Диагностика проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас

Диагностика проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас

1

66

Содержание

Введение

Глава I.Теоретические предпосылки исследования социальной работы с семьями военнослужащих и гражданами, уволенными в запас

1.1 Генезис военного реформирования в России как фактор влияния на социальную адаптацию

1.2 Современное военное реформирование в России и его влияние на адаптацию семей военнослужащих

1.3 Концепция социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

1.4 Работа по трудоустройству бывших военнослужащих

1.5 Решение жилищной проблемы граждан, уволенных с военной службы

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической работы с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями

2.1 Характеристика состояния военно-патриотического воспитания в г. Славгороде и вариант решения этой проблемы с помощью военнослужащих, уволенных в запас

2.2 Диагностика проблем социальной адаптации членов клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семей. Обработка результатов исследования

2.3 Диагностика детско-юношеского центра «Резерв» при школе №1 на определение уровня военно-патриотического и физического развития, готовности к службе в армии. Разработка программы работы детско-юношеского центра «Резерв»

2.4 Деятельность социального педагога по решению проблем семей военнослужащих запаса, членов клуба «Русич»

2.5 Повторная диагностика и анализ изменений в результате работы с членами клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семьями

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность исследования

Массовое сокращение Вооруженных Сил породило острейшую социально-психологическую проблему, связанную с обеспечением адаптации к новым условиям жизни в гражданском социуме уволенных военнослужащих и их семей.

Позитивный потенциал бывших военнослужащих необходимо поставить на службу стране, на развитие гражданского общества за счет успешного создания ряда новых общественных организаций -- бывших военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, молодежных, женских организаций.

При этом -- не только инициировать и создавать такие организации, но и поддерживать их, направлять, хотя бы в начале их деятельности, на решение этих задач, включить их в систему взаимодействия с уже имеющимися организациями. При поддержке местных органов власти такие организации могут выполнять роль общественного контроля тех или иных процессов в своих субъектах Федерации, в своих городах.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию ясно и однозначно определена система национальных ценностей - жизненный ориентир и современное мировоззрение российского гражданина. На первом месте этих ценностей поставлен патриотизм. В обществе утверждается понимание, что без сбережения и развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, имеющему тысячелетнюю историю, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество надежных защитников Родины и России не воспитать.

Для работы по военно-патриотическому воспитанию профессиональная квалификация и индивидуальные качества лиц, прошедших военную службу, такие как ответственность и добросовестность, дисциплинированность и надежность, сознание долга и чувство ответственности, способность переносить, физические и психические нагрузки, являются значительным достоянием государства, важной частью его потенциала, в который уже вложены средства.

Бывшие военнослужащие - реальные носители патриотических начал. Это, как правило, трудоспособные люди, обладающие хорошей профессиональной подготовкой. Абсолютное большинство из них еще нуждается в активной профессиональной деятельности и способно, по своим деловым и нравственным качествам, принести значительную пользу обществу.

Социальную адаптацию пора перестать рассматривать только как средство для достижения конкретных целей снижения социального напряжения в среде бывших военнослужащих. Нужен более широкий взгляд на проблему, более глубокий анализ причин и следствий, задач и целей.

Работа с бывшими военными и членами их семей, показала, что социальная адаптация -- это комплекс мер. Среди них назовем по значимости: социально-психологическая (а если надо -- и медико-психологическая) помощь и реабилитация человека, который вынужден снять погоны и прервать карьеру.

Главная же задача социального педагога - совмещать воспитательную работу с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.

Проблема дипломного исследования - определение основных направлений работы социального педагога в работе с военнослужащими, уволенными в запас и членами их семей.

Решение этой проблемы является целью исследования.

Объект исследования: процесс адаптация военнослужащих уволенных в запас и их семей в гражданском социуме.

Предмет исследования: социально педагогическая деятельность с военнослужащими, уволенными в запас и членами и их семей.

Задачи исследования:

Анализ литературы по проблеме исследования.

Диагностика проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас и их семей

Разработка и реализация плана социально-педагогической помощи военнослужащим, уволенным в запас и их семьям.

Составление рекомендаций по социально-педагогической работе с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями.

Теоретическая база исследования: работы Р.В. Овчаровой, М. Александрова, И.Д. Ладанова, И. Кордияк, В.Л. Калиничева, И.В. Соловьева, Н. Тихоновой, материалы международной научно-практической конференции по проблемам военнослужащих, материалы периодической и специальной печати.

Экспериментальная база исследования: клуб военнослужащих уволенных в запас «Русич» и детско-юношеский центр «Резерв» при средней общеобразовательной школе №1 г. Славгорода.

Практическая значимость:

Предлагаемая дипломная работа может быть использована общественными организациями военно-патриотической направленности, психологами, социальными педагогами.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ документов, наблюдение, диагностика, тестирование, анкетирование, эксперимент.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложения.

Глава I. Теоретические предпосылки исследования социальной работы с семьями военнослужащих и гражданами, уволенными в запас

1.1 Генезис военного реформирования в России как фактор влияния на социальную адаптацию семей военнослужащих

Осуществляемая в настоящее время военная реформа и связанное с ней сокращение Вооруженных Сил -- не первые в истории российского государства. В дореволюционной России аналогичное по масштабам преобразование армии проводилось трижды:

в начале XVIII века -- при Петре Великом;

во второй половине XIX века (1860 -- 1870 гг.) -- под руководством военного министра Д.А. Милютина;

в начале XX века (1905- 1912зг.) -- после поражения России в войне с Японией.

Через крупное сокращение численности личного состава трижды прошли Вооруженные Силы и в советский период:

в середине 20-х годов;

в послевоенный период (1945-- 1947гг.);

в начале 60-х годов.

Каждая военная реформа имела особенности, отвечающие духу времени. Вместе с тем, есть немало общего в логике их развертывания, неизбежных трудностях и социальных последствиях.

Военная реформа Петра I, как и нынешняя, проводилась в рамках всестороннего преобразования государственной системы России. Ее главным итогом стало создание в начале XVIII века регулярной армии и военно-морского флота. Впервые в России появилась армия как постоянно действующая структура, призванная осуществлять несение военной службы не только в военное, но и в мирное время. С этого момента в стране появились кадровые, профессиональные военнослужащие -- особая категория граждан, требующая непрерывного централизованного управления, обучения, материально-финансового снабжения и социального обеспечения. Петром 1 была введена рекрутская система комплектования армии. В соответствии с ней государство ежегодно набирало

определенное количество новобранцев (рекрутов),

преимущественно из крестьян, для пожизненной военной службы.

Это единственная военная реформа в истории России, в ходе которой проводился только набор личного состава в армию и на флот. Все последующие реформы обязательно начинались с резкого сокращения численности военнослужащих.

Военная реформа 1860-1870-х годов также была составной частью общегосударственной реформы в России, начатой отменой крепостного права. Одной из ее главных целей было сокращение армии в мирное время и создание условий для значительного увеличения ее численности в случае войны за счет обученного резерва. Реформирование вооруженных сил началось сокращением их численности с 1132 тыс. человек (1864 г.) до 742 тыс. человек (1867 г.). За три года с военной службы было уволено почти 40% кадрового состава. Одновременно рекрутский набор и пожизненная служба были заменены всеобщей воинской повинностью. Военнообязанными считались все мужчины, достигшие 21 года. После призыва в армию они 6 лет служили в кадрах и 9 лет находились в резерве.

В ходе реформы серьезные изменения были внесены в систему управления армией, качество ее вооружения, организацию обучения офицеров и их материальное положение. Все уволенные из армии по сокращению получили в собственность землю и финансовые средства, необходимые для первоначального обустройства на новом месте.

Военная реформа 1905-1912 годов была обусловлена поражением России в русско-японской войне в начале века. Ее цель состояла в поднятии боеспособности русской армии. Эта реформа предусматривала:

реорганизацию системы управления; сокращение сроков службы (с 6 до 3 лет);

омоложение офицерского корпуса (только по возрасту и служебному несоответствию было уволено 7 000 офицеров);

улучшение материального положения офицерского корпуса;

введение новой системы подготовки офицеров.

Однако острая нехватка финансовых средств не позволила выполнить все задачи реформы. Как отмечали аналитики того времени, не удалось решить главный, коренной вопрос реформы -- укомплектовать армию и флот офицерами с высокими личностными качествами. Офицеры по-прежнему были не удовлетворены моральным и материальным стимулированием службы. Общественный статус их деятельности оставался низким. Многие поступали в армию без призвания к службе, часто это были неудачники из гимназий и реальных училищ. По данным исследований 1911 года, только 10% выпускников военно-учебных заведений по своим интеллектуальным, нравственным и волевым качествам в полной мере отвечали требованиям службы. Может быть, именно здесь скрывается одна из причин того, что в дальнейшем, в частности, в 1917 году, армия не стала надежной опорой царствующей в России династии.

Очередная военная реформа (1924-1925 гг.) вновь ставила целью привести армию в соответствие новой социальной системе и экономическим возможностям государства. В связи с окончанием гражданской войны было решено перейти на территориально-милицейскую систему комплектования Красной Армии и уменьшить ее численность почти в 10 раз (до 562 тыс. человек). За 2 года около 5 млн. бывших военнослужащих вернулись к гражданской жизни. Какой-либо социальной поддержки, уволенные с военной службы от государства не получили. Но, в связи с преобладанием в тот период среди населения страны и, следовательно, среди личного состава армии крестьян, а также слабой профессиональной дифференциацией труда в промышленности, его невысокими требованиями к специальным навыкам работников, для большинства уволенных в запас переход к трудовой деятельности оказался сравнительно безболезненным.

Вместе с тем, послевоенная разруха и внедрение в экономику новых (социалистических) форм хозяйствования привели к возникновению в стране безработицы. Поэтому часть бывших красноармейцев была вынуждена зарегистрироваться на специально созданных биржах труда и с их помощью искать себе рабочее место.

Следующее крупное сокращение Вооруженных Сил в нашей стране было осуществлено в период с 1945 по 1947 годы. За два года с военной службы были уволены свыше 8 млн. человек, что было обусловлено особой ситуацией, связанной не с реформированием армии, а с демобилизацией тех, кто временно призывался на военную службу в ходе войны. Из Вооруженных Сил уходили не кадровые военнослужащие, а недавние гражданские специалисты. Завершив боевые действия, они возвращались к своей работе в промышленности и сельском хозяйстве. Экономика того времени, в отличие от нынешней, испытывала острейший дефицит рабочих рук. Увольняемым из армии нужна была только финансовая и материальная помощь -- на жилищное строительство, обзаведение хозяйством, нормализацию бытовых условий. И государство, несмотря на все послевоенные трудности, такую помощь демобилизованным воинам оказывало.

Более противоречивым и болезненным оказалось сокращение Вооруженных Сил в 1960 году, когда из армии уходил печально известный «миллион двести». Это сокращение не предполагало реформирования армии, а было лишь политическим актом, не имеющим под собой должного экономического, военного и организационного обоснования.

Из армии увольнялись, главным образом, кадровые военнослужащие, увольнялись поспешно, без какой-либо серьезной подготовительной работы. Адаптироваться же им пришлось в народном хозяйстве, уже имевшем сложное техническое оснащение, высокий уровень профессиональной дифференциации с достаточно конкретными требованиями каждого вида деятельности к знаниям, умениям и личностным качествам человека. Государственной программы трудоустройства и переподготовки увольняемых в запас не было. Вся работа сводилась к обычным для того времени пропагандистским лозунгам и рекламе «героев» трудоустройства -- майоров-свинарей, подполковников-дояров и т.д.

Во многом именно сокращение 60-х годов и проблемы трудоустройства, которые тогда испытали офицеры, вынужденные чаще всего браться за первую подвернувшуюся работу, сформировали у кадровых военнослужащих своего рода комплекс неполноценности перед гражданской деятельностью, породили ставшее уже традиционным состояние боязни, некоторой обреченности в ожидании предстоящего увольнения в запас и поиска работы.

Одновременно было выработано определенное представление о профессиональных возможностях бывших офицеров и у руководителей предприятий. Не задумываясь о том, что дала человеку конкретная профессиональная подготовка в армии, не зная, как рационально использовать его знания и опыт, они и сегодня обращают внимание, главным образом, на понятие "военный" и делают вывод, что он способен быть только сотрудником ВОХР, контролером, администратором и т. д.

Сложившееся на производстве отношение к бывшим кадровым военнослужащим свойственно лишь нашей стране -- это сугубо отечественное "приобретение". Оно, во многом, -- результат неподготовленных, с точки зрения организации трудоустройства, переходов в народное хозяйство военных специалистов не только в предыдущие сокращения Вооруженных Сил, но и в ходе ежегодных плановых увольнений по выслуге лет. Совсем иное положение с использованием возможностей этой категории граждан на Западе (см. приложение 1). В цивилизованном мире давно признано, что профессиональная квалификация и индивидуальные качества лиц, прошедших военную службу, являются значительным достоянием государства, важной частью его потенциала, в который уже вложены средства.

1.2 Современное военное реформирование в России и его влияние на адаптацию семей военнослужащих

Исторически Российская Армия -- самая реформируемая в мире. Ее офицеры неоднократно переживали сокращение и увольнение. Что касается нынешней военной реформы, то она отличается радикальностью обновления.(вплоть до изменения Присяги), периодической сменой курса и бесконечным продлением сроков ее завершения.

Этапы и первые итоги военной реформы

Официально военная реформа началась в 1992 году одновременно с объявлением о создании Вооруженных Сил Российской Федерации. Политическое руководство страны планировало провести реформирование армии и флота до 2000 года и осуществить его в три этапа.

На первом и втором этапах (до 1995 года включительно) предполагалось закончить переформирование Вооруженных Сил СССР в Вооруженные Силы Российской Федерации, полностью вывести их с территории других государств, перейти на смешанную систему комплектования (по призыву и по контракту), начать масштабное сокращение численности личного состава.

На третьем этапе (1996-2000 гг.) планировалось завершить создание качественно новых Вооруженных Сил РФ при ограничении их численности до 1,5 млн. человек.

К концу второго этапа были решены следующие задачи:

сокращена численность Вооруженных Сил РФ до 1,7 млн. человек;

осуществлен вывод российских войск с территории других государств;

достигнут частичный переход на смешанную систему комплектования;

создана нормативно-правовая основа военного

строительства в России на новом этапе ее развития.

Каждая из этих задач по своим масштабам и времени, в течение которого она выполнялась, является уникальной. Так, в чрезвычайно короткие сроки и при крайне ограниченных финансовых затратах было передислоцировано на Родину около 700 тыс. военнослужащих, а с учетом гражданского персонала и членов семей военнослужащих -- около 1 млн. 200 тыс. человек, свыше 45 тыс. единиц военной техники. Осуществленный в столь сложных условиях вывод российских войск практически не имеет аналогов в мировой практике

Первые годы военной реформы отличались интенсивностью нормотворческой работы Парламента, Президента и Правительства Российской Федерации в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. В общей сложности до 1995 года было принято около 100 важнейших нормативных документов по данным вопросам.

Особое значение имеет так называемый "военный пакет" законов России, принятых компактно, в сжатые сроки и включающих в себя наиболее важные законодательные акты этой области:

"Об обороне" (принят 24.09.1992 г.);

"О воинской обязанности и военной службе" (11.02.1993 г.);

"О статусе военнослужащих" (22.01.1993 г.);

"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей (12.02.1993 г.) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты