Технология социальной работы
p align="left">Итак, соц. р-та все же имеет научное пространство, однако научная идентификация с.р. пока еще затруднена. Особенность соц. р-ты заключ-ся в том, что сначала возникла практика, а потом теория, т.е. сначала возникла сама профессия, и она потребовала научного обоснования.

34. Соц. реабилитация

Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление, имеющихся в прошлом способности утраченных по причине болезни, травмы изменений условий жизнед-ти. В России понятие реабилитации вкл. тот и др. смысл, причем предполагается не узко медицинский, но более широкий аспект социально реабилитационной работы. Соц. реаб. - комплекс мер, направленных на восстановление ч. в правах, соц. статусе, зд-е, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности ч. к жизнед-ти в соц. среде, но и самой соц. среды, условий жизнед-ти, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. Осуществление соц. реаб-ции в значительной мере зависит от соблюдения её основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность наиболее нуждающимся. Осн. виды соц. реаб-ции: 1) Соц-мед. - вкл. в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у ч. новых навыков полноценной жизни и помощь по орг-ции быта и ведения дом. хозяйства 2) Соц-психологич. - предназначена для повышения уровня психического и психологического зд-я субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и орг-ции психологической коррекции, поддержки и помощи 3) Соц-педагогич. - направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности», орг-ция и осуществление педагог. помощи при различных нарушениях способности ч. к получению образования (орг-ция образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.) 4) Профес-ая и трудовая - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные ч. трудовые и проф. навыки и в последствии трудоустроить его 5) Соц-средовая - направлена на восстановление у ч. чувства соц. значимости внутри новой для него соц. среды. Этот вид реаб-ции вкл. в себя знакомство ч. с основными характеристиками среды, в к-ой он оказался, помощь в орг-ции новой среды жизнед-ти и восстановление привычных моделей поведения и д-ти по орг-ции собственной повседневной жизни 6) Психолого-педагогическая реаб. позволяет успешно адаптироваться в окр. среде и в об-ве в целом.

Выбор тех или иных видов соц. реаб., зависит от объекта соц. р-ты, процедуры реаб-ции. Реабилитация м.б. стихийной и организованной. В первом случае предполагается, что личность интуитивно налаживает отношения с собственным организмом и окруж. средой на более или менее приемлемом для себя уровне. Организованная реабилитация ставит своей целью сократить сроки восстановления, повысить качество самостоятельной работы личности за счет проф. помощи. Конечной и основной целью процесса соц. реаб. явл. развитие в ч. стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я». Эф-ть соц. реаб. достигается всем комплексом реаб. мер (мед., психологич., соц.). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в об-ве.

35 Проф -этические основы с.р.

Современный подход к проф.-этическим качествам соц. раб-ка закреплен в квалификационной характеристике «Спец-ст по соц. р-те» (1991 год). Проф. стандарты, требования к соц.раб-ку основываются на кодексе этики и проф. умений, к-ый служит в качестве руководства в каждодневном поведении соц. раб-ков, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. Соц. р-та направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнед-ти. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, соц. р-та ориентируется на благополучие людей, соц. справедливость, достоинство индивида. Наиб. известная декларация о ценностях этики, к-ой руководствуются все современные соц. раб-ки, это «Кодекс этики Национ. Ассоциации соц. раб-ков», принятый в США в 1997 году. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существует проф. обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами проф. д-ти. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность соц. раб-ка, его специфический подход к овладению профессией и На российской конференции членов межрегиональной Ассоциацииработников соц. служб (22 мая 1994г.) был принят проф-этический кодекс соц.раб-ка, в к-ом сформулированы моральные пр-пы д-ти в сфере соц. обслуживания. Пр-п моральной ответственности перед клиентом: работники соц.служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью; интересы клиентов явл приоритетными для работников соц.служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного факторапри принятии любого решения работником службы;работники соцу.служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации; работники соц.служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем. Пр-п моральной ответственности перед об-вом: д-ть раб-ков соц.служб д. способствовать росту благосостояния об-ва; раб-ки соц.служб должны откликаться на просьбу любого клиента внезависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния зд-я. Пр-п моральной ответственности перед профессией и коллегами: работники соц.служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в проф. д-ти; работники соц.служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения; раб-к соц.службы д. стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц.служб должны строиться на взаимном уважении и доверии (Топчий Л.В., 1997г.). Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма способны осознать свое положение и принять оптимальное решение. Необходимость говорить правду. Соц. раб-к, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях соц. раб-к вынужден рассматривать возможность раскрытия инф-ции, когда, н-р, сущ-ет угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкр. ситуации, о целях получения инф-ции и ее использовании. Этические кодексы, в к-х соц. раб-ки стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат пр-пы, к-ые противоречивы и сами представляют этическую дилемму. России еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы проф-этического поведения специалистов по соц. р-е. Новая парадигма соц. р-ты выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению спец-ста по соц.рте.

36. Социальное страхование

Соц. страх. - одна из осн. форм соц. поддержки и СЗ населения. В гос-вах с социально ориентированной экономикой развиты системы СЗ граждан, двумя осн. составляющими к-х явл. соц.помощь и с.страх. Всеобщая декларация прав ч., принятая Генер. Ассамблеей ООН в 1948 г., определила: права каждого на СЗ с помощью соц. страх. как при наступлении ситуации соц. риска, так и во всех остальных случаях, н-р, «потери средств к существованию по причинам, не зависящим от ч.». В социально-политическом аспекте соц. страх. - способ конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Каждому виду соц. страх. риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, н-р, пособие по врем. нетрудоспособности, пособие в св. с трудовым увечьем и проф. заболеванием, пенсия по инвалидности, пособие по безработице, соц. пособие на погребение, пенсия по старости, единовременное пособие при рождении реб-ка и т.д. Размеры получаемых средств зависят от величины труд. стажа, зар. платы, степени утраты трудосп-ти или инвалидности и регулируются действующим законод-вом.

Соц.страх. РФ стало преемником гос-ого страхов-ия СССР. Однако если в советское вр. сущ-ло только гос. соц.страх., то в РФ сф. гос-ого соц. страхов. значительно расширена. Система соц. страх.хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой гос. форме соц.страх. приходит разветвленная система автономных внебюджетных видов соц.страх. : пенс., соц., мед., занятости. Его цель - гарантирование необходимого уровня жизни. В систему гос. соц.страх.РФ вкл.след. страх. фонды: Фонд соц. страх., Фонд обязат. мед. страх., Пенс. фонд. Обяз. соц. страх. - часть гос. системы СЗН, спецификой к-ой явл. осуществляемое в соот-вии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения матер. и (или) соц. положения, т.ч. по независящим от них обстоятельствам. Об основах обяз. соц. страх.(165-ФЗ, 16.07.1999) Законод-во РФ об обязательном соц. страх. состоит из настоящего ФЗ, иных ФЗ и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, а также з-нов и нормативных правовых актов субъектов РФ. Страховой взнос - обязательный платеж на обяз. соц.страх.

Нынешняя система соц. страх. в Р. еще не явл. страховой по своей сути и выполняет в основном функцию соц. обеспечения. Размер страховых взносов не увязан с уровнем соц. и проф. риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных. Предстоит построение страховых систем по проф. признаку, что позволит максимально учитывать природу соц. риска, обеспечить точный расчет финансовых средств. Необходимо существование различных видов соц. страх. и разветвленной соц. инфраструктуры, позволяющей обеспечить широкий выбор услуг застрахованным и возможность выбора страховой орг-ции; осуществление соц. страх. по возможности страховыми учреждениями, к-ые не находятся в непосредственном ведении гос-ва.

37. Особенности орг-ции, управления и администрирования в с.р.

Орг., управл. и админ. играют значит. роль в соц. р-те. Управление -д-ть по целенаправленному изменению устройства, функционирования и развития системы с использованием механизма обратной связи. Соц.управление - разновидность менеджмента. Сущ-ет 4 значения управления соц. работой: 1) организационно-структурное понимание, где ключевыми вопросами явл. Кто должен выполнять соц. р-ту? (органы, орг-ции, службы) Какова результативность их функционирования? В данном понимании управление соц. р-той в РФ организ-ся на 3 уровнях: муницип-м, регион-м (комитет при области), федер-м (МинЗдравСоцРазвития); 2) функцион-ое понимание: управление соц. работой выполняет как общие (прогнозирование, планирование, стимулирование, орг-ция, координация, контроль и т. д.), так и конкретные ф-ции - виды работ или направления работ применительно к конкретной должности или структурному подразделению, учреждению, орг-ции в целом; 3) управление соц. р-той - д-ть отдельных руководителей разных уровней в системе СЗН: ключевые вопросы - стиль и м-ды упраления, соотношение ролей управленцев, выработка и принятие управленч-х решений; 4) трудовое понимание термина управления соц. раб.: подготовка кадров и повышение их квалификации, вопросы стимулирования раб-ков соц. сф. и др.

Орг. стр-ра (ОС) - это внутренняя расчлененность соц.системы на части и их вертикальная соподчиненность ( н-р, отделения в ЦСОНе). Орг.стр-ра управления (ОСУ)- иерархия должностных позиций согласно штатному расписанию.(дир, заместитель, работники…).

Стр-ры управления: 1) функцион-ая (Тейлор) - недостаток - нарушение пр-па единоначалия (у каждого раб-ка д.б. 1 руководитель); 2) линейная (Файоль) - пр-п единоначалия. М-ды управления: 1) организац.-административные (регламентирование, нормирование, приказ, распоряжение); 2) экономич. (основаны на экономич. интересах сотрудников), н-р, м-ды экономич. стимулирования - оплата лечения; 3) соц-психологич.( с целью повыш. соц. активности раб-ков); 4) самоуправление - разновидность саморегулирования соц.систем - пр-сс превращения ч. из объекта управления в субъект. Кажд. участник сам решает вопросы в пределах своих полномочий,т.е.отсутствует м-д чрезмерного контроля).

Ф-ции управления: планирование - пр-сс превращения целей в конкр. сформулированную задачу, с указанием сроков и критериев их исполнения; прогнозир. - предвиденье параметров данной системы, к к-ым она придет в будущем; целеполагание - д-ть по достижению цели, пр-сс выбора и формулировки целей; координирование -д-ть руководителя по обеспечению согласования действий всех подразделений и раб-ков орг-ции.

Орг-ция -управленческая д-ть, к-ая направлена на создание соц. системы, на ее функционирование. Пр-пы орг-ции соц. систем: 1)пр-п совместимости элементов (несовм. влечет за собой невозможн. дифференциации ф-ций и некачеств. работу); 2) пр-п субординации и координации целей - цели орг-ции. д.б. строго согласованы м/у собой и субординированы («дерево целей»); 3) пр-п субординации и координации ф-ций - «дерево функций»; 4) пр-п структурной иерархии - это стр-ры управл; 5) пр-п соц. экспансии - любая орг. имеет тенденцию к сфере расширения своего влияния; 6) пр-п унификации и стандартизации: унификация -приведение к единой норме, стандартизация - установление единых норм труда и качеств.-колич. параметров ( н-р, правила внутр. распорядка); 7) пр-п организационной гибкости - наличие у орг-ции потенциала изменения. Виды работ, входящие в орг-цию: разработка документов, нормативов и стандартов, дерева целей и дерева ф-ций, создание формальной стр-ры управления, р-та по налаживанию системы ком-ции, разработка рекомендаций по выработке решений, работа по улучш. условий труда, разработка полномочий по учреждению.

Администрирование -формир-ие общих целей и п-ки орг-ции. Основа администр. происходит на власти, ответственности и дисциплине. Осн. задача администрироания -координация д-ти подчиненных.

Проф. д-ть по управлению соц. системами наз. менеджмент -д-ть по орг-ции совместной координированной системы действий. Управление с. р. - вид управленческой д-ти, к-ая явл. разновидностью соц. управления.

38 Проблемы регулирования рынка труда

Рынок труда - сложнейшая экономическая и социальная проблема, которая у нас только начинает формироваться. Особую остроту приобретает проблема занятости.

Гос. политика занятости разрабатывается по двум основным направлениям: содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке, стимулирование образования гибкого рынка труда. Она направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на тер-ии РФ, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношений к религии, в реализации права на труд и свободный выбор сферы занятости. Важное значение для проведения политики занятости имеет принятие Закона "О занятости населения в РФ". Он провозглашает принцип добровольности труда, в соответствии с которым занятость основана на свободном волеизъявлении граждан. Гос-во берет на себя обязательство оказывать активное содействие занятости и предотвращению безработицы, обеспечение соц. защ., спец-х мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия: в период массовой безработицы сокращает зак-но установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели; рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости); досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи. Реализация гос-ой п-ки занятости нас-я также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как: во-первых, создание условий со стороны государства для самозанятости населения. В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Во-вторых, обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. В-третьих, поощрение территориальной мобильности рабочей силы. Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Также, я думаю, к основным направления гос. п-ки на рынке труда необходимо отнести: возможности проф. обучения и переподготовки с последующим трудоустройством; создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы; содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профе. образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности. В наст. время проблемой явл-ся квотирование рабочих мест д/молодых специалистов, а также д/людей с огранич. возможностями. На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества.

39 Технологии социальной работы с детьми и семьями

Применительно к семьям различных категорий клиентов используются различные технологии социальной работы. Многодетн. С. спец-сты относят к С-е группы риска, как правило эти семьи явл-ся экономически неблагополуч-ми (безработные, неск-ко иждивенцев и т. п., отсутствует 1 родитель, низк. Зар/пл); соц-но -психологич. Неблагополучие (причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низк. общая и санитарно-гигиеническ. кул-ра), неблагопр-ый психологич. Климат в С. (неуважение членов С. др. к др.) с такой С. необходимо вести соц. и психосоц. р-ту. С. р-к должен выявить проблемы С. (сбор инф-ции), определить очередность их решения в соответствии со степенью приоритетности д/самой С. Модели орг-ции с.р. с С. и детьми: 1)диагностич-кая- инф-ция д/принятия к-х либо решений; 2)соц-ая - когда семейное неблагополуч. или небл-чие р-ка связ. с социогенними ф-рами (потеря р-ты, пр-мы р-ка с учебой в шк., в следствии неблагполучия С.) - п-щь со стор. соц. защ., орг. образования, опеки и попеч-ва; 3)мед-кая - в основе неблагополучия болезнь члена С., либо самого р-ка - взаимод-вие с орг. здравоохр., реабил-ция, ад-ция; 4)педаг-кая - недостаток педагогич. компетенции родителей в плане воспитания детей; 5)психлогич-кая - причины неблагополучия лежат в обл. оющения, личностных особенностей чл. С, соц. взаимод-вия в внешней ср. В идеале С. или дети д. получать комплексную п-щь. Технологиями социально-экономической поддержки семьи занимаются в основном управление социальной защиты населения или центры социального обслуживания. Здесь оказываются такие виды помощи: пособия на детей, адресная социальная помощь, неотложная материальная помощь разового характера, так же может оказываться натуральная помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, лекарств. Кроме того, некоторым категориям семей могут быть предоставлены бесплатные путевки в санатории, дома отдыха. Технологии экстренной помощи при наличии жестокого обращения в семье помогают найти защиту более слабым членам семьи, например, детям. К таким технологиям относятся организация социальных приютов, гостиниц, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, анализ его медицинско - социального и интеллектуально - психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешение его школьных проблем, вовлечение в более благоприятную среду. Такая программа выполняется командой специалистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты