Становление системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении
p align="left">Теоретико-методологическую базу для проведения исследования обеспечила активно развивающаяся педагогическая отрасль - социальная педагогика, нашедшая отражение в трудах М.А. Галагузовой, В.И. Жукова, Л.В. Мардахаева, В.А. Никитина, И.М. Платоновой и др. Применение системного подхода в исследовании социальных и педагогических явлений раскрыто в работах А.И. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и др.

Анализ научной литературы, действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также современного состояния воспитательной работы и системы образования в пенитенциарных учреждениях показал, что число преступлений и осужденных в пенитенциарных учреждениях приобретает все большие масштабы, в колониях стихийно ведется воспитательная работа по исправлению и реабилитации осужденных.

Эмпирический аспект работы. Исследование не ограничивалось сугубо теоретическими изысканиями, проводится эксперимент в исправительной колонии с. Среднебелое. На практике рассматривается образовательный процесс получения общего и высшего (Проект АмГУ «Получение высшего образования в условиях исправительной колонии») образования. Эмпирическую базу исследования составили социологические, статистические и фактографические сведения, полученные в результате анализа документов, анкетирования и интервьюирования, экспертных оценок, а также личный опыт работы в учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

В процессе исследования проведено анкетирование и интервьюирование осужденных к лишению свободы, сотрудников пенитенциарной системы, государственных служащих федеральных и территориальных органов государственной власти. В эмпирическую базу также включены материалы опубликованной и размещенной в электронных средствах массовой информации судебной, правозащитной и контрольной практики по анализируемым проблемам.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 Исторические аспекты становления системы образования осужденных в пенитенциарных учреждениях

Появление термина «пенитенциарная система» связано с именем монаха бенедиктианского ордена Жана Мабильона, который предложил особую систему мер исправления преступников. По его мнению, спасения человека, впавшего в грех преступления (его исправления), можно достичь через духовное очищение - молитвы и покаяние, а также содержания (наказания) греховной плоти в условиях сурового заключения.

В России в самом начале XIX века был образован Высший орган суда и надзора, который просуществовал до 1917 года. Времена монархического строя можно охарактеризовать тем, что в данный период образование в местах лишения свободы не вменялись. Царское правительство опутало всю страну сложной системой тюрем и постоянно ее развивало. Тюрьмы, ведомства, министерства юстиции с их огромным числом (719) составили небольшую часть этой сети. Их дополняли 495 этапов и полуэтапов, 704 арестных дома, 20 военных тюрем и дисциплинарных частей, 23 крепости, 23 гауптвахты, 7 тюрем морского ведомства, 20 монастырских тюрем, 61 учреждение для несовершеннолетних, 1000 арестных помещений при политических участках и 93 арестных помещения для сыскных отделений. К ним следует прибавить еще 16 371 арестное помещение при волостных судах. Ежегодно через эти тюрьмы проходило 185 931 человек.

При всей бесчеловечности содержания осужденных в досоветский период все же пробивались сквозь непробиваемую стену бюрократизма и произвола служителей Высшего органа суда и надзора голоса наиболее гуманистически настроенных деятелей в уголовно-исполнительных системах: «Прежде всего сердца, сердца!».

Советская власть от своих предшественников получила в наследство порядком расстроенную и запущенную службу исполнения уголовных наказаний. Особенно тяжелое положение сложилось с обеспечением нормальных материально-бытовых условий содержания осужденных. Но страна, пережившая первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции и ввергнутая в войну гражданскую, не имела необходимых материальных и людских ресурсов для основательного переустройства старой системы исполнения уголовных наказаний /7, с.25/.

От тюрем - к воспитательным учреждениям - таков был принцип Советского государства по совершенствованию деятельности мест лишения свободы. В Российской Федерации образовались две независимые друг от друга службы исполнения наказаний в виде лишения свободы: одна в ведении Наркомюста, другая - НКВД. Тем самым был заложен фундамент приснопамятной системы, именуемой ГУЛАГом. Все Исправительно-трудовые колонии России подразделялись на 3 группы.

Первую составляли учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера. Сюда входили: дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома.

Во вторую группу включались места заключения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера, в частности трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 16 до 20 лет.

Третья группа мест заключения - учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера - колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, больницы и иные медицинские учреждения.

При всем настрое мест лишения свободы на более-менее гуманистические начала, образование так же не вменялось. Если и были люди, пытавшиеся поставить данный вопрос, то на своем пути они встречали довольно существенные преграды.

Примечательным фактом развития обучения в ГУЛАГе является то, что 3.01.30 г. на должность начальника управления лагерей особого назначения принят Митрофан Васильевич Слонимский, бывший священнослужитель, отрекшийся от сана, ранее служивший в 1919 году политруком полка на Восточном фронте. В 1921 году он был командирован на должность председателя Иркутского ГУБЧЕКа для работы по борьбе с бандитизмом. С 27.12.32 г. - начальник управления ОГПУ по ДВК, а с 12.10.34 г. - начальнику управления рабоче-крестьянской милиции по ДВК. Осенью 1935 года М.В. Слонимский переведен в г. Калинин на должность начальника областного отдела милиции, где в 1938 году был арестован.

М.В. Слонимский наряду с привитием трудовых навыков заключенным лагерей, требовал поднять их интеллектуальный уровень и политическую грамотность путем общеобразовательного и профессионального обучения, а также ознакомления с основами Советского строя и обязанностей гражданина Советской республики. В своем приказе № 1 от 17.02.1930 года М.В. Слонимский обязывал сотрудников: «Обратить внимание на развертывание культурно-просветительской работы в лагерях. Особенно неотложной задачей в настоящее время является ликвидация общей и политической неграмотности рабочего и крестьянского населения заключенных. Культпросветработа в среднем должна соответствовать классовому характеру исправительно-трудовой жизни заключенных, происходящих из рабочего класса и крестьянства, соответствовать задачам коммунистического просвещения и воспитания, а также показать, что исправительная система лагерей, построенная на обязательном труде, даст заключенным возможность постепенного облегчения лагерного режима, включительно до приближения его к вольным работам».

В инструкции по проведению культурно-просветительской работы в лагерях особого назначения ПП ОГПУ ДВК в разделе «Школьная работа» говорилось:

«1. Минимум школьной работы заключается в ликвидации неграмотности среди заключенных. Причем преподавание должно поставить себе задачей научить читать книгу, газету и толкнуть заключенного на путь самообразования.

2. Занятия с неграмотными проводить ежедневно не менее одного часа, а с малограмотными не менее двух раз в неделю.

3. Посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных, не достигших 50-летнего возраста.

4. Наряду с общеобразовательными школами могут организовываться школы профессионально-производственного типа (сельскохозяйственные и др.), в зависимости от производственного уклона того или иного лагеря.

5. Программы школьных занятий вырабатываются учителями и зав. культ. отделом и утверждаются начальником лагеря» /7, с.34/.

Как уже было сказано, эта реформа встретила значительные препятствия и с арестом М.В. Слонимского затухла.

С началом Великой отечественной войны культурно-воспитательная работа с заключенными направлялась, главным образом, на усиление их трудовой активности, но ее возможности в значительной степени ограничивались отсутствием материальной базы и бытовых условий. В качестве основных форм идеологического воздействия использовались митинги, беседы, доклады, стенные газеты, средства наглядной агитации и др.

В качестве главной задачи культурно-воспитательных отделов впервые ставилась задача перевоспитания основной массы заключенных на основе высокопроизводительного, общественно полезного труда. Эти аппараты совместно с другими частями и службами ИТЛ, УИТЛК и ОИТК обязывались заниматься вопросами улучшения быта, организации их труда, повышения культурного уровня заключенных и рационального использования их свободного времени.

С окончанием войны ставилась задача по усилению культурно-воспитательной работы среди заключенных. Не везде имелись условия для ведения клубной и библиотечной работы. В сентябре 1945 года руководство ГУЛАГа принимает решение возвратиться к прежнему порядку руководства культурно-воспитательными отделами и подчиняет их заместителям начальников политотделов.

Усиление внимания воспитательной работе требовало более четкого определения ее основных направлений, форм и методов ее реализации, уточнения порядка привлечения заключенных к выполнению задач КВО-КВЧ. Все это и предопределило издание Временных указаний о работе культурно-воспитательных отделов, частей в ИТЛ, УИТЛК и ОИТК МВД, УВД от 24 ноября 1949 года, которыми администрация руководствовалась при организации культурно-воспитательной работы среди заключенных.

Во Временных указаниях впервые были четко сформулированы основные направления культурно-воспитательной работы с заключенными: политико-массовая, производственно-массовая, культурно-массовая работа, обеспечение режима содержания, улучшение быта. Организовывалась сеть стационарных библиотек при культурно-воспитательных отделах и библиотек-передвижек для обслуживания заключенных книгами. Открывались начальные школы по ликвидации неграмотности и малограмотности. Для лиц, не владеющих русским языком, организовывались кружки. При КВЧ предусматривалось создание культсоветов из числа заключенных (7--9 человек) и секций при них. Вводилось квартальное и месячное планирование данной работы /7, с.71 - 72/.

Краткий анализ ретроспективного очерка развития образования в РФ показывает необходимость сложившихся к началу 90-х гг. реформ пенитенциарной системы от репрессивной политики перевоспитания к гуманистическому подходу, основанному на человеке как высшей ценности, автономии его воли и необходимости активного вменения структуры непрерывного образования.

В современной реальности образование в пенитенциарной системе должно развивать научных подход в разработке методологии образования и перевоспитания осужденных с приоритетом экзистенциальных, личностных методик, обращающих большое внимание на внутренний мир каждого осужденного, его способности, мотивацию поведения, изучение интересов и потребностей каждого осужденного в колонии индивидуально. Этот тезис связан с тем, что правовой основой содержания, надзора, социально-педагогических основ в пенитенциарной системе всегда являлись ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, наставления), не отражающие научного подхода к его правовой регламентации и значения в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Для решения ряда проблем, касаемых развития образования в пенитенциарной системе, необходимо рассмотреть генезис пенитенциарной системе в общем контексте современных ему процессов социальной эволюции. Это поможет точнее понять соотношение общеэволюционных и иных причин появления необходимости качественного образования в местах лишения свободы. Очевидно, что образование в пенитенциарной системе связано с большим ростом рецидивной преступности, стихийного обучения асоциальным нормам в условиях изоляции от общества, дезадаптации осужденных и неумении адекватно адаптироваться к быстрому потоку развивающихся информативный технологий, к переменчивости рыночного устройства экономической сферы, к переходу государства на социальные принципы, подразумевающие под собой качественное образование каждого из членов государства и развитие общественного благосостояния в целом.

Все это привело к усложнению среднего уровня жизни, следствием чего возникла объективная потребность в поисках новых способов организации пенитенциарной системы и интеграция ее с социальными, педагогическими и психологическими институтами.

1.2 Организационно-административные условия и нормативно-правовое обеспечение образования осужденных в пенитенциарном учреждении

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются: разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования России; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области /15, ст.4/.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права /15, Введ./.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений /15, ст.2/.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений /15, ст.14/.

В 1992 г. принят Закон РФ «Об образовании». С 2003 г. начинается масштабное перераспределение полномочий между уровнями государства, в связи с чем вносятся изменения в законодательство о местном самоуправлении, о субъектах федерации, о межбюджетных отношениях, принимается беспрецедентный федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., которым внесены поправки в более чем 150 федеральных законов и 50 федеральных законов отменены, внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», в Трудовой кодекс РФ. В итоге полномочия по организации общего и дошкольного образования переданы местным органам самоуправления; начального и среднего профессионального образования - субъектам федерации. На субъекты федерации возложена обязанность целевого финансирования местных бюджетов для обеспечения оплаты труда педагогов и образовательного процесса в школах и дошкольных учреждениях.

Смежные и однонаправленные тенденции наблюдаются в области прав граждан на образование, правового положения педагогов, статуса образовательных учреждений. Так, например, отменены примерные положения о получении образования в форме экстерната и в семье, утвержденные приказом Минобразования РФ от 27.06.1994 № 225. С принятием поправок в Трудовой кодекс РФ в значительной мере утрачивает нормативный характер федеральное регулирование оплаты труда, режима рабочего времени и трудовых обязанностей работников образовательных учреждений: федеральные нормативные акты заменяются рекомендательными документами.

Структура образовательного учреждения. При анализе внутришкольных правоотношений обнаруживаются организационно выделенные, но взаимосвязанные между собой части - структурные единицы, которые имеют разные формы: от обособленного или необособленного структурного подразделения, органа управления, службы до самой мелкой структурной единицы - должности по штатному расписанию. Основаниями для создания структурных подразделений и других структурных единиц являются потребности школы в эффективной организации ее деятельности. Главной правовой характеристикой структурной единицы является наличие у нее комплекса обособленных правоотношений с другими участниками организации. За исключением штатной должности, отношения внутри структурной единицы (подразделения) регламентируются локальными правовыми актами, например положением об отделе, филиале, библиотеке, учебном цехе и т.п.

Структурное подразделение имеет следующие необходимые юридические признаки: наличие руководителя структурного подразделения; наличие положения о данном структурном подразделении, принятого в форме локального нормативного акта, регулирующего отношения участников образовательного процесса внутри структурного подразделения и определяющего права, обязанности и ответственность структурного подразделения в учреждении, частью которого оно является.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты