Технология социальной работы
p align="left">-соц. под-ка безр-ых гр-н заключ-ся в след. мерах: 1.выплата пособий по безраб-це в период поиска поиска подходящ. р-ты, в том числе времен. нетруд-си безр-го; доплата к пособию по безр-це на лиц, находящихся на содержании безр-го гр-на; матер. п-щь безраб-ым гр-нам, утратившим право на пособие по безр-це, в связи истечения установл. срока; стипендии в период прохождения безр-ми гр-ми проф. подготовки, повышение квалиф-ции и переподг-ки по напр-ю тер-х орг-ов занятости; матер-ая п-щь безработным гр-ам в период профобучения. -организация профподготовки и переподготовки. Как показывает практика, из всей численности высвобождаемых работников и незанятого населения профобучение требуется каждому второму-третьему (в зависимости от особенностей региона). Такое обучение направлено на освоение профессий для новых рабочих мест, повышение квалификации и переподготовку по профессиям, которые имеют не только повышенный спрос на рынке труда, но и перспективу. -орг-ция общественных работ. Одним из направлений содействия занятости населения является организация общественных работ. Они организуются для обеспечения временной занятости населения местными органами власти по предложению и при участии службы занятости на предприятиях, организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях. С законодательной точки зрения общественные работы - это общедоступные, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки виды временной трудовой д-сти незанятых граждан. Ведь существуют категории людей, которые в силу различных причин: по семейным обстоятельствам, из-за возрастных или физических ограничений или по иным причинам не могут работать в обычном режиме. Поэтому общественные работы как нетрадиционная форма занятости способны обеспечить им заработок, т.к. позволяют применять гибкие режимы труда, неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.д.(это сфера обслуживания, торговля, переработка сельскохозяйственной продукции, выпуск товаров народного потребления, здравоохранение, строительство социально-культурных и бытовых объектов). С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице. - информирование о наличии рабочих мест.

29. Опыт технологической деятельности в системе соц. р-ты за рубежом

В нашей стране соц. р-та молодая профессия. Когда она появилась в конце 90-х гг. возникла проблема как осуществляется соц. р-та, где взять спец-стов в этой области и т.д. Тогда обратились к зарубежной практике (технологии, методы соц. р-ты и т.д.). Отличие зарубежной соц. р-ты состоит в том, что она явл. высокотехнологичной. Обучение будущих профессионалов строится преимущественно на освоении технологий, к-ые закрепляются ими при прохождении практики. То есть учебный план за рубежом больше состоит из практики, чем из теории. Кроме этого спец-сты больше ориентируются на практическую помощь и образование направлено на соц-психологическую ориентировку, то есть они д.б. психологами. За рубежом соц. р-та в основном строится на непосредственном взаимодействии с клиентом и на предоставлении ему или группе клиентов услуг. То есть р-та с бумагами (бюрократия) сводится к минимуму, а сбор данных происходит автоматически (компьютеризировано). Поэтому практически все технологии соц. р-ты сводятся к р-те с клиентом, н-р, помощь в ад-ции, реаб-ции, налаживании контактов с окружающими и т.д. Так как соц. сф. за рубежом финансируется хорошо по сравнению с Россией, то зарубежная соц. р-та использует превентивные технологии (технологии проф-ки) на уровне об-ва, группы и индивида. Кроме этого за рубежом соц. сф. имеет постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления (муниципалитетами, коммунами, общинами), общественными и благотворительными организациями, то есть решение какой-то конкретной проблемы происходит координировано с помощью различных служб и орг-ций.

Таким образом, все выше сказанное подтверждает, что соц. р-та, технологии соц. р-ты за рубежом очень живо реагируют на изменения в соц. сфере. И с появлением новых проблем за рубежом, появляются и новые технологии соц. р-ты в решении этих новых проблем (игромания, гомосексуализм, ВИЧ инфицированные и т.д.).

28. Проблемы соц. р-ты с молодежью

В современной России под соц. р-той с молодежью понимают проф. д-ть по: 1) оказанию помощи как отд.молодому ч., так и группе молодежи в целях улучшения или восстановления их способности к соц-му функционированию 2) созданию условий благоприятствующих достижению этих целей в об-ве 3) р-те с молодыми людьми на бытовом уровне по месту жит-ва или в молодежных коллективах.

М-жь - это соц.-демограф. группа в возрасте от 14 до 30 лет, переживающая период становления соц. зрелости. Сегодня этот период хар-ся ухудшением состояния здоровья среди м-жи, появлением феномена «подростковое материнство», ростом числа абортов у м-жи, распространением курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании, криминализацией и коммерциализацией досуга м-жи, увел-ие числа м-жи, бросивших учебу и т.д.

Поэтому осн.задачей соц. р-ты с м-ю явл. выработка у м-жи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптировать к новым соц.-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.

Субъектом с.р-ты с молодежью явл. соц. службы, представляющие собой сов-ть гос-х и негос-х стр-р, специализированных учреждений по оказанию соц. помощи и защите молодых людей, поддержке их инициатив.

Соц. р-та с молодежью в России осущ-тся в рамках гос. молодежной политики и системы соц. обслуживания населения. В целях создания экономич., правовых и организационных условий и гарантий для соц. становления м-жи одобрена Указом президента России от 15.09.1994г. № 1922 фед. программа «Молодежь России» (в последующем она приобретает статус президентской).

Эф-сть и результат-ть работы с молодежью в различных регионах России во многом зависит от степени внимания к молодежи со стороны руководства и представителями местной администрации. Н-р, поддержка со стороны мэрии обеспечивает финансирование соц. служб и молодежных программ с привлечением бюджетных и внебюджетных средств.

Однако становление соц. р-ты с молодежью в настоящее время затруднено по причине ограниченности финансовых и матер-х рес-сов, распада довольно мощной соц-культурной сферы жизнед-ти м-жи, прекращения д-ти пионерской и комсомольской орг-ций, к-ые эффективно действовали в сферах орг-ции труда и отдыха, а также военно-патриотическом воспитании подростков и м-жи, а также разобщенности соц. программ для м-жи по ведомственному и регион. признакам.

30.Особенности реализации технологии социальной терапии

Социальная терапия как техн. с. р. входит в систему общих технологических процедур с-ой р-ты, наравне с диагностикой, профилактикой, адаптацией, реабилитацией, коррекцией, социальной экспертизой, консультированием и др. общими технологиями с.р.В качестве технологии с. р. соц. терапия выполняет следующие ф-ции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация пр-са «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую. Инд-ая терапия применяется к клиентам, разрешение пр-м которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групп-ой терапии. Групповая терапия - это стратегия воздействия, нацеленная на п-щь людям в преодолении эмоц-ых нарушений или соц-го неустройства с использованием групп (при руководстве с/р-ка или иного профессионального терапевта). Практическая с. р-та, осуществляемая гос-ми учр-ями соц. обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в ТЖС, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус. Для большинства из них соц. терапия - это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных соц-ых изменений. Поэтому необходимость широкого внедрения в практическую деятельность социальных служб и учр-ний этой технологии с. р. не может подвергаться сомнению.

В условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый может рассчитывать на получение этого вида помощи. Объяснить это можно целым рядом причин. Во-первых, это связано с недостаточным финансированием социальной сферы.Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику с. р. соц. терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого проф-го мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. И, наконец, в-третьих, методологическая неразработанность ее осуществления как технологической процедуры. Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день соц. терапия как технология с. р-ты в практической деятельности соц. служб пока еще почти не осуществляется. Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления соц. терапии как технологии с. р.

31. Соц-но-медицинские пр-мы нас-я, их учет в соц. р.

В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и т.д. и будут способствовать решению связанных со здоровьем социальных проблем. Вследствие этого в 90-е гг. в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношений. Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества. В России на сег. день приоритетной станов-ся работа с инв-дами их реабилитация и интеграция в общ-во. Данная пр-ма многоаспектна поск-ку здесь затрагив-ся д-сть соц., мед. служб, правовая и юр. Сторона. Д/решения этих пр-м треб-ся новые спец-сты широкого профиля владеющие профес-ми знаниями, и обладающие новым взглдом на решение пр-м инв-дов (видят новые возможности инв-дов, место и роль в общ-ве, возможные пути решения этих пр-м). Среди медико-соц-х проблем нас-я особо важными явл-ся ВИЧ-инф-ции, разлячного рода соц-е паталогии (наркомания, алког-зм, табакокурение) приводящие к различного рода пр-м

со здоровьем. Возрастание доли пожилых людей среди кот. большинство имеют разного рода заболевания (сахар. диабет, сердечно-сосудист. забол-я, онкология и др.), мешающие счастливой беззаботной старости людей старшего поколения, а также влияющие на продолжит-сть ж. нас-я. На стыке соц. р. и медицины появл-ся новая отрасль медико-соц. р-та - хар-ся как сист-ма гарантир-х гос-вом эк-х, соц-х и пр-х мер, обеспеч-щих индивидам условия д/преодоления, замещения, компенсации различных ограничений жизнедеятельности. Все это направлено на созд-е равных с др. гражданами возможностей участия в ж. общ-ва. Основные напр-я мед.-соц. д-сти: мед-соц. р-та профил-кой напр-сти направлена на проф-ку сомат-х болезней нас-я, нарушений психич-го зд-я, репродукт-го зд-я, формирования позитивных установок на ЗОЖ, доступ к инф-ции по вопросам зд-я, участие в разр-ке целевых пр-мм медико-соц-ой п-щи на различных ур-ней, обеспеч-я соц. защ. прав гр-н в вопросах охраны зд-я и др; МСР патогенетич. направл-ти напр. на мероприятия по орг-ции медико-соц. п-щи, мероприятия по МСЭ, реабилитац-е меропр-я (психол-ая, физич-кая, медиц-кая, профес-ая, экономич-кая, соц-ая реаб-ция), коррекция психического статуса кл-та, обеспечение взаимодействия спец-тов различ-х смежных профессий, созд. реабил. соц-но - бытовой безбаръерной среды сущ-ния (д/людей с огранич. возм.).Наличие этих 2 направл-стей позвол. построить различ. м-ли р-ты с пр-мами медико-соц. хар-ра нас-я в областях медицины, а также в органах и службах. 5 гр. базовой модели: гр. повыш. риска забол-ий (курящие, со слабым имун. И т. д.); члены С. и близк. окр-ие; гр. часто и длит. болеющ., больные с ярко выраж-ми соц. пр-ми; инвалиды.

32.Особенности реализ-ции технологии соц. ад-ции

Технология соц. адаптации занимает существенное место в содержании социальной работы и достаточно широко использ-ся. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма -- необходимое условие профессионализма социального работника. Под соц. ад. понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. Специфические моменты технологии социальной адаптации: только человеку свойственно создавать специальные “приспособления”, определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде; только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания. Группа кл-тов к кот. примен-ся тех-гия соц. ад., это кл-ты испытывающие изменения в результате резкой какой - либо перемены ситуации (смена места работы, учебы, соц-но-экономич-х условий жизни и др.). Сложные проблемы возникают у лиц, отбывших тюремное наказание. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах. В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах для престарелых. Одной из важнейших функций современных домов-интернатов, придавшей новый смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация и реадаптация. Ослабление способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.п. Для того, чтобы помочь клиенту адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях этого пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. С/р-к может и должен также научить индивида общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного проживания и т. д. В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию. Данная тех-я явл-ся перспективной, поскольку она примен-ся и будет прим-ся. Так, н-р, созд-ся Центры постинтерн-ой адаптации (в г. ПЗ, Мончегорск и Кандалакша) в целях совершенствования сист. СО нас-я и орг-ции постинтерн-ой ад-ции выпускников интерн-х учр-ий, попавших в ТЖС, п-щи в реализации их законных прав и интересов, улучшении их соц. статуса. При применении данной тех-гии необходимо использовать адаптационыый потенциал и р-сы самого кл-та, который может целенаправленно контролировать и регулировать процесс своей соц. ад.

33. Проблемы научной идентификации соц. р-ты

Профессия соц. р-та родилась раньше, чем научная дисциплина. Проблемы научной идентификации соц. р-ты обусловливаются тем, что она носит междисциплинарный хар-р. Таким образом, интеграция наук приводит к необходимости выбора комплексного подхода к определнию: 1) предметного поля (с одной стороны в основе соц. р-ты лежит индивид, с др. - социум; сложность заключается в объединении этих понятий); 2) определение методов познания и сбора инф-ции (методы сбора инф-ции из социологии, методы обработки из статистики, а методы практики еще более разнообразны).

На сегодняшний день наиболее популярны след. подходы: 1) р-та с группой (в кач-ве парадигмы берутся знания из соц-гии и соц. психологии); 2) р-та с общиной (парадигма - теория общественного развития, т.е. каждый сам за себя и инициатива «снизу») идентифицируется как выявление рес-сов общин, возможностей по усилению статуса и т.д.; 3) keys study - р-та с личностью, с его ресурсами, потенциалом, в кач-ве теоретической парадигмы используется феменологический подход.

Также соц. р-та определяется след. подходами: 1) Рефлексивно-терапевтический подход: С. р. понимается как поиск возможного наилучшего благополучия для индивидов, групп и сообществ в социуме за счет содействия их росту и самореализации. Работа с проблемой поведенческого эмоц-го внутреннего хар-ра личностного параметра (психодинамическая теория, работа с кризисом); 2) Социалистско-коллективистский подход: поиск сотрудничества и взаимной поддержки в обществе. С. р. через уполномоченных людей способствует тому, что большинство участвует в процессе сотрудничества. Работа направлена на работу с угнетенными группами (теории общ развития и марксизма, феминизма); 3) Индивидуалистско-реформистский подход. С. р. рассм-ся как один из аспектов служб, призванных поддерживать благосостояние индивидов в обществе. Работает с потребностями индивида (теории в разрешении проблем: проблемно-ориентированная теория, теория кризисной интервенции). Для всех подходов основными явл-ся гуманистическая (человек превыше всего) и экзистенциальная теории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты