушений таможенного законодательства и задолженностей по уплате таможенных платежей и налогов.

Основными торговыми партнерами субъектов внешнеэкономической деятельности Семипалатинского региона являются предприятия РФ: удельный вес импорта из РФ составляет более 66% от общего объема импорта в стоимостном выражении, а при экономическом взаимодействии с КНР наблюдается снижение, если в 2006 году удельный вес объема импорта из КНР от общего объема импорта составлял 9%, то в 2007 только 1,5% [29].

В данный период времени происходит развитие горнодобывающего комплекса, в частности, разработка месторождений каменного угля, золота. В этой связи увеличился объем товаров импортируемых горнодобывающими предприятиями из таких стран как Швеция -2,3%, против 0,36% в прошлом году, Австралия 2,7% против 0,09% в прошлом году, Испания 2% против 0,01%, ЮАР 1% в прошлом году поставок из этой страны не было.

Структура товаров ввозимых на таможенную территорию Семипалатинского региона (исходя из сумм таможенных платежей и налогов): изделия из черных металлов, шины и покрышки, машины и механизмы, пробки, колпачки и крышки, лесоматериалы, бульдозеры, автомобили, бумага, изделия из пластмассы, шпалы другие товары.

Несмотря на имеющиеся трудностями в полной борьбе с околотаможенной криминализацией, осложненной как социальной, так и экономическими проблемами, имеющимися как в РК, так и РФ, таможней "Семей", правоохранительными органами проводится определенная работа.

На постоянной основе осуществляется работа таможенных нарядов, совместных выездов мобильных групп, нарядов ПС КНБ РК. Кроме того, силами ПС КНБ РК на отдельных участках границы с применением строительной техники выкопаны рвы, вдоль которых возводятся заграждения из колючей проволоки. Данными мерами, например, перекрыта объездная дорога, расположенная в районе ст. "Ауыл" РК - с. Новенькое РФ и пригодная для передвижения крупногабаритных автомобилей [27, с.47].

Кроме того, следует отметить, что по административным делам возбужденным на т/п "Железнодорожный" за период 2007 года конфисковано товаров на общую сумму 1734435 тенге, что составляет 85% от общего числа конфискованных товаров. Из них по ст.427 КРК об АП (сокрытие от таможенного контроля) - 1 дело, по ст.416 КРК об АП - 35 дел (нарушение сроков временного хранения). В основном при выявлении фактов незаконного перемещения товаров невозможно установить владельца, так как лица находящиеся в железнодорожном вагоне при опросе отказываются признавать, что товар является их собственностью. Практически все лица, занимающиеся незаконным перемещением товаров по железной дороге можно условно разделить на две группы, лица ввозящие товары и лица, вывозящие товары. В основном вывозом товаров занимаются граждане Республики Кыргызстан, РФ, реже Республики Узбекистан. Ввозят на территорию РК товары в основном граждане РФ и Республики Казахстан. Транзит товаров по железной дороге осуществляют граждане Средней Азии.

Имеются факты, когда в целях уклонения от декларированных товаров, граждане других стран (в частности Республики Кыргызстан) снимают жил. площадь на ст. Ауыл непосредственно расположенной возле т/п "Железнодорожный", а также не ст. Локоть РФ.

Не последнюю роль в усилении около таможенной криминализации играет протяженность таможенной границы в зоне деятельности таможенных постов. Так если, таможенные посты "Ауыл", "Жезкент", "Железнодорожный" расположены относительно недалеко друг от друга (примерно 15-40 км), то, например, таможенный пост "Коянбай" в более чем 100 км, как от таможни "Семей", так и от других таможенных постов. Непосредственно т/п "Коянбай" примыкает к зоне деятельности т/п "Байтанат". Протяженность таможенной границы в зоне деятельности т/п "Коянбай" составляет около 118 км. Кроме того, на расстоянии 80 км от таможенного поста проходит международная автомобильная трасса Омск-Майкапчагай. Кроме того, численность близлежащего населенно пункта с. Коянбай (99 км от поста) составляет около 1200 человек, большинство из которых не работает. Сопредельный таможенный пост РФ "Михайловский" расположен на расстоянии 40 км от т/п "Коянбай", что затрудняет взаимодействие таможенных органов РК и РФ в плане обмена оперативной информацией.

Глава 3. Совершенствование процедуры таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств

3.1Система эффективного послетаможенного контроля

Во многих странах, где таможенная служба отвечает современным стандартам, за последние 30 лет сложилась система эффективного послетаможенного контроля или проверок, призванная противостоять распространению практики неверного описания перемещаемых товаров в декларации, занижения их стоимости и предоставления недостоверных данных о происхождении товаров.

Проверка правильности тарифной классификации, определения стоимости товаров, их происхождения и сведений об освобождении от таможенных платежей, представленных в таможенной декларации, составляет большую, но рутинную часть стандартного таможенного оформления, входящего в функции КТК МФ РК. Этот процесс вынужденно происходит в условиях ограниченного времени и выполняется сотрудниками таможни, прошедшими только самую базовую подготовку. Не производятся ни дальнейшие проверки, ни более детальные инспекции старшими по рангу и более опытными сотрудниками, ни ревизии книг бухгалтерского учета и иной документации экспортеров и импортеров.

Необходимо обратить внимание, что хотя сотрудники таможни и понимают значение правильного начисления таможенных платежей на основе достоверной тарифной классификации и определения стоимости товаров, им слишком часто приходится полагаться только на собственные знания и опыт. Отмечая этот факт, необходимо в то же время признать, как уже говорилось выше, что КТК как таможенная служба создано совсем недавно. Подготовка сотрудников таможенной службы ограничивается рамками самого общего курса, который проводится сразу после их приема на работу. Лишь у небольшой части персонала опыт работы в таможенных органах превышает три-четыре года, а многие работают менее года.

В большинстве стран, где таможенная служба отвечает современным требованиям, уже давно признано, что вопросы проверки достоверности представленных данных о тарифной классификации, стране происхождения, освобождении от таможенных платежей и стоимости товаров достаточно сложны, чтобы оправдать прием на работу специалистов, в обязанности которых будет входить тщательный контроль выборочных таможенных деклараций на импортируемые товары после их выпуска. Если в ходе такой проверки выявляется недоплата таможенных пошлин и налогов, то производится взыскание недоплаченных сумм, а также пени или штрафов, согласно установленному порядку. Или же может быть принято решение о выездной проверке торговой фирмы, чтобы провести полный аудит и выяснить, является ли недоплата налога единичным случаем или, возможно, это часть систематических фальсификаций, за которыми скрывается гораздо больший объем неплатежей в бюджет. Такая послетаможенная проверка является частью общей стратегии контроля.

Проверка достоверности представленных данных о тарифной классификации, стране происхождения и стоимости товаров по-прежнему рассматривается как важный компонент системы обработки таможенных деклараций, поскольку ее результаты можно соотнести с имеющимися на этот период фактическими данными, включая результаты физического досмотра товаров. Однако эффективная стратегия контроля должна также учитывать важность тщательно разработанных процедур послетаможенной проверки.

Эффективность такого контроля подтверждается опытом работы таможенной службы США и Канады. Подобные проверки выполняют специалисты по импорту или индивидуальными группами товаров, которые работают в региональных таможенных органах или главном таможенном управлении. Обычно они объединены в группы по типу товаров.

Существует очевидная необходимость в разработке системы послетаможенного контроля для таможенных органов, чтобы обеспечить более высокий уровень соблюдения таможенного законодательства и мобилизации бюджетных поступлений. Вопрос заключается в том, как добиться оптимальной организации этой деятельности.

Подобные подразделения должны создаваться на региональном уровне, укомплектовываться на основе тщательного подбора кадров, с учетом их опыта, технических знаний и мотивации. Для привлечения к этой работе лучших сотрудников важно придать членам групп послетаможенного контроля более высокий статус и обеспечить более высокий уровень заработной платы, чем у сотрудников, занятых стандартными операциями. Эти меры повысят престиж членов группы среди коллег и, можно надеяться, создадут, по сравнению с нынешней ситуацией, более высокий уровень преемственности кадров. Это может также дать стимул другим сотрудникам таможни для повышения квалификации и получения соответствующих навыков.

Потребуется разработать специальные системы отбора деклараций, а также импортеров и экспортеров для проведения их тщательных проверок и ревизий. При этом на начальном этапе придется опираться на экспертную (произведенную "вручную") оценку факторов риска. К группам риска, в частности, можно отнести разряды тарифов с высокой степенью риска, также товары, стоимость которых часто занижается, и товары, поступающие из регионов, где их происхождение является сомнительным, а также товары и импортеры, подлежащие освобождению от таможенных платежей. Организация групп послетаможенного контроля должна предусматривать индивидуальную работу сотрудников в качестве специалистов по нескольким разделам тарифа, несущих ответственность за надлежащее соблюдение таможенных нормативов в данной области. Такие специалисты осуществляют отбор и проводят работу с выбранными импортерами и экспортерами. Позже, когда эти группы приобретут больший опыт, они смогут добиться высоких результатов, осуществляя массированные проверки заданных разделов тарифа или деклараций из определенных стран (например, с целью проверки достоверности информации о происхождении товаров). Подразделения должны иметь достаточное количество экземпляров ГС, пояснений к ГС и вспомогательных материалов для определения стоимости товаров, включая доступ в сеть Интернет.

Несмотря на то что сотрудники, работающие в подразделениях послетаможенного контроля, имеют четко определенные индивидуальные области основной деятельности, за которую они несут ответственность, они должны также учиться совместной работе и оказывать помощь друг другу. Например, предполагается, что сотрудник, ответственный за раздел тарифа, к которому относятся товары, облагаемые высокой пошлиной, будет работать в тесном контакте с экспертом по определению стоимости товаров, поскольку в этой области высока вероятность случаев недоплаты таможенных пошлин и мошенничества. В таких случаях, если декларации и сопроводительные документы оказываются в порядке, может быть оправдано посещение импортера и проведение ревизии его бухгалтерских книг и учетных документов. Если из учетных документов видно, что проверяемый участник внешнеэкономической деятельности регулярно ввозит товары, и что высока вероятность ошибок или фальсификация данных, для проверки может потребоваться группа из двух или трех сотрудников. В такую группу должны входить специалисты, обладающие квалификацией в области методов ревизий, определения стоимости товаров и классификации. Группа должна будет выработать согласованный план управления деятельностью, в котором будут четко определены цели, задачи и контрольные показатели, и регулярно отчитываться о проделанной работе.

Одним из самых эффективных способов отбора деклараций для проверки, а также назначения импортеров и экспортеров для проведения ревизий, является автоматизированный анализ факторов риска, который нашел применение в таможенной службе многих стран. Как указывалось выше, все декларации печатаются с дискет, представленных импортерами и экспортерами или их агентами. Для ведения учетных записей в компьютер также вводятся подробные данные по всем декларациям, и в настоящее время в системе имеется полная учетная информация со всех деклараций, поданных за последние два года. Это создает хорошую основу для разработки системы анализа факторов риска с целью ее последующего использования подразделениями послетаможенного контроля. Существующую систему следует дополнить автоматизированной системой поиска отдельных позиций деклараций, например, пакетом программ, обеспечивающим работу с базами данных. Это даст сотрудникам таможенных органов возможность выводить подробную информацию по декларациям, поданным конкретным участником внешнеэкономической деятельности, или обо всех импортерах и экспортерах, использующих товары определенной рубрики классификации, об импорте из конкретной страны или о товарах с определенными таможенными льготами и т.д. Если сотрудники подразделения послетаможенного контроля сумеют правильно использовать этот инструмент, они получат неоценимую помощь как в выявлении неверно заполненных деклараций, так и при оценке размера недоплаты пошлин и налогов по прошлым импортным операциям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты