Сущность социальных отношений, типологий, ценностных и нормативных характеристик
p align="left">Однако проблема применения власти во многом связана с сопротивлением, оказываемым объектом воздействия -- индивидом или группой, на которых это воздействие направлено (рис. 1).

1. Мотивация власти

Актуальные потребности, удовлетворение которых возможно только в случае соответствующего поведения партнера

v

2. Сопротивление объекта воздействия

v

3. Источники власти

Личностные: ум, физическая сила, красота, обаяние Институциональные: экономические, правовые, силовые, ролевые полномочия

v

4. Внутренние барьеры

Боязнь ответственных мер, ценности, затраты, недостаточная уверенность в себе, институциональные нормы, культура

v

5. Средства воздействия

Убеждения, угрозы, общение, вознаграждение, насилие, принуждение, изменение окружающей обстановки

v

6. Реакции объекта воздействия

Уступки, послушание, внутреннее согласие, потеря самоуважения, уважение к обладающему властью субъекты

v

7. Последствия для применяющего власть субъекта

Изменение потребностного состояния, ощущение своей власти,

новый образ объекта воздействия, изменение ценностей

Рис. 1. Описательная модель сопротивления действию власти

Как видно из рис. 1, субъект власти пытается изменить поведение объекта власти. Цикл действия власти начинается с того, что у субъекта воздействия должна появиться мотивация на применение власти по отношению к объекту. Поводом для этого служит стремление обладать средствами удовлетворения различных потребностей и желаний субъекта. После того как мотивация к применению власти сформировалась, субъект власти доводит до сведения объекта воздействия информацию о том, какого способа поведения он ожидает (п. 1, рис. 1). Если объект ведет себя в соответствии с ожиданиями субъекта, процесс действия власти на этом заканчивается. Но мы рассматриваем тот случай, когда объект начинает оказывать сопротивление, не подчиняясь влиянию субъекта (п. 2, рис. 2). Столкнувшись с реальным или предполагаемым сопротивлением, субъект власти прежде всего оценивает находящиеся в его распоряжении источники власти (п. 3, рис. 1).

Выбор источников власти зависит от желаний и потребностей объекта, подвергающегося воздействию, а также от вида поведения, к которому субъект хочет его склонить. Но, выбрав надлежащий источник власти, субъект чаще всего испытывает сомнения в успешности его применения. Это может выражаться в неуверенности в своих силах, боязни потерять свое Я и т. д. (п. 4, рис. 1). Субъекту власти далеко не всегда удается преодолеть барьер недостаточной уверенности в себе. В том случае, если барьер не возникает или успешно преодолевается, субъект начинает применять средства воздействия, которые «отчасти отвечают избранному источнику власти, отчасти зависят от индивидуальных особенностей использующего власть, от его восприятия ситуации и от оказываемого сопротивления». На рис. 1 этот момент помечен как п. 5. В зависимости от ситуации субъект власти обычно использует институциональные средства, которые являются более жесткими, чем личностные.

Действия источников власти приводят к определенной реакции объекта воздействия (п. 6, рис. 1). Объект может полностью подчиниться власти, а может, подчинившись, затаить злобу, испытывать чувство мести. Достижение цели субъектом власти приводит к изменению его состояния (п. 7, рис. 1). У него могут появиться новые мотивы власти, успокоение, уверенность в своих силах. Он удовлетворяет блокируемую объектом воздействия собственную потребность. Как только у субъекта возникает новая потребность и применении власти, весь процесс повторяется.

Неопределенность и власть. Приобретение и перераспределение власти в группе или организации во многом зависят от неопределенности как внешних, так и внутренних условий существования и функционирования социальной общности. Когда индивиды не имеют представления о том, что им делать, куда идти и каким образом поступать, они наделяют большими прерогативами власти тех, кто компетентен в области неясных вопросов и методов дальнейших действий, тех, кто укажет им (хорошо или плохо), как надо поступать в той или иной ситуации.

Представляют ли индивиды точно, в какой ситуации можно использовать те или иные средства или применять те или иные основания власти? К сожалению, каждый ограничен в своих действиях, так как не имеет либо соответствующих знаний, либо достаточной информации. Для крупных и сложных организаций характерен целый лабиринт неопределенностей, обусловленных переплетающимися взаимоотношениями между структурными единицами, множественностью и противоречивостью внешних условий их деятельности. В связи с этим члены организации находятся в замешательстве, натыкаясь на невидимые стены, созданные их собственным незнанием.

