Диагностика проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас
p align="left">Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным моделью структуры самоотношения. Он измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого. Его самоуважение, аутосимпатию, ожидание положительного интереса от других, самоинтерес.

Опросник измеряет также выраженность установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого - это самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство, самопоследовательность, самообвинение, самоинтерес, самопонимание.

Использованные методики позволили провести не только количественный, но и качественный анализ проблем взаимодействия членов клуба военнослужащих запаса «Русич».

В целом результаты тестов СКК и ОСО показали достаточно высокий уровень социальной зрелости членов клуба, что и неудивительно, люди прошли достаточно сложную жизненную школу, у подавляющего большинства членов клуба сформировано относительно устойчивое представление о себе как цельной, отличной от других личности.

Уровень социальной компетентности личности во многом связан с успешностью ее социально - психологической адаптации и взаимодействия со средой. С этим у диагностируемых пока еще не совсем сложились определенные отношения.

Данное исследование позволило обозначить проблемные зоны в адаптации членов клуба, офицеров, уволенных в запас, к условиям социума. Отмечается стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся обстоятельств, повышенный уровень тревожности. Присутствуют элементы пассивного восприятия мира. Следовательно, диагностируемые нуждаются в позитивном опыте переживаний творческого подхода к социальному взаимодействию. Следует отметить, что адаптивность женщин гораздо выше адаптивности мужчин.

Анализ дезадаптивных сфер указывает на взаимосвязь военной специальности, длительность и сложность военной деятельности и конфликтной проблематики. Наиболее актуальными в плане проведения соответствующей психологической работы следует назвать проблемы формирования уверенности в себе, адекватной самооценки, стрессоустойчивости, построение дальнейшей жизненной перспективы и профессионального гражданского самоопределения.

Проблемой в ходе социального взаимодействия диагностируемых членов клуба можно назвать пониженный порог умения реагировать на критику и провокационное поведение. Такое поведение, возможно, является результатом социального дискомфорта в гражданской социальной среде. Восстановление умений в области межличностных отношение предопределяет будущий успех или неудачу в вероятных жизненных ситуациях.

По результатам валеологического анкетирования выявилось, что 31% матерей и 13,7% отцов имеют болезни, связанные с нервной системой; 55 и 62% соответственно страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 41,3 и 24% -- пищеварительной системы; 10,3 и 13,7% -- дыхательной системы;41,3% матерей имеют заболевания, связанные с мочеполовой системой.

На вопрос «Как вы оцениваете свое состояние здоровья?»--ответы распределились следующим образом: 3,4% матерей и 6,8% отцов расценивают свое состояние здоровья как «хорошее», 13,7 и 17,2% -- «удовлетворительное» и 82,9 и 76% соответственно -- «неудовлетворительное». На вопрос «Как вы определяете понятие здоровье» -- ни один из родителей не дал исчерпывающего ответа: по мнению 62,1% --это просто отсутствие болезней, а 37,9% не смогли ответить на этот вопрос.

По мнению 78% родителей, болезни влияют на успехи в учебе и работе; 6% -- на психическое здоровье; 1% -- на взаимоотношения и поведение и 14% родителей ответили, что болезни влияют на взгляды, отношение к жизни, будущему. Активная обращаемость за медицинской помощью, в случае заболевания ребенка отмечалась лишь в 51,7%. Более 37,9%семей обращаются к медицинским работникам только при тяжелых заболеваниях ребенка.

Необходимо отметить, что в 10,4% семей родители занимались самолечением. У 48,2% родителей знания по профилактике основных болезней недостаточны. Практически в 51,7% семей отсутствует медицинская литература.

Как показывает проведенное исследование, только 18% родителей занимаются физическими упражнениями. Даже отправляясь на работу или по магазинам, только 27% родителей предпочитают идти пешком. Большинство родителей предпочитают пассивный отдых активному. На вопрос: «Чем бы вы занялись в свободное время?» -- родители ответили: 63% -- «почитаю и посмотрю телевизор; 28% -- «займусь домашними делами»; 9% -- «прогуляюсь».

Таким образом, из анализа ответов на вопросы анкеты «Отношение к своему здоровью» выявилось, что мало кто из родителей уделяет необходимое внимание своему здоровью. Родители, которые негативно относятся к своему состоянию здоровья, имеют низкую валеологическую культуру, не в состоянии оценить свой вклад в формирование у детей установки на здоровый образ жизни, не могут быть созидателями их здоровья.

Уровень психосоматического здоровья детей характеризуется как «опасный». На нарушение психосоматического здоровья влияет игнорирование рекомендаций врачей и неправильная оценка своего здоровья. Эти нарушения проявляются в хроническом нервно-психическом напряжении и высоком уровне невротизации учащихся. Наибольшее влияние на состояние и отношение к своему здоровью играет именно семья с определенным образом жизни. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.: ТЦ Сфера, 2002.-С.188-194

На основании комплексной диагностики военнослужащих, уволенных в запас, можно было выделить следующие проблемы:

Обозначенная проблема

Восприятие проблемы

мужчинами

женщинами

Тревожность

Враждебность

Депрессивность

Неуверенность в себе

Фрустрация

Самочувствие (+)

Активность

Настроение (+)

Адекватная самооценка реальности

Обладают эмоциональной стойкостью

Подвержены стрессу

Невротизация

Валеологическая культура

74%

4%

43%

34%

86%

41%

89%

57%

34%

89%

45%

23%

18%

52%

2%

31%

36%

53%

53%

73%

69%

63%

79%

32%

11%

21%

Типовое состояние семей показало, что в семьях диагностируемых к детям относятся с любовью; обучают, контролируют и защищают.

Члены клуба военнослужащих запаса хорошие родители - внимательные к своим детям и заботливые и дети именно так это и воспринимают и дарят ответными чувствами. У всех продиагностированных детей ощущения связанные с семьей положительные.

2.3 Диагностика детско-юношеского центра «Резерв» при школе №1 на определение уровня военно-патриотического и физического развития, готовности к службе в армии. Разработка программы работы детско-юношеского центра «Резерв»

Формирование у молодежи готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов - социально-политических, духовных, военно-технических. Несомненно, что деятельность по усилению военно-патриотической работы среди молодежи сегодня должна гораздо больше, чем раньше, учитывать местные особенности, а также используемые силы и средства. В г. Славгороде все это было решено реализовать с созданием детско-юношеского центра «Резерв».

Кроме этого, создатели центра ориентировались на огромный потенциал отставных военнослужащих - и физический, и моральный, на то, что именно бывшие военнослужащие - реальные носители патриотических начал.

В какой-то степени создание центра носит для самих уволенных в запас военнослужащих психотерапевтическое начало. Полным сил людям дали в руки ответственное дело. Руководителем детско-юношеского центра «Резерв» был назначен председатель клуба военнослужащих запаса «Русич».

Задумывая организацию детско-юношеского центра, предполагалось, что для проведения мероприятий центра будет привлекаться потенциал жен членов клуба, будут организовываться совместные мероприятия с советом ветеранов Афганистана. Кроме того, городской уровень и значимость задуманного дела привлекут к проблемам военнослужащих уволенных в запас внимание городской власти.

Прежде всего, среди мальчиков 7-9 классов и 10-11 классов было проведено анкетирование (приложение 9).

Результат:

не хотели бы родиться в России - 8% опрошенных.

служба в армии является обременительной необходимостью для 34%.

пойдут на все, чтобы не служить в армии - 17%.

Программа развития детско-юношеского центра «Резерв» на базе общеобразовательной школы №1 г. Славгорода

I. Общие положения

1.1. детско-юношеский центра «Резерв» (далее - Центр) образуется на базе общеобразовательной школы №1 г. Славгорода.

1.2. Центр осуществляет свою деятельность в тесном контакте с общественной организацией, клубом военнослужащих запаса «Русич» и в контакте с педагогическим коллективом и администрацией общеобразовательной школы №1 г. Славгорода

Цель и задача программы

1. Формирование у молодежи готовности к службе в армии;

2. повышение уровня военно-патриотического воспитания;

3. формирование высоких нравственных и патриотических ка

честв.

Основные направления реализации программы

идейно-нравственная и морально-психическая подготовка;

военная подготовка;

физическая подготовка.

Мероприятия:

v встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий в Афганистане, Чечне;

v лекции и беседы: «Зачем нужна сила духа» Хромов Н. Зачем нужна сила духа? //ОБЖ.-2000.-№3.-С.31-32,»Новая структура вооруженных сил России» Новая структура вооруженных сил России // ОБЖ.-2002.-№8.-С.20-27, «Как преодолеть стресс» Варенов А. Как преодолеть стресс? // ОБЖ.-2001.-№8.-С.63-64, «Пути к высокому сознанию» Орлов О. Пути к ноосферному сознанию /// ОБЖ.-2001.-№2,3, «Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах» Филатов С. Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах // ОБЖ.-2002.-№5.-С.35-38;

v музыкально-историческая композиция «Афганистан - боль в моей судьбе», «День защитника Отечества», турнир «Солдатушки-ребятушки» (приложение 10);

v военно-спортивные игры «Зарница», «Аврал в военном штабе» (приложение 11).

Ресурсное обеспечение программы:

Бюджетное финансирование и спонсорская поддержка.

В качестве помощи и поддержки программе развития детско-юношеского центра «Резерв» мною, социальным педагогом было проведено диагностирование социальной среды ребят (семья, круг общения, интересы и потребности). С отдельными подростками, особенно негативно настроенными неоднократно проводились индивидуальные беседы, познакомилась с родителями этих подростков и провела индивидуальную воспитательную работу в форме консультаций, в которых говорилось, что будущее нашей армии за их ребенком и его сверстниками, готовыми в любую минуту прийти на выручку своим друзьям, семье, городу и стране. И тогда возрождение в нашей армии ее лучших традиций не будет казаться столь невыполнимой задачей, а произойдет в ближайшее время.

Членов клуба вскоре можно было выделить из общей массы подростков: они подтянуты, уравновешены, целиком захвачены идеями клуба.

2.4 Деятельность социального педагога по решению проблем семей военнослужащих запаса, членов клуба «Русич»

Основными видами деятельности с этой группой военнослужащих запаса для меня, как социального педагога явилось диагностирование, психологическая и валеологическая коррекция, социально-правовые услуги, обеспечение социальной адаптации и реабилитации и консультирование.

В процессе консультирования приходилось часто обращаться к услугам справочных правовых систем «ГАРАНТ» и «КонсультантПлюс»

Особое внимание в работе с предложенной группой военнослужащих уволенных в запас было обращено на психологическую коррекцию, которая проводилась совместно с сотрудниками Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин.

Для психологической коррекции применялись психосинтетические и аутогенные техники медитации, дыхательные упражнения (приложение 8).

В какой-то мере автору исследования, как социальному педагогу, пришлось стать для этой группы военослужащих запаса проводником в гражданский социум изучив их потребности и социальные проблемы и установив для решения этих проблем тесные контакты с Комитетом по социальной защите населения и Центром занятости и трудоустройства населения, т.е. подключиться к работе учреждений системы социальной защиты населения.

Под социальной защитой понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.-М.: Академия, 1995.-С.17

Трое членов клуба «Русич» помимо общественной нагрузки в рамках клуба хотели бы получить полноценную работу в гражданской сфере. Остальных устраивал тот уровень занятости, который они имели.

Две семьи не имели своего жилья и снимали квартиры в аренду. Требовалась поддержка.

Выявив воинские специальности уволенных в запас военнослужащих, пока не нашедших работу, на основе информации, опубликованной в журнале «Основы безопасности жизни» были определены родственные названным воинским должностям гражданские профессии и с подписью заместителя мэра города, курирующего социальную работу, медицину, образование и культуру, оформлены официальные заявки в Центр занятости и в трудоустройства населения.

Поддерживающим фактором в этом начинании явилось то, что до городской мэрии уже дошла добрая слава о деятельности членов общественной организации, клуба военнослужащих запаса «Русич». Проявил себя и центр детско-юношеского творчества «Резерв». На занятия центра стали приходить ребята и из других школ города.

Далее представлен список возможных для предложения членам клуба «Русич» специальностей, представленный в «Центр занятости и трудоустройства населения».

Список специальностей возможных для предложения бывшим военнослужащим, членам клуба «Русич» представленный в Центр занятости и трудоустройства населения

Воинская должность

Возможная гражданская профессия

1.Топогеодезист-вычислитель артиллерийского подразделения ВДВ.

2. Механик дизельно-электрических станций, силовых и осветительных агрегатов технических и стартовых комплексов.

3. Командир отделения радиационной, химической и биологической разведки

Геодезист, оператор ЭВМ, планиметрист, программист, радиометрист, топограф и т.д. Новиков В. ВДВ России: воинские должности и родственные им гражданские профессии // ОБЖ.-2000.-№2.-С.28-32

Машинист передвижной электростанции, моторист буровой установки, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Ханжиев В., Рыжков В. Ракетный щит Родины: ракетные войска стратегического назначения России // ОБЖ.-2000.-№1.-С.31-38

Газоспасатель, егерь, топограф, инструктор - методист по туризму. Ханжиев В. Что такое РХБ защита, или несколько слоа о войсках радиационной, химической и биологической защиты // ОБЖ.-2000.-№4.-С.23-28

Через время все три человека из экспериментальной группы, желавших получить работу - получили ее.

Результаты исследования семей военнослужащих запаса, членов членов клуба «Русич» показывали, что взаимодействия в семьях исследуемой группы военнослужащих, достаточно гибки. Члены семей свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру. Но я При исследовании допускалось, что, возможно, одна, две семьи были «закрыты» для исследователей. Возможно, усилия ее членов были направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям главы семьи и поэтому в них были исключены любые индивидуальные разногласия.

Допуская этот вариант, исследователями не было прекращено индивидуальное консультирование, как родителей, так и детей. Не были оставлены без внимания взаимоотношения детей исследуемой группы со сверстниками и одноклассниками. Исподволь закреплялось понимание семьями своего единства, взаимозависимости.

Хорошо познакомившись с исследуемыми, большая часть встреч проводилась в виде совместных дискуссий, основой которых были прошлое, настоящее и будущее семьи. Если возникали конфликтные ситуации или проблемы, они разрешались.

Работая с названными семьями, исследователи исходили из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины.

2.5 Повторная диагностика и анализ изменений в результате работы с членами клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семьями

После последовательно проведенных действий опытно- экспериментального исследование социально-педагогической работы с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями, в том числе, и после реализации программы работы детско-юношеского центра «Резерв» и деятельности социального педагога по решению проблем семей военнослужащих запаса, членов клуба «Русич», нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, которая показала изложенные ниже результаты.

Результаты диагностики психологических проблем военнослужащих, уволенных в запас

Обозначенная проблема

Восприятие проблемы

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Тревожность

Враждебность

Депрессивность

Неуверенность в себе

Фрустрация

Самочувствие (+)

Активность

Настроение (+)

Адекватная самооценка реальности

Обладают эмоциональной стойкостью

Подвержены стрессу

Невротизация

Валеологическая культура

74%

4%

43%

34%

86%

41%

89%

57%

34%

89%

45%

23%

18%

52%

1%

29%

27%

59%

66%

91%

72%

51%

93%

34%

12%

31%

Результаты диагностики психологических проблем жен военнослужащих запаса

Обозначенная проблема

Восприятие проблемы

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Тревожность

Враждебность

Депрессивность

Неуверенность в себе

Фрустрация

Самочувствие (+)

Активность

Настроение (+)

Адекватная самооценка реальности

Обладают эмоциональной стойкостью

Подвержены стрессу

Невротизация

Валеологическая культура

52%

2%

31%

36%

53%

53%

73%

69%

63%

79%

32%

11%

21%

48%

0,5%

26%

32%

49%

51%

79%

75%

72%

81%

28%

9%

42%

Возможно оттого, что женщины более устойчивы к жизненным передрягам и более выносливы, а возможно оттого, что они все - таки ощущают себя за спиной мужей, но в первичной диагностике на фоне мужчин женщины выглядели благополучнее. В результате же действий группы экспериментаторов, состоящей из психологов Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин и социального педагога, автора дипломного исследования женщины оказались меньше подверженными изменениям.

Все - таки социально важное и человечески ответственное дело по воспитанию из мальчишек будущих воинов и мужчин дало свои плоды. Члены общественного объединения, клуба воинов запаса «Русич» почувствовали себя востребованными, занятыми важным и ответственным делом, что сразу же повысило результаты повторного тестирования.

Порадовало экспериментаторов и повторное анкетирование мальчиков школы №1. Хотя, в общем-то, и до анкетирования этого результата можно было ожидать. Стать членом детско-юношеского центра среди мальчиков города стало престижно.

Город Славгород невелик (35 400 жителей), слухи очень быстро разносятся, вскоре большая часть мальчишек города знала как интересно и насыщенно событиями проводят время члены детско-юношеского центра «Резерв». Вскоре в «Резерве» пришлось вводить II уровня сложности - для вновь принятых и для старожилов.

Итоги анкетирования:

Первичное анкетирование

Не хотели бы родиться в России - 8% опрошенных.

Служба в армии является обременительной необходимостью для 34%.

Пойдут на все, чтобы не служить в армии - 17%.

Вторичное анкетирование

Не хотели бы родиться в России - 0,5% опрошенных.

Служба в армии является обременительной необходимостью для 8%.

Пойдут на все, чтобы не служить в армии - 2%.

Таким образом, с помощью разнообразных и органически сочетающихся между собой направлений работы социального педагога с группой военнослужащих, уволенных в запас, был задействован их потенциал и включен в общественно-полезную и востребованную Отечеством работу.

Опыт и знания бывших военнослужащих послужили на развитие гражданского общества. Это повысило уровень самооценки и значительно сняло социальную напряженность в экспериментальной среде военнослужащих уволенных в запас и в их семьях.

Социально значимое дело позволило бывшим военнослужащим легче и быстрее адаптироваться в гражданском социуме и немалый жизненный и профессиональный потенциал послужил на пользу обществу.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы и литературы по теме исследования, результаты выполнения задач, поставленных перед клубом военнослужащих запаса «Русич», апробация программы развития детско-юношеского центра «Резерв» в условиях экспериментальной общеобразовательной школы №1, результаты диагностирования членов клуба военнослужащих запаса «Русич» и членов их семей и диагностирования ребят детско-юношеского центра «Резерв» позволяет обосновать основные выводы дипломного исследования:

1.Социально педагогическая работа с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями в современных условиях проблема актуальная и перспективная, при этом необходимо учитывать человеческий и профессиональный потенциал, как самих военнослужащих, так и членов их семей и рационально его использовать.

2. Мы определили, что социальная адаптация бывших военнослужащих - это не узкий вопрос, а широкий спектр законодательных, организационных, профессиональных, финансовых, психологических, социально-психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека.

3. Задачи по повышению уровня военно-патриотического воспитания на уровне местных Советов решаемы с помощью человеческого и профессионального потенциала бывших военнослужащих - реальных носителей патриотических начал.

Проблемы, стоящие перед уволенными военнослужащими в гражданском социуме можно условно разделить на 2 группы:

1. Социально-экономические проблемы (трудоустройство, жилищная проблема, материальное обеспечение семьи).

2. Психологические проблемы адаптации к гражданскому социуму.

Создание общественной организации «Русич», клуба военнослужащих, уволенных из армии, позволило решить часть проблем в условиях г. Славгорода.

Профессиональная квалификация и индивидуальные качества экспериментальной группы военнослужащих уволенных из армии и членов их семей помогли городу решить сложнейшую задачу по повышению уровня военно-патриотического воспитания в городе, организации и развитию детско-юношеского центра при общеобразовательной школе №1. Помогли подняться детско-юношескому центру на престижную высоту и заработать добрую репутацию среди молодежи города, заняв ее досуг полезным и важным делом - подготовкой к службе в армии, укрепления здоровья, воспитанием моральных и человеческих качеств.

В результате нашего теоретического и опытно-экспериментального исследования по проблеме определения основных направлений работы социального педагога с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями, были выявлены следующие направления работы:

v социально-психологическая поддержка военнослужащих, уволенных в запас и их семей;

v психологическая и валеологическая коррекция;

v охранно-защитная поддержка (социально-правовые услуги, консультирование);

v участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи в г. Славгороде.

Библиография

1. Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (11.02.93 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

2. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (12.02.1993 г) // Справочная правовая система ГАРАНТ

3. Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих " (22.01.1993 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

4. Федеральный Закон "О статусе военнослужащих " (25.05.1998 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

5. Закон Российской Федерации "Об обороне" (принят 24.09.1992 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

6.Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и «О воинской обязанности и воинской службе» // Справочная правовая система ГАРАНТ

7. Федеральный Закон «Об образовании» // Справочная правовая система ГАРАНТ

8. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Справочная правовая система

10.Комплексный подход к решению социально-экономических проблем в местах компактного проживания военнослужащих и членов их семей // Материалы Международной научно-практической конференции. 2001 год, г. Котово

11. Материалы периодической и специальной печати («Независимое военное обозрение» - еженедельное приложение к «Независимой газете»; «Красная звезда»;

12. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт.-М.: ACADEMIA, 2000

13. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2000

14. Бочарова В. Социальная педагогика: диалог науки и практики. // Социальная педагогика. - 2003. - № 1-С.27-34

15. Варенов А. Как преодолеть стресс? // ОБЖ.-2001.-№8.-С.63-64

16. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: ACADEMIA, 2002

17. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. - М.: ACADEMIA, 2001

18. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие. - М.: ACADEMIA, 2002

19. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков: учеб. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова и др.-М.: ACADEMIA, 2002

20. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников.-2000.-№7.-С.22-26

21. Информационный бюллетень Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей и др.)

22. Ковалев С.В. Психология современной семьи.-М.: Просвещение, 1988

23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-М.: ACADEMIA, 2001

24. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии.-2001.-№1.-С.107-122

25. Кирикова И. День защитника Отечества // Воспитание школьников.-2002.-№10.-С.57-61

26. Кравченко А.И. Обществознание: учебник.-М.: Мастерство, 2002

27. Ладанов И.Д. Управление стрессом.-М.: Профиздат,1989

28. Левитов Н.Д. Психология характера.-М.: Просвещение, 1969

29. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: ACADEMIA, 2001

30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий.-М.: Просвещение, 1982

31. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России.- М.: Академия, 1995

32. Материалы сайта www.exmilitary.ru

33. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.-М.: Академия, 2002

34. Михайлов А. Тяжело ли в ученье? // ОБЖ.-2001.-№3.-С.26-28

35. Модзалевский Л. Н. Очерк воспитания и обучения с древнейших до наших времён. - СПб: 2000

36. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник.-М.: ACADEMIA, 2000

37. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ.-М.: ЭКСМО-Пресс,2002

38. Немов Р.С. Психология: учебник в 3 книгах.-М.:ВЛАДОС, 2001

39. Никитина Л. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников.-2000.-№7.-С.20-22

40. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе.-М.: Академический Проект, 2003

41. Новая структура вооруженных сил России // ОБЖ.-2002.-№8.-С.20-27

42. Овчарова Р.С. Справочная книга социального педагога.-М.:ТЦ Сфера, 2002

43. ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: Просвещение; Учебная литература, 1996

44. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология.-М.: Академический Проект, 2002

45. Орлов О. Пути к ноосферному сознанию /// ОБЖ.-2001.-№2,3

Профориентационное консультирование уволенных в запас военнослужащих и членов их семей: психологическая помощь при выборе «гражданской» специальности./ Калиничев В.Л. и др. - М.: СИП РИА, 1999.

46. Психологическая реабилитация участников боевых действий / Под ред. Соловьева И. В. - М.: ЦСПП «Статус», 2000.

47. Результаты Мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей (1999-2001 годы).

48. Ряжских М., Александров А.А. «Солдатушки-ребятушки» //Воспитание школьников.-1999.-№4.-С.54-57

49. Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита // Социальная педагогика.-2003.-№2.-С.98-101

50. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.-М.: Юристъ, 1997

51. Соловейчик С. Л. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 1992

52. Социальная адаптация военнослужащих: справочник / Под ред. Калиничева В.Л.- М.: МИСИ, 2001.

53. Социальная педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина.-М.: ВЛАДОС, 2002.

54. Тихонова Н. Стрессоустойчивы ли вы // Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.59-60

55. Филатов С. Неуставные взаимоотношения в Вооруженных Силах // ОБЖ.-2002.-№5.-С.35-38

56. Фомина О. С., Кудряшова Г. А., Беликова Л. Ю. Реализация модели воспитательной системы // Классный руководитель. - 2003. - № 4.-С.32-34

57. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник.-М.: Изд. Института Психотерапии, 2003

58. Хромов Н. Зачем нужна сила духа? //ОБЖ.-2000.-№3.-С.31-32

59. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие.-М.: Академия, 2002

60. Штейн С. Психология общения с подростками // Воспитание школьников.-2001.-№3.-С.32-37

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты