Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения
p align="left">Так, убеждение в том, что при помощи довольно применяемой системы экономических и юридических мер (увеличению пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком т. д.) можно влиять на повышение рождаемости, заставит властные структуры прибегать к масштабным программам, что лишь деформирует сложившую демографическую структуру, а вовсе не изменяет стратегию рождаемости.

В данной группе проблемы семьи могут рассматриваться влияние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, применения эффективности и просчеты семейного воспитания, и иные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими и проблемами стабильности семьи.

Количество разводов в таких семьях намного выше -- отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудно-сти и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифи-цированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда несут практически биологическое существование, не полу-чая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии со-циального или семейного неблагополучия, не относится офи-циально к группе риска, но тоже может нуждаться в помо-щи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального стату-са, потеря уверенности в защищенности и незыблемости се-мейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравни-тельно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, мо-жет помочь ей сохранить стабильность -- в противном слу-чае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных свя-зей, патологизация отношений между супругами, между ро-дителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент кон-фликта или распада, заниматься же профилактикой семей-ных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреж-дений пока не в состоянии. Между тем это одна из важней-ших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обес-печения выживания отойдут на задний план, проблемы се-мейной терапии, совершенствования и стабилизации семей-ных отношений займут первое место.

Среди них -- проблема семейной (домашней) жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Се-мейная жестокость служит средством выплеска агрессивнос-ти, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регули-ровании своих психологических состояний, отсутствием на-выков альтернативного снятия отрицательных эмоций.

Однако существует и некоторая личностная предрасположенность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жерт-вой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужья-ми в первом браке, нередко подвергаются жестокому обра-щению и во втором браке. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учиты-вать факторы личностного риска, а также варианты, в кото-рых социальная терапия будет неэффективной.

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев, неблагополучным семьям и т.д. используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых -- сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкрет-ной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экст-ренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или ос-тавленных без попечения родителей), направленные на под-держание стабильности семьи, на социальное развитие се-мьи и ее членов.

Необходимо более подробно остановиться на ви-дах экстренной помощи при наличии внутрисемейной жесто-кости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружаю-щих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских иссле-дователей, они характерны не менее чем для 15% всех се-мей). В нашей стране научный интерес к этой проблеме толь-ко пробуждается, однако отдельные данные (бытовые убий-ства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов) доказывают его возрастание.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию -- это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями -- например, запрет общаться с друзьями или соседями, вос-препятствование внедомашней занятости жены, приобрете-нию образования, повышению квалификации, насмешки, ос-корбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье [45, 24].

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опас-но для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удуше-ния, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психо-тропных веществ и т.д.

Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолет-ним детям -- это прикосновения к их половым органам, при-нуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения де-тей к развратным действиям используется и физическое на-силие. Однако порой эмоционально отверженные и социаль-но заброшенные дети используют свои сексуальные ресур-сы для "подкупа" взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции.

Для лиц, переживших физическое и сексуальное наси-лие, характерны длительные депрессивные состояния, при-ступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошма-ры, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье -- одна из важней-ших задач социального работника. Порой дети, подвергае-мые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонима-ния, малолетства, интеллектуально-психических ограниче-ний или по иным объективным причинам. Как правило, та-кой вид поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, цара-пин и др.) не остается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого об-ращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осве-домленность, боли в животе непонятной этиологии, пробле-мы с едой (от систематического переедания до полной поте-ри аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи, кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным членом семьи, явное нежела-ние оставаться с ним наедине [11, 51].

Иногда родители не разрешают ребенку посещать шко-лу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школь-ных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубий-ство. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одеж-де могут свидетельствовать о жестоком обращении с ребен-ком в семье.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жес-токое обращение с ребенком. Как правило, есть необходи-мость его немедленного удаления из такой семьи и помеще-ния в учреждение социальной реабилитации -- это находит-ся в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголов-ного преследования виновного в жестоком обращении.

К технологиям, используемым в случаях семейной жесто-кости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, под-вергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи быва-ет непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфлик-ты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибег-нуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функцио-нальных связей, нормализацию отношений между супруга-ми, между родителями и детьми, взаимоотношений всех ука-занных членов семьи с окружающими.

Так, работа с "трудными" детьми и подростками предус-матривает диагностику семейной и школьной ситуации, вы-явление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психоло-гического статуса. На основе полученных данных составля-ется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социаль-ного педагога, психолога, иногда юриста, с возможным при-влечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно про-водятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктив-ных видов семейного взаимодействия, конфликтности во вза-имоотношениях; социально-правовое консультирование, ко-торое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консуль-тирование, а также педагогическая помощь, которая содей-ствует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные ме-роприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устра-нение негативных стереотипов и выработка доброжелатель-ного и уважительного отношения друг к другу. Нередко та-кая деятельность содержит и собственно социальные компоненты -- например, оказание помощи в трудоустрой-стве родителей, улучшении жилищных условий (что, безус-ловно, при всей своей важности зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном населенном пункте) [61,12].

При работе с семьей алкоголика диагностика подразуме-вает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребле-ния алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причи-ной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляет-ся программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением -- это лечебные мероприятия, кон-сультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, со-циально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его се-мьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, дли-тельно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или неволь-но способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенден-циям [61, 21].

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формиро-вание мотивации клиента и его семьи к безалкогольному об-разу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспи-тание личности, способной быть хозяином собственной судь-бы; введение клиента в объединения или клубы лиц -- при-верженцев безалкогольного образа жизни или создание та-кого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительно-му излечению от алкоголизма, -- движение "Анонимные алкоголики", а также программы "Анонимные дети алкоголиков", "Анонимные наркоманы" и др.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникающие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения -- материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., -- как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоци-ональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотноше-ния. Соответственно семейная терапия включает в себя на-хождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стерео-типов, обучение навыкам неконфликтного общения

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называе-мая датерапия -- аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить "да" или "нет" на ряд четко сформу-лированных вопросов относительно различных сторон взаи-моотношений супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смяг-чить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные наме-рения -- хочет ли он улучшения отношений или развода. Дру-гая диагностическая методика -- популярный на Западе ме-тод "скульптурной группы": члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других.

Надо сказать, что осознание реальной семейной пробле-мы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затрудне-ние заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение [56, 74].

Одна из многосторонних методик -- построение гемограммы семьи, т. е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен -- составление своего генеалогического дерева является одной из глубин-ных потребностей людей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены се-мьи, возможно, практически не общавшиеся в течение дли-тельного времени, вовлекаются в единую деятельность, до-полняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает зна-чительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях се-мьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врож-денных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизмене-ние, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

Например, методика направленного изменения заключа-ется в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воз-действует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может подразумеваться от-сутствие поощрения, эмоциональная холодность). Лишь "хо-рошее поведение" заслуживает награды. Методика отлича-ется от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится, не на рациональном, а на подсознательном уровне, причем по замыслу ее разработчи-ков, индивид через достаточно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми сле-дует награда. К сожалению, практика использования подоб-ных средств в семейной терапии показывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпродуктивное воздей-ствие, прежде всего на самого "манипулятора", так как вме-сто спонтанных отношений доверия, открытости и взаимо-поддержки здесь культивируются отношения односторонне-го воздействия.

Рассматривая семейный патронаж -- то это индивидуальная деятельность специа-листа, благодаря которой семья (клиент) получает конкрет-ную помощь и поддержку от социальной службы, призван-ной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможно-сти [56, 45].

В настоящее время различают два направления социаль-ного патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех дей-ствий, которые осуществляют социальные службы в отно-шении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-соци-альный, социально-педагогический, социально-психологичес-кий, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты