Сущность социальных отношений, типологий, ценностных и нормативных характеристик
p align="left">Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV в. в мировой торговле господствовали Северо-итальянские города-государства. Голландия лидировала в XVII в., Англия после 1750 г., а Соединенные Штаты - после 1900 г. А в 1560 г. ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания). Северо-итальянские города-государства, которые были до этого самыми могущественными, присоединились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Америка составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внутренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне периферии. Они долго не могли присоединиться к мировой капиталистической экономике, производя и потребляя свои же продукты, т. е. занимаясь натуральным хозяйством. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего советского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) долгое время были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их причисляют к периферии или полупериферии.

Выдвинутая в 80-е гг. теория ядра и периферии И. Валлерштайна сегодня считается в принципе правильной, но нуждающейся в известной корректировке и дополнении. Согласно новому подходу, основу современного международного сообщества, которое иногда именуют транснациональным миром, составляют ведущие международные организации, 50-60 основных финансово-промышленных блоков, а также около 40 тыс. ТНК. Глобальная экономическая федерация пронизана тесными хозяйственными, политическими и культурными связями. Крупнейшие западные корпорации, создавая филиалы по всему миру, прежде всего в странах третьего мира, охватывают финансовыми и товарными потоками весь мир. Они делают различные регионы мира экономически зависимыми друг от друга.

На этом глобальном пространстве выделяются постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, вы-сокоиндустриалъный Запад - совокупность национальных экономик ведущих промышленно развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистического мира.

Движение мира к новому типу объединения называют геоэкономической или геополитической перестройкой планеты. Для нового международного пространства характерны две тенденции:

а) концентрация принятия важных стратегических решений в небольшой группе ведущих держав типа «Большой Семерки» (после присоединения к ней России ставшей «Большой Восьмеркой»),

б) размывание централизованных регионов и формирование на множество самостоятельных точек, суверенизация мелких государств, повышение их роли в мировом сообществе (пример - события в Югославии, Палестине и т. д.). Между двумя тенденциями возникает противоборство и непонимание.

Важные политические и экономические решения, принимаемые узким кругом лиц, могут вести к серьезным последствия в различных частях земного шара, иногда затрагивая судьбы населения целых стран. Примером может служить влияние США на события в Югославии, когда Америка вынудила присоединиться к военному давлению на сербов чуть ли не все европейские страны, хотя само это решение было выгодно небольшой кучке политиков в Конгрессе США. Являясь самым мощным экономическим государством мира, США ведет себя и как политический монополист. Политика делается по принципу «один доллар - один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций (например, Совета Безопасности, МВФ, МБРР, ВТО), финансируемых развитыми странами, скрываются намерение и воля узкого круга ведущих держав.

Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития и, как Чили и Аргентина, ускоренными темпами догоняют экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу войны». Они создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. Исламский фундаментализм, меделинский картель...

В новом мировом устройстве все связано со всем. Мировая ва-лютно-финансовая система, основу которой составляют мировые лидеры, прежде всего США, Германия, Япония, Англия, уже не так стабильна, как прежде. Финансовые кризисы на периферии этой системы, на которые прежде, может быть, и не обратили бы внимания ее киты, сегодня сотрясают всю мировую систему. Кризис 1997-1998 гг. в Индонезии и России сильно отразился на финансовых биржах всего мира. Индустриальные гиганты потеряли миллиарды долларов.[10, 203c]

3.2 Международные отношения

Международные отношения представляют собой сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном уровне. Складываются они не между народами, а между государствами. Между народами возникают межнациональные (этнические) и культурные отношения. Они не относятся прямо к политике. Государство - понятие политико-правовое, поэтому международные отношения на самом деле являются межгосударственными.

Употребляя данный термин, подразумевают социальные, экономические и культурные проблемы международной жизни: место и роль государства и национальных интересов в формировании мировой политики, государственный суверенитет и национальная безопасность, источники и формы международных конфликтов и войн, пути и формы их разрешения и т. д.

Данное понятие охватывает очень широкий и очень разнородный круг явлений, поэтому очень сложно структурировать международные отношения, упорядочить их, выделить составные элементы. Тем не менее очевидно, что в ряду ключевых, самых важных элементов международных отношений находятся национальное государство, внешняя политика государства, международная политика, международное право, которые, в свою очередь, включают круг более частных понятий, например, в международную политику входят такие явления, как международные конфликты и войны, терроризм, военно-политическое давление, баланс сил, национальный интерес, концепция коллективной безопасности и др., а в международном праве центральным являются защита прав человека, право на вмешательство и т. п. Поскольку четкого разграничения между понятиями «международные отношения», «международная политика» и «международное право» не существует, то одни и те же явления могут входить в каждое из них. Так, защита прав человека выступает элементом международного права и международных отношений. Термины «международная политика» и «международные отношения» в литературе нередко употребляются как синонимы.

Начиная с древнего мира вплоть до исхода XX столетия в международной политике доминировали великие державы, раньше их называли империями, сегодня - просто государствами. Они устанавливали правила международной политической игры, применяли военную силу для решения политических конфликтов, навязывая свою волю малым государствам, формировали геополитическую карту мира (структуру международной арены), выступали арбитрами в споре между малыми государствами, вмешивались во внутренние дела других государств, всюду преследуя свой национальный интерес. Великие державы контролировали решение вопросов, касающихся распределения мировых ресурсов, мировых цен, сфер влияния и др. Малые государства постоянно боролись за экономическую и национальную независимость, объединялись в политические блоки и союзы, играя на противоречиях и столкновении интересов великих держав.

Ученые считают, что сущность международных отношений не изменилась на протяжении последних тысячелетий. Международные отношения продолжают оставаться полем борьбы за богатство и власть между государствами и военно-политическими блоками. Любое государство, тем более крупное, всегда стремилось увеличить свои вес и влияние за счет других. С помощью угроз или применения силы, формирования коалиций и завоевания зон влияния оно должно сформировать такую международную среду и такие правила политической игры, которые позволяют ему реализовать свои национальные интересы с наименьшими потерями. Иначе говоря, одним из важнейших принципов международных отношений является стремление государств получить контроль над поведением других.

Межгосударственные отношения регулируются разного рода двух- и многосторонними договорами и соглашениями, уставами, хартиями, основанными на международно-правовых нормах и общепринятых правилах поведения государств. Сотрудничество между государствами закрепляется в двух- и многосторонних союзах и договорах. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сфере. Договоры имеют те же цели, но носят формально-правовой характер. Это могут быть соглашения по культурному обмену, торгово-экономические соглашения и взаимные соглашения о безопасности, договоры об ограничении стратегических ядерных вооружений. Ярким примером многостороннего международного соглашения служит Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое содержит свод правовых норм, регулирующих торговые соглашения между 23 странами.

Важным инструментом международной политики выступает международное право - совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения. Оно ставит целью разработку и закрепление минимально необходимых норм и правил сосуществования стран с различным политическим строем, в частности принципы ненападения, мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны, соблюдения международных договоров.

Международное право выражается в международных соглашениях и подписывается главами государств (часто с ратификацией парламентами). Они содержат принципы и нормы поведения субъектов международного общения, обязательные для всех государств. К примеру, отмена смертной казни принята всеми членами Европейского содружества, и Россия, желающая в него вступить, обязана его придерживаться. Российское право предусматривает смертную казнь за некоторые особо тяжкие преступления. В 1999 г. Госдума отказалась утвердить законопроект о полной отмене смертной казни, ссылаясь на чрезмерно высокий уровень преступности в стране. Однако президент своим постановлением временно запретил ее применение.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. 25-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1970) приняла Декларацию о принципах международного права. Еще раньше, в 1948 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - один из основополагающих актов международного права. Проблема защиты прав человека заняла важное место в международной политике после второй мировой войны. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые стали составной частью международного права. Они призваны обеспечить международно-правовую базу для гарантии прав и свобод личности независимо от национальности, социального происхождения, религиозной веры и т.д. Примером таких актов служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам обращаться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека в случае нарушения их прав и свобод.

Совет Европы, созданный в 1949 г., руководствуется сегодня принципом, согласно которому защита прав человека является делом всего мирового сообщества. Так, в Декларации стран -членов СБСЕ/ОВСЕ, принятой на встрече глав государств и правительств в Хельсинки в июле 1992 г., провозглашено, что выполнение обязательств по гуманитарным вопросам «не является исключительно внутренним делом государств». Проблема прав человека была эпицентром политической борьбы в последние два-три десятилетия. И хотя мировое сообщество добилось здесь серьезных успехов, многие страны все еще далеки от того, чтобы признать права и свободы общечеловеческими ценностями. Показательно, что на конференции по правам человека, состоявшейся в 1993 г. в Вене, лишь несколько азиатских стран, в том числе Япония и Республика Корея, поддержали резолюцию, призывающую рассматривать права человека в качестве универсальных принципов.

В целях защиты прав человека и спасения косоваров от геноцида в мае-июне 1999 г. НАТО осуществило военно-воздушное вмешательство во внутренние дела Югославии. Военный конфликт продолжался 78 дней. Несоблюдение прав человека для западных стран часто выступает поводом неоказания финансовой помощи развивающимся странам, а также для политического давления на них. Считается, что те политические режимы, которые придерживаются принципов авторитаризма и тоталитаризма, обязательно нарушают права человека, а США, считающие себя гарантом демократии во всем мире, должны бороться с ними. При этом США ссылается на так называемое «право на вмешательство», согласно которому одно государство (или группа государств) вправе вмешиваться во внутренние дела другого государства по причине нарушения им прав своих граждан, бессилия его властей остановить начавшуюся гражданскую войну, защитить демократию и т. д. За последнее время «право на вмешательство» не раз с одобрения международного сообщества использовалось великими державами в различных регионах земного шара. США и СССР, негласно руководствуясь этим принципом, развязали такие крупные конфликты, как вьетнамская и афганская войны. Этот принцип подразумевался в «доктрине Рейгана», согласно которой военное вмешательство во внутренние дела другого государства, пусть даже с целью свержения правительства, оправдано, если оно позволяет блокировать коммунистические и поддержать демократические силы.

Но вмешательство одной страны в дела другой ограничено принципом суверенитета, который определяет юрисдикцию государства и предписывает каждому государству уважать суверенитет всех других в пределах их территорий. Из него вытекает требование о невмешательстве одной страны во внутренние дела другой. Международное право признает суверенное национальное государство главным носителем власти не только в рамках отдельно взятой страны, но и на международной арене. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договора и соглашения, объявлять войну и заключать мир и т. д. Условием притязаний каждого государства на верховную власть на своей территории является признание и за другими государствами равных прав на ведение дел по своему усмотрению в пределах своих границ. Государства предоставляют друг другу права юрисдикции в пределах соответствующих территорий.

Принцип суверенного равенства выступает стержневым элементом международного права. Он конкретизируется в нескольких важных нормах международного права, рассматривающих государства как единственных или главных носителей прав и обязанностей, как единственных законных агентов применения легитимного насилия, а также как источник порядка и сдержанности в международной системе. В международном праве провозглашается суверенное равенство всех без исключения государств друг перед другом и перед международным сообществом. Всякие пограничные или иные инциденты, возникающие между двумя соседними государствами, должны решаться без вмешательства третьих стран, конечно, кроме тех случаев, когда сами заинтересованные стороны попросят об этом.

Каждое суверенное государство как субъект международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уровни социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т. д.

Основу международной политики (мировой политики) составляют разного рода конфликты между странами, способы их разрешения, разнообразные формы межгосударственного сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Главным средством реализации отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах, призванный обеспечить наиболее благоприятные международные условия для достижения целей и интересов данного государства. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами.

Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами. В подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, - это министерства иностранных дел, в США - государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции - министерство внешних сношений, в Аргентине - министерство внешних сношений и культуры. Эти ведомства призваны представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.

Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. Дипломатия - официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики, а также по защите интересов государства за границей. Слово «дипломатия» происходит от греч. (Ир1ота (в Древней Греции - сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества. Первые постоянные миссии стали учреждаться с конца XV в., а в России они появились под наименованием Посольского приказа в XVI в.

Сегодня дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами. Они соответствуют международному праву, согласно которому государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности. Само понятие «дипломатия» связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества.

Для осуществления дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства, такие как посольство, миссия, консульство, торговые и иные. Их правовое положение регулируется специальными документами, принятыми на основе международного права. Это, прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., двусторонние договоры и внутреннее законодательство страны пребывания. Важнейшая функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а правительства страны пребывания - о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

На дипломатической службе государства находятся профессионально подготовленные специалисты высокого класса: дипломаты, консулы, атташе, советники, дипработники и т. д. Как правило, они имеют специальное высшее образование. По определению дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Ее осуществление входит в задачу глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом и т.д. Дипломаты разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и т. д. Им приходится решать такие деликатные вопросы, как предоставление политического убежища и выдача преступников, защита прав человека и многие другие.

Нам знакомы выражения «дипломатическая почта», «дипломатический курьер», «дипломатическая виза», «дипломатическая миссия», «дипломатический визит», «дипломатическая нота» и др. Они описывают официальные каналы и способы международной связи, формального общения глав и представителей государств. Термин «челночная дипломатия» выражает процесс непрерывных дискуссий и переговоров средствами постоянных поездок и визитов в другую страну, а термин «народная дипломатия» в годы перестройки (конец 80-х и начало 90-х гг.) указывал на неофициальные каналы общения народов тех стран, которые прежде враждовали. К примеру, проведение международных выставок детских рисунков, обмен юношескими или самодеятельными коллективами входил в круг таких явлений, но обычный туризм, осуществляемый частным образом для ознакомления с достопримечательностями другой страны, отсюда исключался. Цель народной дипломатии - культурное и политическое сближение разных народов, а не расширение кругозора, образования или развлечений.[10, 225c]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, значение социального отношения обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Впервые в социологию понятие «социальное отношение» было введено и научно обосновано М. Вебером. Социальным действием он называл «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него».

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: оно должно быть, во-первых, рациональным, осознанным и, во-вторых, ориентировано на поведение других людей. Эти другие могут быть знакомыми, сослуживцами, отдельными лицами или неопределенным множеством. Исходя из такого понимания социального отношения, нельзя называть социальными отношениями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, материальные объекты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин, А.Н. Социология / А.Н. Аверин. - М.: ЮНИТИ, 2008.-478с

2. Агашин, Ю.А. Социология / Ю.А. Агашин. - М.: ЮНИТИ, 2008.-311с

3. Андреев, Ю.П. Общая социология / Ю.П. Андреев. - М.: ДАНАТА, 2007.-387с

4. Бородкин, Ф.М. Общая социология / Ф.М. Бородкин. - М.: ЮНИТИ, 2008.-474с

5. Гайденко, П.П. Социология / П.П. Гайденко. - М.: ДАНАТА, 2008.-503с

6. Грушин, В.А. Общая социология / В.А. Грушин. - М.: ЮНИТИ, 2009.-439с

7. Коган, Л.Н. Социология / Л.Н. Коган - М.: ЮНИТИ, 2008.-367с

8. Кравченко, А.И. / Социология и политология - М.: ДАНАТА, 2008.-411с

9. Минаев, О.Г. Социология / О.Г. Минаев - М.: ЮНИТИ, 2008.-429с

10. Фролов, С.С. Общая социология - М.: ТК Велби, 2008.-384с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты