Социальное сиротство в России
p align="left">В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно применять различные виды психологической помощи: индивидуальное консультирование, групповую работу, психокоррекцию и психотерапию. Цель работы психологов состоит в том, чтобы способствовать

психическому развитию детей-сирот и их адаптации к жизни, как в учреждении, так и за его пределами. Наиболее эффективной формой являются активные групповые занятия, на которых дети учатся навыкам конструктивного общения, овладению своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению давать и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты.

Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Поэтому для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углубленную диагностику по выявлению блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т.д. В связи с этим, прежде всего, необходимо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка, а только потом заниматься развитием психических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, совместимость, желание вместе заниматься.

Индивидуальная работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, во многом определена размытостью личных границ проблемы, отсутствием защищенности личного пространства. Например, это может проявляться в таких особенностях поведения воспитанников, что любая закрытая дверь воспринимается обитателями детского дома или интерната как сигнал к тому, что ее надо открыть. Физическое нахождение ребенка в пространстве и времени с другими детьми автоматически не ведет к психологическому сплочению группы. Желание ребенка побыть одному, в одиночестве, или получить внимание к себе со стороны взрослого не может быть удовлетворено воспитателем. При этом ребенок отказывается от совместной деятельности с другими детьми, не хочет проводить свободное время со всей группой, что вызывает недовольство воспитателя.

Индивидуальная работа психолога с ребенком может способствовать его психическому развитию, умению справиться со своими чувствами и эмоциями.

Для выполнения перечисленных направлений деятельности психолог должен получать обучение специфическим формам работы, например терапии кризисных ситуаций,, разрешению конфликтных ситуаций, снятию стрессов у детей и взрослых, игро-, арт- и музыкотерапии и т.д. Все это ставит вопрос о необходимости вносить изменения в подготовку психологов, повышение их квалификации.

Закрытость жизни детей в сиротских учреждениях определяет и закрытость опыта работы сотрудников. Поэтому для оказания эффективной психологической помощи психолог должен посещать другие учреждения такого типа, стажироваться в учреждении для детей-сирот, обмениваться опытом по отдельным вопросам и проблемам. Психологи нескольких учреждений для детей-сирот могут участвовать в совместной работе по какому-то направлению деятельности. Профессиональное общение, знакомство с опытом работы, применяемыми методиками, оборудованием благоприятно влияет на качество работы психолога.

Для изменения ситуации в учреждениях необходимо, чтобы в каждом из них была создана и работала психологическая служба. Ее деятельность должна помочь детям компенсировать полученные психические травмы, восстановить личностную целостность ребенка, продолжить полноценное развитие ребенка. Психологическая помощь требуется и персоналу для осознания ответственности в работе с детьми, проявления активности, самостоятельности и т.д.

Таким образом, основной задачей, обеспечивающей оптимальную коррекцию психического развития ребенка, реализующаяся при создании психологической службы в детском доме является работа с детьми посредством методов психологического воздействия (разнообразных форм групповой и индивидуальной терапии).

Тем не менее, при работе с детьми дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, остается ряд неучтенных факторов, без которых невозможно полноценное психосоциальное развитие ребенка.

Отдельной проблемой является процесс социализации детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Дошкольный возраст является начальным этапом социализации. В процессе игры ребенок усваивает социальные роли, которые он впоследствии будет реализовывать в дальнейшей жизни. Как было отмечено выше, воспитание в условиях интернатного учреждения затрудняет процесс социализации ребенка, что впоследствии отражается на всех сферах жизнедеятельности во взрослой жизни. И при разработке плана мероприятий, проводимых с воспитанниками, необходимо предусматривать мероприятия, способствующие знакомству детей с социальным миром. Эти мероприятия могут проводится в игровой форме (профессии, дочки- матери, игры, в процессе которого ребенок усваивает базовые бытовые навыки (например, «Я готовлю обед» с использованием игрушечной посуды, «Я строю дом» и т.д.))-

С приходящими взрослыми (родственниками и т.д.), которые общаются с ребенком и являются его потенциальными приемными родителями, не проводятся работы по подготовке к полноценному общению с усыновляемым ребенком, что не позволяет в полной мере дать эмоциональный настрой и получить важные психо-тактические навыки поведения при возникновении проблем в процессе воспитания ребенка, обладающего специфическими личностными особенностями, в силу его развития в условиях интернатного учреждения. Такое положение дел может привести к тому, что приемные родители возвращают ребенка обратно в детский дом, а это, в свою очередь, влечет за собой получение психологических травм самим ребенком. В этом случае можно порекомендовать проведение психологических семинаров и тренингов, оказание консультаций по формированию адекватного восприятия взрослыми поведенческих особенностей и психоэмоциональных реакций трудного ребенка.

Специфика работы в системе работы в учреждениях для детей-сирот является причиной деформации личности педагога. Чем больше стаж работы, тем сильнее деформирована эмоциональная сфера педагога. Он вынужден испытывать постоянное давление со стороны администрации, а также постоянный протест детей, с другой стороны. И для решения этой проблемы необходимо проводить работу с педагогическим коллективом. Так как специалисты психологической службы должны быть, прежде всего, ориентированы на работу с детьми, они не могут в полной мере своевременно выявлять различные проблемы сотрудников детского дома (психологические социальные, бытовые), снижающие эффективность работы педагога в условиях постоянного эмоционального напряжения. Эта проблема тем более важна, так как психоэмоциональное состояние педагога сильно отражается на детях, для которых он может являться значимым взрослым. Взаимодействие между педагогом и ребенком, приобретающее негативный характер, значительно усложняет, а в отдельных случаях может свести на нет, эффективность работы, направленной на коррекцию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость создания системы социально-психологической помощи сотрудникам детского дома, что включает в себя своевременное выявление проблем, возникающих у сотрудников с последующим направлением к психологу, медицинскому работнику и т.д.; организация научно-практических семинаров, курсов повышения квалификации, для проведения которых могут приглашаться высококвалифицированный специалист-психолог или команда психологов.

Обозначенные проблемы не могут быть устранены в рамках работы воспитателей и психологов, так как это требует значительных усилий по грамотной организации мероприятий, направленных на устранение факторов, снижающих эффективность психолого-педагогической работы. И здесь возникает необходимость привлечения к работе в детском доме социального работника, деятельность которого при совместном сотрудничестве со специалистами существующих в интернатных учреждении служб, обеспечит полноценное взаимодействие специалистов детского дома и значительно повысит эффективность воспитательного процесса дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

Семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.

К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.

Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

Значительное место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с ними, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома. Принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе. Участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях. Посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии. Посещают трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация детей-сирот. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том числе общения в семье. Я считаю, что было бы очень полезно и эффективно, если бы обычные, полноценные семьи могли бы принимать к себе на время (на выходные) детей из детских домов, для того чтобы дети-сироты усвоили навыки семейного общения и поняли что такое семья «изнутри». Чтобы дети-сироты ощущали заботу, родительское тепло, узнавали «мир» семьи, ощущали себя полноценными людьми.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.

Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000.

Алексеева Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001.

Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.

Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. - М.: Проспект, 2002. - 240 с;

Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192с;

Выгодский Л. Основы дефектологии. - СПб: Лань, 2003. - 656с.

Гогоева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. - М.: - Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 249 с.

Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». 2003 год.

Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб.: Паритет, 1999. - 224 с;

Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. - М.: Когнито - Центр, 2000.-351 с;

Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ, 2002;

Жестокое обращение с детьми / Под ред. Сафроновой Т.Я. - М., 2001.

Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. - М.: Институт социологии РАН, 2002. - 240 с;

Жуков В.И. Университетское образование: история, социология, политика. - М.: Перспектива, 2005. - 254 с.

Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. - М.: Академический Проект, 2003. - 656 с.

Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»; М.: Издательство МГСУ «Союз», 2001. - 848 с.

Жуков В.И. Социальное образование в России. - М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998 - 55 с.

Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - Академия, 2003. - 224 с;

Зыков М.Б. Семья и общество: интегральное воспитание // Семья в России. - М., 2003.

Иванова Н.П. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). - М., 1999.

Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Адаптация детей в замещающей семье: Пособие. - М., 2002.

Ильдарханова Ф.А. Семья и личность: опыт социально-педагогического анализа. - Казань, 2002.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.-160 с.

Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-192 с;

Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 761 с;

Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002;

Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети / Социальная педагогика 1/05;

Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992.

Консультирование детей в психолого-педагогическом центре. - М.: ГНИЙ семьи и воспитания, 1998. - 168 с;

Королев Ю.А. Семейное право России: Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 1999.

Комплексное социолого-криминалистическое исследование причин роста беспризорности среди несовершеннолетних и распространение наркомании в среде беспризорных в городе Москве. // Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. Выпуск № 1; - М., 2002.

Лекции по технологии социальной работы: в 3 ч. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: СТИ, 1998;

Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование. - М.: Наука, 1993.-238 с;

Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2002. - 182 с.

Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Е.В. Бурмистрова, В.Ю. Меновщиков, Н.Г. Осухова и др.; Под общ. ред. Н.Г. Осуховой; М - во труда и социального развития Российской Федерации и др. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.

Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно- практическое пособие/ Под ред проф., докт. юрид. наук Р.П. Мананковой. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 248 с.

Нечаева A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 2000.

Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сб. нормат. Актов РФ / М-во труда и соц. развития РФ и др. - М.: Просвещение, 2003. -320.

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с;

41.Положение детей в Российской Федерации. Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы / Пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2003. - 304;

42.Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2003. - 448 с.

43.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: Юрайт - М, 2001.-448 с;

44.Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. 2-е издание / Под ред. А.Н. Савинава, Т.Ф. Зарембо. - М.: Академия, 2004. - 192 с;

45.Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. Сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1989. - 228 с;

46.Общественный контроль / Детский дом 4(13) 2004;

47.О положении детей в РФ. Государственный ежегодный доклад. 2002 год. - М., 2002.

48.Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка: Сборник-справочник / Сост. Н.П. Иванова, Е.И. Рыбинский. - М., 1998.

49.Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования. - М.: ПЕР СЭ, 2003.-208 с;

50.Практическая психология образования. - М.: ТЦ Сфера, 1998. - 528 с;

51.Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: нормативные правовые акты. - М.: ГНИЙ семьи и воспитания, 2002, - 336 с;

52.Проблемы социального сиротства / Под ред. Л.И. Смагиной. - Минск: ГДП «Спектр - Диалог», 1999. - 104 с;

53.Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних: в помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Отв. Ред. Г.М. Иващенко. - М., 2002.

54.Психологическое обеспечение развития личности в учреждениях интернатного типа (сост. Шелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцов И.С. Щенников С.В.) - Арзамас, 2003;

55.Работа впустую: Сирот не становится меньше / Социальная педагогика 4/04;

56.Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). - М., 2004.187 с. (Сер.: Научные школы МГСУ).

57.Сборник нормативно правовых актов РФ и г. Москвы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Благотворительный центр «Соучастие в Судьбе», 2000.

58.Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. - М.: Дом, 1995.

59.Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Добро без границ: Сб. ~ Сыктывкар, 2002;

60.Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении. - М., 1996.

61.Система работы с дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения, /сост. Кузнецова Г.А./ - М.: Просвещение, 1999;

62.Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. - М., 1999.

63.Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под общ. Ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и соц. развития РФ - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

64.Федорова А.И. и протоирей Дмитрий Смирнов. Крошка сын к отцу
пришел, и спросила кроха/ Детский дом 1 (10)/2004;

65.Шульга Т.И., Олифриенко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М., 1997.

66. www.pedsovet.ru;

67. www.ug.ru;

68. www.subscribe.ru.

69. www.det-dom.narod.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты