Терроризм как форма протеста
p align="left">Огромное поражающее действие имеют и бомбы, начинен-ные проволокой, другими острыми предметами. Число че-ловеческих жертв многократно увеличивается и при совер-шении террористических актов в форме захвата заложников в закрытом помещении при значительном ско-плении людей. Примерами являются теракты, совершен-ные в России: в Москве («Норд-Ост») и Беслане (Северная Осетия). Так, в ходе бесланской трагедии 1 сентября 2004 г. погибли 330 человек, из них 186 детей. Кроме то-го, после террористического акта в Беслане милиция взя-ла под охрану около трех тысяч школ по России. При со-вершении таких террористических актов жизни множества людей с первых минут угрожает опасность, так как всего лишь одно неосторожное движение заложника может спровоцировать вооруженного боевика открыть огонь на поражение.

Множество нападений террористов, в результате которых было огромное число человеческих жертв, совершались ими на правоохранительные органы в тех или иных реги-онах России. Это были нападения, как с применением фи-зической силы, так и с использованием бомбы, взрывно-го устройства, а также действий террориста-смертника. Например, в результате нападения террористов в ночь на 22 июня 2004 г. на жителей Ингушетии были убиты 78 че-ловек, 114 человек получили ранения различной степени тяжести. Кроме того, Генпрокуратурой было сделано зая-вление о том, что из милицейских складов в 2004 году чле-нами террористических организаций было похищено 1056 единиц огнестрельного оружия.

Серьезную проблему сегодня составляют психологиче-ские реакции жертв террора, которыми являются люди, пострадавшие не только во время террористического ак-та: родные, близкие, но и практически все население страны, подвергшееся террористической атаке и сопере-живающее ужас каждой локальной трагедии. Нередко трагические эмоции и сопереживания людей бывают сильнее, чем психоэмоциональные реакции самих жертв, и вызывают у сопереживающих различные психосомати-ческие заболевания. Более того, у населения страны соз-дается ощущение полной беспомощности, что проявляет-ся во время терактов состояниями растерянности (см. приложение №5).

Насер Али Салех Ахмад справедливо отмечает, что современному терроризму как преступному деянию особенно свойственны следующие признаки:

а) он порождает общую опасность в результате совер-шения общеопасных действий либо угрозы таковыми;

б) носит публичный характер;

в) целью прежде всего является преднамеренное соз-дание обстановки страха;

г) общеопасное насилие применяется против одних лиц или имущества, а психологическое воздействие -- в целях склонения к определенному поведению других.

Указанный исследователь пишет, что, например, в Егип-те, Йемене и других странах Ближнего Востока высока вероятность вступления в террористические организации все новых и новых членов и участников, которые верят в идеалы и считают реальным достижение целей, постав-ленных террористами. Государство, стремящееся сохра-нить стабильность в стране, вынуждено идти на компро-мисс с лидерами преступных группировок, предоставляя им важные государственные посты и дополнительные привилегии. Указанные организации вступают в союз с вооруженными племенами, и вся их деятельность пред-ставляет собой бомбу замедленного действия, последст-вий взрыва которой никто не знает.

Таким образом, к последствиям террористического ак-та для государства необходимо относить:

1) огромные финансовые затраты на восстановление экономики и борьбу с террористическими организаци-ями, прежде всего выделение бюджетных средств на поддержание эффективной работы в данном направ-лении сотрудников всех силовых ведомств;

2) удачно проведенный теракт свидетельствует о неспо-собности государства организовать борьбу и противодей-ствие функционированию террористической организа-ции, а также о слабости его правоохранительных органов и вооруженных сил, об отсутствии у них возможностей для организации эффективной борьбы с терроризмом;

3) неэффективность борьбы с терроризмом свиде-тельствует о крайне неблагоприятной социально-эко-номической и политической обстановке в стране, а продолжающаяся деятельность террористических ор-ганизаций -- о застое и безграмотности существую-щего управления;

4) многократное падение авторитета государства на международной арене;

5) появление международного терроризма и трансна-циональной преступности, борьба с которыми также должна вестись на международном уровне;

1. К самым серьезным последствиям для личности, об-щества и государства от террористической деятельности следует, прежде всего, относить пострадавших, т. е. погибших людей и получивших физические и мораль-ные страдания, особенно тех, кто оказался в эпицент-ре преступной акции: при взрыве в общественном транспорте, в помещении, захваченном заложниками. В памяти человека указанные события останутся неиз-гладимыми навсегда, так как они существенным обра-зом травмируют его психику.

2. Для государства и общества террористический акт также имеет ряд неблагоприятных последствий, и пре-жде всего разрушение имущества, выход из строя ком-муникаций, инженерных и транспортных систем, а так-же серьезные затраты на их восстановление в дальнейшем.

3. Во избежание указанных последствий, как предста-вляется, не столь эффективной со стороны государст-венных структур является борьба с терроризмом, так как нередко террористические организации имеют со-временное вооружение и технические средства, а так-же владеют способами и методами противодействия работе по их нейтрализации, проводимой правоохра-нительными органами.

4. Террористические организации не только обеспечи-вают своих членов материально, но и предоставляют возможность определенного общения, в том числе и на религиозную тематику. В этой связи государство обязано принимать комплекс серьезных мер по проти-водействию терроризму, и прежде всего в рамках про-думанной экономической, социальной и национальной политики.

2.2 Роль СМИ в освещении темы преступности в целом

В современном обществе СМИ играют чрезвычайно важную роль, являясь основ-ным источником информации для большинства населения. Между тем, следует учитывать, что СМИ достаточно избирательно относятся к отбору событий для презентации, формируя тем самым своеобразную «повестку дня» - совокупность актуальных «проблем», выносимых на страницы газет и экраны телевизоров. Непосредственный отбор материалов для презентации осуществляется так называемыми «гейткиперами» (продю-серами, редакторами СМИ), которые являются, по сути, посредниками между журнали-стом и некоторыми внешними агентами контроля (государством, коммерческими организациями и т.д.)

По мнению некоторых отечественных исследователей, главным отличием про-цесса производства новостей в России от ситуации на Западе является трансформирую-щийся характер института СМИ. Несмотря на явные тенденции к коммерциализации отечественных масс-медиа, уровень доверия населения к ним остается стабильно высо-ким. При этом самыми малоизученными закономерностями функционирования СМИ, как полагает Е. Кольцова, являются практики намеренного контроля над производством новостей.

Современное развитие средств массовой информации и ком-муникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, оказывающее первостепенное воздействие на общественное сознание и, в пер-вую очередь, на еще не сформированное сознание подрастающего поколения. В условиях широкой доступности информации, рас-пространяемой через телевидение, радио, прессу, интернет, на детей и подростков обрушился поток низкопробной продукции, пропагандирующей разного рода девиации (праздный образ жиз-ни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, сексуаль-ную распущенность), порой неприемлемые не только с точки зре-ния морали, но и права.

Теракты в США, Испании, Японии, России, Англии, Ливане, Ираке, Палестине и других странах пронизали страхом жизнь мирных и, как оказалось, беззащитных людей (см приложение №4). Устрашение в методах террористов стало способом управления обществом, и в этих целях международный терроризм стремится к циничной и широкой демонстрации своих кровавых атак через средства массовой информации.

В последнее время популярными стали сериалы и художествен-ные фильмы, главными героями которых являются представители криминального мира. Этих героев отличает исключительное благородство и порядочность, тогда как следователи, прокуроры и другие работники правоохранительных органов зачастую и вы-глядят, и ведут себя так, что внушают зрителям неприязненные чувства.

В непростом процессе строительства демократического общества на пространстве СНГ обнаруживается то обстоятельство, что уже большинство живет по весьма либеральным законам о СМИ. Здесь очевиден факт, что СМИ являются не только каналами информирования общества о тех или иных событиях, но также и механизмом его использования для достижения каких-то корыстных, групповых, эгоистических и иных интересов. С ростом экономики и общей коммерциализации СМИ информация тоже становится продуктом, т.е. объектом продажи, и владельцам СМИ свойственно придавать ему товарный вид, игнорируя тот факт, что СМИ это, прежде всего, социальный институт и уже потом частное бизнес-предприятие.

Сейчас в связи с процессами глобализации и вызовами времени появляются ограничения касающиеся освещения терроризма и экстремизма. Эти ограничения болезненны, поскольку воспринимаются посягательством на свободу слова и свободу самовыражения.

Обозреватели NBCA (Новостная лента Центральной Азии) считают, что СМИ могут противодействовать терроризму только через сбалансированное освещение событий, не позволяющее погоню за сенсацией и бесплатную рекламу радикальным группировкам. Заместитель редактора газеты «Народная газета» Александр Никсдорф говорит, что журналисты зачастую не учитывают того, что целью террористических актов является устрашение общественности, и поэтому работники СМИ не должны преувеличивать угрозу. «Чем красочнее и шире освещаются действия террористических организаций, тем лучше для самих организаций. Они зачастую и совершают теракты с целью получить широкий резонанс через СМИ и заявить о себе», - отмечает А. Никсдорф.

«Бывают случаи, когда оперативное освещение террористических актов играло на руку террористам. Поэтому журналисты должны отличать, когда, в каких объемах и как освещать темы по терроризму. Журналист не должен преследовать цель нагнетания страстей», - сказал корреспондент газеты «Аргументы и факты в Кыргызстане» Дмитрий Орлов. Он также отметил необходимость большей информационной открытости и доступности таких организаций, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Антитеррористический комитет СНГ. По мнению профессора Академии по проблемам безопасности Российской Федерации Рустама Рахманалиева, СМИ не нуждаются в ограничениях и инструкциях по освещению проблем терроризма, так как само широкое обсуждение этих тем вносит свой позитивный вклад. Тем не менее, по словам политолога Турата Акимова, СМИ по определению не призваны играть какую-либо роль в противодействии терроризму, экстремизму или другим угрозам, и главная роль СМИ заключается в том, чтобы освещать те или иные события объективно. Минабутдинов, С. Прививка от террора/ С. Минабутдинов/ Российская газета.2005.22 июня.С 9.

Каждое СМИ пытается получить максимум эксклюзивной информации. Журналисты стараются накопать побольше неизвестных фактов - ведь сенсации оплачиваются приличными суммами.

Роль СМИ в освещении терроризма велика. Но одно дело, когда о нем твердят ежечасно и повсеместно и люди начинают жить в страхе. И государство Израиль тому пример. И совсем другое, когда спецслужбы сначала делают, а потом уже заявляют об этом. Возможно пора выработать морально-этические принципы освещения террористических актов. Видимо, до такого единства здесь пока так же далеко, как вообще в мире с его нерешаемыми проблемами, которые и становятся причиной терроризма. Так что гораздо вероятнее, что журналисты, как и раньше, несмотря ни на какие форумы, будут говорить со своими зрителями и читателями о терроризме кто как может. В меру своей испорченности…

2.3 Диагностика и социальный контроль терроризма

Принципиальная особенность современной региональной власти в России - размы-тость субъекта и объекта социального действия, проявляющаяся в социально - и поли-тико-географической неопределенности. Иначе говоря, институционализация регио-нальной власти выступает изначально проблематичной. Бесланская трагедия, собы-тия в Нальчике, как и ряд предшествовавших террористических актов в России, переключили общественное внимание с этой проблемы на злободневные вопросы превентивных актов, противодействующих терроризму, а также возможного ограни-чения демократических свобод и прав человека в ходе антитеррористической борьбы.

Можно сказать, что восприятие региональной власти в России как внешнего и ча-ще всего пассивного агента в кризисных ситуациях переросло в понимание псевдоинституционализации большей части российской государственной территории. Причем это понимание характерно как для российских политических элит, так и для большин-ства социальных групп и слоев российского общества. По

сути дела, современная ре-гиональная власть в условиях постоянной террористической опасности становится очевидным институциональным декором, а сами субъекты Российской Федерации мо-гут рассматриваться как экстерриториальные образования единого тела-пространст-ва российской государственной власти.

Подобная ситуация способствует моделированию "географических" образов влас-ти. Присущий современной российской власти и все усиливающийся "региональный синкретизм", имеющий рациональные обоснования в виде предотвращения террористических угроз, позволяет нам рассматривать регионы в целом и региональную власть, в частности, как целостные и миниатюрные географические образы России, обладающие всеми основными свойствами условного и обобщенного образа страны. Модель географического образа региональной власти включает в себя ряд непроти-воречивых допущений (метонимий, метафор, стереотипов, архетипов, символов, зна-ков), чьи определенные конфигурации задают алгоритмы достраивания конкретного образа. На примере Северной Осетии-Алании в контексте Бесланской трагедии. Действия как местной, так и центральной власти в попытках пред-отвращения террористического акта, а затем по преодолению его социальных, поли-тических и психологических последствий в значительной степени уже подверглись анализу в средствах массовой информации. Традиционные при этом выводы - отсут-ствие координации между властями различных уровней, слабый государственный кон-троль над территорией, социальная разобщенность и слабая социальная связанность сообществ, несовершенное взаимодействие власти и общества, возможность разгорания тлеющего межэтнического конфликта - показали, что сама Северная Осетия вос-принимается в рамках нескольких стереотипных клише, характерных для образа Рос-сии в целом. Как правило, региональные лидеры, несмотря на все их различия в пове-дении в ходе конфликта - будь то Дзасохов, Зязиков или бывший ингушский президент Аушев - выступают в роли политических медиумов, пытающихся нащупать незримые инспирации и пассы центральной власти - даже при прямом наличии её представителей на месте конфликта.

Развитие Бесланской трагедии, как оно было представлено в СМИ, позволяет чет-ко зафиксировать образ властей Северной Осетии, а вместе с тем перейти и к более общей модели образа региональной власти. Он включает в себя в качестве ядра пред-ставления об этом регионе как поистине нашей, коренной, исконной, вдвойне предан-ной Центру территории. В качестве образных оболочек можно рассматривать знаки и символы традиционных кавказских сообществ и кланов, сужающих поле действия лю-бой выборной или назначенной региональной власти. Наряду с этим, власть здесь мо-жет восприниматься как интразональная, исключенная из общего кавказского кон-текста и более близкая, например, поволжскому или уральскому политическому про-странству.

При переходе к более общей модели географического образа региональной власти можно представить ядро образа как условную идентификационную отметку, характе-ризующую регион как "свой" или "чужой" в рамках доминирующей в настоящий мо-мент политической культуры. Такая отметка может иллюстрироваться либо конкрет-ными топонимами (названиями столицы или крупных центров региона), либо опреде-ленными именами региональных политических лидеров, либо, наконец, названиями экстремальных политических событий, связанных с регионом. Образные оболочки региональной власти могут маркироваться как своего рода "насадки", позволяющие точно дистанцировать сам образ. В состав подобных оболочек входят представления о характере и способах легитимации власти в регионе и специфике властных артикуля-ций, а также стереотипы восприятия региона и региональных властей в различных по-литико-географических конфигурациях.

В этой связи рассмотрим проблему антитеррористических стратегий. Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, последствий террористической деятельности. Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористических акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористических акций.

Основными стратегическими задачами, возложенными на Министерство обороны Российской Федерации по противодействию международному терроризму являются:

- анализ поступающей информации о состоянии, динамики и тенденциях распространения международного терроризма;

- выработка предложений о направлениях развития сотрудничества в данном направлении;

- участие в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористических акций, соответствующей оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;

- координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также терактов с использованием средств массового поражения;

- участие в организации мероприятий;

- проведение согласованных мероприятий по информационному и организационному противодействию формирования у граждан террористических намерений и настроений.

В зависимости от определения понятий сущности террора и терроризма органы государственной власти и спецслужбы должны выстроить свою антитеррористическую деятельность, которую можно условно разделить на две части:

- Первая часть входит в общественные сферы, не связанные с политикой. Она находится, прежде всего, там, где ведется борьба с преступностью, т.е. одновременно является и частью антикриминальной деятельности государства. Это, прежде всего, проведение оперативных мероприятий по розыску террористов, их поимка или уничтожение и уголовное преследование. Согласно приведенной концепции разделения понятий террора и терроризма эта часть антитеррористической деятельности направлена как раз против террора, как явления, по сути, криминально-уголовного.

- Вторая часть одновременно входит в состав политики противодействия терроризму, то есть - в политическую сферу и направлена против терроризма как негативного и угрожающего политической власти и обществу социально-политического явления. Отличие обеих частей состоит в том, что в первой части борьба ведется против террористов, непосредственных исполнителей террористических актов, а во второй части борьба направлена против руководителей и идеологов террористической деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты