Главной причиной критической ситуации в указанной сфере является неудовлетворительное финансирование из Федерального бюджета. Вместе с тем часть выделенных средств, как показывает анализ, используется неэффективно, а порой и не по целевому назначению.
Начиная с 1998 года, прекращено действие программ жилищного, полностью бесплатного, как требует Закон, обеспечения бывших и действующих военнослужащих жильем и введена в действие Президентская программа "Государственные жилищные сертификаты", предусматривающая использование личных средств военнослужащих для приобретения жилья.
Программой предусмотрено обеспечить жильем в течение 1998-2002 годов 210 тыс. семей данной категории населения (включая 160 тыс. ранее уволенных с военной службы). Ежегодно безвозмездные субсидии в виде жилищных сертификатов должны предоставляться 42 тыс. граждан.
Однако, Минфином России за 1998-1999 годы было выпущено только 29104 сертификата на сумму 4,7 млрд. рублей или в 2,9 раза меньше, чем было предусмотрено Программой (84 тыс. сертификатов). В 1999 году финансовая обеспеченность Программы составила лишь треть от выделенного на эти цели в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Всего за 2 первых года реализации Программы Минфином России было оплачено только 21900 жилищных сертификатов.
Длительное время Госстроем России не было определено количество военнослужащих, увольняемых в запас или в отставку, и Сложившееся положение, судя по выводам проверки Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, во многом, было предопределено неудовлетворительным руководством реализацией Программы со стороны Госстроя России, а число граждан, ранее уволенных с военной службы и изъявивших желание стать участниками Программы. Без учета этих данных, соответственно, с большими издержками осуществлено распределение сертификатов по заинтересованным министерствам и ведомствам, но особенно -- в регионы Российской Федерации.
За 1998-1999 г.г. для регионов Минфином России выпущен лишь 8471 сертификат на сумму 1,5 млрд. рублей или 16% от объема, предусмотренного Программой. Приобретено по сертификатам всего 3875 квартир стоимостью 583.2 млн. рублей (47% выданных сертификатов).
Острота ситуации с обеспечением жильем семей уволенных в запас и в отставку кадровых военнослужащих подтверждается и результатами социологического исследования, проведенного в 6 регионах страны.
Отдельной квартирой со всеми удобствами или отдельным домом обладает 65% респондентов, остальные, по существу, являются бесквартирными. В то же время, буквально единицы, что можно объяснить и несовершенством проводимого опроса, столкнулись, с системой жилищных сертификатов.
Полученные статистические сведения из регионов, и результаты анкетного опроса дают одинаковый ответ на вопрос, где желали бы бесквартирные граждане, уволенные с военной службы, и их семьи получить жилье: 61,1% таких семей изъявили желание поселиться только в областных, краевых или республиканских центрах. Лишь 1,5% -. по статсведениям из регионов и 3,7%. -- по итогам анкетного опроса (что находится в границах допускаемой погрешности социологических исследований) желали бы получить жильё в сельской местности. Это свидетельствует о недостаточной организаторской и разъяснительной работе в пользу развития фермерства и привлечения в село дополнительных рабочих рук.
На состоявшемся 22 февраля 2000 г. заседании коллегии Госстроя России критически проанализировано состояние дел в области реального выполнения Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", которая является основным инструментом решения проблемы жилья для увольняемых и уволенных с военной службы военнослужащих и их семей. Обращено внимание на необходимость более активного использования возможностей Программы для финансирования завершения строительства жилых домов высокой степени готовности, расширения круга ее участников, более аргументированного определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра обшей площади строящегося (покупаемого), жилья. Выражена обеспокоенность, что, положение усугублялось и в 2000 году: возможности, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год, позволят выпустить для уволенных граждан только примерно 3,8 тыс. новых сертификатов при первоначальном замысле -- 42 тысячи. Ситуация усугубится, если не будут выделены дополнительные средства на выпуск сертификатов для сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, увольняемых и уволенных со службы в указанных органах и учреждениях (это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 825).
Учитывая продолжающееся реформирование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, связанное с массовым увольнением в запас и в отставку, проблема жилья для увольняемых и уволенных кадровых военнослужащих и в ближайшие годы по-прежнему будет носить обостренный характер. Не ликвидировав задолженность по жилищным сертификатам за 1998-1999 годы, невозможно в установленные сроки выполнить итоговую задачу -- к 2003 году обеспечить с использованием сертификатов квартирами 210 тыс. семей. Одновременно - необходимо усилить контроль за целевым использованием в регионах федеральных инвестиций.
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической работы с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями
2.1 Характеристика состояния военно-патриотического воспитания в г. Славгороде и вариант решения этой проблемы с помощью военнослужащих уволенных в запас
Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас - это не узкий вопрос, а широкий спектр организационных, профессиональных, финансовых, психологических, социально-психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека.
Для социальной адаптации бывших военнослужащих в г. Славгороде под руководством Совета ветеранов г. Славгорода были объединены усилия Славгородского филиала краевого кризисного Центра для мужчин, Военного комиссариата, Администрации г. Славгорода, Комитета социальной защиты населения, Центра трудоустройства и занятости населения, Центра социальной помощи семье и детям. Для разработки было определено делать упор на аспекты, касающиеся обыденной жизни, работы и духовной сферы.
Администрацию г. Славгорода беспокоил и беспокоит уровень нравственного и патриотического развития молодежи города, чему способствует недостаточно высокий уровень воспитательной работы в школах города, недостаточное количество и односторонность деятельности досуговых организаций, низкий культурный уровень любимого места сбора городской молодежи - клуба «Катастрофа». Беспокоил Администрацию г. Славгорода и Совет ветеранов и довольно высокий уровень криминогенности в среде молодежи из малообеспеченных слоев населения (по данным инспекции по делам несовершеннолетних). Незанятость зачастую приводит к началу раннего употребления табачных изделий, алкоголизма, наркотиков и в итоге, к подростковой преступности.
Резкое снижение военно-патриотического воспитания в конце 80-х - начале 90-х годов вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе, привело к росту нежелающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента. У молодых людей снизилось чувство личной гражданской ответственности перед обществом, перед Родиной. Обострились противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодёжи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни. Но в последние годы, в ходе преобразований в российском обществе и реформирования Вооруженных Сил появились положительные изменения в сознании россиян по отношению к армии.
Органами государственной власти принят ряд основополагающих документов. Среди них Государственная Федеральная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001 - 2005 г.г., Военная доктрина РФ, Национальная доктрина образования. В этой программе впервые подчеркивается необходимость единой государственной политики в данной области и соответствующей ее содержанию системы патриотического воспитания россиян. Завершается работа над проектом концепции «Патриотическое воспитание граждан России». Т.е. воспитание патриотических чувств сегодня - это социальная потребность российского общества и основным институтом патриотического воспитания является система образования.
Государство стало больше внимания уделять Вооруженным Силам, а средства массовой информации - объективнее относиться к ним.
Все сказанное побудило Совет депутатов города принять решение о повышении в школах города уровня военно-патриотического воспитания. Усилий учителей-предметников, даже при высоком профессионализме явно недостаточно для того, чтобы в военно-патриотическом воспитании были видны заметные успехи. Кроме того, военно-патриотическое воспитание достигает цели, когда его методы у молодежи вызывают интерес. Именно через интерес ребятам прививаются высокие нравственные и патриотические качества
По решению Совета депутатов к работе по этому направлению были привлечены и усилия городской Молодежной думы. В работе с молодежью города военно-патриотическое воспитание были признано ведущим направлением. Было учтено и то, что отставные военнослужащие - реальные носители патриотических начал.
В итоге, под крылом Совета ветеранов города была создана общественная организация - «Русич» - клуб военнослужащих, уволенных в запас, с определенными задачами и функциями, учитывающими особенности военнослужащих, их ответственность и добросовестность, дисциплинированность и надежность, сознание долга и чувство ответственности.
Запросив и получив сведения из Военного комиссариата, председатель Совета ветеранов пригласил каждого из офицеров, ушедших в запас на протяжении последнего года для индивидуального собеседования. В результате собеседований был организован «Русич». Первоначально в состав клуба вошло семь человек, затем, по рекомендации членов клуба добавилось еще пять человек. Основными задачами клуба «Русич» было обозначено:
социально-психологическая поддержка военнослужащих, уволенных в запас и их семей;
участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи в г. Славгороде;
воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечества и его вооруженной защите;
изучение истории и культуры Отечества и родного края;
участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти Защитников Отечества;
передача и развитие лучших традиций российского воинства;
противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни; участие в подготовке граждан к военной службе.
Руководством к действию для клуба «Русич» явились Федеральные Законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и «О воинской обязанности и воинской службе», Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) и Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
Два месяца спустя после образования клуба военнослужащих запаса «Русич», специалистами клуба на базе общеобразовательной школы №1 был организован детско-юношеский центр «Резерв».
Почему для разработки проекта была определена именно школа №1? В школе есть музей боевой славы, который играет важную роль в воспитании патриотических чувств. Вокруг музея сплочены и дети, и взрослые, представители разных поколений, а память передается от отца к сыну, от деда к внуку. Есть в школе и комплексный краеведческий музей, изучающий историю и культуру города, т.е. малой родины», с которой связана жизнь, судьба и семейные ценности ребят.
Образование музеев связано с тем, что в школе очень сильный состав учителей - историков и щедрый меценат - предприниматель В.Г. Волков, обучавшийся раньше в этой школе и прошедший школу Афганистана.
