Современное правовое регулирование социальных льгот
p align="left">Сфера льготного регулирования является в Российской Федерации своеобразным "минным полем", где необходимо действовать крайне осторожно и продуманно. В стране, где бедные составляют одну пятую часть населения (порядка 30 млн человек), занимающей по уровню жизни 60-е место в мире Из худого кармана последний грош валится // Парламентская газета. 2005. 17 марта. С. 6. , любые просчеты законодателя приводят к социальному взрыву. Это и было подтверждено теми негативными последствиями, которые наступили в результате "монетизации" льгот.

Монетизация льгот коснулась наиболее социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, ветеранов, инвалидов), в то время как огромный "пласт" преимуществ, установленных для чиновников, остался нетронутым.

Тем не менее, практика применения ФЗ №122 показывает его первые преимущества. Так, на сегодняшний день 113000 приморских льготников отказались от соцпакета или одной из его частей. Это 68% от всех 68000 льготников края. Вместо «натуральных» льгот они будут получить денежную компенсацию. Такие цифры озвучило Отделение Пенсионного фонда России (ПФР) по Приморскому краю после подведения итогов работы территориальных органов ПФР края по приему заявлений об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги) на 2008 г. Сазыкина А. Отдам соцпакет в добрые руки // Золотой Рог. 2007. 15 нояб. С. 2. Кроме того, как сообщила пресс-служба Приморского отделения ПФР, с 15 октября территориальные органы ПФР начали выдавать справки, подтверждающие право на социальные услуги в 2008 г. тем льготникам, которые решили получить услуги в «натуральном» виде. В справке, как и в прошлом году, указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), а также список социальных услуг, которые он сможет получить с 1 января по 31 декабря 2008 г. Эта справка также даст возможность получить весь набор социальных услуг, если гражданин переехал в другой регион страны.

Установление преимуществ должно быть социально обоснованным, оправданным. Данный правовой механизм обязан адекватно реагировать на происходящие изменения в правовой действительности России, учитывать потребности, существующие в обществе, настроения "основных потребителей" льгот.

Глава 2. Основные виды льгот в праве социального обеспечения России

2.1 Новое в законодательстве о льготах, связанных с материнством и детством

В законодательстве о льготах, связанных с материнством и детством, особо выделяются новеллы, связанны с предоставлением льгот детям-сиротам и многодетным семьям.

На сегодняшний день основным нормативным актом, регулирующим отношения по установлению льгот детям-сиротам, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №52. Ст. 5880; 2004. №35. Ст. 3607. . Этот закон устанавливает критерии, на основании которых граждане признаются сиротами и оставшимися без попечения родителей, и соответственно приобретают право на специальные льготы и компенсации. Так, в соответствии со статьей 1 указанного Закона:

дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Все льготы предоставляются указанным лицам по предъявлении свидетельств о смерти родителей либо о признании ребенка оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с названным Законом, а также иными нормативными актами, посвященными рассматриваемому вопросу, дети-сироты имеют право на следующие льготы:

I) Льготы в сфере образования.

а) В первую очередь принимаются в дошкольное образовательное учреждение дети, находящиеся под опекой (п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №28. Ст. 2694; 2005. №7. Ст. 560. ).

б) Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат пользуются дети-сироты (п. 24 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)" Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №47. Ст. 5411; 2002. №52. Ст. 5225. ).

Преимущественное право означает, что при наличии конкурса и одинаковом количестве баллов, набранных на вступительных экзаменах, предпочтение в зачислении должно быть отдано детям-сиротам.

в) Принимаются вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов дети-сироты, лица из числа детей-сирот: в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (ч. 3 ст. 16 Закона РФ "Об образовании"). Данное право позволяет указанным лицам быть зачисленными в учебное заведение при получении минимальных положительных оценок на вступительных экзаменах.

г) Право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования имеют дети-сироты, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование (ч. 1 ст. 6 ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ).

д) Право на бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования имеют лица из числа детей-сирот (ч. 2 ст. 6 ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ).

е) Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот гарантируется:

увеличение стипендии не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной в данном образовательном учреждении;

ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии (выплачивается в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования);

сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (ч. 5 ст. 6 ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ).

Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты указанного пособия, а также заработной платы, лицам, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ. Финансовой базой таких мероприятий мог бы стать Фонд стабилизации и развития субъектов Федерации Добрынин Н.М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации: Монография. Новосибирск: Сибирская издательская фирма "Наука" РАН, 2003. С. 277. , аккумулирующий средства, направляемые на обеспечение стабильного финансирования текущих бюджетных расходов субъектов Федерации и расходов на нужды регионального развития;

ж) Сохранение полного государственного обеспечения и выплаты стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям, предоставленного обучающимся из числа детей-сирот. Образовательное учреждение содействует организации их лечения (ч. 9 ст. 6 ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ).

II) Транспортные льготы.

Дети-сироты, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы (ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ). Проезд осуществляется по предъявлении справки, подтверждающей указанный статус, либо данным лицам выдается льготный проездной билет в соответствующих транспортных организациях.

Порядок проезда детей-сирот, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

III) Льготы по медицинскому обслуживанию.

а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров предоставляется детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ).

б) могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно (ч. 2 ст. 7 ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ). В этих целях указанные лица подают заявление в администрацию учебного заведения либо в выборный орган соответствующего профсоюза.

IV. Жилищные льготы.

а) Дети-сироты, имевшие закрепленное жилое помещение (п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ), сохраняют на него право на весь период пребывания: в образовательном учреждении; в учреждении социального обслуживания населения; в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности; службы в рядах Вооруженных Сил РФ; нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Письмом Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" // Вестник образования. 1999. №8. С. 14. рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, затрагивающих права этой категории несовершеннолетних, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые возложены функции по заботе в отношении несовершеннолетних.

Обязательное предварительное разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок по отчуждению (продаже, дарению, обмену и др.) указанной жилой площади оформляется только в форме постановления (распоряжения) органа местного самоуправления и подписывается руководителем данного органа Письмо Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. №09-М "О защите жилищных прав несовершеннолетних" // Вестник образования. 1999. №8. С. 17. .

Продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей-сирот, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей) не рекомендуется.

б) Если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, лишившиеся родителей, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних обязаны в течение трех месяцев оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам (приватизировать) (ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №28. Ст. 959; Собрание законодательства РФ. 2006. №27. Ст. 2881. ).

Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

В случае длительного отсутствия несовершеннолетнего в таком помещении указанные органы и лица должны принять меры для его использования в интересах ребенка (например, сдать в аренду) (Письмо Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. №244/26-5).

в) Не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ). Жилые помещения предоставляются по договору социального найма на основании пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. №1. Ст. 14; 2006. №1. Ст. 10. органами местного самоуправления, ведущими учет таких лиц в соответствии с законодательством.

г) Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).

д) Временное проживание может предоставляться:

- специализированными учреждениями социального обслуживания (ст. 11 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"). К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние находятся в подобных центрах в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством и содержатся на полном государственном обеспечении Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" // Собрание законодательства РФ. 2000. №49. Ст. 4822. .

- образовательными учреждениями для детей-сирот в исключительных случаях (до одного года) выпускникам этих учреждений до их трудоустройства или дальнейшего обучения.

Администрация учреждения имеет право разрешать временно бесплатно проживать и питаться в учреждении указанным лицам (п. 35 Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676).

Для приобретения права пользоваться определенными льготами многодетные семьи должны быть зарегистрированы органами социальной защиты населения по месту жительства. Регистрация осуществляется на основании заявления, которое в указанный орган подает одним из родителей (усыновителей).

Вместе с заявлением могут предоставляться следующие документы:

документ, удостоверяющий личность;

копии свидетельств о рождении детей либо документы, подтверждающие усыновление (удочерение);

справка с места жительства или иной документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми;

справка об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей в возрасте от 18 до 23 лет Постановление Губернатора Приморского края от 5 сентября 2007 г. N 156-пг "Об утверждении Порядка регистрации многодетных семей на территории Приморского края и Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям" // Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края. 2007. №23. 5 сент. .

После регистрации семьи в качестве многодетной на имя одного из родителей (усыновителей) выдается документом, подтверждающим статус многодетной семьи, которым является удостоверение установленного образца.

Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (с изменениями от 25 февраля 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №19. Ст. 1044; Собрание законодательства РФ. 2003. №9. Ст. 851. этой категории граждан установлены следующие льготы:

1) скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Для получения данной скидки наниматель жилого помещения - многодетный гражданин обращается в жилищно-коммунальную организацию по месту жительства с приложением копии соответствующего удостоверения, а также по необходимости других перечисленных выше документов.

2) бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет.

По аналогии с другими категориями лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, данная льгота должна предоставляться аптечными учреждениями любых форм собственности по предъявлении удостоверения.

3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

Членам многодетных семей выдаются льготные проездные билеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты