Современное правовое регулирование социальных льгот
p align="left">Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении - это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты» Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2001. С. 513. .

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставлении той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обязанности содержать и поддерживать нетрудоспособных - это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социального общества» Азарова Е.Г., Козлов А.Е. Личность и социальное обеспечение в СССР. М.: Наука, 1983. С. 40. . Но если речь идет об обязанностях общества, уместно ли говорить о льготах?

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В соответствии с Законом №122-ФЗ, понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Поскольку в 122-м законе не проводится институционализация правовых льгот, то происходит взаимное отождествление этих терминов, а также их отождествление с понятиями «социальные гарантии», «компенсации», «субсидии». Поэтому в целях устранения подобного недостатка необходимо дать определение указанным правовым категориям, ориентируя тем самым правоприменителя на более адекватное и эффективное использование соответствующих юридических средств.

Во-первых, «социальные гарантии по существу представляют собой систему юридических, экономических, организационных, нравственных, политических условий, предпосылок, способов, средств, создающих равные возможности для субъектов в осуществлении их интересов, прав и свобод, и являются базовым, определяющим понятием по отношению к категориям "льготы", "компенсации", "меры социальной поддержки" и т.д.» Морозова И.С. Проблемы оптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. №8. С. 18. . Являясь разновидностью социальных гарантий, правовые льготы включают в себя следующие разновидности: компенсации, юридические привилегии, иммунитеты, субсидии, субвенции, социальные пособия, преференции.

Меры социальной поддержки предусматривают назначение денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), оказание социальных услуг, предоставление "монетизированных" льгот.

Социальные пособия - это «денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи. В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии)» Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. Учебник. М.: ТК Велби, КноРус, 2004. С. 115. . По другому определению, социальные пособия представляют собой меру государственной социальной защиты, заключающейся в назначении и выплате денежных средств на безэквивалентной нормированной основе законодательно установленным категориям граждан Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" // Собрание законодательства РФ. 2007. №1. Ст. 18. .

Компенсация направлена на возмещение реального ущерба, расходов, причиненных субъекту, и представляет собой одну из мер государственной социальной помощи (поддержки) Суховеенко Ю.В. Льготы и компенсации: справочник для населения. М.: Юристъ, 2006. С. 7. .

Субсидия - разновидность государственной социальной помощи, заключающаяся в выплате пособий в денежной или натуральной форме, предоставляемых государством за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов физическим лицам. Хотя в ФЗ «О государственной социальной помощи» впервые дано правовое определение такого понятия, как «субсидия» (ст.1) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Российская газета. 1999. 23 июля; 2004. 30 декабря. , в то же время следует остерегаться расширительного толкования норм Закона, действие которого не распространяется на правовое поле всех установленных весьма обширным действующим в нашей стране законодательством социальных пособий, субсидий, компенсаций и других всевозможных выплат. В частности, основания и порядок предоставления жилищных субсидий целиком и полностью регулирует Жилищный кодекс РФ Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14; 2006. № 1. Ст. 10.. Жилищная субсидия - это адресная мера поддержки семей, нуждающихся в помощи, со стороны государства, позволяющая им реализовать конституционное право на жилище и выполнить обязанность по его оплате. Она представляет собой способ уменьшения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг тех граждан (семей), чей доход не позволяет делать им это самостоятельно. В этом смысле жилищные субсидии следует отнести к числу видов государственной социальной помощи Поздняков С.А., Шибаев А.А. О социальной защите населения при реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Гражданин и право. 2003. № 4. С. 43..

Неоправданно, как представляется, устраняется из терминологии 122-го закона понятие «льготы», которое является устоявшимся и давно употребляемым в большинстве нормативно-правовых актов. Правовые льготы представляют собой юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющее для последних компенсационное, стимулирующее либо гарантирующее значение. Устанавливая определенные изъятия, исключения из единых требований нормативного характера, они позволяют дифференцированно подходить к вопросам регламентации определенных групп социальных связей, учитывать их специфические особенности в каждом конкретном случае, выделив положение отдельных категорий субъектов в той или иной области общественных отношений.

Как отмечают специалисты, «в теоретическом плане «льготы», как научная категория, введена для обозначения правомерных изъятий, исключений из общего, стандартного порядка правового регулирования» Льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным служащим, работникам и пенсионерам системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Методическое пособие. (Авторский коллектив). - М.: Типография МВД России, 2004. С. 11. , что позволяет четко разграничивать понятие «льготы» и смежные понятия - гарантии, меры социальной поддержки, компенсации и т.д. Неудачная замена терминов в законе является нарушением важнейшего принципа правовой политики, а точнее, научной обоснованности.

Представляется нецелесообразной и создающей опасность нарушения социальных прав концепция безальтернативного перехода от льготной системы социальной поддержки к компенсационной. Думается, что каждому гражданину следует предоставить реальную возможность выбора той формы социальной поддержки, которую он считает наиболее предпочтительной.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», Лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение в размере 450 руб. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума. В этой связи представляется целесообразным не только установить категории льготируемых граждан и виды предоставляемых им льгот, но и разделить все льготы на федеральные и региональные.

Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся:

- бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

- льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

- бесплатная установка телефона;

- налоговые льготы;

- предоставление ежемесячных денежных выплат;

- первоочередное бесплатное предоставление жилья;

- льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

- льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;

- обеспечение транспортными средствами;

- льготы по протезированию и т.д.

Льготы можно классифицировать и по категориям граждан, которым они предоставляются.

1.2 Принципы и содержание реформы (монетизации) социальных льгот в социальном обеспечении России

Основные принципы реформы льготирования в Российской Федерации не связаны с принципами социального обслуживания в целом, а напротив, устанавливают принципиально новые для отечественной правовой системы положения. Эти принципы изложены в преамбуле ФЗ №122. Как отмечают специалисты, «практика принятия программных документов приносит свои результаты и является оправданной, если предполагается внесение нескольких законодательных актов, изменяющих и дополняющих отдельные нормы различных законов на протяжении длительного периода времени. В случае же реформирования финансового или социального законодательства, суть которого сконцентрирована в одном законодательном акте, более эффективным является установление целей и задач непосредственно в тексте закона» Кудряшова Е.В. Правовое обеспечение приоритетных национальных проектов в контексте бюджетной реформы // Налоги. 2007. №7. С. 4. .

В рассматриваемом случае основные положения реформы монетизации сформулированы в Преамбуле Федерального Закона №122. Так как в нем пересекаются социальные вопросы и вопросы использования бюджетных средств, его структура содержит многочисленные разноплановые изменения в несколько законодательных актов одновременно. Данный Закон сложен и по содержанию, поскольку оформляет, как уже отмечалось, непопулярный шаг государства. Толкование этого Закона было бы практически невозможно, если бы не подробная преамбула, в которой четко определены цели законодателя и общие принципы применения Закона.

Вопрос о конституционно-правовом истолковании Федерального закона №122-ФЗ был поставлен главой города Твери и Тверской городской Думой в их совместной жалобе перед Конституционным Судом Российской Федерации. Причем вопрос касался бюджетных правоотношений, а именно совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат, который согласно Федеральному закону №122-ФЗ не может быть уменьшен при изменении порядка реализации льгот и выплат после введения в действие Закона. Решения судов всех инстанций при рассмотрении возникшего спора и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 г. №5-П во многом опирались на подробную преамбулу Федерального закона №122-ФЗ Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы" // Российская газета. 2006. 24 мая. .

В преамбуле Федерального закона №122-ФЗ содержатся несколько принципов, которые предлагают общие ориентиры правового регулирования реформ и инициатив в финансовой и социальной сферах. Эти принципы до принятия Закона о монетизации льгот уже были сформулированы в судебной практике, в частности в практике Конституционного Суда РФ. ФЗ №122-ФЗ являет собой новый позитивный опыт, когда принципы, выработанные практикой, получили полноценное воплощение в преамбуле Закона.

Преамбула Федерального закона N 122-ФЗ устанавливает, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

- при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. В частности, как указал в упомянутом Постановлении от 15 мая 2006 г. №5-П Конституционный Суд РФ, положения статьи 153 данного Федерального закона, предопределяющие развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки, а также содержание соответствующих правовых норм, конкретизируют приведенные положения преамбулы. По смыслу данной статьи, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Это означает, что тем самым пролонгируются федеральные гарантии общедоступности дошкольного образования, которые содержались в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 6 марта 1992 года N 2464-1 Постановление Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. №2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №12. Ст. 621. . Таким образом, в силу положения абзаца второго части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ сохраняется обязанность органов местного самоуправления при реализации полномочия по установлению платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях обеспечивать пропорции в распределении расходов на содержание детей между родителями и муниципальными образованиями, ранее установленные Российской Федерацией и действовавшие по состоянию на 31 декабря 2004 года. Этим, однако, не исключается право федерального законодателя - в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 71, пункт "в") и с учетом настоящего Постановления - предусмотреть в дальнейшем иные формы и способы реализации конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного образования;

- реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

- предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений. Такая проблема возникла применительно к оплате труда специалистов села. «Это, в частности, было закреплено Законом РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 "О социальном развитии села". Статья 22 указанного Закона гласила: "Установить специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта, работающим на селе, повышенные на 25 процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях"… Однако согласно ст. 156 закона N 122-ФЗ с 1 января 2005 года Закон РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 "О социальном развитии села" признан утратившим силу… Означает ли это, что специалисты, работающие на селе, лишены права на повышение окладов (ставок)?» Кадыров Ф.Н. Меры социальной поддержки работников, работающих на селе, в свете нового законодательства // Менеджер здравоохранения. 2006. №10. С. 22. . Несмотря на то, что Ф.Н. Кадыров не находит правового решения этой проблемы, тем не менее представляется, что в целях адаптации условия действующих трудовых договоров со специалистами села не могут быть изменены работодателями в одностороннем порядке. Иначе говоря, в данном случае вопрос должен решаться через трудовое, а не социальное законодательство, но на принципах, установленных последним.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты