Государственная политика в области образования в Российской Федерации
достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;

- поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования госу-дарств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечение го-сударством содействия в удовлетворении образовательных потребностей со-отечественников;

- развитие равноправного, взаимовыгодного, социально и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федера-ции с системами образования иностранных государств и международными организациями.

Основными позициями в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются

- обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образо-вание и дополнительное образование детей;

- расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на кон-курсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионально-го образования с реализацией дополнительных гарантий права на обра-зование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставление возможности выбора профессиональных образова-тельных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройст-во обучающихся;

- обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно,

- предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, го-сударственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;

- развитие самоуправления обучающихся в учебе и в быту;

- разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обу-чающихся;

- обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями из-за состояния здоровья;

- разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной дея-тельности;

- выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социаль-но-культурной инфраструктуры системы образования и социальную под-держку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;

- разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой вы-полненной работы;

- совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогиче-ских работников, обучающихся и их родителей (законных представителей.

Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формиро-вание рабочих документов. Составляется перечень первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с разграничением дея-тельности исполнителей, источников и объема финансирования. Создается координационный план совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федера-ции.

В целях реформирования и модернизации образования осуществляется разработка нормативных правовых актов. В рамках реализации комплекс-ных программ готовятся специальные сборники, в которые включены нор-мативные, а также инструктивно-методические материалы. Контроль за реализацией программы осуществляется Правительством Российской Фе-дерации в соответствии с законодательством об образовании [5, 289].

.

В соответствии с Федеральным законом №194-ФЗ от 30.12.2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год» Минобразования России, как государственному заказчику, на реализацию Программы в 2002 г. было выделено 2895,9 млн. руб., в том числе:

- НИОКР - 50,0 млн. руб.;

- прочие расходы - 1826,0 млн. руб.;

- капитальные вложения - 1019,9 млн. руб.

Выполняя решения Правительства России №ИМ-897/11 от 18.07.2002 г. и приложения №31 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год», объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию Программы по статье «прочие нужды», был сокращен на 89,6 млн. руб. Всего на реализацию Программы в 2002 г. из федерального бюджета фактически поступило 2807,0 млн. руб., что составило 96,9% от первоначально предусмотренных федеральным бюджетом средств [4, 261].

Произошли изменения в схеме управления реализацией Программы. Для усиления контроля за результативностью реализации Программы коллегией Минобразования России в 2002 г. были одобрены и затем утверждены приказом Минобразования №3361 от 23.09.2002 г. «О совершенствовании механизма управления реализацией Федеральной программы развития образования» изменения в ее механизме управления. Был создан Научно-координационный совет Федеральной программы развития образования. Во главе с министром образования разработаны и утверждены положение о Научно-координационном совете, новая редакция положения о рабочих комиссиях по приоритетным направлениям Программы.

Для каждого из утвержденных на 2004 г. приоритетных направлений приказом Минобразования были созданы рабочие комиссии во главе с заместителями министра, в состав которых вошли представители профильных подразделений Минобразования и других заинтересованных министерств и ведомств, педагогической общественности.

При утверждении приоритетных направлений Программы на 2003 г. в значительной степени удалось перейти от схемы «уровневого подхода», ориентированного на решение отдельных, пусть очень важных задач по модернизации образования, к формированию направлений комплексного характера, включающих взаимосвязанные функциональные задачи нескольких уровней образования. Такой подход позволяет повысить эффективность координации работ, реализовать целостные и комплексные изменения, избежать межуровневых разрывов. При формировании перечня приоритетных направлений Программы на 2004 г. указанный подход должен быть усилен.

Вместе с тем, в организации работ по Программе еще остается ряд проблем, решение которых необходимо предусмотреть при формировании и реализации Программы на 2004 г.

Существенна проблема создания сис-темы мониторинга социальной и экономи-ческой эффективности реализации Про-граммы. Эта проблема нуждается в серьез-ной научной проработке в тесном взаимодействии со специалистами Минэкономразвития России, Минфина России, Счетной палаты Российской Федерации.

Еще одна проблема -- необходимость совершенствования системы взаимодейст-вия и координации работ, выполняемых в рамках Программы по всем трем статьям бюджетных расходов. Требуется более чет-кая координация работ, финансируемых в рамках Программы по статье «капиталь-ные вложения» с деятельностью образова-тельных учреждений, участвующих в рабо-тах по основным направлениям модерниза-ции образования.

Для усиления ко-ординации работ в отраслевых програм-мах научных исследований Минобразова-ния России в области образования, работ, выполняемых в рамках других федераль-ных целевых программ, связанных с мо-дернизацией и развитием образования, а также для обеспечения реализации основных приори-тетов государственной образовательной политики Коллегией по образованию и науке Государственной Думы было решено: 1) Принять к сведению информацию об итогах реализации Федеральной про-граммы развития образования в 2002 г. и одобрить деятельность подразделений Минобразования России, принимавших участие в ее выполнении; 2) Утвердить на 2004 г. приоритет-ные направления реализации программы, руководителей рабочих комиссий и струк-турные подразделения, ответственных за реализацию приоритетных направлений Программы, финансируемых по статье «прочие расходы (нужды)»; 3) Руководителям рабочих комиссий по приоритетным направлениям Програм-мы направить в Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений пере-чень объектов для решения вопроса о их финансировании в 2004 г. в рамках Про-граммы по статье «капитальные вложения»; 6) Управлению развития образова-ния было поручено разработать на основе ут-вержденных приоритетных направлений ре-ализации Программы и направить в органы государственной власти субъектов Федера-ции приоритетные направления реализации государственной образовательной политики для их использования при планировании и реализации программ развития образова-ния субъектов Федерации в 2004 г.;

- подготовить проект плана распределения средств между приоритетными направ-лениями Федеральной программы развития образования, запланированных по статье «прочие нужды» в 2004 г.;

- провести совещание-семинар для членов рабочих комиссий по вопросам планирования и организации работ по Программе;

- представить на рассмотрение Научно-координационного совета Программы пред-ложения по приоритетным направлениям научно-исследовательских и опытно-конст-рукторских работ, планируемым в рамках Программы на 2004 г., и организации кон-курсного отбора проектов;

- представить паспорта приоритетных направлений ФПРО на 2004 г. на утверж-дение Научно-координационного совета ФПРО;

- представить на рассмотрение Коорди-национного совета Минобразования России по обеспечению реализации Концеп-ции модернизации российского образова-ния предложения по разработке проекта федерального закона «О Федеральной про-грамме развития образования на период 2006-2010 гг.»; 7) Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомен-довано:

- планировать разработку и реализо-вать региональные программы развития образования с учетом приоритетных на-правлений и первоочередных работ, уста-навливаемых в рамках Федеральной про-граммы развития образования на 2004 г., а также другими федеральными целевыми программами, направленными на развитие образования;

- планировать выделение бюджетных и привлечение внебюджетных средств для финансирования проектов, выполняемых в рамках Программы;

- совместно с Минобразования России вести комплексный мониторинг реализации мероприятий Программы.

По международной статистике ЮНЕСКО и Всемирного банка, Россия вкладывает в систему образования немало средств. В сопоставительном докладе ЮНЕСКО за 2003 год - «Российское образование в контексте международных показателей» - эксперты сделали вывод, что доля бюджетных расходов, которые Россия выделяет на некоторые виды образования, соответствует уровню богатых стран. Расходы на образование в 2003 году выросли на 19,5% по сравнению с 2002 годом. Удельный вес федеральных расходов на образование в расходной части федерального бюджета вырос с 3,45% в 1998 г. до 4,43% в 2004 г. [11, 11].

В заключение данной главы приведем цитату экс-министра образования В.М. Филиппова: «У нас хороший Закон об образовании! Проблема в том, что на его реализацию нет денег. Записано, что на образование надо тратить 10% ВВП. Что 3% из них надо тратить на нужды высшего образования, а этих денег нет. Закреплено законодательно, что зарплата учителей должна быть равна средней по промышленности, это примерно 6 тыс. рублей, но учитель получает ровно в два раза меньше. Закон есть - денег нет» [20, 55].

Итак, Программа является одним из основных инструментов практической реализации большинства направлений современной государственной образовательной политики, сформулированных 29 декабря 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Учитывая вышеизложенную законодательную базу и проблемы, возникающие в стране, и требующие разрешения, государством, по мере необходимости, проводятся реформы.

За последние десять лет практически все развитые страны проводили различные по глубине масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее.

3. Мероприятия программы реформирования системы

образования и ожидаемые результаты этой работы

Реформы образования в России проводятся постоянно. На нашей памяти реформы 1957-го, 1964-го, 1968-го, 1984-го, 1988-го и 1992 годов. После 1992 года слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, поэтому сейчас используют новые термины, словосочетания: «новый этап развития реформы», «модернизация образования» и т.д. Тем не менее, суть остается той же - под реформой мы будем понимать любые предлагаемые более или менее крупные изменения в целях, содержании, формах и сроках образования в целом или отдельных его подсистем.

На начальном этапе государство поставило пред собой ряд задач соци-ально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы. В области образования предполагалось продолжить реструктуризацию сети образовательных учреждений, в том числе:

разработать порядок оптимизации сети малокомплектных сельских школ;

продолжить работу по созданию университетских комплексов, объеди-няющих образовательные учреждения, реализующие программы раз-личных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие подразделения;

осуществить формирование адресной системы стипендиального обеспечения студентов (академические и социальные стипендии);

начать переход к нормативно-подушевому принципу бюджетного фи-нансирования учреждений образования;

начать переход к финансированию высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, осуществляемого на конкурсной основе;

повысить прозрачность финансовых потоков, направляемых в учреж-дения образования, в первую очередь за счет создания в них попечитель-ских советов, внедрения практики публичной отчетности образовательных учреждений;

осуществить концентрацию государственных инвестиций на вводимых объектах, объектах высокой строительной готовности и социальной значи-мости.

Основные мероприятия Федеральной программы развития образования:

обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образо-вание всех уровней и ступеней;

создание нормативной правовой базы в области образования, обеспе-чивающей функционирование и развитие системы образования в интере-сах личности, общества и государства;

формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;

разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

реализация мер, обеспечивающих функционирование системы обра-зования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

введение и реализация преемственных государственных об-разовательных стандартов и соответствующих им примерных образова-тельных программ различных уровней и направлений образования;

разработка содержания образования, соответствующего со-временному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

развитие научно-исследовательской и научно-технической деятель-ности организаций системы образования, интеграция науки и образо-вания;

совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккре-дитации образовательных учреждений;

обеспечение контроля качества образования;

развитие системы подготовки и переподготовки работников образова-тельных учреждений и научно-педагогических работников;

совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестаци-онной комиссии Министерства образования Российской Федерации;

разработка комплекса мер по государственной и социальной поддерж-ке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;

выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, приклад-ных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

разработка концепции и создание условий для введения новой струк-туры общего образования на основе проведения полномасштабного пе-дагогического эксперимента;

совершенствование системы непрерывного образования;

организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;

организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;

организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;

развитие материально-технической базы, энергосберегающих техноло-гий;

развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств; участие в формировании единого образовательного пространства государств -- участников Содружества Независимых Государств.

Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования являются:

обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;

безусловное исполнение органами государственной власти и органами ме-стного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений программы;

функционирование системы образования в соответствии с законода-тельством об образовании и государственными нормативами в указанной области;

возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;

введение и реализация федеральных и национально-региональных ком-понентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных стандартов и программ для обучающихся с огра-ниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;

формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюд-жетов всех уровней и внебюджетных средств;

учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и при-оритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;

создание государственной аттестационной службы контроля качества обра-зования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;

повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;

функционирование государственной и общественной систем оценки каче-ства деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензиро-вания, аттестации, государственной и общественной аккредитации;

повышение объективности итоговой аттестации выпускников образова-тельных учреждений;

реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций,

обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;

укрепление производственной и издательской базы, системы распростра-нения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных уч-реждений;

введение в действие и реализация государственных нормативов финанси-рования, материально-технического обеспечения и оснащения образова-тельных учреждений в соответствии с законодательством Российской Феде-рации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты