На третий вопрос «как Вы относитесь к непрерывности образования «школа-ВУЗ» в пенитенциарной системе?» были даны следующие ответы:
1) студенты-осужденные экономического факультета:
- отношусь очень хорошо, так как школьники, получающие образование в школе позже реализуют их в ВУЗе (АмГУ);
- для тех, кто однажды оступился в жизни, это хоть какая-то возможность уровнять их шансы на благополучие в вольной жизни;
- положительно, если уж есть возможность получать полное среднее образование, то невольно задаешься вопросом - а что дальше? Ведь профессиональное обучение можно получить и с неполным средним, значит после полного среднего по логике должна быть перспективы;
2) студенты-осужденные Факультета социальных наук:
- отношусь положительно. Поступление в ВУЗ, сразу после окончания школы, дает надежду на светлое будущее. Не забыв знаний, полученных в процессе обучения, они сразу начинают развиваться дальше;
- я смотрю на это положительно, т.к. здесь тоже люди, которые стремятся получить образование и стать образованным человеком, получить специальность по той причине, что сейчас без образования жить очень сложно;
3) учителя ВСОШ при ФГУ ИК-3:
- опыт нашей школы - показывает, что это большой плюс. Плюс, что ребята не имеют возможности самостоятельно определиться в связи с продолжением отбывания наказания; плюс, потому что повышается образовательный уровень; плюс, потому что появляется надежда на будущее трудоустройство; плюс, потому что они «вырастают» в своих и чужих глазах»; плюс, потому что теоретические знания помогут в ресоциализации; плюс, потому что родственники (многих) верят, надеются и верят в исправление своего чадо; плюс, потому что…
На четвертый вопрос «смогли бы Вы посоветовать конкретные реформы по развитию непрерывного образования «школа-ВУЗ», если да, то какие?» следующее:
1) студенты-осужденные экономического факультета:
- со стороны вольных властей всех уровней однозначно есть возможность заинтересовать штатных педагогов и ректорат ВУЗов больше бывать в колониях. Другой вопрос - нужно ли это властям?;
- для привлечения осужденных неплохо было бы вырастить в системе живой пример. Так сказать, своего в доску «рубаху-парня» отучили - освободили - устроили. Не хватает положительных примеров. После отбывания - у человека 1000 дорог. С образованием больше, но чаще начало новой жизни становится началом нового срока. Тут скорее всего задача государственного уровня - подключить социальные службы, помочь с процессом ресоциализации. образование теряет смысл, если нет возможности применить его в жизни. В пенитенциарном учреждении нет оборудования для проведения лабораторных и опытов, некоторые темы на одной богатой фантазии не усвоишь;
2) студенты-осужденные Факультета социальных наук:
- по этому поводу нужно проводить беседы и доводить до людей все преимущества в этом и необходимость образования в этой жизни;
- четкая организованность и политика ВУЗов, ранняя агитация, озвучивание перспектив, организация встреч с представителями ВУЗов не только выпускных классов. Помощь в подготовке к вступительным экзаменам;
3) учителя ВСОШ при ФГУ ИК-3:
- слаженная работа методистов и преподавателей ВУЗа и преподавателей школы;
- дистанционное обучение - необходимость компьютерного класса - обучение студентов на уровне пользователей персонального компьютера.
На пятый и шестой вопросы отвечали только студенты. На пятый вопрос «собираетесь ли Вы продолжать жизнедеятельность в русле получаемого Вами высшего образования или нет?», мы видим следующие ответы:
1) студенты-осужденные экономического факультета:
- да, собираюсь, т.к. в данное время получаемая мною профессия считается одной из респектабельных;
- обязательно, по окончании ВУЗа поступить в аспирантуру, далее постараться получить ученую степень. В идеале устроиться на преподавательскую деятельность и работать с молодежью, постараться как можно больше людей оградить от попадания в эту систему. Тем более в нашей стране редкий академик не находился в пенитенциарной системе и после всего добивались и успехов в работе и общественного признания. Видать лагерная закалка помогает интеллектуальному и моральному росту;
2) студенты-осужденные Факультета социальных наук:
- собираюсь. Еще довольно долго будет длиться процесс обучения и разбивать этот путь нецелесообразно. Ну, а в дальнейшем - все возможно;
- здесь тяжело сказать, т.к. выйдя отсюда не знаешь, что жизнь преподнесет. Постараюсь выбрать профессию по душе и по возможности продолжать образование то, которое будет необходимо для продвижения по карьерной лестнице.
И, наконец, на последний, шестой вопрос «какие факторы препятствуют трудоустройству по получаемой Вами специальности?» получены следующие ответы:
1) студенты-осужденные экономического факультета:
- многие работодатели, узнавая о том, что я, либо кто-то другой получил образование в лагере, либо узнавая, что отбывал срок, остерегаются брать подобных людей на работу, тем самым не давая возможности самореализоваться. Это один из важных факторов на сегодняшний день;
- с одной стороны - отсутствие стажа и получение образования в зрелом возрасте; а с другой - человеческий фактор (знание о том, что отбывал срок за уголовное преступление). Но я думаю, что нет такого руководителя, которого невозможно убедить в компетенции, обладая достаточными знаниями по специальности, высоким уровнем коммуникабельности и долей харизмы;
2) студенты-осужденные Факультета социальных наук:
- препятствий нет, была бы профессия по душе и было желание работать с людьми и помогать нуждающимся в помощи;
- в первую очередь это финансовая сторона. Освободившись, нужны средства к существованию, а социальная работа получает не так достойно. Во-вторых, это социальный статус. Не взирая на специальность, ответ: «Судим!».
В центре внимания здесь находится изучение своеобразия отдельного социального объекта - феномена преемственности получения образования в пенитенциарном учреждении, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие объективных и субъективных факторов. Проанализировав вышеприведенную информацию, можно осмыслить и проинтерпретировать формы локального существования данной группы респондентов. Погрузившись в данные исследования, обобщим терминологические «гнезда» (таксоны) живого языка в определенную концепцию.
Первый вопрос о влиянии применение преемственности образовательных программ на процесс реадаптации и ресоциализации осужденного:
1) занимает свободное время конструктивным мышлением;
2) несет компонент «агента влияния», пропаганда содержания образовательных программ;
3) дисциплинирует интеллектуальную (как следствие - физическую) деятельность;
4) пробуждает нравственно-духовное начало;
5) формирует позитивные мировоззренческие установки;
6) развитие и актуализация потенциальных знаний, умений и навыков.
Второй вопрос о недостатках общеобразовательного процесса в пенитенциарном учреждении:
1) негативные тенденции принудительного образования;
2) малая квадратура учебных помещений;
3) ограниченность возможностей работы с компьютером и Интернетом;
4) отсутствие лабораторных работ;
5) нет возможности эмпирического закрепления теорий;
6) недостаточность агитационной работы с осужденными о преимуществе усвоения образовательных программ в пенитенциарном учреждении;
7) слабое взаимодействие спец. служб ИК с институтом образования;
8) отсутствие консультативных занятий во внеурочное время.
Третий вопрос об актуальности непрерывного образования в пенитенциарном учреждении:
1) возможность продолжения развития полученных в школе знаний, умений и навыков;
2) возможность реабилитации в социуме;
3) приобретение фундамента для полноценного существования в динамичности окружающей действительности.
Четвертый вопрос о недостатках преемственности образовательных программ в пенитенциарном учреждении:
1) слабая заинтересованность педагогического состава в качественном преподавании системы необходимой специализированной информации;
2) неслаженная работа методистов и преподавателей ВУЗа и преподавателей школы;
3) отсутствие дистанционного обучения на базе персонального компьютера.
Пятый вопрос о продолжении жизнедеятельности в русле получаемой специальности:
1) одобрение по причине респектабельности специальности;
2) одобрение по причине возможности продолжать образование;
3) возможность официальной педагогической деятельности по предотвращению пропаганды асоциальности и аномийности, по предотвращению рецидивов;
4) возможность официальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения.
Шестой вопрос о факторах, препятствующих трудоустройству после освобождения:
1) стереотипы в сознании работодателей по недоверию к однажды нарушившим закон;
2) отсутствие стажа работы по специальности;
недостаток финансовой поддержки на период поиска работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ развития образования в местах лишения свободы показывает, что образовательная деятельность в пенитенциарной системе всегда сталкивалась с большими препятствиями со стороны идеологов администрации исправительных учреждений.
Сегодня получение общего или полного среднего образования в современных условиях имеет непреходящее значение, тем более для лиц, совершивших преступления и отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Образование представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности человека - учебную. Находясь в ней, человек познает мир, пересматривает свои взгляды на его ценности, на жизнь, на свое отношение к окружающей его среде. Образование может изменить и изменяет мировоззрение человека, его психологический портрет. Статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем образования правонарушителей и характером совершаемых ими преступлений, между ростом образовательного уровня и ускорением процесса исправления осужденных.
Сегодня процесс получения общего или полного среднего образования организуется в исправительных учреждениях всех видов режима (за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы). К соответствующему обучению привлекаются лица, не достигшие 30-летнего возраста, которые могут получить это образование в вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах или консультационных пунктах при исправительных учреждениях.
Применение профессиональных образовательных программ в местах лишения свободы сегодня имеет большую правовую регламентацию, но по все большему числу вопросов школьной жизни нормы федерального законодательства требуют применения локального регулирования на уровне образовательного учреждения и (или) органов местного самоуправления.
Описание непрерывности образовательных профессиональных программ показывает необходимость программного образования. Программа развития нужна, т.к. школа как система, не подчиняется законам физики: она не может находиться в состоянии покоя. Школа либо движется вперед (но тогда необходимы ориентиры, цели, т.е. программа), либо школа стремительно теряет позиции и скатывается назад. И тогда в ответ на утверждение: «Мы стоим на верном пути!» хочется добавить: «Мы стоим, а надо идти!».
Из анализа миссии школы при исправительном учреждении с. Среднебелое Амурской области видно, что прогресс системы наказания в том, чтобы ресоциализация учащегося-осужденного начиналась с началом наказания. Сделать наказание именно «научением» есть основная миссия школы при исправительной колонии. Гуманизация пенитенциарной системы при грамотном и профессиональном подходе способна корректировать морально-нравственные устои осужденных, формировать личность заново. Обучение осужденных является социально-значимой деятельностью, которая ограждает осужденных от нарушений режимных условий отбывания наказания.
Администрация пенитенциарного учреждения с. Среднебелое Амурской области, создавая для осужденных-студентов необходимые условия для получения высшего профессионального образования, рассматривает повышение осужденными образовательного уровня как один из основных критериев их исправления, социализации и реабилитации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Агранович М.Л. Положение молодежи в России. Аналитический доклад /М.Л. Агранович, Н.Ю. Королева, А.В. Полетаев, И.В. Селиверстова и др. М., Издательский комплекс «Машмир», 2005. - 168 с.
2 Агранович М. Л. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад. 2004 / М. Л. Агранович, А. В. Полетаев, А. В. Фатеева. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 76 с.
3 Агранович М.Л. Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации: Национальный доклад. 2005/ М. Л. Агранович, О. Н. Кожевникова. -- М.: Аспект Пресс, 2006. -- 140 c.
4 Акулова О. В. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя/О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 290 с.
5 Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
6 Ананьев О.Г. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Учебно-методическое пособие /О.Г. Ананьев, Е.О. Ананьева, Н.С. Глазунов и др. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. - 372 с.
7 Аношин А.И. История системы исполнения наказания на Дальнем Востоке /А.И. Аношин, А.С. Гетьман, Н.Н. Кузнецова. - 2002. - 256 с.
8 Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования /Е.В. Бурмистрова. - М.: МГППУ, 2006. - 96 с.
9 Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп./С.И. Брызгалова. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 151 с.
10 Вакуленко О.Б. Новые формы организации деятельности образовательных учреждений. Учебное пособие /О.Б. Вакуленко. - Благовещенск: Амурский областной ИПК и ППК, 2008. - 33 с.
11 Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; В.А.Сластенин. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
12 Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов /М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
13 Данько Е.П. Развитие сети образовательных учреждений. Учебное пособие /Е.П. Данько, Л.Е. Дмитриева. - Благовещенск: Амурский областной ИПК и ППК, 2008. - 33 с.
14 Дмитриева Л.Е. Стратегический менеджмент в образовании. Учебное пособие /Автор-составитель Л.Е. Дмитриева. - Благовещенск: Амурский областной ИПК и ППК, 2008 г. - 52 с.
15 Закон об образовании от 10 июля 1992 года N 3266-1
16 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб./И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
17 Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы/С.М. Зубарев, Москва, 2006. - 51 г.
18 Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности /С.П. Иванова. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002 г. - 228 с.
19 Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 февраля 2000 г. № 77
20 Инструкция об организации и осуществлении министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы от 31 января 2006 г. N 16. - 5 с.
21 Концепция целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)» от 7 июня 2006 г. N 839-р
22 Кроль В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.
23 Малофеев Н.Н. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М.Назарова и др.; Под ред. Д.С.Шилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
24 Мокрецов А.И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных. Методическое пособие /А.И. Мокрецов. - М.: ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, 2006. - 75 с.
25 Новиков Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения) /Д.А. Новиков. М.: ИПУ РАН, 2001. - 83 с.
26 Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы /А.М. Новиков. Москва, 1998. - 134 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8