Преподаватель ОБЖ - офицер в отставке, сумел наладить взаимодействие с военкоматом, ОВД, спортивным комитетом. Ныне же он вошел в состав общественного объединения, клуба военнослужащих запаса «Русич».
Всё вышесказанное и позволяет придать работе образованного на базе школы детско-юношескому центру «Резерв» системный и плановый характер.
Еще одним аргументом для создания детско-юношеского центра на базе школы был пункт в Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) - «предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях…».
Практическая часть нашего дипломного исследования была выполнена на базе этого общественного объединения - клуба военнослужащих запаса «Русич» при помощи и поддержке Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин.
Предварительно, перед проведением экспериментального исследования была изучена учебная, научно-популярная, методическая и исследовательская литература по предложенной теме и определена последовательность действий:
диагностическое исследование;
обработка результатов исследования;
разработка программы работы детско-юношеского центра «Резерв» и определение направлений работы социального педагога с клубом военнослужащих запаса «Русич»;
деятельность социального педагога по решению возникающих проблем;
повторное диагностирование и анализ изменений в результате работы с клубом военнослужащих запаса, их семьями и детско-юношеским центром «Резерв» при школе №1.
2.2 Диагностика проблем социальной адаптации членов клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семей. Обработка результатов исследования
Диагностика проблем военнослужащих запаса - это психологическая проблема.
Проблема диагностики рассматривается на трех уровнях.
Первый уровень - теоретический, предлагает определение концепции проблем, выяснение вопроса о том, что важно и необходимо для их решения.
Второй уровень - методический, разработка с помощью методик позволяющих идентифицировать проблемы.
Третий уровень - организационный, позволяющий решать возникающие проблемы.
Диагностика становится не каким-то внешним предшествующим практической деятельности действием и не способом контроля его эффективности, а необходимой составной частью всего процесса действий.
Важную функцию в диагностическом процессе выполняют специальные занятия по психологической коррекции, коррекции стрессоустойчивости, как взрослых членов семей военнослужащих запаса, так и их детей с применением популярных техник медитации, техник аутогенной медитации, специальных дыхательных упражнений. При необходимости, производится коррекция отношений между родителями и детьми в семьях военнослужащих запаса для чего изучается типовое состояние семей.
Занятия проводятся регулярно в течение длительного времени.
Нам, несомненно, важно обратиться к действительности, имея багаж средств и возможностей, накопленный в процессе развития социальной педагогики как науки.
Вопрос в том, как выявить проблемы и как помогать в их решении. В любом случае мы определяем функции, подлежащие оценке, и, собрав все необходимые сведения, приступаем к реализации организационного уровня, позволяющего на практике решать возникающие проблемы.
Параметры, по которым проводилось диагностирование членов клуба «Русич» и их семей:
Изучение личностных особенностей;
Типовое состояние семьи
Здоровье (соматическое, психическое, личностное).
Для выявления проблем были предложены методики:
опросник социально-коммуникативной компетентности (СКК) (приложение 2); Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.: ТЦ Чфера, 2002.-С.452-460
тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (ОСО) (приложение 3); Овчарова Р.В. Указ соч.-С.446-452
валеологическая анкета для родителей семей военнослужащих (приложение 4);
валеологическая анкета для детей из этих семей (приложение 5); Овчарова Р.В. Указ соч.С. 187-194
типовое состояние семьи (приложение 6); ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-С.176-192
методики определения стрессоустойчивости (приложение 7) Тихонова Н. Стрессоустойчивы ли вы // Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.59-60, Ладанов И.Д. Управление стрессом.-М.: Профиздат,1989.-С.97-100
Обследовалось 24 человека (члены клуба военнослужащих уволенных в запас и их жены. Дети были продиагностированы отдельно).
С помощью опросника социально-коммуникативной компетентности (СКС) исследовалась социально коммуникативная компетентность личности. Под ней понимается способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Этот вид компетентности формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в деятельность. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в социальных ситуациях; 2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия; 4) особую роль играет умение поставить себя на место другого человека (идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия) и предвидеть и прогнозировать поведение других и свое собственное в процессе общения (социальная интуиция и социальная рефлексия).
С точки зрения гуманистической концепции социально-коммуникативной компетентности, на которой построена данная методика, помехами общения, снижающими его эффективность, являются социально-коммуникативная неуклюжесть, нетерпимость к неопределенности, чрезмерный конформизм, повышенное стремление к превосходству над другими людьми, преобладания мотивации избегания неудач и низкий порог чувствительности к блокировке потребностей, стремлений и желаний, повышенная нетерпимость в общении (фрустрационная нетолерантность).
Информация о личности в социальном мире, полученная с помощью этой методики, помогла составить полное представление о предмете социально-педагогической диагностики.