Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы
p align="left">Проживание людей разного уровня образования, занятий и доходов в крупных, небольших городах и сельской местности определяет в значительной мере вариации оценок в зависимости от типа поселения. Близкими по основным позициям являются, казалось бы, противоположные типы: жители мегаполисов и сельских поселений. Те и другие довольно скептически оценивают пожилых как значительный человеческий потенциал и в наименьшей степени видят в них обездоленных людей. Как было показано выше, по этим позициям схожи лица с низким образованием и предприниматели. По-видимому, высокая доля первых в сельском населении и вторых в мегаполисах определила столь парадоксальное сходство. Это предположение подтверждается при анализе восприятия пожилых как экономического и социального балласта - единственная позиция, по которой мнения жителей мегаполисов и сельских поселений расходятся, и параметр, по которому, как было показано выше, лидируют предприниматели.

Каков же образ пожилого человека, бытующий сегодня в представлениях россиян? Какими чертами характеризуется этот образ? Представлены две группы характеристик, одна из которых соответствует "опекаемому", вторая - "социально активному" образу пожилых. В целом можно констатировать, что черты "опекаемого" образа преобладают в представлениях опрошенных. Это относится к оценке состояния здоровья, степени профессиональной адаптации в современной социально-экономической ситуации, удовлетворенности жизнью в целом. Негативная оценка здоровья отмечена в 73,2% ответов, позитивная - 6,4%; низкая востребованность профессиональных навыков - 40,2%, высокая - 2,1%; неудовлетворенность жизнью - 51,1%, адаптированность к современным условиям - 7,0%.

В основе "социально активного" образа пожилых лежит, прежде всего, оценка уровня образования этой группы, он по категории пожилых не ниже, чем в других возрастных группах и вдвое превышает число мнений тех, кто считает, что пожилые имеют "низкий уровень образования" (19,7 и 10,9% соответственно). Значительная доля опрошенных воспринимает пожилое население как неоднородную когорту, судить о которой в целом практически невозможно (36,4% ответов). В определенной мере это позволяет объяснить противоречивость сложившихся образов пожилых, с одной стороны, как обездоленных людей, нуждающихся, прежде всего, в социальной защите, с другой, - как значительный человеческий потенциал. Отмеченные особенности проявляются во всех группах опрошенных, хотя имеется и некоторая специфика в зависимости от социально-демографического статуса.

Респонденты старших возрастов оптимистичнее молодых оценивают уровень образования: 13,6% до 21 года и около 25% старше 50 лет считают его не ниже у пожилых в сравнении с другими возрастными группами. Вместе с тем, старшие группы более пессимистичны в отношении степени востребованности профессиональных навыков (34,7% до 21 года и более 42% старше 50 лет). Еще более заметна разница в ответах в зависимости от образования самих респондентов. Считают, что уровень образования пожилых не ниже, чем в других возрастных группах, 8,6% имеющих неполное среднее образование и 50% с ученой степенью. Соответственно о невостребованности профессиональных навыков сказали 28,8% с неполным средним образованием и 64,3% - имеющих ученую степень. Кроме того, по мере роста этого показателя у респондентов меняется их восприятие пожилых как целостной группы. Невозможно судить о пожилых в целом в силу неоднородности данной группы считают 27% имеющих неполное среднее образование и 43% с ученой степенью.

Рассмотрение профессиональных факторов вносит разнообразие в полученные результаты. О невостребованности профессиональных навыков пожилых в современных условиях наиболее часто упоминают: госслужащие (52,7%); ИТР предприятий (50,7%); представители гуманитарной и творческой интеллигенции (47,3%); предприниматели (52,0%). Однако подоплека близости оценок у этих категорий респондентов неодинакова. Так, представители гуманитарной и творческой интеллигенции, ИТР и госслужащие, говоря о невостребованности профессиональных навыков, акценты, скорее всего, делают на нереализованном человеческом потенциале.

Таблица 2

Тогда как предприниматели, наиболее низко оценивающие уровень образования пожилых (только 4% считают, что он не ниже, чем в других возрастных группах), по-видимому, исходят из отсутствия вообще соответствующего потенциала.

Взаимосвязь между уровнем образования и востребованностью профессиональных навыков пожилых проявилось в анализе оценок респондентов в зависимости от уровня их доходов. Чем выше он у респондентов, тем более высоко они оценивают уровень образования пожилых и тем пессимистичнее - степень востребованности в современных социально-экономических условиях, удовлетворенности жизнью в целом. Ни у какой другой категории респондентов кроме лиц, имеющих ученую степень, не отмечено столь четкой связи между уровнем профессиональной реализации и удовлетворенностью жизнью в целом.

Своеобразное обобщение полученных результатов представляет распределение оценок респондентов в зависимости от типа поселения. От представителей мегаполисов через жителей областных, районных центров к обитателям сельских поселений возрастает оптимизм в отношении состояния здоровья, востребованности пожилых в современных условиях, их собственной социальной активности, в целом - уровня приспособления к современным преобразованиям.

И только образование пожилых сельские жители оценивают более скромно, чем жители мегаполисов. Но, как видно из полученных результатов, это, по мнению селян, не сказывается на уровне адаптации и степени их социальной активности. Парадокс полученных результатов, повидимому, объясняется тем, что в условиях крупных городов, где скорость социально-экономических преобразований выше, пожилые люди оказались в более конкурентной среде и, несмотря на более благополучные по сравнению с сельскими жителями профессионально-квалификационные и образовательные характеристики, обладают меньшими шансами на реализацию имеющегося потенциала.

Небезынтересно, как выглядит образ пожилых в России на фоне их сверстников в развитых странах (табл. 2). Иными словами, данные опроса позволяют сделать вывод, что человеческий потенциал пожилых в России достаточно высок, во всяком случае, сопоставим с развитыми странами (исключая состояние здоровья), но степень его реализации, как в социальной, так и в частной жизни, значительно ниже.

При содержательной интерпретации полученных результатов важно иметь в виду большое количество затруднений в ответах. Их меньше вызвали вопросы о состоянии здоровья и уровне жизни - 12-17%; превалируют вопросы о полноте реализации в социальной и частной сферах (25-30% неопределенных ответов). Возможно, эта неопределенность связана не только с недостаточной информированностью респондентов, но и с неоднородностью совокупности пожилых.

Оценки респондентов достаточно заметно варьируют в зависимости от их социально-демографического статуса. С возрастом нарастает негативизм в отношении сравнительной характеристики состояния здоровья, уровня жизни, реализации в социальной и частной сферах. Характерно, что максимум негативных оценок приходится не на самых пожилых людей (возрастная группа старше 60 лет), а на группу 50-59-летних. Вместе с тем, максимум неопределенных оценок приходится именно на более пожилых. В последнем случае причиной, по-видимому, является недостаток информации.

Еще более выразительная динамика прослеживается в зависимости от уровня образования респондентов. С ростом их образовательного статуса заметно увеличивается число негативных оценок состояния здоровья (66% лиц с неполным средним образованием и 85% имеющих ученую степень), а также уровня жизни пожилых (63% лиц с неполным средним образованием и 79% имеющих ученую степень). На этом фоне выделяется оценка полноты реализации пожилых в России в социальной и особенно в частной жизни. 6,1% респондентов с неполным средним образованием считают, что она в социальном плане в России выше или такая же, как у их сверстников в развитых странах; так думают 14,2% имеющих ученую степень; соответственно в частной жизни 12,9 и 35,7%.

Таблица 3

Четких зависимостей от профессии и сферы деятельности установить не удалось. Наиболее негативные оценки состоятельности пожилых в общественной и частной жизни принадлежат предпринимателям: до 70% считают, что по этим характеристикам положение в России хуже, чем в развитых странах. Следующая по уровню негативизма группа - ИТР и госслужащие. Важно отметить такую деталь: если негативно оценивается степень реализации в общественной жизни, то адекватно низко оценивается также личная жизнь, и наоборот. Что касается связи с уровнем доходов респондентов, то по мере роста финансовой обеспеченности заметно нарастает пессимистическая оценка положения пожилых в России в сравнении с их сверстниками в развитых странах. Это касается и здоровья, и уровня жизни, и степени реализации в социальной и частной жизни. И, хотя различия не очень существенны, они носят последовательный характер.

Противоречивые зависимости оценок респондентов от возраста, образования, профессии и доходов в полной мере сказываются в распределениях по типу поселения. Если в сравнительной оценке состояния здоровья и уровня жизни пессимизм убывает от жителей мегаполисов к обитателям сельских поселений, то характеристика состоятельности пожилых в общественной и частной жизни практически не зависит от типа поселения опрошенных.

С учетом рассмотренных здесь аспектов жизни пожилых людей в России немаловажно посмотреть, как оценивают респонденты современную социальную политику и возможные направления ее развития (табл. 3). Лишь десятая часть опрошенных считает, что современная социальная политика соответствует месту и роли пожилого населения в обществе. Около 70% не согласны с этой точкой зрения, остальные - около четверти всех опрошенных - затруднились с определенным ответом. Таким образом, абсолютное большинство респондентов выступают за корректировку социальной политики.

Какие же варианты предпочтительны? В соответствии с тем, что основная часть респондентов не поддержала точку зрения на пожилых как на экономический и социальный балласт, тормозящий эффективные реформы, не встретила согласия и идея пересмотра социальных обязательств государства по их сокращению. Две другие стратегии, в соответствии с противоречивым образом пожилых, получили высокую степень поддержки: корректировка социальной политики в целях большей социальной защиты пожилых и корректировка в соответствии со стратегией активной жизнедеятельности пожилых. Надо сказать, что последний вариант вызвал и большее число неопределенных ответов, по-видимому, в силу относительной новизны подобного рода идей в общественном сознании.

Основные предпочтения прослеживаются во всех группах респондентов, хотя имеют и некоторые различия. Можно было ожидать, что с возрастом будет нарастать ориентация на большую социальную защиту в ущерб стратегиям социальной активизации пожилых. Однако результаты не столь однозначны. Действительно, число сторонников большей социальной защиты увеличивается с 75% молодых до 90% респондентов старше 60 лет. При этом, число приверженцев стратегии социальной активизации не уменьшается: во всех возрастах их доля колеблется около 50%.

Образовательный статус респондентов практически не повлиял на степень поддержки стратегии большей социальной защиты. Это вполне согласуется с полученными выше результатами, в соответствии с которыми независимо от уровня образования респондентов пожилые рассматриваются, прежде всего, как обездоленные люди. Вместе с тем, стратегия социальной активизации пожилых имеет большее число сторонников среди образованной публики. Хотя различия не очень существенны: 45% сторонников из числа респондентов с неполным средним образованием и 57% - имеющих ученую степень.

Лидерами поддержки и одной и другой стратегии оказались представители гуманитарной и творческой интеллигенции, а также ИТР. Это вполне соответствует полученным результатам об оценке названными категориями респондентов роли пожилых в обществе. Вместе с тем, из этой группы респондентов выпали госслужащие. В оценке роли пожилых они примыкали к представителям гуманитарной интеллигенции и ИТР, а по уровню поддержки конкретных стратегий социальной политики - к другим группам респондентов, что связано с заметно более высокой долей неопределенных мнений госслужащих. Вариация оценок респондентов в зависимости от уровня их доходов оказалась минимальной. И все же можно проследить одну особенность. Группы, полюсные по уровню доходов, оказываются ближе друг другу, как в оценке роли пожилого населения, так и в мнениях о корректировке стратегий социальной политики.

Зависимость оценок социальной политики от типа поселения несколько выделяется в позиции сельских жителей, которые в большей степени, в сравнении с другими категориями опрошенных, принимают в основном современную социальную политику в отношении пожилых (хотя и у них доминируют негативные оценки), а в том, что касается корректировки, в минимальной мере поддерживают стратегию социальной активизации этой группы населения. По-видимому, это можно расценивать, не как проявление большего консерватизма сельских жителей, а как свидетельство их меньшей информированности, тем более, что именно сельские жители охарактеризовали пожилое население как более активное и социально адаптированное в современных условиях.

Выводы

Итак, в данной работе мы познакомились с такой наукой, как статистика, а именно со статистическими исследованиями, касающимися темы уровня жизни населения и отраслей социальной сферы.

Мы рассмотрели две крупные социальные сферы: сферу образования и сферу медицины.

В общем, оценивая их развития и проблемы, можно сказать, что в нашей стране эти сферы становятся все более коммерческими, и все больше отделяются от государства, становясь скорее сферой дохода отдельных лиц. Таким образом, можно оценить переход от бесплатного к платному образованию. Ведь прекрасно известно, что с каждым годом растут не только расходы на обучение ребенка сначала в детсаду, а потом в школе, но и с огромной скоростью уменьшается количество бюджетных, то есть бесплатных мест в университетах. Этот процесс резко отличается от процесса обучения в СССР, когда все высшее образование было бесплатным, государственным, и любой человек мог поступить в вуз и учиться там, где хотел.

То же самое происходит и с медициной, которая раньше была доступна для всех, а сейчас становится все более и более дорогой, и с каждым годом все большее количество людей теряют возможность пользоваться ее услугами.

Также мы рассмотрели и оценку положения пенсионеров в России, основываясь на данных социологических опросов и статистических исследований. Как мы видим, положение пенсионеров оценивается людьми как достаточно плохое, и что еще более удручает, есть люди, считающие наших пенсионеров всего лишь экономическим балластом, тормозящим развитие страны.

Подводя итоги данной работы, можно сказать, что мы осветили достаточно обширный раздел в статистической социологии, рассмотрели данные, определили современные проблемы общества.

Именно поэтому можно сказать, что такая наука как статистика является необходимой и очень важной для общества, потому что она дает возможность адекватно оценить все происходящие в обществе изменения, реформы, узнать не только факты, напрямую касающиеся вопроса исследования, но и другие, так сказать, неявные факты (пример: разная оценка пенсионеров группами людей с разным образованием или экономическим положением).

Глоссарий

СТАТИСТИКА - наука о методах сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, характеризующих массовые явления и процессы, т.е. явления и процессы, затрагивающие не отдельные объекты, а целые совокупности. Отличительная особенность статистического подхода состоит в том, что данные, характеризующие статистическую совокупность в целом, получаются в результате обобщения информации о составляющих ее объектах. Термин "статистика" объединяет целый комплекс специализированных научных дисциплин, в котором можно выделить следующие основные направления: методы сбора данных; методы измерения; методы обработки и анализа данных.

СТРАТИФИКАЦИЯ - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.

лат. Stratum - слой + Facio - делаю

СТРАТА (лат. stratum - слой, пласт) - элемент социальной структуры, конструируемый на основании многомерной классификации и организуемый в иерархический порядок. Стратификация представляет множество признаков, а также структуру позиций и групп (классов) как конкретное наполнение стратификации. Критерии классификации используются для социологического диагностирования общества и натурализации определенных статусных групп в зависимости от того, что считается существенным в системе различий.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ - результат распределения доходов, выражающий степень неравномерности распределения благ и проявляющийся в различии долей доходов, получаемых разными группами населения. Дифференциация доходов населения формируется под воздействием видов занятости, влияния таких демографических факторов, как количество работающих в семье, количество детей, соотношение иждивенцев и работающих, уровня социальных.

Литература

1. Здравоохранение и рынок, Н. Плискевич, Общественные науки и современность, 1998 г, №2, стр. 32-40.

2. Образ пожилых в современной России, А.В. Писарев, Экономическая наука современной России, 2004 г., стр. 51-56.

3. Стратегии социологического исследования бедности, Л.Т. Волчкова, В.Н. Минина, Общественные науки и современность, 1999г., стр. 49-55.

4. Участие населения в оплате медицинских и образовательных услуг, Д. Ибрагимова, М. Красильникова, Л. Овчарова, Общественные науки и современность, стр. 35-44.\

5. Электронные словари - http://slovari.yandex.ru/

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты