Анализ состояния проблемы воспитания детей-сирот дошкольного возраста свидетельствует о том, что при проведении воспитательной работы с детьми в условиях детского дома делаются попытки поиска новых путей и методов работы с ними. На государственном уровне принят ряд важных документов международного и общероссийского значения, такие, как: Декларация ООН (от 3 декабря 1986 г.), Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), Семейный кодекс Российской Федерации (от 8 декабря 1995 г.); Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 3 июля 1998 г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 г. с последующими поправками от 08 февраля 1998 г. и 08 апреля 2002 г.). На социальную защиту детей-сирот направлен ряд правительственных постановлений: «О приемной семье» (от 17 июля 1996 г.), «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (от 29 марта 2000 г.), «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей» оставшихся без попечения родителей» (от 14 мая 2001 г.), «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (от 29 марта 2002 г.), «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних на 2002 г.» (от 19 июля 2002 г.) и некоторые другие документы.
Разработаны и реализованы федеральные целевые программы, такие, как: «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Несмотря на попытки совершенствования организации воспитательного процесса, анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время положение детей-сирот, воспитывающиеся в условиях детского дома, является довольно тяжелым. Как было отмечено на Всероссийском совещании директоров детских домов, критерием эффективности сиротских учреждений становится лишь создание уюта, условий для проживания детей, а уровень личностного, интеллектуального их развития уходит на второй план. Эта проблема актуальна и по сей день.[ Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ, 2002.]
Увеличение количества детей-сирот закономерно приводит к росту числа учреждений для их содержания. К концу 2001 г., по данным Минобразования РФ, в России насчитывалось 246 домов ребенка и 1429 детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей. В них содержалось 183,5 тыс. воспитанников; 347,5 тыс. человек находилось под опекой; 154,2 тыс. детей были усыновлены. На начало 2003 года государственная сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей насчитывала 2740 учреждений, многие из них переуплотнены, в них содержится более 270 тыс. детей. За прошедший год рост числа детей в учреждениях составил 36 тысяч.[ Работа в пустую: Сирот не становится меньше / Социальная педагогика 4/04.]
«Декларируемая и проводимая обществом политика социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целью которой является их социальная защищенность, на практике зачастую не приводит к ожидаемым результатам. Складывается парадоксальная ситуация: на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются достаточно большие ресурсы, а эффективность всех усилий непропорционально мала -- ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказывается незащищенным как в детском доме или школе-интернате, так и в дальнейшей самостоятельной жизни.[ Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Добро без границ: Сб. ~ Сыктывкар, 2002.]
Сегодня каждый пятый ребёнок в стране, который остался без попечения родителей, проживает в интернате. Многие из этих учреждений переполнены. Как результат -- многим детям попросту не хватает места. И они вынуждены годами жить в приютах социальной защиты населения, которые предназначены только для временного пребывания. А ситуация со строительством новых и реконструкцией старых интернатов, по оценке Главного контрольного управления при Президенте России, признана вообще неудовлетворительной.[ Работа в пустую: Сирот не становится меньше / Социальная педагогика 4/04.] Более 40% зданий и сооружений требуют капитального ремонта, потому что находятся в аварийном состоянии. 4,8% не имеют центрального отопления, а 5,6% -- канализации. В некоторых интернатах дело дошло до того, что на двоих воспитанников приходится одно пальто. Как отмечают в Контрольном управлении, в некоторых приютах воспитанники не имеют на своих обеденных столах творога, сыра, масла, сметаны, а яблоки и соки получали только два раза в течение года. По-прежнему сохраняется критическая ситуация с материально-техническим обеспечением учреждений. Более 40% зданий и сооружений учреждений системы образования требует капитального ремонта, 2,7% -- находится в аварийном состоянии, 4,8% -- не имеет центрального отопления, 5,6% -- канализации. Во многих учреждениях требует замены технологическое оборудование пищеблоков, мебель, сантехническое оборудование, однако в оборудование, необходимое для обеспечения жизнедеятельности детей, не приобретается.[ www.subscribe.ru]
Условия содержания детей во многих учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за хронического недофинансирования не соответствуют предъявляемым требованиям. Во многих учреждениях воспитанники несвоевременно либо не в полном объёме обеспечиваются одеждой и обувью, мягким инвентарём, игрушками, учебно-методической и художественной литературой, полноценным питанием.
Не уделяется достаточного внимания здоровью детей. По данным всероссийской диспансеризации, в детских домах признаны здоровыми только 22,5% детей, в детских домах-интернатах -- 13,8% детей.[ Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети / Социальная педагогика 1/05.]
Во многих образовательных учреждениях для детей-сирот не выполняются требования законодательства о пожарной безопасности. В Москве в 22 проверенных прокуратурой детских домах выявлено несоблюдение правил и норм пожарной безопасности, отмечено нерабочее состояние автоматической пожарной сигнализации и отсутствие договоров на её техническое обслуживание. По результатам проверки руководителям 12 детских домов вручены предписания об устранении недостатков, 8 руководителей привлечено к административной ответственности. Также Минобразования России, Минтрудом России и Минздравом России допускается неэффективное использование бюджетных средств.[ Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети / Социальная педагогика 1/05.]
Таким образом, бытовые условия жизни детей-сирот в детском доме часто не соответствуют нормальным, что затрудняет их полноценное физическое, психическое и социальное развитие.
В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не допускается:
- применение физического и психического насилия;
- применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
- применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих
человеческое достоинство;
- уменьшение норм питания;
- лишение прогулок.
По данным Заключения по итогам общественного контроля образовательных и социально-реабилитационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Перми и Пермского района Пермской области,[ Общественный контроль / детский дом 4(13) 2004.] в детских домах применяются недопустимые методы наказания, наносящие вред психическому, а в крайних случаях, и физическому здоровью ребенка. Эта ситуация типична для многих детских домов.[ Федорова А.И. и протоирей Дмитрий Смирнов. Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха/ Детский дом 1 (10) 2004.]
ставят в угол;
не отпускают гулять;
не разрешают смотреть телевизор;
запрещают заходить в игровую комнату;
лишают развлекательных поездок;
кричат.
Подобные методы наказания, типичные для семейных отношений (например, ставить ребенка в угол), приобретают в детских домах дискриминационный, унизительный оттенок в связи с их публичностью, которая неизбежна при коллективных методах воспитания.
Таким образом, детям, у которых практически отсутствуют позитивные ролевые модели поведения в обществе, персонал детдома неосознанно подает пример унижающих достоинство мер поддержания дисциплины. Тем самым взрослые способствуют закреплению иерархии, основанной на «праве сильного», которую сами же и формируют.
В условиях коллективного проживания право ребенка на частную жизнь подвергается наибольшему ограничению:
- в большинстве случаев у ребенка нет возможности уединиться, дети постоянно чувствуют на себе взгляд воспитателя, постоянно находятся в обществе других детей (по рекомендациям психологов, каждому человеку, из соображений «психической гигиены», необходимо проводить минимум один час в сутки наедине с собой);
- набор личных вещей ограничен. Книги, игрушки, даже одежда не являются личными. В некоторых интернатах игрушки есть только в игровой комнате и не выносятся за ее пределы. Личные вещи иногда хранятся у воспитателей;
часто дети живут в переполненных группах, по 5-7 человек в спальне;
во многих детских домах при жесткой регламентации распорядка дня у детей нет возможности иметь свой досуг.
Многие ограничения частной жизни вытекают из особенностей коллективного проживания. Закрытость и чрезмерная регламентация жизни в условиях детского дома приводят к отсутствию релаксации, т.е. ребенок не может расслабиться, побыть один. Его все время окружают одни и те же люди (учителя, нянечки, воспитатели). Непрерывность требований к ребенку порождает сопротивляемость детей даже разумным требованиям педагога, а иногда и агрессивность.
Самостоятельной проблемой является психологическая и «технологическая» подготовка воспитателей детских домов. В настоящее время в России отсутствует специализированная подготовка педагогов именно для работы в детских домах. Приходя в детские дома из других образовательных учреждений (школ, детских садов), воспитатели сразу сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, - с принципиально иными свойствами личности детей-сирот, так как многие воспитанники имеют отягощенную наследственность и серьезные проблемы со здоровьем, в одной группе находятся дети с нормальным развитием и дети с различными степенями ЗПР и ЗРР, а также дети, пережившие сильнейшие эмоциональные стрессы. Во-вторых, - с неэффективностью тех методов воспитания, которым они были обучены в вузе и использовали в предыдущих образовательных учреждениях.[ www.pedsovet.ru]
В результате у значительной части воспитателей детского дома, в большей или меньшей степени, обнаруживаются кризисы профессиональной деятельности, и даже кризисы развития личности.
Типичными являются переживания своей профессиональной недостаточной эффективности (с занижением самооценки); подсознательное отрицательное эмоциональное отношение к детям-сиротам; «защита» от их девиантного поведения и от неразвитости сферы деятельности путем применения преимущественно более простых директивных методов воспитания, вместо более сложных корригирующих и развивающих; разочарования от неэффективности попыток установить эмоционально тёплые «человеческие» отношения с детьми-сиротами.[ www.ug.ru]
Психодиагностика особенностей профессионально-личностного развития сотрудников детского дома показывает следующее. У 45% из них отмечается умеренно выраженный уровень реактивной тревожности, что свидетельствует о достаточно актуальной у них мотивация достижения успеха и ответственности. У 55% отмечается неадекватно низкий уровень реактивной тревожности; это явление может говорить как раз о профессиональном «выгорании» воспитателя, защищающегося от повторяющихся неудач в работе с детьми-сиротами понижением мотивации профессиональной деятельности. В то же время 45% воспитателей демонстрируют высокую личностную тревожность, которая говорит о том, что длительное переживание тревоги приводит к тому, что она уже становится устойчивой чертой характера.
Значительная часть (75%) воспитателей положительно относятся к своей работе, к воспитанникам и детскому дому в целом. Вместе с тем у 25% выявляется негативное отношение к воспитанникам.[ Психологическое обеспечение развития личности в учреждениях интернатного типа (сост. Шелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцов И.С., Щенников С.В.) - Арзамас, 2003.]
Таким образом, на эффективность воспитательного процесса отрицательно влияют такие факторы, как:
* недоработка воспитательных программ, не учитывающих специфику развития детей, воспитывающихся без родителей;
некомпетентность специалистов, работающих с детьми;
проблемы, связанные с недостаточным финансированием, что приводит к ухудшению условий жизни воспитанников детского дома.
2.2. Технологии социального оздоровления и социальная работа воспитанников детских домов
К наиболее часто встречающимся проблемам медицинского характера30 воспитанников детского дома можно отнести следующие проблемы:
Связанные со здоровьем (общая соматическая ослабленность; хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе; инвалидность, посттравматический синдром; логоневроз; психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней и т.д.)
Связанные с особенностями нарушения психофизиологических функций (отклонения интеллектуального и личностного развития; низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций; нарушение эмоционально-волевой сферы личности и др.);
Возникающие в ходе образовательной деятельности (недостаточная степень готовности к обучению; трудности в освоении общеобразовательных программ; категорический отказ от посещения школы (школофобия);
В прямой зависимости от состояния здоровья воспитанников детского дома зависит и эффективность учебно-воспитательного процесса, их работоспособность и учебные успехи. Утрату подростками способностей к учебно-познавательной деятельности можно рассматривать как потерю здоровья.
Для оказания квалифицированной медицинской психолого-педагогической и социальной помощи воспитанникам детского дома организуется медико-валеологическая служба, основанными функциями которой являются:
- диагностика психического и соматического состояния воспитанников;
создание санитарно-гигиенических и валеологических условий жизнедеятельности каждого ребенка;
- осуществление профилактической, лечебно-оздоровительной, санитарно-противоэпидемической и просветительной работы;
организация калорийного, рационального, при необходимости индивидуального питания;
- снижение общей заболеваемости;
- совершенствование работы по физическому воспитанию и улучшению физического развития воспитанников;
раннее выявление заболеваний, предупреждение их рецидивов, прогрессирования патологического процесса, осложнений;
- создание оптимальной среды развития и жизнедеятельности воспитанников детского дома.
Такая диагностика обеспечивает решение следующих задач: определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами отклонений психических функций, нарушением речи, с трудностями в обучении, общении, поведении, соматически ослабленных детей. После проведенной диагностики ребенок дообследуется у специалистов, проводится лабораторное и инструментальное обследование. Детям, имеющим уже какую-либо патологию, диагностика помогает выявить фазу заболевания (ремиссия или обострение) и соответственно этому проводится дальнейшая реабилитация.
При оценке здоровья детей и подростков условно можно выделить следующие группы:
практически здоровые;
с некоторыми морфофункциональными отклонениями;
с хроническими заболеваниями в стадии стойкой компенсации;
с хроническими субкомпенсированными заболеваниями;
- с хроническими заболеваниями в стадии обострения или декомпенсации.
Такое деление позволяет обосновывать программы адаптационного сопровождения более качественно с учетом фактического состояния здоровья детей. Медицинские осмотры должны проводится регулярно для своевременного выявления начальных признаков заболеваний и обеспечения проведения необходимого лечения; решение вопроса о возможности занятия физической культурой и спортом, а также оценки эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятиях среди больных, состоящих на диспансерном учете.
При анализе показателей физического развития воспитанников детского дома большое значение придается качественной оценке, т.е. степени его гармоничности - правильному соотношению веса, роста полового созревания. У большинства детей, как правило, наблюдается нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата (ассимитрия лопаток, плеч, сутуловатость, деформация грудной клетки и пр.), сколиозы плоская стопа, и т.д. Среди различных функциональных и морфологических отклонений в организме воспитанников особое место занимает аномалия рефракции (миопия-близорукость различной степени, составляющая до 20%), причиной которой является большая зрительная нагрузка и недостаточное освещение.
Исследование хронических больных (III группы состояния здоровья) показывает, что различные заболевания уха, горла и носа: хронический тонзиллит, хронические отиты, невриты слухового нерва составляют достаточный процент патологической пораженности. Также наблюдаются заболевания нервной системы, в основе которых - остаточные явления перенесенных травм, нейроинфекций, выраженный астено-невротический синдром.
Наиболее часто встречающиеся заболевания выглядят следующим образом:
- болезни органов дыхания;
- болезни органов пищеварения;
болезни нервной системы и органов чувств;
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
болезни системы кровообращения;