Одно из главных обобщений, выявляемых в ходе изучения различных организаций и профессий, состоит в том, что властными позициями обладают те, которые контролируют наиболее необходимые, «критические» области неопределенности в организации. Например, экономист или юрист, не имеющий официальной власти, может диктовать свою волю руководителю в сложных ситуациях принятия решений в экономической или юридической областях. Не знающий же способов действий руководитель вынужден подчиняться требованиям этих экспертов, которые имеют над ним власть в данной области. Но не все эксперты могут обладать такой властью. Их влияние на руководителя во многом зависит от степени простоты решения проблемы. Если данный тип решаемой проблемы встречается в деятельности руководителя неоднократно, он уже имеет представление о путях ее разрешения и сам может выступить в качестве судьи по данному вопросу. В этом случае эксперт меньше влияет на поведение руководителя.

Однако уже само наличие проблемы в поле значительной неопределенности дает эксперту весьма большую власть. Парадоксально, но факт -- чем подробнее и качественнее проводится экспертиза, тем менее вероятно, что эксперт будет обладать властью над руководителем. Это происходит потому, что компетентный специалист, наиболее полно разрешающий проблему сразу, как только она появляется, делает ее решение доступным для других лиц. Следовательно, эксперты и компетентные специалисты в узких областях, если они хотят сохранить власть, не должны принижать проблему до уровня, доступного среднему менеджеру, но, с другой стороны, они должны стремиться, чтобы их советы были максимально эффективными. Тогда зависимость исполнителя от эксперта приводит к появлению чувства уважения к последнему, и создается возможность возникновения скрытой власти.

Такое положение вещей объясняет то обстоятельство, что некоторые профессии могут быть источниками большей власти, чем все остальные. Возьмем, например, автомеханика и врача. Искусство механика не приводит к зависимости от его деятельности: в конце концов, можно довериться другому механику или разобраться в поломке самому. Напротив, врач, берущийся за излечение серьезной болезни, как правило, обладает большей властью над пациентом. Даже ошибки в диагнозе и методах лечения обычно не осуждаются. Все дело в том, что медицина является областью деятельности более таинственной и неопределенной, чем механика, и это служит одним из главных условий высокого престижа медицины.

Таким образом, часть искусства завоевания власти состоит в том, чтобы создать впечатление, что мы делаем уникальную работу, не доступную большинству, и что эта работа крайне необходима для кого-то. Политики, руководители предприятий, предприниматели могут внушать определенным группам людей уважение и повышать свой престиж благодаря тому, что они знают, как поступать в ситуациях неопределенности.

Следует отметить, что власть в условиях неопределенности может проявляться как на нижних, так и на верхних уровнях организации. На некоторых предприятиях, например, обслуживающие и ремонтные рабочие обладают большей властью, чем остальные. Если каждый обычный рабочий выполняет достаточно рутинную работу, ремонтники включаются только в момент сложной поломки или непредвиденных обстоятельств. В некоторых ситуациях только ремонтники знают, что нужно предпринять, чтобы вернуть предприятие или цех к нормальной работе. Они делают свою работу быстро или медленно, сами назначают цену, поскольку больше никто не знает о серьезности проблемы. Поэтому ремонтные рабочие могут распространять свое влияние на другие аспекты организационной жизни, сильно ограничивая при этом власть руководителя.

Таким образом, власть в организации, ее объем и распространение во многом зависят от разных случайных событий. Власть может осуществляться немногими людьми, контролирующими те области деятельности, где существует неопределенность. Сложности в руководстве возникают тогда, когда перед руководителем имеется несколько путей и он не способен найти оптимальное и удовлетворительное решение возникшей проблемы. Такой руководитель попадает в зависимость от других и начинает терять свою власть. Власть все больше переходит к тем, кто владеет информацией, знаниями и навыками, помогающими в разрешении возникающих проблем. Именно эти ценности служат основными ресурсами получения власти в условиях неопределенности.[7, 119c]

2.2 Виды власти в современном обществе

Власть имеет много степеней и форм проявления, включающих с себя, с одной стороны, вспышки раздражения у маленьких детей, на которые быстро реагируют их родители, а с другой стороны -армейскую мобилизацию больших масс населения. Мы в данной главе рассматриваем пять основных видов власти в обществе: власть представителей элиты, власть организованных групп, власть неорганизованных масс, власть разрушительного протеста и власть закона.

Власть элиты. Каждое сложное общество содержит в своем составе очень незначительное число членов, действительно обладающих огромной властью. Группа, контролирующая поведение многих сотен тысяч или миллионов людей, называется властной элитой. Членство во властной элите чаще всего бывает наследственным, однако в некоторых обществах мы сталкиваемся с достигаемыми статусами во властной элите. Это представляется как весьма существенное различие. Например, в древнем Китае такую элиту составляли ученые, включенные в конфуцианскую классическую научную элиту, а также крупные землевладельцы и военные лидеры. В средневековой Европе властную элиту составляли крупные священники и землевладельческий нобилитет. После промышленной революции властная элита в Европе усилилась бизнесменами, которые в конце концов заняли в ней одно из ведущих мест за счет быстро растущего богатства. В Советском Союзе, когда от власти были отстранены капиталисты и помещики, наибольшую власть получила новая элита, состоящая из партийных функционеров и представителей администрации. В Великобритании, когда произносят слово «истеблишмент», то подразумевают несколько тысяч богатых и влиятельных членов общества, которые отличаются благородным и знатным происхождением, обучавшимся в основном в Итоне и Харроу, а затем в Оксфорде и Кембридже. В то же время в США под истеблишментом понимают некоторый слой с весьма обеспеченными членами общества...

Богатство как элита. Американский социолог Ф. Ландберг считает, что богатство приносит власть, которая обычно реализуется косвенным способом, в то время как члены 60 богатейших фамилий изредка занимают важные государственные посты. Наибольшее влияние этой небольшой группы передается через их способность направлять и контролировать тех, кто действительно занимает важнейшие позиции в иерархии государственного управления. Эта власть кошелька распространяется на крупных управляющих, политиков, военных, президентов колледжей и т. д. Корпорации контролируются через собственность ее владельцев, вкладчики и спонсоры могут держать многие организации и высшие учебные заведения под своим контролем.

Такая картина наблюдалась в конце прошлого века в США и наблюдается в какой-то степени в настоящее время и в России (всем знакомо по газетам понятие «власть олигархов»). В настоящее время в большинстве развитых стран картина резко изменилась. Большое богатство в этих странах часто рассеяно по многим предприятиям и управляется профессиональными управляющими. Эти управляющие обладают большим контролем над собственностью, чем собственники. Политические партии во многих развитых странах также мало зависят от крупных собственников, а опираются на массу мелких и средних вкладчиков.

Элита знаний. Некоторые ученые считают, что существует элита знаний. Это означает, что несколько десятков экономистов, политологов, историков, социологов и свободных интеллектуалов могут иметь доступ к принятию жизненно важных для общества решений. Иногда их влияние достигает широкой общественности, а мысли и дела становятся основой власти интеллектуалов. Однако в большинстве случаев значительная часть членов общества не может воспринимать их как истинных лидеров, не понимает «умных» мыслей и призывов, не может идентифицировать себя с людьми науки. Такие лидеры, как правило, не воспринимаются в качестве «отцов нации» и нередко их власть является недолговечной.

Административная (исполнительная) элита. Власть административной элиты основана на том, что стратегические управленческие позиции в обществе являются одним из важнейших ресурсов власти. Это означает, что все главные процессы, протекающие в обществе, а также структуру разделения труда может корректировать группа компетентных менеджеров. Такие высокооплачиваемые исполнители ответственны за успешное функционирование приносящих доход и богатство организаций, но они не являются, как правило, собственниками этих предприятий. В то же время они, хоть и обслуживают деятельность ученых и технических специалистов, сами не являются ни учеными, ни техническими специалистами. Их мастерство охватывает область управления организационными структурами, когда необходимо найти пути для координации деятельности членов организаций самых различных типов. Мы видим представителей административной элиты в бизнесе, промышленности, армии, политике, образовании и т. д.

Вся власть администраторов основана на их стратегических позициях и личностных качествах. Однако эта власть ограничена рамками ролевых требований и действует в пределах институциональных норм. Высшие органы управления могут легко убрать администратора в том случае, если бизнес перестает приносить доход, предприятия несут убытки, армия подвергается критике и во многих других случаях.

Влиятельные общественные лица. Лица, пользующиеся влиянием среди общественности, могут некоторое время находиться на вершине пирамиды власти. При этом их власть определяется уровнем поддержки общественности. В современном обществе очень часто возникают ситуации, когда судьба весьма важных государственных решений зависит от реакции незначительного числа лиц, получивших кредит доверия большинства населения. Часто бывает так, что влиятельные общественные лица разделяются в отношении своей поддержки различных профессиональных или социальных групп. Например, одни группы влиятельных лиц могут поддерживать предпринимателей, другие -- шахтеров, третьи -военных, четвертые -- женщин и т. д.

Большие группы населения служат единственной опорой власти общественных деятелей. Это обстоятельство обусловливает непрочность власти на основе общественной поддержки.

Проявление власти общественных деятелей часто осуществляется через влияние в общественных организациях. В условиях современного общества общественному деятелю практически невозможно реализовать свой властный потенциал без поддержки хорошо отлаженной структуры. Организация необходима лидеру для осуществления его связи с массовыми коммуникациями, возможности управлять на расстоянии одновременно различными объектами с помощью исполнителей, для разработки сложных обоснованных программ, требующих работы специалистов во многих областях деятельности. Кроме того, организация придает вес и солидность общественному лидеру в отношениях с официальными властными структурами.

Власть организаций. Сущность власти организаций. Борьба за власть и реализация власти в большинстве случаев проявляются в ходе взаимодействия между организациями. Исторический опыт показывает, что власть в обществе в подавляющем большинстве случаев принадлежит высокоорганизованным группам и проявляется в противостоянии этих групп.

Ресурсы власти организаций. К ресурсам организаций исследователи и политики чаще всего относят те материальные и духовные объекты внешней среды, которые индивид, группа или организация могут использовать в данной ситуации для достижения своих целей. В отличие от понятия «средства» (т. е. те объекты внешнего окружения, которые индивид или группа могут контролировать), ресурсы жестко привязаны к конкретным ситуациям их использования. Ресурсами организационной власти можно считать ее престиж, связи с внешней средой, специализированные качества (место на рынке или в институциональной среде, новейшие технологии, качества персонала, степень интеграции и т. д.), финансовые и материальные ресурсы, численность членов организации.

Явным преимуществом организации по сравнению с другими социальными общностями является то, что организация соединяет совместные координированные усилия многих людей с большим количеством ресурсов. Большая организация, насчитывающая тысячи, десятки тысяч членов (промышленников, ветеранов, бизнесменов, рабочих и т. д.), может накопить большие богатства за счет их совместной деятельности, сбора пожертвований и членских взносов, проведения финансовых операций. Объединенные в организацию даже относительно небогатые люди могут за счет накопленных ресурсов приобрести некоторые атрибуты власти, часто доступные лишь элите.

Связи с организациями могут значительно увеличить степень властного воздействия на принятие решений в обществе. Например, член влиятельной организации, далекий от правительства, может сделать свои взгляды известными через организованных в группы давления лоббистов, которые находятся в постоянном контакте с теми, кто принимает правительственные решения. Специальные журналы, газеты, радио или телевидение позволяют членам организаций доводить свои программы или взгляды до широкой общественности, изменяя ее поведение в нужном для данной организации направлении.

Кооперативная ответственность членов организации. Главный ресурс организационной власти состоит в том, что организация дает людям возможность совершать спланированные, согласованные в отношении определенных целей действия, которые могут влиять на принятие важных решений. В условиях демократии такое воздействие на принятие решений может быть достигнуто организованными блоками избирателей, которые будут опускать свои бюллетени в избирательные урны, поддерживая при этом собственные организационные устремления. Даже небольшая группа может иметь значительную силу, если действует как блок. Опыт избирательных кампаний показывает, что многие выборы определялись согласованными решениями малых групп в тех случаях, когда 1 или 2% голосов могут изменить результаты от поражения до победы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты