Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы

Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы

Реферат по теме

Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы

Содержание

Введение

Социальные сферы

Сфера здравоохранения

Сфера образования

Пенсионеры. Образ пожилых в современном обществе

Выводы

Глоссарий

Литература

Введение

Я не случайно выбрала для своего реферата такую тему, как «статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы». Во все времена для правильного функционирования всей государственной системы во всех странах мира вводились всевозможные разновидности статистики уровня жизни населения, такие как: всевозможные переписи, налоги, подати и тому подобные мероприятия.

Знание об уровне жизни населения жизненно необходимо для построения правильного политического курса страны. Без этого знания государство как таковое вообще не может функционировать.

Как можно осуществить тот или иной политический курс, если у главы государства нет информации о том, как живут его подданные? Как можно собирать налоги, не зная, сколько может выделить денег для государства человек? Как можно вообще не знать, каков уровень жизни народа, которым ты управляешь? Ведь в любой момент такое незнание может окончиться громадными проблемами для действующего государственного лидера: например поднятием бунта, восстанием или вообще крахом всей экономической системы страны.

Поэтому статистика уровня жизни населения издревле была актуальна и остается таковой до сих пор.

К первым, известным в истории нашей страны, мероприятиям такой статистики, можно отнести введение княгиней Ольгой в 9-ом веке нашей эры податей со всех подчиненных ей земель. Это была первая своеобразная попытка получения данных о количестве и уровне жизни населения.

Далее попытки к изучению уровня жизни населения предпринимали абсолютно все политики, потому что без этого знания государственная система функционировать просто не может.

В своем реферате я постараюсь охватить историю и современные подходы к статистике уровня жизни населения и социальных сфер. Мы рассмотрим проблемы данной отрасли, достижения, осуществленные политикой нашей страны, деятельность, направленную на повышение уровня жизни населения.

Я считаю, что каждый человек должен разбираться в этом вопросе, потому что знание статистики уровня жизни населения ведет к адекватному пониманию всего политического курса страны, к оценке деятельности тех или иных политиков, партий, к возможности грамотного и достойного выбора того или иного лидера страны, будущего страны. Каждый человек должен участвовать в жизни своей страны, и поэтому обязан разбираться в тенденциях изменения уровня собственной жизни.

Но все же мне кажется, что в этой статье нужно будет затронуть наиболее актуальные, на мой взгляд, общественные вопросы современности. Поэтому мы затронем, прежде всего, вопрос медицины, да и всего здравоохранения в целом, а также вопрос обучения, то есть образования, вопрос заботы о пенсионерах.

Как известно человек тем и отличается от животного, что умеет заботиться о своих стариках, да не только о них, но и вообще о более слабых представителях своего «биологического вида». Поэтому я думаю, что обязательно нужно рассмотреть именно эти три вопроса. Ведь все они относятся как раз к этой самой заботе о слабом. Образование важно для будущего страны, и его доступность для малообеспеченных семей очень важна. Медицина. Без нее просто не может прожить ни один человек, она прямым образом влияет на его жизнь, ее доступность и качество также увеличивает жизнь человека. И, конечно же, вопрос пожилых, которые на данный момент в России составляют большинство населения, которые не могут позаботиться о себе сами, и к тому же поставлены законами и властью в такое положение, что им приходится влачить очень тяжелое существование.

Также в этой работе мы постараемся проследить историю изменения уровня жизни населения, сравнить те или иные периоды исторического развития нашей страны, сделать выводы о том, какое будущее ждет нашу страну и нас самих.

Социальные сферы

Социальная сфера - это непроизводственная сфера жизни населения, которая играет огромную и очень значимую роль не только в социуме вообще, но и в жизни каждого человека в отдельности. К социальной сфере относятся сферы здравоохранения, образования, отдыха и другие нематериальные сферы. В данной работе я рассмотрю две достаточно большие и обширные сферы - здравоохранения и образования. Я постараюсь по имеющимся у меня материалам создать обширное представление об этих двух сферах, их развитии на момент перелома в Российской экономике - на период 90-х годов.

Сфера здравоохранения

Трансформация советской экономической системы, переход на принципиально иные - рыночные - рельсы затронул не только производственную, но и непроизводственную сферу - здравоохранение, образование, науку, культуру. Созданная за предшествующие десятилетия громоздкая социальная сфера в новых условиях оказалась обществу просто не по карману. Не отрицая приоритетности государственного финансирования здравоохранения, образования, науки и культуры, государство ищет новые формы, которые позволили бы более выгодно использовать явно недостаточные средства, имеющиеся в его распоряжении, в частности выделить отрасли, способные существовать без бюджетной поддержки. В свою очередь сами работники непроизводственной сферы, оказавшиеся в тяжелейшей ситуации, заняты точно такими же поисками. Ценность таких поисков заключается в том, что непроизводственные сферы вырабатывают способность существовать в рыночных условиях, нормально функционировать и без финансирования из бюджета, то есть учатся «выживать».

Общеизвестно, что в процессе преобразования советской системы одними из наиболее уязвимых сфер оказались бюджетные отрасли. Здравоохранение - одна из них. Правительство видит выход из сложившейся ситуации в реформировании отрасли, и уже сделало для этого некоторые шаги: разработана и принята Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Но многие люди, причем их большинство, на данный момент не могут себе позволить оплачивать дорогие медицинские услуги.

Зададимся вопросом: устраивает ли нынешнее состояние российской системы здравоохранения - ее качество, ресурсное обеспечение, организационно правовые отношения и т.п. - население, удовлетворяет ли оно его запросам по обеспечению нормального уровня здоровья, продолжительности жизни, соответствующей мировым образцам. Сокращение средней продолжительности жизни в стране свидетельствует, что ответ отрицателен. Хотя, справедливости ради, следует подчеркнуть, что на долю собственно здравоохранения в общей оценке факторов поддержания здоровья человека приходится 10-15%. Еще 15-20% составляет генетическая предрасположенность к тем или иным заболеваниям, а 60-65% обусловлены качеством жизни, состоянием окружающей среды, полноценностью питания, наличием стрессов и общей культурой человека, т.е. тем, насколько хорошо он сам "содержит" свой организм. Огромное воздействие на показатели смертности и средней продолжительности жизни оказывает в нашей стране алкоголизм, с которым так или иначе связаны и многие недуги, в частности не менее половины сердечно-сосудистых заболеваний, и значительная доля насильственных смертей. Поэтому многое зависит от общего состояния социальной среды, которое и не может быть удовлетворительным в обществе, оказавшемся в глубоком кризисе.

Но все же сам факт, что сегодня в России наблюдается устойчивая тенденция депопуляции, что уровень смертности в стране существенно превосходит уровень рождаемости, свидетельствует о неблагополучии существующей в стране системы здравоохранения.

Содержание социальной сферы, а в частности медицинской сферы и здравоохранения, обходится стране с каждым годом все дороже и дороже. Столь огромное и разветвленное здравоохранение стране просто не по карману. Ведь структура сложившейся в нашей стране базы отрасли закладывалась, исходя из представлений о постоянном росте населения, с перспективой решения тех или иных приоритетных народнохозяйственных задач, естественно, о каком-то прогнозировании сегодняшней ситуации не могло быть и речи. Эта структура оказалась архиизбыточной. Например, ни в одной стране мира нет такого, как в России, соотношения стационарного и амбулаторного лечения: в России на 1998 год 70% медицинской помощи приходилось на стационары и только 30% людей лечились амбулаторно, а во всем мире это соотношение было обратное.

Коечный фонд в России в то время был в 2,5 раза больше, чем в США, а в результате нередко получалось, что в корпусе, рассчитанном на 1000 мест, лежали человек 200, из которых 150 по медицинским показателям можно было выписать, но они оставались в больнице по соображениям чисто социальным.

Из-за этого в России огромные бюджетные деньги выделялись фактически впустую, что невыгодно для экономики. Но ситуация эта не уникальна. Ее можно сравнить, например, с ситуацией, когда завод-гигант, продукция которого либо нерентабельна, либо не нужна, все же не закрывают, чтобы сохранить рабочие места для людей, не способных или по каким-то причинам не могущих найти иное применение своим силам. Но естественно, что так долго продолжаться не может.

Соответственно требуется реформация всей системы здравоохранения.

По данным обобщенной статистики Всемирной Организации Здравоохранения, чтобы обеспечить потребности общества в современном медицинском обслуживании, восстановлении трудовых ресурсов и сохранении обороноспособности, необходимо расходовать на эти цели не менее 6% валового внутреннего продукта (ВВП).

Даже в лучшие годы в СССР эта величина никогда не превышала 4% ВВП. В 1989 году она составляла 3,5% ВВП, в том числе в объеме 2,2% ВВП расходовались средства собственно госбюджета. К тому времени Россия уже безнадежно отстала и от Западной Европы, и от Японии, и от Канады, тратящих на здравоохранение 6-9% ВВП, и особенно от США, где эта цифра достигала 12%. Сравнивая эти показатели, надо учитывать такие факторы, как различия в структуре и организации здравоохранения разных стран, разную затратность данной отрасли в отдельных государствах, источники финансирования здравоохранения и т.д. Советское руководство Минздрава полагало, что на поддержание отечественной медицины в работоспособном состоянии даже при строгом исполнении бюджета необходимы суммы, в три раза превышающие те, которое были выделены здравоохранению в 1998 году. И даже при этом, по заключению отраслевых плановофинансовых служб, бюджетное финансирование составило бы лишь пятую-шестую часть от необходимого (даже без учета личных средств населения). Следовательно, исходя из такой логики, на нужды здравоохранения необходимо выделять более трети всех средств бюджета, учитывая при этом средства "теневой" экономики. Таким образом, ключ к решению проблем здравоохранения лежит не в зоне средств производства и кадров, а в структуре организации медицинской помощи.

Несмотря на все сложности реформирования с 1990 по 1995 год доля расходов бюджетов всех уровней на эти нужды снизилась ненамного: с 9,7 до 8,5%. По расчетам экономистов, из всех источников на здравоохранение в России в 1995 году было выделено более 4,5% ВВП. Правда, в последующие два года в связи с начавшимся бюджетным кризисом положение ухудшилось. Но на 1998 год выделение средств составило приблизительно 5% ВВП. Здесь стоит напомнить и о том, что за эти годы сам ВВП уменьшился почти вдвое. Поэтому не удивительно, что медицинские учреждения столкнулись с острой нехваткой средств, и многое стало зависеть от рациональности использования имеющихся минимальных возможностей. Этим, очевидно, и руководствовались сторонники рыночного реформирования отрасли. Первая попытка такого реформирования была связана с введенной системой обязательного медицинского страхования. В конце 1992 года был принят закон "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", провозгласивший отказ от принципа остаточного финансирования и создание рынка медицинских услуг. Формально деньги должны были поступать в медицинские учреждения из двух источников: из бюджета (через Минздрав и другие ведомства) и из внебюджетных фондов. Вот для дополнительного целевого финансирования и была создана система обязательного медицинского страхования на базе специального фонда, в который переводилось 3,6% фонда заработной платы всех предприятий и учреждений. В результате бюджет здравоохранения стал "многоканальным" (это когда более или менее крупные министерства имеют собственную систему медицинского управления). Управление медицинскими учреждениями перешло в регионы, в федеральном подчинении осталось только 12% коечного фонда. Разумеется, это вполне отвечало требованиям цивилизованного федерализма, но на практике привело к развалу системы централизованного управления медициной и его дискоординации, что далеко не всегда хорошо.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) было введено в России «приказом сверху", а этого явно недостаточно. Для его нормального формирования нужен не один год (кстати, Европа шла к этой системе два столетия), нужны, например, такие "мелочи", как открытое общество, основанное на принципах рыночного хозяйствования, развитые институты гражданского общества. А в России это только создается.

В результате преобразования, заявленные как реформа системы здравоохранения, оказались сведенными просто к реформе финансирования, а рынок медицинских услуг - необходимое условие для страховой деятельности - так и не сформировался.

То есть в стране появился еще один механизм по сбору денег - через фонды ОМС (по тем же принципам были организованы и пенсионный фонд, и фонды занятости и социального страхования). Основное его занятие - не медицинское страхование, а перераспределение средств, которое в период смены экономической системы стало благодатной почвой для коррупции. При этом и чиновничий аппарат разросся до чудовищных размеров, и расходы на его содержание составляли на тот момент 12-13% собранных на ОМС средств.

За собственно бюджетом в нашей стране закреплены расходы на закупку и ремонт медицинского оборудования, содержание и ремонт медицинских учреждений, оплату коммунальных услуг, а также на заработную плату, лекарственное обеспечение стационаров и питание больных. Остальное перешло в компетенцию ОМС. Однако бюджетных денег явно недостаточно, и лечебные учреждения перераспределяли деньги ОМС. В результате сложилась некая "бюджетно-страховая" модель, не имеющая аналогов в мире. Но и суммарно финансирование из бюджета и страховых фондов не обеспечивает заявленного финансирования отрасли из-за нерегулярности платежей, нереальности бюджета и в целом нерентабельности экономики.

При попытке введения в стране системы ОМС "забыли" об одном из главных страховых принципов - обеспечении независимости производителя, потому и преобразования достаточно быстро исчерпали свой реформаторский потенциал.

Действительно, без достаточно серьезных экономических изменений ОМС не могло стать полноценной страховой системой, интегрированной в здравоохранение. В то же время не будем забывать, что благодаря его механизмам удалось привлечь до 30% всех средств уменьшающихся бюджетов. Собственно говоря, система ОМС - это не рынок, в идеале она лишь создает возможности для использования механизмов рыночного типа внутри отрасли. Ясно, что при существующей структуре здравоохранения повышение доли федерального и иных бюджетов в его финансировании не решит имеющихся проблем. Частичное финансирование бюджетных медицинских учреждений и предоставленное им в связи с этим право на оказание платных медицинских услуг привели к их "коммерциализации", по существу, к торговле услугами, уже оплаченными из бюджета. Государственные больницы пытаются вводить свои "прейскуранты", чтобы найти средства на уплату и аренды помещений, и коммунальных платежей, средства на содержание недофинансированных тысячекоечных больниц, часто находящихся в аварийном состоянии.

Повсеместна тенденция к платности даже в звене первичной медицинской помощи, а это прямо угрожает принципу профилактики, принятому сегодня во всем мире. Не будем забывать, что его родоначальником является именно отечественное здравоохранение.

Хотелось бы сказать еще об одном. В принципах ОМС содержится очевидное противоречие: тарифная сетка делит оклады медиков по категориям и по стажу, но стоимость приема больного для всех врачей оценивается одинаково. Поэтому врачу высокой квалификации нужно обслужить в два раза больше больных, чем врачу без категории, чтобы оправдать свой должностной оклад. Кроме того, оплата медицинских услуг по тарифам ОМС не отражает их реальной стоимости. Это особенно остро ощущается в дорогостоящих специализированных отраслях.

Попробуем проанализировать удовлетворенность потребностей потребителей в медицинской сфере. Для этого выделим два основных направления: обращение в медицинские учреждения и покупку лекарств.

Обращение в медицинские учреждения. По степени важности и необходимости потребность в медицинских услугах относится к числу первоочередных, неудовлетворение которой может угрожать здоровью и даже жизни человека. Но потребность обращения в медицинские учреждения (в отличие от продуктов питания, одежды и обуви) не относится к числу повседневных нужд, и поэтому показатели состояния дел в данной сфере нужно анализировать относительно тех людей, которые реально нуждаются в услугах медицинских учреждений.

Основные параметры, которые получены по результатам опросов и характеризуют не только степень доступности услуг медицинских учреждений, но и причины отказа от них при наличии потребности, приведены в табл. 1. Эти данные свидетельствуют о том, что невозможность удовлетворения потребностей в медицинских услугах фиксируется по всем видам предоставляемых услуг (в том числе и при вызове скорой помощи), но размечается по степени распространенности. Зарегистрирована большая степень распространенности отказа при госпитализации, при этом половина этих отказов связана с невозможностью оплатить услуги медицинских учреждений. В условиях постоянного роста доли платной медицины и снижения доходов населения материальные причины отказа от медицинских услуг получают все более широкое распространение. Можно утверждать, что по отдельным видам услуг главной причиной отказа является невозможность оплатить пребывание в медицинских учреждениях.

Платные медицинские услуги в основном доступны только обеспеченным категориям населения, что подтверждается не только данными исследований, согласно которым семьи, оплачивающие медицинские услуги, в основном концентрируются в трех последних доходных группах, но и данными Госкомстата РФ. Согласно данным официальной статистики, в IV квартале 1998 г. в общей сумме расходов населения на медицинские услуги на первую децильную группу приходился 1%, а на последнюю -- 46,4% Основные показатели выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств по Российской Федерации в 1998 г. // Статистический бюллетень. М., 1999. Март. № 1 (51). С. 68.. Отмечу, что дифференциация расходов населения на медицинские услуги выше, чем общая дифференциация по расходам на конечное потребление: по

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты