Технология социальной работы
p align="left">С. р. с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с супругами и их брачными установками. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии.

Равноправные отношения предусматривает методика «семейного соглашения». Ее осуществление начинается с субъективного выявления претензий супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков. Впоследствии вырабатывается взаимно приемлемый список обязательств относительно изменения поведения обеих сторон на средний срок - от месяца до полугода. Этот список оформляется двусторонним договором и подписывается обоими супругами. Разумеется, юридическая сила такого договора ничтожна, санкций за его нарушение быть не может, но не следует недооценивать морально-психологического воздействия такого документа. По истечении срока договора супруги вместе с социальным терапевтом анализируют выполнение условий и заключают аналогичное соглашение. Со временем присутствие социального работника становится ненужным. Технологии коррекции семейных отношений многочисленны, их выбор определяется обстоятельствами конкретной ситуации. Сущность всех применяемых средств - осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

40. Проблемы психосоц. р. с населением

Понятие “психосоциальный”, с одной стороны, определяет точку зрения на причины чел-го страдания - взаимодействие соц-х и психич-х пр-м друг с другом, с другой, указывает способы решения пр-мы, учитывающие как соц-ые, так и психол-кие аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно. Психосоциальную работу м. определить как “профес-ное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют соц-я организация и формы чел-го общения для психического развития и благополучия индивида”. Функции психосоциальной работы: диагностическая, консультационная, коррекционная, посредническая. Также психосоциальная работа - это направление в соц. р-те, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам тр. жизненной сит-ции кл-та - сит-ция, к-ая субъективно восприним-ся ч-ком как трудная лично д/него или явл. объективно нарушающей его жизнед-ть (инвалидность, сиротство и т. д.). Ч-ку находящемуся в ТЖС треб-ся не т-ко матер., соц-ая п-щь, но и п-щь по восстановлению его внутреннего равновесия, т.е. п-щь психологического хар-ра. Под объектом ПСР м. понимать все слои насел., их отдельных представителей, индивидов. Это след. гр. насел.: инвалиды, семьи, в кот. имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющ. психол. затруднения, склонные к суицид-му поведению и др. Совершенно очевидно, что далеко не всегда соц. р-ик способен оказать необходимую п-щь и далеко не все пр-мы входят в пределы его компетенции, в таких случаях он выполняет как бы диспетчерские ф-ции, адресуя кл-та, к соответствующим спец-ам. К таким пр-мам, требующим спец-ой проф-ой п-щи относятся, безусловно, и психологические, которые сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может быть вызвано как причинами внутр. психол-го хар-ра, так и внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и соц. дезадаптацию, будь то безработица; заболевание, потеря близких и т.д. Т. о., в идеале ПСР, направленная на психол-ую поддержку насел. в разл. затруд-х случаях, вызывающих психологический дискомфорт должна стать неотъемлемой частью соц. р-ты. В некотор. странах (Швеция) ПСР прирав-ся к с/р-те, в некотор. явл-ся специализацией. В Рос. ПСР это часть с/р-ты, суть кот. в предоставлении услуг напр-х на оптимиз-цию психол. сост. и соц. взаимотнош. кл-та. ПСР у нас в стране организуются в основном ч-з специализированные центры. Более распротсраненной формой явл. соц. п-щи населению явл. Центры смешанного типа, где объединяется р-та различных служб, в том числе и р-та Центра психолого - педаг-кой п-щи С. и детям, где помогают установить норм. психологич-ую обстановку; а также проводятся пед-кое и психологическое просвещение всех членов С. Распространенной формой орн-ции соц. п-щи в сист-ме соц. обслуж-я явл-ся кризисные Центры соц. п-щи семье и детям, на базе, кот-х открыты и функционируют несколько отделений: отд-е срочной соц. п-щи; отделение для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; отделение соц. реабилитации несовершеннолетних. В Рос. ПСР м. выполнять лица, имеющ. специализ-ю психолога, т. к. спец-сти спец-ст по с/р-те и психолог разграничены - проблема. Необходимо совершенствование и созд. новой норм-но прав-й базы в обл. соц-го обслуж-я насел-я.

41. Технологии с.р-ты с молодежью

Соц. р-та с молодежью - проф. д-ть по: 1) оказанию помощи как отд.молодому ч., так и группе молодежи в целях улучшения или восстановления их способности к соц-му функционированию 2) созданию условий благоприятствующих достижению этих целей в об-ве 3) р-те с молодыми людьми на бытовом уровне по месту жит-ва или в молодежных коллективах. Осн.задача соц. р-ты с м-ю - выработка у м-жи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптировать к новым соц.-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.

Особенностью технологий соц. р-ты с м-жью явл. дифференцированный подход к каждой соц.группе м-жи: инвалиды, сироты, молодая семья, дети дошкольного возраста, школьники, студенты, молодые специалисты, подростки правонарушители и т.д. В зав-ти от той или иной группы м-жи могут использоваться различные технологии соц. р-ты такие как соц. реабилитация, соц. ад-ция, соц. профилактика, соц. диагностика, соц. экспертиза, соц. терапия, консультирование и др. Субъектом с.р-ты с молодежью явл. соц. службы для м-ежи психолого-педагогич., реабилитац. и соц-правовой направленности. Причем каждая соц. служба создана для определенной группы м-жи: 1. Центр соц-психологической помощи м-жи: оказание медико-психолого-педагог. помощи м-жи, переживающей кризисные состояния, профилактика и предупреждение девиантного, делинквентного и суицидального поведения; 2. Центр инф-ции для м-жи: оказание информационных и методических услуг органам исполнит. власти по делам м-жи, организациям и учреждениям, работающим с м-жью, различным группам молодых людей; 3. Центр ресоциализации несовершеннолетних и м-жи, вернувшихся из мест заключения: консультативная, социально-правовая, профориетационнуая и психологическая помощь м-жи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. В составе центра должны быть отдел консультирования по телефону, кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт; 4. Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной бесплатной психологической помощи по телефону; 5. Приют для подростков: обеспечения временных (бытовых, психологич., эмоц.) условий жизнед-ти несовершеннолетнего, отчужденного от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, об-ве. В приюте осущ-ся педагогическая коррекция, медико-соц. ад-ция и реаб-ция, консультирование и др.

Сегодня появляются новые интересные технологии соц. р-ты с м-жью. В соц. р-те с м-жью может использоваться новейшая зарубежная технология - «мобильная соц. р-та с молодежью». Суть - контроль за той частью м-жи, к-ая не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивности. Пр-п мобильной соц. р-ты - установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир м-жи, склонной к правонарушениям.

Др. важное направление соц. р-ты с м-жью - апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Так в ФРГ в домах-интернатах для женщин и девушек - жертв сексуального насилия - работники призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы соц. р-ты. Д-ть женских домов- приютов осущ-ся в условиях анонимности и самоуправления.

42. Социально-педагогическая д-ть в системе соц.работы

С.р-та явл. комплексной наукой и сферой практической д-ти. Она вкл. в себя эл-ты психологической, мед-ой, юрид-ой, пед-ой д-ти. Важнейшая цель с.р-ты - увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и эффективно решать проблемы, а также развитие готовности личности к самопомощи. Эта цель наиболее эффективно может решаться при помощи пед-х средств, м-дов, технологий. Поэтому педагогика явл. стержнем, деятельностным компонентом с.р-ты. Пед-ое содержание с.р-ты заключается в формировании гуманистич-х ценностей, соц-х действий, У и Н, привычек; развитии способности к самопомощи; подготовке личности к самовоспитанию, обретению цели и смысла жизни; коррекции поведения, перевоспитании. Таким образом, важнейшей задачей соц-пед. д-ти явл. борьба с соц-ми отклонениями, формализация отношений в об-ве. Для успешного решения данной цели соц. р-к должен обладать высокой пед-ой культурой, способностью адекватно решать 2 осн-ые пед-ие задачи: 1) мотивационную (воспитательную) «как побудить ч. к изменениям?» 2) дидактическую (обучающую) «как сформировать у клиента сист. З,У,Н?». Кроме этого соц. р-к должен уметь осущ-ть соц-пед процесс, которой подразумевает под собой взаимодействие соц. р-ка и клиента, направленное на решение соц. проблем клиента пед-ми средствами. То есть цель соц-пед процесса заключается в направленном воздействии, поддержке, побуждении к действию, помощи, позволяющие клиенту решить соц. проблемы.

Большинство пед-х технологий, методик и процессов воспитательного воздействия отражает определенные стороны общих технологий с.р-ты - ад-ция, реаб-ция, соц. надзор и контроль и т.п. Под соц-педагогич. технологиями следует понимать способы создания условий для положительного саморазвития, соц. ад-ции и СЗ клиента путем воспитательного возд-вия на его личность и пов-ие. Соц-пед. технологии реализ-ся в ходе взаимод-вия соц. р-ка и клиентов в социуме и использования всего арсенала средств и возможностей.

Соц. пед-ка располагает целым комплексом м-дов, к-ые позволяют соц. р-ку создать условия для положит-го саморазвития клиента, его соц. ад-ции и защиты, т.е. достичь целей и задач с.р-ты. Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового. При форм-ии мотивов деят-ти хорошую помощь оказывают примеры сознательного отн-ия к труду, инициативы и творчества. Велика роль методов форм-ия образа действия в сферах жизни, имеющих соц. окрас. Н-р, м-д орг-ции д-ти, м-ды одобрения и осуждения, м-д закрепления положительного опыта и др. Соц-пед. м-ды соц. р-ты примен-ся при проведении собраний, митингов, бесед и т.д. Мастерство соц. р-ка зависит от его культуры, от полученного им общего и проф-го образования, а особую знач-ть имеет теоретическая и практич-ая педагог. подготовка.

Т.о., Ср - междисциплинарна и тесно связана с педагогикой. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов соц. р-ты. Соц-пед. д-ть в системе соц. р-ты осщ-ся посредством пед-х технологий, методов и процессов, основной задачей к-ых явл. борьба с соц-ми отклонениями, формализация отношений в об-ве.

43. Технологии с.р. с людьми с огранич. физ. и психич. возможностями

Сегодня инвалиды относятся к наиб. социально незащищённой категории населения. Инв-д - лицо, к-ое имеет нарушение зд-я со стойким расстройством ф-ций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнед-ти и необходимости его СЗ. Все инв-ды по разным основаниям дел. на несколько групп: 1) по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые; 2) по происхождению инвалидности: инв. с детства, инв. войны, инв. труда, инв. общего заболевания; 3) по степени трудоспособности: трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I гр. (нетрудоспособные), II гр. (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), III гр. (трудоспособные в щадящих условиях труда); 4) по хар-ру заболевания: мобильные, маломобильные или неподвижные.

Вся д-ть по р-те с инв-дами в РФ определ-ся ФЗ от 20 июля 1995 г., целью к-ого явл. обеспечение инв-дам равных с др. гражданами возможностей в реализации гражданских, экономич-х, политич. и др. прав и свобод; ФЗ от 2 авг. 1995 г. «О соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В РФ приоритетным становится р-та с инв-дами и их реаб-ция. Реаб. - сист. мед., психологич., педагог., соц-экономич. меропр-ий., цель к-х восстановление соц. статуса инв-да, достижение им матер-ой независимости и его соц. ад-ция. Осн. цели взаимод-вия соц. р-ка с инв-дом: улучшить мех-змы соц. функционир-ия инв-да и/или семьи инв-да; создать условия максим. проявления возможностей ч. с инв-стью; интегрировать людей с инв-стью в об-во; создать условия независимой жизни инв-да. Значительное место в комплексе мероприятий по соц. заботе, быте и трудоустройстве людей с огранич. возможностями отводится мед-соц. направлению. Мед-соц. экспертиза устанавливает причину и гр. инв-ти, степень утраты трудосп., определяет виды, объем и сроки их реаб-ции и меры СЗ, дает реком-ции по труд. устройству граждан. При оказании мед-соц. помощи инв-дам в обязанности соц. раб-ка входит орг-ция мед. помощи инв-дам. Соц. раб-к совместно с мед. раб-ками оказывает организационную помощь при проведении мед-соц. реаб-ции в условиях стационара или на дому, помогает в орг-ци и санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов.

Немаловажную роль в мед-соц. помощи играют дома-интернаты, целью к-х явл. ад-ция инв-дов к жизни в новых условиях. Здесь они обретают определенные соц. гарантии и защищенность. Инв-дам, проживающим в стационарных учреждениях соц.обслуживания, предоставляются след. виды услуг: материально-бытовые, услуги по орг-ции питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические и соц-мед., орг-ция получения образования инв-дами с учетом их физ. и умственных возможностей и способностей, услуги, связанные с соц-труд. реаб-цией, правовые услуги, сод-вие в орг-ции ритуальных услуг. Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи (срочное соц. обслуж. предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в соц. поддержке): обеспечение одеждой, обувью и др. предметами первой необходим., оказание матер. помощи, сод-вие в предоставлении врем. жилого помещения, обеспечение беспл.горячим питанием или продуктовыми наборами, орг-ция экстренной медико-психологич. помощи, сод-вие в трудоустройстве, орг-ция юр. и иных консультаций. Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания): орг-ция питания, быта и досуга, соц-мед., вкл.подопечных в посильную труд. д-ть в соот-вии с их физ. и психич. способностями, правовые услуги. В посл. годы в Р. сформировались осн. направления в соц. п-ке, направленные на максимально возможную интеграцию инв-дов в об-во и реализацию их общественных прав.

Одним из эффективных механизмов реализации гос. п-ки в отношении инв-дов явл. фед. и рег. пр-ммы, выполнение к-х призвано обеспечить необходимые условия для индивид. развития и реализации возможностей людей с огранич. возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реаб-ции для обеспечения инв-дов», «Соц. поддержка инв-дов», «Дети России», «Дети-инвалиды›› и др.

44. Опыт организационно - административной р-ты в сист. СЗН

Проводимая в РФ административная реформа 2006-2008 г.г. в соц. сфере направлена прежде всего на повыш. кач-ва и доступности гос-х услуг и улучшение обслуживания нас-я. Для этого в перечень прогр-ых мероприятий в рамках региональной цел-ой пр-ммы “Проведение администр. реформы в Мурм. о.” проводимой в 2006-2008г. были включены предложения по предоставл-ю мер соц. под-ки регион-ым льготникам в режиме “одного окна”, для этого требовалось создание гибкой и управляемой системы соц. служб, обеспечение разработки механизма взаимод-вия м/у сторонами предоставляющими соц. под-ку (услуги), наладить информационный обмен. В Мур. О. с октября 2008г. с целью оптимизации стр-ры органов СЗН и создания эффективной управленческой “вертикали”был реорганизован Комитет по тр. и соц. развитию МО в Министерство по тр. и соц. развитию возглавляемый Министром Палькиным Валерием Михайловичем, а на базе 19 муниципальных управлений СЗН было создано 8 территориальных упарвлений СЗН Министерства по тр. и соц. развитию МО. Апатитско-Кировское УСЗН занимает 2 место после Мурманского по численности охваченного населения и включает все подведомственные территории, контролирует р-ту мед-ких организаций (ЦСОН, Д. приют (центры п-щи С. и детям), Дет. Дома, Дома-Интернаты, Отд-ия времен. проживания мол-х инвалидов). Основные задачи даноной системы: охватить всех нуждающихся в соц. п-щи и оказать эту п-щь (Семьи с детьми, малоимущие С., лица категории БОМЖ - адресная п-щь, предост-е субсидий, рег-х выплат труженикам тыла, реабилитр. лицам и иным признанным пострадавшими от репрессий, ветер. Тр. и лицам приравненным к ним, пенсионерам по старости (ж. с 55, м. с60) и др.) +единая сист. подхода ко всем городам. Учитывая клиентоориентированность новых социальных проектов и их масштабность, на уровне Пр-ва М.О. было принято решение по созданию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения М.о.» на двух уровнях: областном и муниципальном. Это обеспечит единый порядок сбора и использования персональных данных, что в свою очередь позволит организовать работу по принципу «одного окна» и упростит процедуру оформления необходимых документов (заявитель будет избавлен от необходимости повторно представлять одни и те же документы длительного срока действия). Для установления единых норм, порядков и правил при организ-ции соц. обсл. разработана нормативная правовая база: утверждены регион-ые положения о соц. обслуж. в стационар-х, полустац-х и нестац-х учреждениях (н-р, “Положение о СО гражд. пож. возр. и инв-дов в гос-х стац-х учреждениях (отделениях) СО насел-я М. О.” от 29.06.2006 №254-ПП). Благодаря созд-ю новых отд-ий СО на дому и отд-ий дневн. пребыв-я д/лиц пожил. возр., а также созд-e новых типов учр-ий СО - отделений дневн. пребыв. молодых инв-дов и отд-ий временного прож-я мол. инв-дов от 18-35, наметилась тенденция к снижению очередности в дома-интернаты д/престарелых и инв-дов. Для успешной интеграции в жизнь выпускников интер-х учр-ий в регионе в г. Мончегорск и Поляр. Зори были открыты 2 учр-я нового для России типа - центры постинтернатной ад-ции. Вывод: в рез-те административному реформированию соц. сферы стр-ры органов СЗН стала мобильной и управляемой.

45. Социология социальной работы

Соц. р. основана на знании соц-гии, как основного компонента освоения совр-ого общественного бытия. Социология - наука о закономерностях становления и развития соц-ых систем, общностей, групп, личностей. Соц. р-та - профессиональная д-сть по орг-ции помощи и взаимопомощи людям и группам попавшим в ТЖС, их интеграции и психосоц-ой реабилитации. Универсальный, многопрофильный хар-р Ср сближает ее прежде всего с социологией. В подготовке соц. раб-ков социология занимает одно из ведущих мест. В соц-гии есть 2 главные особенности, сближающие ее с соц. р.: 1.изучение реального состояния общ-ва при минимизации конструирования соц-го пространства (на основе идей чертежей желаемого и должного,); 2.исследование эмпирическим путем соц-х отношений. Соц. р-та и С. используют сходные методы внедрения рез-тов. Соц. р-та и С. изучают соц-ый контекст ж. людей и их соц-е взаимодействие (н-р, метод анализа из соц-гии, используемый соц. р-ком при обращении клиента соц. службы: его возраст, пол, соц. полжение, статус и т. п.). Основу теор. и практики соц. р-ты сост-ют важнейшие категории соц-гии: общ-во, соц. группа, соц. статус, социализация, соц-ая защищенность, личность и т. д. Что касается ф-ций, то ф-ции соц-ии - познавательная, прогностическая, социальное проектирование и конструирование, управленческая и инструментальная, сориентированы на соц-ое пространство, весь общ-ый организм и его элементы, а Ср - диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педаг-ая, управленческая сориентированы на опред-ые слабо защищенные группы нас-ия. Но при этом соц-ия призвана помогать соц. р-кам ориентироваться в том, в какой соц-ой среде ведется соц-ая деят-ть, какова соц. стр-ра этого общ-ва и что представляют собой те слои общ-ва, кот. считается слабо защищенными. Знания в С. р. как науке обогащают также понимание соц-ых закон-тей, исследование соц-гами, помогают выявлять новые, еще не раскрытые. Соц-кие методы и техника изучения проблем С. р-ты - расширяют и углубляют социальное образование в целом и явл-ся средством получения важной первичной инф-ции, без чего в практике С.р. невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности данной проф. д-сти.

46. Основные формы технологий социальной работы в пенитенциарной системе

Теоретическое обоснование различных направлений с. р. в общ-ве, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории с. р. показало, что если с. р. с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категор. нас-я имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория с. р. в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами с.р., так как они не являются полноправными членами общ-ва и отбывают заслуженное наказание, не имея права на п-щь с. р-ков, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций.

Основными направлениями пенитенциарной с. р-ты должны стать: Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”; р-ка инд-ых пр-мм воздействия и п-щи осужденным; соц-но-психологическая п-щь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений; Социально-психологическая и проф-ная п-щь в подготовке выхода из мест лишения свободы. Одной из ф-ций соц. р-ка в пенитенциарной сфере является правовая под-ка и обеспечение осужденных. С/р-к должен следить за выполнением условий труда осужденных и получения осужденными не имеющими никакой специальности начального проф-го образования или проф.подготовки, следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инв-сти, потере кормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких- либо дискриминаций в отношении к осужденным. Также с/р-ки обязаны координировать деятельность мед-х служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия. В д-сти пенитенциарного с/р-ка, чрезвычайно важны псих-кие методы. Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. Ф-ции с/р-ка заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и разработка совместно с администрацией программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным. Также /р-ки должны организовывать свободное время осужденных, проводить р-ту по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотреннингов. В своей д-сти с/р-к должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений. Безусловно, что пенитенциарная соц. р-та очень важна для современного Российского общ-ва, которое находится в довольно сложной криминогенной обстановке. Необходимо создание теории пенитенциарной социальной работы, ориентированной именно на практическую деятельность. Так как работу современной пенитенциарной системы РФ по исправлению осужденных можно считать малоэффективной.

47. Объекты и субъекты соц. работы

Субъект и объект соц. р-ты явл. важнейшими компонентами системы соц. р-ты. Объект соц. р-ты - клиент. Классифиикация объектов: 1) состояние зд-ья: инв-ды, лица, подвергшиеся радиац. воздействию, семьи, в к-ых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суициду; 2) служба и труд в экстремальных соц. условиях: участники ВОв и приравненные к ним лица, труженики тыла во время ВОв, вдовы и матери военнослужащих, погибших во время ВОв и в мирное вр., бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; 3) пожилой, пенс.возраст людей: одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); 4) девиантное поведение в его различных формах и видах: дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих зд-ю и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, спец-х учебно-воспитательных учреждений; семьи, в к-ых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками;5) трудное, неблагополучное положение различных категорий семей: семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попеч. родит.; семьи с низким уровнем доходов; многодетные, неполные семьи; семьи, в к-х родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; 6) особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.): самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов; осиротевшие или оставшиеся без попеч. родит. дети; безнадзорные дети и подростки; 7) бродяжничество, бездомность: лица БОМЖ, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы; 8) предродовое и послеродовое состояние: беременные женщины и кормящие матери, матери, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

Субъекты соц. р-ы - люди, учреждения, орг-ции, соц. институты, призванные ре-шать те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами соц.р-ты. Субъектами соц. р-ы явл.:1) орг-ции, учреждения, соц. институты об-ва: гос-во со своими структурами в виде законод., исполнит. и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Мин-во зрдавоохр. и соц.развития, а также исполнительные органы управления соц. работой на рег.уровне (органы СЗ краев, областей, республик, автономных образований, городов, местных администраций); различные соц.службы: территор. центры соц. помощи семье и детям; соц-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попеч. родит.; реабилитац. центры для детей и подростков с огранич. возможностями; соц. приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогич. помощи нас-ю; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.; 2) общественные, благотворительные и др. орг-ции и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные соц. службы, орг-ции и т.д.; 3) люди, занимающиеся практической соц. р-той профессионально или на общественных началах: организаторы-управленцы и исполнители, практические соц. раб-ки, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие СЗ клиентов; 4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению З,У,Н: руководители студенческой практики, наставники, практические соц. раб-ки и др. раб-ки, способствующие прохождению практики студентов в различных орг-циях, учреждениях, предприятиях соц. сферы;5) исследователи соц. р-ты. Научные работники анализируют состояние соц. р-ты, используя различные м-ды, разрабатывают научные пр-ммы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой обл., публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике соц. р-ты.

48. Проблема технологизации социальной работы

С.р. предполагает предоставление неких услуг людям, попавшим в трудную жизн. сит-цию - сит-ция, к-ая субъективно восприним-ся ч-ком как трудная лично д/него или явл. объективно нарушающей его жизнед-ть (инвалидность, сиротство и т. д.). Эти услуги необходимо предоставлять с профессионализмом и компетенцией, что в св. очередь обязывает с/р-ту быть технологичной. Вообще, про технол. с.р. стали говорить только с 40хгодов 20 века. На сегодня не вызывает сомнений, что техн. с.р. является ее неотъемлемой частью, поскольку позволяет более эффективно и оптимально работать с клиентами. У профессионала нет времени, возможностей и разрешения в использовании каких-либо моделей с помощью проб и ошибок. Должны быть закреплены определенные технологии кот. д. носить комплексный характер, исходя из практики р-ты с клиентом, а сам соц. р-ник-профессионал д. б. адекватен в любое время и любой ситуации. Достоинством техн. с.р. является их экономичность, т.е. возможность достичь цели кратчайшим путем, надежность, как правило, они апробированы, закреплены в каких -либо документах. Безусловно, есть и издержки. Основной минус в том, что техн-гии претендуют на видение типичной ситуации, а не на ее уникальность. Хотя чаще всего проблемы можно преодолеть за счет инд-го подхода, приема «конкретной ситуации». Индивид. подход достигается за счет комплексности и гибкости в использовании технологий, за счет личностной готовности профессионала увидеть уникальность клиента, профессионализма. В с.р. используется много техн. и существует несколько классификаций техн. По объекту: применимые к группе, индивиду; По направлению работы, специфике: технол. работы с пожилыми, семьями, инвалидами; в зав-ти от сферы подготовки: соц-педагогич. и социально-психологические техн., медико-социальной реабил-ции; В зав-ти от квалификации специалиста: спец., реализующий простые техн.; сложные (наукоемкие)техн., комплексн. техн. На практике техн. с. р. представляют собой сов-ть способов, средств, приемов предоставл. соц. услуг и вообще оказания соц. помощи. Техн. с. р. разнообразны, это связано с разнообразностью и сложностью проблем, с динамичностью соц. сферы. На мой взгляд, техн. с.р. не могут быть застывшими и неизменными, они должны развиваться и отвечать запросам современной практики, также техн. д. б. прежде всего на проф-ку проблемной сит-ции, т. к. проблему легче предотвратить, чем решать ее.

49. Перспективы развития с.р. в России и за рубежом

С.р. как профессия, возникла на рубеже 19-20 века и явл. очень динамичной сферой, кот. чутко реагирует на все изменения, происходящие в социуме. Международной Ассоциацией школ с. р. утверждено новое. определение соц. р-ты - способствует реализации соц-х изменений в общ-ве, решению пр-м человеческих взаимоотнош-ий и укреплению свободы ч-ка и его права на достойную жизнь. Принципы соблюдения прав ч-ка и соц. справедливости явл-ся фундаментальными для соц. р-ты. Сегодня соц.мир изменчив, как никогда. Современные поколения стали свидетелями смены нескольких больших соц.проблем. Завтра могут появиться такие проблемы, о которых вчера еще никто не слышал (игромания, Интернет-зависимость). Но существуют в соц. сфере и «вечные проблемы»(ухудшение сит-ции с окр. средой, голод, тревожно высок. ур-нь бедности, неравенство).

Перспективы: Спец-ты признают, что в совр. РФ с.р. сложилась и работает. Но необходимы законодательные и другие изменения, т.к. многие законы - это уже «вчерашний день». Тенденция такова, что сейчас постепенно наращивается потенциал профилактических программ. Это решается в виде различных фед. и регион. прог. , а также нац. проектов. Проект «Здоровье» (поднять з/п медицинских работников и улучшить качество медобслуживания), проект «Образование» (повыш. ур-ня образованности и поддержка творческой молодежи), проект « -Доступное и комфортное жилье - каждому гражданину России» (увеличить масштабы строительства) , проект «Развитие аграрно - промышленного комплекса» (ускоренное развитие животноводства, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе). Видимо, в ближайш. буд. эта тенденция сохраниться и это очень позитивная тенденция, т.к. любую болезнь легче предупредить, чем лечить. В РФ постоянно появляются новые проблемы, кот. требуют применения инновационных технологий, новых подходов (н-р, пр-ма борьбы с бедностью в малоимущих С. на ур-не М. О. требует усиления адресной направленности соц. под-ки, совершенствования мет-дов оц-ки нуждаемости, внедрения новых технологий в р-ту с малоимущими. С эт. целью на тер. МО был разработан Соц. паспорт малоимущей семьи. Заполнение «Социальных паспортов» показало, что назрела необходимость перехода от пассивных методов борьбы с бедностью к новым формам, дающим возможность реально развивать социально-экономический потенциал семьи. Главным рез-том нов. модели р-ты с малоимущими с. должно стать снижение ур-ня бедности малоимущих семей за счет трудоустройства трудоспособных членов семьи, а в идеале - выход участников из категории малоимущих).

Сейчас в РФ активная тенденция соц. поддержки семей (разл. пособия, «материнский капитал»). Также наблюдается тенденция к расширению учреждений, оказывающих психосоц. услуги населению. Т.е. с.р. в России начала заниматься не только соц. выплатами и соц. обслуживанием, но и той деятельностью, которая характерна для развитых стран. Также работа по усилению самомотивации клиента к решению своих пр-м самост-но. Также позитивной тенденцией становится введение в штатное расписание различных учреждений (школы, ЛПУ) ставок соц. работников. За рубежом с.р. также активно развивается. Можно отметить такую тенденцию - в условиях глобализации экономики, образования ЕС очень остро стоит проблема миграции населения (люди переезжают из одной страны в другую). Следовательно, применяются активно технологии адаптации к новым условиям жизни. Вообще, в заруб. странах наблюдается некая интеграция с.р. с другими проф. сферами (н-р, в Германии с.р. практически идентифицируется с соц.пед., в Швеции - практически приравнена к психосоц. работе). Т.о., тенденции очень разнообразны, они определяются спецификой соц. ситуации в каждой конкретной стране, запросами общества и т.д. НО: с.р. будет востребована всегда, т.к. скорее всего все равно будут оставаться нерешенные соц. проблемы и возникать новые. Важнейшие тенденции- переориентация с.р. на профилактику и работа по самоусилению клиента.

50. Технологии с.р-ты с военнослужащими в армии

Положение военнослуж-х в РФ обусловлено сложностью их соц. ситуации, что не может не сказываться на их самочувствии и д-ти. С.р-та в армии осущ-ся как с самими военнослужащими, так и с их семьями. Технологии с.р-ты с военнослуж-ми и их семьями различ-ся в зависимости от хар-ра и глубины их соц. проблем. Проблемы военнослуж-х обусловлены возложенными на них обязанностями, к-ые предусматривают их выполнение в любых условиях, в т.ч. с возможным риском для жизни. Кроме того, у военнослуж-го отсутствует возможность выбора занятия и места жит-ва. Также военнослужащие могут столкнуться с такими проблемами как неясность кадровых перспектив, массовые увольнения, трудности с устройством на р-ту по окончании военной службы, что также отягощает морально-психологическое самочувствие военнослуж-х. Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруж-х конф-тов, и их реадаптация к мирной жизни. Семьи военнослуж-х также явл. объектом с.р-ты, т.к. такие негативные факторы как малообеспеченность, постоянные переезды, смена климата, постоянная адаптация реб-ка к новой школе и коллективу и др. приводят к распаду семьи военнослуж-го. Еще одну группу клиентов составляют бывшие военнослужащие. С.р-та с лицами, уволенными с военной службы проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного проживания в населенных пунктах); она возлагается на гражданские структуры и не входит в круг обязанностей военных должностных лиц. Т.о., цель с.р-ты - восстановить психич-ие и физич-ие силы военнослуж-х, скорректировать их личностные установки. С.р-та с военнослуж-ми осущ-ся как в армии, так и в об-ве в целом. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законод-вом ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения из армии кормильца (н-р, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы), соц. р-к в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем соц. р-ки при необходимости должны оказывать жене военнослужащего сод-вие в ее трудоустройстве, устройстве р-ка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку. Важную роль играет соц-педагогич. помощь детям военнослуж-х, проведение педагог-ой коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, соц. реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Одна из функций соц. р-ты в армии - обеспечение благоприятных соц-бытовых и соц-экологических условий для военнослуж-х. Улучшение условий труда и быта военнослуж-х, устранение антропогенного загрязнения окр. ср., что будет способствовать повышению трудоспособности военнослуж-х и их способностей к соц. функционированию. Одна из важных ф-ций соц. р-ты - развитие соц.коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конф-тов, сплочение воинских коллективов, надолго оторванных от семьи, об-ва. Специфическим и задачами соц. р-ка в армии явл. обучение и переобучение уволенных военнослуж-х и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни. Культурно-досуговая д-ть в армии имеет достаточно большое значение. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Соц. р-к следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой д-ти, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты