2. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем бюджетных средств на приобретение современного оборудования, в том числе компьютерной техники, на 5000,0 млн. руб., что позволит удовлетворить более 50% потребности в лабораторном оборудовании, а так-же ускорить темпы компьютеризации высшей школы
3. Должны быть увеличены ассигнования на совершенствование информационной базы образования:
3.1. Для обеспечения доступа студентов в Интернет (по статье «связь») дополнительно по-требуется 450 млн. руб., что позволит решить проблему подключения государственных вузов к сети Интернет и их работу с неограниченным временем доступа
3.2. Для пополнения библиотечного фонда образовательных учреждений профессионального образования дополнительно потребуется 500 млн. руб., что позволит обеспечить около 3 млн. обучающихся по очной и другим формам обучения учебной и методической литерату-рой с учетом нормативного срока службы учебника (7 лет).
3.3. Для обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений необходимо предусмотреть выделение субвенций субъектам Российской Федерации в рамках федерального фонда помощи бюджетам других уровней в сумме 2200,0 млн. руб., что позволит (при сохранении финансирования) обеспечить общеобразовательные школы комплектами учеб-ников на нормативный срок их использования (4 года).
4. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем ассигнований на капитальный ремонт студенческих общежитий и зданий в аварийном состоянии на 5000,0 млн. руб., что позволит восстановить около 200 тыс. мест (в общежитиях проживает около 600 тыс. студентов вузов, всего нуждающихся в общежитиях -- 700 тыс. человек).
5. Для введения с 1 сентября 2004 г системы государственных возвратных субсидии для студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений предусмот-реть средства в сумме 1300,0 млн. руб., что позволит выделить около 70 тыс. субсидий.
6. Необходимо увеличить финансирование федеральных целевых программ:
6.1. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в рос-сийском обществе» (2001-2005 гг.) с 25 млн. руб. в 2003 г до 45 млн. руб. в 2004 г. как про-граммы, имеющей особое значение в условиях социальной напряженности и роста экстре-мистских проявлений в молодежной среде.
6.2. «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 гг.) в объеме паспорта программы на 2004 г., в том числе для продолжения компьютеризации сельских и городских общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования.
6.3. «Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006 гг.) с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до 350,0 млн. руб. в 2004 г. (в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содей-ствие научно-техническому прогрессу» функциональной классификации расходов).
7. Для повышения эффективности адресной социальной поддержки преподавателей и сту-дентов необходимо:
7.1. Обеспечить финансирование ипотечной программы кредитования жилья для работни-ков сферы образования в объеме до 20% общей стоимости строительства (потребность со-ставляет 300,0 млн. руб.), что позволит обеспечить ввод 2000 квартир общей площадью свы-ше 120 тыс. кв. м.
7.2. Увеличить объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых се-мей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. с 500 млн. руб. до 1500,0 млн. руб., что позволит обеспечить жильем дополнительно 6,5 тыс. молодых семей (в 2003 г обеспечивается 3,5 тыс. молодых семей).
7.3. Увеличить размер стипендий в 1,5 раза с 1 сентября 2004 г. (дополнительно потребует-ся 3500,0 млн. руб.).
7.4. Увеличить дополнительно бюджетные ассигнования в размере до 15% от стипендиаль-ного фонда для выплаты частичной компенсации удорожания стоимости питания и оплаты проезда малоимущим иногородним студентам и учащимся очной формы обучения в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования (на эти цели до-полнительно требуется 1100,0 млн. руб.).
7.5. Обеспечить финансирование расходов по содержанию санаториев-профилакториев, входящих в состав учреждений среднего и высшего профессионального образования, в сумме 550,0 млн. руб.
8. Предложить Правительству Российской Федерации:
-- при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. учесть приоритеты, указанные в пунктах 1-4, и предложения, указанные в пунктах 5-7 настоящего решения,
-- ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Безопасная школа», предусмотрев в ней выделение средств на условиях софинансирования по восстановлению, капитальному ремонту и строительству объектов системы общего и профессионального образования и оборудованию зданий системами противопожарной безопасности,
-- ускорить разработку и введение федеральных нормативов финансирования в сфере общего образования в расчете на одного обучающегося и предусмотреть в проекте бюджета 2004 г. выделение целевой финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федера-ции за счет средств фонда финансовой поддержки регионов для реализации государственных полномочий в этой сфере.
9. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Минфин, Минэкономразвития, Минобразования России и средства массовой информации.
Председатель Комитета А.В. Шишлов
Приоритетные направления реализации Федеральной программы развития образования по статье «прочие нужды» на 2004 год
Раздел I. Приоритетные направления, обеспечивающие выполнение первоочередных работ
№ п/п | Наименование приоритетного направления | Руководитель рабочей комиссии | Структурное подразделение, ответственное за организацию робот | |
1.1. | Совершенствование управления образованием: 1.1.1. Развитие системы управления образовательными учреждениями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 1.1.2. Привлечение общественных ресурсов для совершенствования управления образованием. 1.1.3. Развитие системы управления научно-образо-вательной деятельностью в системе профессионального образования. | Чепурных Е.Е. | Управление развития образования; Департамент общего образования; Управление развития и планирования научных исследований; Управление региональной образовательной политики и инспектирования; Управление высшего профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление начального профессионального образования. | |
1.2. | Федеральные экспериментальные площадки для апробации но-вой структуры и содержания общего образования: 1.2.1. Широкомасштабный эксперимент по структуре и содержанию общего образования. 1.2.2. Разработка и начало введения профильного обучение на третьей ступени общего образования, включая предпрофильную подготовку на второй ступени общего образования. 1.2.3. Оптимизация сети образовательных учреждений общего и начального профессионального образования. 1.2.4. Апробация новой структуры и содержания профильной общеобразовательной подготовки в учреждениях НПО и СПО. 1.2.5. Авторские экспериментальные школы. | Болотов В.А. | Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования. | |
1.3. | Модернизация структуры и содержания профессионального образования в соответствии с потребностями современного рынка труда: 1.3.1. Развитие системы государственного задания на подго-товку специалистов с высшим профессиональным образованием, включая механизмы экономического стимулирования. 1.3.2. Обновление стандартов профессионального образова-ния по перспективным направлениям подготовки обучающихся (по уровням образования). 1.3.3. Федеральные экспериментальные площадки по созданию и апробации региональных моделей трудоустройства и адаптации выпускников образовательных учреждений профессионального образования к рынку труда в условиях государственных заданий. | Киселев А.Ф. | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление начального профессионального образования; Департамент общего образования; Управление лицензирования, аттестации и аккредитации; Управление дополнительного профессионального образования. | |
1.4. | Федеральные экспериментальные площадки для введения Единого государственного экзамена. | Болотов В.А. | Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования. | |
1.5. | Федеральные экспериментальные площадки по апробации элементов государственно-общественной системы оценки качества образования: 1.5.1. Создание и апробация элементов государственно-обще-ственной системы оценки качества образования. 1.5.2. Совершенствование инструментария оценки качества образования. | Гребнев Л.С. | Управление лицензирования, аттестации и аккредитации; Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление региональной образовательной политики и инспектирования. | |
1.6. | Реализация на условиях софинансирования инвестиционных проектов развития материально-технической базы различных типов образовательных учреждений: 1.6.1. Оснащение специальных образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием. 1.6.2. Оснащение современным учебно-лабораторным и противопожарным оборудованием образовательных учреждений на-чального, среднего и высшего профессионального образования. 1.6.3. Развитие и совершенствование материальной инфраструктуры учебных корпусов и общежитий образовательных учреждений профессионального образования. | Балыхин Г.А. | Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление специального образования. | |
1.7. | Развитие профессионального образования в области высоких технологий и инновационной деятельности в образовательной сфере: 1.7.1. Развитие многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности. 1.7.2. Повышение квалификации руководителей среднего и высшего звене образовательных учреждений профессиональ-ного образования в вопросах инновационной деятельности в образовательной сфере. 1.7.3. Развитие научной и учебно-лабораторной базы научно-педагогических коллективов, обеспечивающих эффективную подготовку кадров высшей квалификации в области высоких технологий. 1.7.4. Поддержка научно-исследовательской деятельности обу-чающихся в области высоких технологий и инновационной дея-тельности (по уровням профессионального образования). 1.7.5. Совершенствование системы федеральных предметных олимпиад. | Шленов Ю.В. | Управление развития и планирования научных исследований; Управление научно-инновационной деятельности; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент общего образования; Управление дополнительного профессионального образования; Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников. | |
1.8. | Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России: 1.8.1. Привлечение иностранных учащихся путем создания системы центров, проведения выставок совершенствования разъяснительной и пропагандистской работы. 1.8.2. Повышение квалификации специалистов вузов в области экспорта образовательных услуг. | Банцекин Н.Б. | Управление международного образования и сотрудничества. | |
1.9. | Развитие и совершенствование механизмов финансирования образования: 1.9.1. Реализация второго этапа эксперимента по ГИФО; разработка механизмов возвратных субсидий. 1.9.2. Организация по согласованию с субъектами Российской Федерации эксперимента по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе спе-циальных форм финансирования образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.9.3. Создание системы выявления и обеспечения потребности образовательных учреждений Минобразования России в ком-мунальных услугах (в денежной и натуральной форме). 1.9.4. Создание системы организационного обеспечения ипотечного кредитования жилья для работников системы образования. | Балыхин Г.А. | Управление экономики; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Управление региональной образовательной политики и инспектирования; Департамент общего образования. | |
1.10. | Развитие системы педагогического образования, повышение ква-лификации и переподготовка кадров для системы образования: 1.10.1. Совершенствование системы высшего и дополнительно-го профессионального (педагогического) образования. 1.10.2. Развитие материально-технической базы образователь-ных учреждений педагогического образования. | Болотов В.А. | Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования. | |
1.11. | Обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, расширение до-ступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: 1.11.1. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в общем образовании, включая образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.11.2. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании. 1.11.3. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему профессионального образования. | Чепурных Е.Е. | Управление специального образования; Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессиональ-ного образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент общего образования. | |
1.12. | Развитие системы воспитательной деятельности в образова-тельных учреждениях: 1.12.1. Поставка библиотекам исторической, художественно-пат-риотической и энциклопедической литературы для системы об-щего образования. 1.12.2. Поддержка всероссийских культурных инициатив сту-дентов. 1.12.3 Поддержка Всероссийского конкурса учреждений допол-нительного образования детей и молодёжи. | Чепурных Е.Е. | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи; Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования: Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования | |
1.13. | Совершенствование законодательства Российской Федерации об образовании -- реализации приоритетных направлений об-разовательной политики России на современном этапе. | Чепурных Е.Е. | Управление правового обеспечения; Заинтересованные структурные подразделения министерства. | |
1.14. | Организационно-методическое обеспечение распространения результатов образовательных проектов и программ в интере-сах развитии образования: 1.14.1 Проекты, реализованные или инициированные междуна-родными организациями. 1.14.2. Проекты, реализованные российскими организациями. 1.14.3. Проекты, реализованные в рамках Федеральной про-граммы развития образования. | Чепурных Е.Е. | Управление развития образования; Управление международного образования и сотрудничества; Управление развития планирования научных исследований. | |
1.15. | Информационное и социологическое сопровождение модернизации российского образования: 1.15.1. Информационное сопровождение. 1.15.2. Социологическое сопровождение. 1.15.3. Совершенствование статистики образования. | Чепурных ЕЕ. | Управление развития образования; Заинтересованные структурные подразделения министерства |
Раздел II. Методическое, информационно-техническое
и организационное обеспечение реализации Программы
2.1. | Разработке и реализация методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы. | Чепурных ЕЕ. | Управление развития образования. |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
РЕШЕНИЕ О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫОбсудив вопрос «О ходе эксперимента по реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы» по докладу Министерства образования Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по образованию и науке принял решение:1. Рекомендовать Министерству образования РФ и органам управления образованием субъектов Федерации и муниципальных образований:- при реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» в части проведения в 2002-2001 гг. эксперимента no рecтруктуризации сети общеобразовательных учреждений не допускать сокращения численности начальных школ;- Обеспечивать соблюдение нормы п.5 статьи 34 Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которой ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населённых пунктов, обслужива-емых данным учреждением.2. Рекомендовать Министерству образования РФ:- совместно с органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации продолжить работу по повышению доступности и качества образо-вания учащихся сельских школ;- ежегодно публиковать доклад «О ходе реструктуризации сети сельской школы»;- продолжить работу по обеспечению сельских школ России компьютерной техникой, программными материалами, комплектами учебной и учебно-методической литературы, спортивного инвентаря и оборудования, учебным оборудованием за счёт средств феде-ральных целевых программ;- внести изменения в Типовое положение об общеобразовательном учреждении с уче-том появления новых видов образовательных учреждений, расположенных в сельской ме-стности (социокультурные комплексы, образовательные ассоциации и др.);- при организации широкомасштабных экспериментов уделять особое внимание воз-можным социальные рискам для образовательных учреждений, расположенных в сель-ской местности:- предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. дополни-тельные целевые средства в рамках федеральных целевых программ для поддержки и развития сельской школы, в том числе на приобретение учебной и методической литерату-ры, учебного оборудования, компьютеризацию, а также инвестиции на капитальное строительство;- рассмотреть вопрос о целесообразности разработки законопроекта о развитии образо-вания в сельской местности или внесения соответствующих поправок в действующее законодательство с целью укрепления материально-технической базы сельских школ, стабилизации и закрепления на селе педагогических кадров, обеспечения школ учебно-методической литературой и учебным оборудованием, уточнения типологии образовательных учреждений.3. Рассмотреть вопрос о необходимости создания и реализации отраслевой и регио-нальных программ «Сельский учитель», в том числе в рамках Федеральной программы развития образования на 2001-2005 гг.4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы развития сельской школы.Председатель Комитета А.В. Шишлов