Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения
p align="left">Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по ме-дицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные се-мьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

Рассматривая первое направление отметим, что, напри-мер, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном ухо-де.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражне-ний и т.д., т. е. все то, в чем нуждается человек, не способ-ный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных ус-луг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности [20, 41].

Социально-психологический патронаж реализуется в раз-личных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспи-тании детей, находящимся в состоянии хронической соци-ально-психологической дезадаптации и эмоционального на-пряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патро-наж проводят консультирование, находят вместе с клиента-ми альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревож-ности, при этом специалист должен квалифицированно со-вместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и проясне-нию ситуации с учетом социального и психологического со-стояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддер-жку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложив-шейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций [20,85].

Кроме того, с помощью социального патронажа соци-альные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного -- с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рам-ках патроната, социальный работник исполняет самые раз-нообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитни-ка. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий [20, 95].

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя все-стороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возмож-ности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направ-ления:

информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опас-ной;

- прямое вмешательство в ситуацию;

- заключение социальной службой договора о сотрудни-честве и его планирование;

- непосредственная поддержка клиента патроната (пат-ронат);

- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с клиентом ответственные за пат-ронат специалисты фиксируют на специальных учетных кар-точках основное содержание работы с клиентами.

В патронировании семьи используются самые разнообраз-ные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного на-строя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогического просвящения родителей, обучения соци-альными умениями, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т. д. [22,50]

Таким образом, патронаж в системе патроната и соци-альной работы означает:

- на уровне клиента -- его начало с момента определе-ния и квалификации социальной службой жизненной ситуа-ции клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и
его ближайшего окружения;

- на уровне содержания патронажной работы -- выдви-жение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а по-тому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

- на уровне методов патронажа -- использование не толь-ко традиционных путей оказания помощи, но и специаль-ных дополнительных "обходных", а также дифференциро-ванной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие от-ношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

- на уровне организации -- это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гума-низма и учета интересов клиента предполагает определен-ную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

- на уровне границ социальной работы -- максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу ока-зания социальной помощи и поддержки целого ряда специа-листов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учрежде-ний за пределами социальной службы (по вертикали);

- на уровне продолжительности работы -- пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);

- на уровне кадрового обеспечения деятельности систе-мы патроната и проведения патронажа -- принципиальное изменение профиля образования специалистов по социаль-ной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, гото-вого работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы; на уровне определения круга лиц, участвующих в пат-ронате и патронаже средствами социальной работы, -- это обязательное их расширение и подключение не только спе-циалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонте-ров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличиваю-щая потенциальные возможности специализированной и ква-лифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.

2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска»

Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно час-то специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, за-трудняются, какой именно вид помощи необходим: экономиче-ская, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая. А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

Помощь по-разному оценивается специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возни-кающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проб-лем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.

В работе с семьей необходимо выделять те направления помо-щи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затрудне-ния.

Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответствен-ности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миг-рацией семьи и т. д.

Перечень причин такого явления довольно разнообразен, и его можно продолжать бесконечно. Проблема заключается в том, что момент первого выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от момента возмож-ного оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также се-мей группы риска затрудняет процесс реабилитации как самого ре-бенка, так и его семьи. В результате родителей лишают родитель-ских прав, помещают ребенка в государственные учреждения раз-ного типа или пытаются найти ему другую семью. При этом ребенок вырастает с целым комплексом последствий позднего вы-явления семейного неблагополучия. Это проблемы, связанные с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитани-ем, социализацией. Органы местного самоуправления согласно статье 34 Граждан-ского кодекса РФ являются органами опеки и попечительства. В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ» [24, 45].

В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации при-няли закон «Об организации работы по опеке и попечительству», в котором предусмотрели возложение работы по опеке и попечи-тельству в отношении несовершеннолетних детей на соответст-вующие отделы образования. В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет специалист (инспектор) по охране детства. Это позво-ляет выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовку заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого знаний) по запросу суда и т. д. Защита прав и законных интересов детей не осуществ-ляется в полной мере.

Число специалистов, занимающихся защитой прав несовер-шеннолетних, опекой и попечительством (в расчете на 5 тыс. дет-ского населения один специалист) не увеличивается, так как у местных органов самоуправления отсутствует достаточная матери-альная база как для введения дополнительных ставок в органы об-разования, так и охвата всех детей, которые нуждаются в государ-ственной помощи (в 2000 г. не было специалистов в 576 районах).

За последние десять лет значительно расширился круг детей, за-щиту прав и законных интересов которых осуществляют данные органы. Так, категория детей, нуждающихся в государственной за-щите, включает и детей, имеющих законного представителя (на-пример, опекуна), и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситу-ации, беспризорных, безнадзорных, имеющих проблемы в разви-тии и т. д. [24, 56].

В эту категорию входят также дети, проживающие в семьях, но которым в достаточной степени не обеспечен уход или семья не способна достичь необходимого уровня нормальной жизнедеятель-ности без оказания им помощи со стороны органов местного само-управления или государства.

Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, значительно расширяет функции и полномочия спе-циалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и по-печительством детей и подростков. Сложность выявления таких детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тре-бует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры требуют введения межведомственных про-грамм по социально-педагогической защищенности детей и под-ростков, оказанию своевременной и действенной помощи и под-держки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которые нуждаются в помощи со стороны госу-дарства.

Право определения, относится ли ребенок к категории нуждаю-щегося в государственной защите, помощи и поддержке, принадле-жит главе органа опеки и попечительства (главе администрации или главе местного самоуправления), который издает соответст-вующие постановления об этом. Для профессионального грамотно-го подхода к решению данной проблемы главе администрации или главе местного самоуправления необходимо иметь полную картину возможностей оказания помощи и поддержки детей и подростков на муниципальном уровне, видеть возможности каждого комитета и департамента в части ее оказания. Дети не могут быть конкретно «чьими-то», например комитета по образованию, здравоохране-нию, социальной защиты и т. д. Дети, которые нуждаются в госу-дарственной помощи и поддержке, это дети муниципального образования, района, области. Помощь и поддержку необходимо оказы-вать, максимально приближая ее к месту, где непосредственно живет ребенок и его семья, т. е. по месту жительства. Недопусти-мым должно стать положение, когда ребенка отправляют за не-сколько тысяч километров от места жительства, забывая о нем до 18 лет, так как главная задача государства не поместить его в госу-дарственное учреждение, в сохранить ребенка в его кровной семье и помочь ему и его семье [24, 60].

Для проведения научно-обоснованной и практико-ориентированной работы по оказанию помощи и поддержки государства де-тям, нуждающимся в разных ее видах, разработаны критерии и по-казатели отнесения детей к данной категории. Очень важно для специалистов иметь точные понятия, определяющие все категории детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

Критериями считаются признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо. Таким образом, выявляются категории детей, нуждающихся в помо-щи и поддержке государства, виды оказания помощи, а также государственные и иные учреждения для помещения в них детей и подростков. Распоряжения, постановления подтверждают опре-деленную законодательную базу, определяющую конкретную государственную помощь.

Показатели -- это проявление критериев на практике и функционирование программных проектов. К таким показателям относится социальный статус ребенка, категория детей, которые нуждаются в государственной защите, помощи и поддержке, меж-ведомственная система оказания помощи, технологии оказания помощи и законодательная база.

Виды помощи -- это перечень необходимых направлений де-ятельности специалистов и мероприятий, направленных на восста-новление нормальной жизни детей и семей.

Социальная помощь -- совокупность и специальные меры, направленные на поддержание нормальных условий жизнеобеспе-чения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельного существования. Она включает социальную реабилитацию (восста-новление утраченных или ранее невостребованных социально зна-чимых качеств личности), социальную защиту (комплекс экономи-ческих мер и гарантий, которые предоставляются каждому гражда-нину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и со-циального развития ребенка), социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления индивида к социальной среде, принятия ее относительно стабильных условий, как, например, норм, ценностей, форм взаимодействия, отношений между ценностными ориентациями индивида и возможностью их достижения в социальной среде).

Психологическая помощь -- специальный вид деятельности профессиональных психологов, направленной на регуляцию эмоционального состояния ребенка, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных в процессе адаптации и социализации (в семье, обществе и др.). Психолог помогает разрешить проблемы; рекомендует соответствующую псхологическую терапию; вырабатывает рекомендации по изменнию ситуаций. Он проводит диагностическую, психокоррекционую работу с детьми и подростками, их родителями по изменен1 ситуации в образовательном учреждении, семье, координирует деятельность разных узких специалистов, оказывающих помощь и поддержку, является посредником между ребенком и всеми взрос-лыми, оказывающими помощь и поддержку ребенку и защищаю-щими его права [37, 40].

Педагогическая помощь -- это вид деятельности педагога, направленной на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Педагог может научить ребенка тому, чему он не может научиться сам на уроках, при помощи специально организованной педагогической деятельности. Такая помощь направлена на решение проблем в обучении детей (многие из них регулярно пропускают занятия в школе, педагогически запущены, бесконтрольны и безнадзорны).

Социально-педагогическая помощь предполагает деятель-ность социальных педагогов, направленную на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые нуж-даются в защите, а также на изменение взаимоотношений в семье; повышение педагогического потенциала и проявление заботы о детях членами семьи; организацию досуга детей из неблагополуч-ных семей; координацию взаимодействия влияния на ребенка пе-дагогов, родителей, сверстников [37, 47].

Социальный педагог может оказывать патронаж - одна из форм работы социального педагога, т. е. посещение детей и подро-стков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально-экономическими целями. 11атронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные Связи с детьми и семьями, в которых они проживают или прожива-ли, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая неза-медлительную помощь. Патронаж помогает оказывать профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагопри-ятной ситуации, в которой оказалась семья с ребенком.

Экономическая помощь -- это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семьи с ребенком (наз-начение пособий, пенсий, разовых денежных выплат, покупку одежды, обуви и т.д.), оказание гуманитарной помощи, органи-зация горячего питания детей, летнего оздоровительного отдыха и т. д.

Правовая помощь -- это система мер, направленных на защи-ту прав детей и подростков в суде, в широкой социальной среде: от официального уровня до кругов неформального общения. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предостав-ляют каждому ребенку возможности для реализации его прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты