Социальный портрет подростка с девиантным типом поведения
p align="left">На открытый вопрос "Что бы Вы хотели изменить в своей жизни?" были получены в основном однообразные ответы: все - 7%, ничего -9%, характер - 6%. Один человек хочет изменить свое материальное положение, один родителей.

Итак, на учете в милиции состоят в основном подростки 16 - 17 лет, в основном это мальчики, живущие в неполной семье среднего достатка у которых есть условия для отдыха и занятий (имеют свою комнату и стол для занятий). На учет были поставлены из-за самовольного ухода из дома (бродяжничество), краж, разбоев, грабежей, отсутствие на уроках без уважительной причины, употребление алкоголя и антиобщественную деятельность. Среди этих подростков самыми распространенными личностными качествами являются: подверженность внешнему влиянию, скрытность, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, агрессивность, неадекватная реакция на замечания, безответственность, конфликтность, не сдержанность. Сами подростки охарактеризовали себя как самостоятельных, добросовестных и внимательных. В других людях ценят честность, отзывчивость, жизнерадостность, но не ценят терпеливость и скромность.

В будущем обеспокоены проблемой с устройством на работу, волнуются за свою жизнь и близких из-за роста преступности, опасаются остаться без материальных средств к существованию. В жизни хотят добиться высокооплачиваемой работы, создать прочную, счастливую семью и воспитать хороших детей. Считают, что для создания семьи важна взаимная любовь, опыт совместного быта и чтобы партнеры подходили по уровню образования, культуры. В воспитании детей считают необходимым: дать хорошее образование, воспитать честность, доброту, отзывчивость.

Для большинства подростков с девиантным типом поведения авторитетным человеком является кто-то из членов семьи или семья в целом. Но своими проблемами подростки предпочитают делиться со своими друзьями. Чаще всего подростки вступают в конфликтные ситуации с учителями и с незнакомыми людьми, реже с родителями и одноклассниками. Большинство подростков планируют поступить в институт, а после работать в сфере бизнеса (быть бизнесменом) или юридической сфере.

Большинство состоящих на учете, считают, что у них много друзей, в то же время около половины иногда чувствуют себя одинокими. В друзьях ценят умение прийти на помощь и честность.

Больше половины подростков ни чем не увлекаются, свободное время предпочитают проводить на улице с друзьями или дома перед экраном телевизора. Но в то же время, если им предложить востребованные бесплатные курсы на них пойдут почти все. На просмотр телевизора тратят один - два часа в день, предпочтение отдается кинофильмам, ток шоу и развлекательным телепередачам. Новостные и политические передачи популярностью не пользуются. Любимым жанром кино и литературы у подростков является фантастика и детектив.

Подростки с девиантным типом поведения плохо заботятся о своем здоровье, больше половины из них имеют одну и более вредных привычек, но хотят от них избавиться. Считают, что сексом можно заниматься с 15-16 лет. Больше половины вступали в половые отношения так же в возрасте 15-16 лет. И все таки, в глазах окружающих хотят выглядеть лучше, чем они есть, стремятся к социально одобряемым целям.

Таким образом, по полученным данным можно сказать, что подростки и молодежь - основной контингент и резерв организованной преступности, латентность которой чрезвычайна высока.

Официальная статистика не всегда отображает реальные положение преступности несовершеннолетних. Доля подростковых правонарушений в общем массиве регистрируемой преступности постоянно снижалась, и в 2001 году она была втрое ниже, чем в советские времена. При этом доля несовершеннолетних и молодежи в населении относительно снижалась за анализируемый период времени

Статистические данные по преступности несовершеннолетних Иркутска и Иркутской области ни чем не отличаются от общих данных по России. Остро стоит проблема высокой латентности преступлений совершенных подростками или с их участием.

По проведенному исследованию были получены следующие данные: Большинство подростков проживают в неполных семьях со средним материальным достатком. У них есть все условия для отдыха и занятий (своя комната или "угол"). При наличии всех выше перечисленных данных более половины подростков не успевают по школьной программе, т.е. средним баллом в их аттестате является удовлетворительно (по данным, полученным от инспекторов ПДН).

Самой распространенной причиной постановки на учет является самовольный уход из дома, бродяжничество; кражи, разбой, грабеж, хищения поставлено; отсутствие на уроках без уважительной причины; употребление алкогольных напитков; антиобщественная деятельность.

По характеристикам, данным инспекторами ПДН можно сказать, что самыми распространенными качествам, которыми обладают подростки с девиантным типом поведения, являются: подверженность внешнему влиянию; скрытность; эмоциональная не устойчивость; вспыльчивость; агрессивность; не адекватная реакция на замечания; безответственность; конфликтность, не сдержанность. Положительной характеристикой обладают всего несколько человек, это подростки, которые были поставлены на учет в милицию из за незначительных проступков. Высшее образование хотят получить более половины опрошенных. В будущем хотят иметь высокооплачиваемую работу, создать прочную семью и воспитать хороших детей. При использовании разных методов в исследовании выявилось, что подростки давали социально одобряемые ответы, которые не соответствуют действительности. Не адекватно оценивают свои жизненные перспективы, имея в школьном табели успеваемости среднюю оценку "удовлетворительно", большинство планирует поступить ВУЗ, а в дальнейшем иметь высокооплачиваемую работу. Многие приписывают себе положительные личностные характеристики, которыми они не обладают.

Заключение

Под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Причинами отклонений может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения. Это: биологические теории девиантности; эволюционная теория поведения; социально-психологические теории девиантности; социологические теории девиантности.

В настоящее время возрастает динамика крайних форм девиаций, а именно - делинквентного поведения. Рост делинквентного поведения среди подростков является индикатором, отражающим криминогенный эффект трансформационных изменений, происходящих в обществе, причем наблюдается тенденция омоложения подростковой делинквентности, возрастают агрессия, жестокость со стороны подростков, отсутствие чувства сострадания. Особенностью подростковой делинквентности является то, что грани между "обычной" девиацией и делинквентным поведением размыты в силу правового статуса подростка. Таким образом, подростковую делинквентность можно определить как отдельный поступок или систему поступков, в которых устойчиво проявляются отклонения от официально установленных норм, в том числе уголовно-правовых.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Российское общество сегодня находится в состоянии аномии, причем криминализация общества привела к тому, что сегодня стирается грань между социально-позитивным и негативным поведением. Трансформационное общество сегодня оказывает негативное воздействие на процессы, происходящие в обществе.

Подрастающее поколение изначально обречено на кризисную социализацию в современных условиях, причем девиантное поведение сегодня является большей нормой для подростков, чем законопослушное, общественно-полезное поведение. Отсутствие какой-либо идеологии, значимых ценностных ориентаций привело к тому, что современные подростки воспринимают элементы криминальной субкультуры как наиболее приоритетные в настоящее время. Негативные социальные причины становятся источниками конфликтности между обществом и подрастающим поколением. Наблюдая резкую поляризацию, подростки испытывают чувство разочарованности, что способствует увеличению фактов вовлечения подростков в криминальные группировки, в употребление наркотических средств, в занятие проституцией.

Главная особенность преступности несовершеннолетних в том, что она носит преимущественно групповой характер. Причинами высокого уровня групповой преступности несовершеннолетних являются: несправедливое имущественное расслоение общества, относительное обнищание широких слоев населения; общая психологическая напряженность в обществе неопределенность перспектив дальнейшего его развития; пересмотр этических норм и ценностей, общепринятой картины истории и культуры; сужение возможностей молодежи в приобщении к социально полезной деятельности, удовлетворении своих потребностей и интересов посредством институционных форм.

Условиями, способствующими росту групповых преступлений несовершеннолетних, выступают: неорганизованность досуговой сферы жизнедеятельности подростков, безнадзорность, отсутствие своевременного и эффективного профилактического воздействия, слабое реагирование на факты предпреступного и преступного поведения несовершеннолетних и их взрослых соучастников, кризис системы уголовных наказаний и ресоциализации ранее осужденных.

Очевидны следующие тенденции преступности несовершеннолетних: некоторое сокращение их общего количества; уменьшение, изнасилований, хулиганств; увеличение разбоев, грабежей, краж.

Что касается реальной преступности, как взрослой, так и подростковой, то сведения о ней просто отсутствуют в виду высокой латентности. В целом же уровень насилия и преступности в отношении подростков и детей со стороны взрослых гораздо выше, чем подростковое насилие в отношении взрослых.

По данным, полученным в нашем исследовании, самыми распространенными причинами постановки на учет является самовольный уход из дома, бродяжничество; кражи, разбой, грабеж, хищения; отсутствие на уроках без уважительной причины; употребление алкогольных напитков; антиобщественная деятельность (сведения, полученные при анализе учетно-профилактических карточек).

По характеристикам, данным инспекторами ПДН можно сказать, что самыми распространенными качествам, которыми обладают подростки с девиантным типом поведения, являются: подверженность внешнему влиянию; скрытность; эмоциональная не устойчивость; вспыльчивость; агрессивность; не адекватная реакция на замечания; безответственность; конфликтность, не сдержанность. Положительной характеристикой обладают всего 9%, это подростки, которые были поставлены на учет в милицию из за незначительных проступков.

Большинство подростков состоящих на учете в милиции проживают в неполных семьях, материальное положение своей семьи охарактеризовали как среднее. У большинства есть все условия для отдыха и занятий. При наличии всех выше перечисленных данных более половины подростков не успевают по школьной программе, т.е. средним баллом в их аттестате является удовлетворительно (по данным, полученным от инспекторов ПДН). Это характерно как для мальчиков, так и для девочек. По этому немного странными выглядели их ответы, данные на вопрос "Куда Вы планируете поступить после школы?" и "Нравится ли вам учиться в школе". Больше половины подростков указали на то, что им нравиться учится в школе. Высшее образование хотят получить больше половины респондентов. А самыми популярными профессиями были: бизнесмен; нотариус, юрист, адвокат; бухгалтер; врач, фармацевт. Всего один процент опрошенных выбрали для себя рабочие специальности. Эти подростки стремятся к социально одобряемым целям и не адекватно оценивают свои жизненные перспективы. В действительности большинство несовершеннолетних состоящих на учете идут учиться в профессиональные училища, но заканчивают их далеко не все. В высшие учебные заведения поступают достаточно малое количество подростков. Есть такие, которые попадают в места лишения свободы, остальные идут либо работать, либо ни чем не заняты.

Честность, отзывчивость, инициативность и жизнерадостность это качества, наиболее ценимые подростками в других людях. Считают что им самим в наибольшей степени присущи такие качества как: самостоятельность; внимание, чуткость, доброта; добросовестность и уважение к старшим. В этом вопросе подростки тоже давали социально одобряемые ответы.

В жизни хотят добиться высокооплачиваемой работы, создать прочную, счастливую семью, воспитать хороших детей, быть уважаемым человеком.

Опрошенных подростков в будущем беспокоят больше всего проблемы с устройством на работу; опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности; так же опасаются остаться без материальных средств к существованию.

По мнению подростком самым необходимым для создания семьи является: взаимная любовь; опыт совместного; чтобы партнеры подходили по уровню образования, культуры. В воспитании детей считают необходимым: дать хорошее образование; воспитать честность доброту, отзывчивость; сформировать целеустремленность, деловые качества, "хватку".

Для большинства респондентов авторитетным человеком является кто либо из членов семьи. Своими проблемами подростки предпочитают делиться со своими друзьями или родителями. Настораживает тот факт, что ни один из опрошенных не воспринимает учителей как советников. Учителя, социальные педагоги, психологи не являются авторитетами для подростков. Чаще всего подростки вступают в конфликтные ситуации с учителями и с незнакомыми людьми.

В свободное время подростки гуляют с друзьями; смотрят телевизор (кинофильмы, ток шоу, игры, викторины, юмор, развлекательные телепередачи, сериалы) играют в компьютер; ходят на дискотеки, в кафе. Любимым жанром кино и литературы у подростков является фантастика и детективы.

Только треть опрошенных посещает клубы и секции, причем к клубам отнесли ночные заведения (Объект 01, Мегаполис и т.д.). Если предоставить подросткам бесплатно посещать некоторые курсы, то они выберут: курсы вождения, дизайна и юридические курсы. Такой возможностью воспользовались бы почти все опрошенные.

Большинство опрошенных считает, что у них много друзей, но при этом около половины часто или иногда испытывают чувство одиночества. В друзьях ценят умение прийти на помощь и честность.

Интересные данные были получены на вопрос: "Заботитесь ли Вы о своем здоровье?" большинство ответили, что заботятся постоянно, при этом половина так ответивших курит, употребляет алкоголь и т.д., а так же хочет избавиться от вредных привычек. Большинство респондентов уже вступали в половые отношения.

Подросток с девиантным типом поведения обладает следующими чертами: агрессивен, конфликтен, подвержен внешнему влиянию, безответственен. Употребляет алкоголь, курит, в интимные отношения вступает в возрасте 15 лет, живет в неполной семье со средним достатком, систематически уходит из дома и не посещает школу. В свободное время гуляет с друзьями, смотрит телевизор, играет в компьютер, искусством не увлекается. Больше всего беспокоится о своем материальном положении. Хочет иметь высшее образование и работать на управляющей должности с высокой заработной платой. Общителен, имеет много друзей, но иногда испытывает чувство одиночества. В глазах окружающих хочет выглядеть лучше, чем он есть.

Проблема противоправного поведения несовершеннолетних не окажется решенной в одночасье: для того, чтобы она потеряла свою остроту, необходимо, по крайней мере, несколько факторов:

1) решение социальных, экономических проблем, включая повышение материального уровня среднестатистической российской семьи, повышения общего уровня образования, юридической и медицинской грамотности населения;

2) повышение правового самосознания граждан, общей правовой культуры общества;

3) создание системы учреждений, в которых совместно работали бы юристы, психологи, врачи-психиатры, социальные работники, где оказывалась бы правовая и медико-психологическая помощь подросткам и членам их семей, осуществлялись бы комплексные программы мониторинга, профилактики и коррекции, была бы доступна медицинская и социальная помощь, поставленная на современный уровень;

4) создание системы мер, направленных на профилактику (превенцию) правонарушений несовершеннолетних и реабилитацию (ресоциализацию) подростков, уже совершивших противоправные действия;

Список литературы

1. Акбаров, Н.Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних. Региональные проблемы борьбы и профилактики / Н.Г. Акбаров. - Казань : Изд-во казан, ун-та, 1999. - С. 12.

2. Акбаров, Н.Г. Преступность несовершеннолетних как социальное явление: (По материалам Республики Татарстан) : Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / Н.Г. Акбаров. - Казань, 1999.

3. Альманах "Неволя". Приложение к журналу "Индекс/Досье на цензуру" 3-2005 Яков Гилинский Преступность несовершеннолетних в России.

4. Альманах "Неволя". Приложение к журналу "Индекс/Досье на цензуру" 3-2005 Валерий Абрамкин Малолетний криминал.

5. Антонян, Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве / Ю.М. Антонян // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. - М. : ВНИИ МВД СССР, 1983. - С. 114-116.

6. Антонян, Ю.М. Преступность среди женщин / Ю.М. Антонян. - М. : "Российское право" Наука, 1992. - С. 57.

7. Анурин, В.Ф. Основы социологических знаний : Курс лекций по общей социологии. - / В.Ф. Анурин. - Н. Новгород, 1998. - 324 с.

8. Анурин, В.Ф. Основы социологических знаний : Курс лекций по общей социологии / В.Ф. Анурин. - Н. Новгород, 1998. - С. 346.

9. Анфалова, И.В. Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2007.

10. Арефьев, А.Л. Беспризорные дети России / А.Л. Арефьев // СОЦИС. - 2003. - № 9. - С. 61-72.

11. Арефьев, А.Л. Поколение, которое теряет Россия / А.Л. Арефьев// СОЦИС. - 2002. - № 2. - С. 43.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты