Социальное сиротство в России
p align="left">психические расстройства;

кожно-венерические заболевания.

Данные медицинских осмотров дают представление о состоянии здоровья каждого воспитанника, его физическом развитии, физкультурной и группе здоровья. Все эти сведения заносятся в листки здоровья и передаются воспитателям.

На основании полученных данных составляется карта суточного режима, режима для воспитанников, длительность основных видов труда и отдыха, направленных на воспитанников.

Одним из решающих факторов правильного физического и нервно-психического развития детей является организация рационального питания.

Большое значение имеет соответствие питания по количеству и качеству потребностям воспитанников, т.к. растущий организм чувствителен как к дефициту, так и к избытку пищевых продуктов.

Для нормального роста и развития детей и подростков необходим правильный режим питания, предусматривающий строгое соблюдение времени приема пищи, рациональное распределение ее по массе, калорийности и объему. Подросток должен питаться не реже 4 раз в день, т.е. через каждые 3-4 часа. Сбалансированный рацион с учетом возрастных особенностей воспитанников обеспечивает рациональное питание как основу здорового образа жизни. Установлено, что активный получасовой отдых на воздухе, заключающийся в играх малой и средней подвижности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы. Это выражается в улучшении показателей умственной работоспособности, подвижности нервных процессов.[ Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под редакцией Н.М. Платоновой - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 272.]

Систематические физические упражнения, высокая двигательная активность обеспечивает гармоничное развитие сердца, сосудов, всех органов, совершенствует физическую подготовленность. Физические упражнения оказывают стимулирующее и нормализирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Занятия на мячах наиболее благотворно влияют на эти процессы, т.к. за счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшается обмен веществ, кровообращение и микроциркуляция в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его разделов.

Программа оздоровительных мероприятий, включает в себя не только физическое воспитание, профилактику травматизма, предупреждение морфофункциональных отклонений в организме для предупреждения развития заболеваний, но и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни среди воспитанников.

От того насколько успешно удастся сформировать и закрепить у ребенка в сознании здоровый образ жизни, зависит и последующий образ его жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности. Руководство формированием здорового образа жизни в детском доме позволяет нейтрализовать в последующем развитии факторов риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек. Здоровый образ жизни формируется всеми видами деятельности детского дома, включая работу медицинской службы по выявлению качества и восстановлению здоровья детей, а также составление индивидуального режима учебы, отдыха и питания для каждого ребенка, а также работу воспитателей по обучению детей навыкам самообслуживания, преодолению педагогической запущенности и социальная реабилитация по отношению к сверстникам, к жизни в целом; работу психологической службы по изучению особенностей психического развития каждого ребенка и составлению индивидуального плана воспитательной и коррекционной работы с ним.

Под свободным временем обычно понимается время ничегонеделания, пассивного времяпровождения. Необходимо доказать, используя этические беседы, что свободное время - это условия развития личности, это затраты вне учебного времени на самообразование, общественную работу, физическую культуру, спорт, рукоделие и техническое творчество, на художественное творчество, организованный досуг и т.д. Свободное время следует понимать как досуговое общение. Если для организации просвещения, досуга и отдыха социально активных воспитанников бывает достаточно малых педагогических усилий, то при организации свободного времени трудных воспитанников требуется максимум организационных усилий, более четкая система действий, постоянный и тщательный контроль за их социальным поведением.

Рационализация внеклассной работы, изменение соотношения словесных форм воздействия и разнообразная деятельность воспитанников (более 2/3 времени отводится на общественно-полезный труд, спорт, физкультуру, на посещение театров, музеев, на подготовку и проведение различных тематических вечеров, встреч, соревнований, концертов) обеспечивает воспитанникам отдых, смену видов деятельности, обстановки, оптимальную двигательную активность, расширение кругозора, новые впечатления.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни воспитанников детского дома является рациональное использование внеклассного и свободного времени, расширение спектра потребностей и культуры воспитанников. Всестороннее развитие ребенка предусматривает: охрану и укрепление его здоровья; обеспечение полноценного физического развития; всестороннее психическое развитие и формирование личности. Работа коллектива воспитателей детского дома осуществляется на основе тесной взаимосвязи деятельности воспитателей и медицинского персонала.

2.3 Организация социальной помощи и поддержка детей в интернатных учреждениях на примере семейного детского дома № 70 ст. Старокорсунской Краснодарского края

В Старокорсунском детском доме функционируют службы социальной и психологической помощи. Социальная работа в группах проводится в следующих направлениях:

- организация медикопсихолого-педагогической комиссии при
участии специалистов детского дома, для разработки дальнейшего плана
работы с ребенком;

- оформление пенсий;

- взыскание алиментов с родителей «отказных» детей, по решению
суда;

решение вопросов по закреплению жилой площади;

определение статуса ребенка;

организация посещений детей родственниками и другими взрослыми,
с возможным последующим посещением ребенком семьи под контролем
специалиста.

Воспитательная работа

Воспитательная работа в дошкольной группе проводится в следующих направлениях:

занятия по лепке, аппликации, рисованию;

изготовление поделок из природного материала, оригами;

игры на свежем воздухе (ветер-ветер, Догони меня, Мой веселый звонкий мяч, Подбрось и поймай, Найди, где спрятано и т.д.);

хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой

наблюдения в природе (различение деревьев, овощей и фруктов, экскурсии в парк, наблюдение за птицами и насекомыми);

труд в природе (уборка участка от опавших листьев, перекопка песка в песочнице, сбор плодов деревьев для ручного труда, уход за комнатными растениями и т.д.);

воспитание культурно-гигиенических навыков (привлечение внимания детей к внешнему виду, обучение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, пользование зубной щеткой, индивидуальной расческой, носовым платком и т.д.);

нравственное воспитание.

Также с детьми проводятся занятия по хореографии, гимнастике. С дошкольниками работает инструктор по плаванию, футболу, педагог по постановке голоса.

Во время прохождения практики наблюдалась переуплотненность дошкольной группы (16 детей под контролем двух воспитательниц), делает невозможным проведение полноценной работы, включая индивидуальную работу с ребенком, в то время как пребывание детей в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки должно быть использовано специалистами для построения и максимального использования возможностей реабилитационной среды. Это отрицательно сказывается на эффективности проведения воспитательного процесса, формирования открытого позитивного общения педагога и ребенка в силу загруженности воспитателей. Однако администрация детского дома активно работает над этой проблемой и в ближайшее время предполагается ее разрешение.

Психологическая работа с детьми дошкольной группы.

В учреждении в штате предусмотрен один психолог, на момент прохождения практики это место было вакантным. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалиста центров помощи семьи детям с г. Краснодара, которые проводят с дошкольниками занятия два раз в неделю.

В работе с дошкольниками использовались следующие методики:

Подвижные игры на развитие координации движений;

Упражнения на выражение чувств (прочтение разнообразных сказок с последующим обсуждением испытываемых эмоций к положительным и отрицательным героям и событиям, обсуждение картинок с изображенными на них разными чувствами);

Пальчиковая гимнастика, направленная на коррекцию речевых нарушений, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией,

Методика игротерапии с песком. Эффективность применения выбранной методики обусловлена тем, что игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песок используют в развивающих, обучающих, коррекционных и терапевтических занятиях. В основе песочной терапии лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях рук, благодаря нему возникает идеальный кинестетический опыт. В процессе игротерапии использовались упражнения на развитие тактильнокинестической чувствительности и мелкой моторики рук, упражнения на развитие или восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения, игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения.

Занятия проводились по 40 минут с группой, состоящей из 3-4 человек. При первичной диагностике возникла необходимость в переукомплектации групп, направлении некоторых детей на индивидуальные занятия. Показаниями к проведению индивидуальной формы игровой терапии являлись:

1. Несформированность социальной потребности в общении и сотрудничестве с другими детьми;

Неспособность к сосредоточению внимания к заданию, сложность его выполнения;

Детская ревность по отношению к сиблингам, принимающая форму
острого аффективного переживания;

Ускоренное сексуальное развитие.

Для диагностики и оценки эффективности проводимой игротерапии применялась методика «Психологический портрет ребенка, участвующий в игротерапевтическом сеансе». Оценка проводилась по следующим

критериям:

1. Интерес к игровой ситуации, в который включалась оценка:

активности при распределении ролей;

соблюдение правил игры (действует по правилам игры), характеризующее умение ребенка запоминать и выполнять правила игры;

склонность к импровизации, умение самостоятельно организовывать игру;

2. Страхи, характеризующиеся следующими действиями ребенка:

наличием страха;

капризами, отказом от игры;

ребенок прячется;

убегает;

просит о помощи.

3. Переживание своего успеха в игре, в который включалась оценка:

радостный (хороший), готов стать еще лучше при достижении положительного результата. Этот критерий свидетельствует о наличие у ребенка мотивации к достижению положительного результата и показывает возможность позитивного воздействия на него в процессе игры;

внешне безразличен (свидетельствует о противоположной тенденции;

преодоление страха (неуверенности) для достижения успеха;

4. Переживание неудачи в игре

обижается (огорчается);

плачет;

теряет интерес к игре;

отказывается от игры;

агрессивен в игре.

При слабой выраженности указанных критериев можно говорить о том, что ребенок адекватно оценивает ситуацию неудачи в процессе игры и стремится к преодолению неуверенности, при условии, что между ребенком, психологом и другими участниками игры установлен доверительный контакт, и ребенок открыто выражает свои чувства.

5. Вербальная контактность

обращается с вопросами к взрослому;

обладает чистой дикцией;

обладает интонационной выразительностью;

стремится к невербальному общению.

Максимальная оценка каждого пункта свидетельствует о том, что у

ребенка в достаточной степени сформированы коммуникативные навыки,

6. Двигательная активность

подвижный;

координация движений;

право-левостороння ориентация;

сосредоточен в игре (устойчивое внимание).

7. Внешняя выразительность, характеризующаяся следующим поведением ребенка;

эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами;

открытый, непосредственный, раскованный в поведении;

пластичный;

артистичный;

8. Знания и опыт нравственного общения

владеет знаниями о нормах общения;

поступает в соответствии с нормами общения;

неигровое поведение, свидетельствующее о несоблюдении норм общения, присущих игровому процессу. Максимальная оценка свидетельствует о соблюдении правил общения, минимальная - об их систематическом нарушении.

При первичной диагностике было выявлено, что интерес к игровой ситуации испытывает незначительное количество детей (4 из 10), что в некоторой степени вызвано новой для детей ситуацией (другая игровая комната, незнакомые люди), а также неумение сотрудничать и сниженной способностью к сосредоточению внимания. В дальнейшем можно отметить некоторое увеличение показателей по указанному критерию, в частности соблюдение правил игры и проявление активности во время игрового процесса. Выраженная склонность к импровизации и самостоятельности можно отметить лишь у трех детей из 10, однако, тенденция к росту анализируемых показателей наблюдалась практически у всех детей, которая выражалась в постепенном включении детей в игру по мере заинтересованности игровым процессом и сплоченности группы.

Наличие какого-либо страха было практически у всех детей (в основном страх темноты, страшного человека, Бабы-Яги и других отрицательных сказочных персонажей).

Реакция на успех (получение похвалы от взрослого, выполнение задания первым) наиболее ярко выражалась лишь у двух детей, активность которых напрямую зависела от реакции взрослого на его действия. У остальных детей наблюдалось безразличие к достигнутому успеху, который изначально является мотивацией к проявлению активности и самовыражению. По мере включения ребенка в игровой процесс можно отметить увеличение значения указанного стимула, и, как следствие, общей реакции группы на успех и стремление к его достижению.

Реакция на неудачу в игре была выражена более ярко, на начальном этапе для многих детей была характерна потеря интереса к игре при получении задания, с которым трудно справиться, характеризующееся скорее нежеланием преодолевать трудности, а не неспособностью его выполнить. При помощи взрослого, иногда очень незначительной, практически у всех детей наблюдается снижение выраженности критерия, что свидетельствует о тенденции к самостоятельному преодолению трудностей детьми в дальнейшем. Навыки вербального общения наблюдаются опять же у незначительного числа детей, у 2 из 10 детей ярко выражено стремление к невербальному общению. Анализ критерия двигательной активности показал нормальные результаты, наблюдаются некоторое нарушение право-левостронеей ориентации, сниженное внимание, как было отмечено выше. Проводимые упражнения с детьми на координацию движений положительно сказывается на ее развитии.

Улучшения показателей, характеризующих внешнюю выразительность поведения ребенка (открытость, артистизм и т.д.) наблюдается по мере включения детей в игру, преодолению стеснительности, неуверенности, что происходит при поддержке ребенка взрослым и предоставлении ему открыто самовыражаться. Владение нормами общения наблюдается у большинства детей, анализ данных показал наиболее высокие результаты именно по этому критерию. По мере включения детей в игру под воздействием взрослого наблюдается более точное соблюдение правил общения со взрослыми и другими детьми.

В целом, анализ данных показал, что у детей дошкольной группы наблюдается задержка психического развития, в отдельных случаях задержка речевого развития, несформированность потребности общения и сотрудничества, что в норме присуще детям дошкольного возраста. Игротерапия способствует развитию и корректировке несформированных навыков, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Однако эффективность проводимых мероприятий напрямую зависит от организации игрового процесса (наличие инструментария, психологическая готовность детей к занятиям). Например, посещение психолога часто не предусматривается внутренним распорядком дня дошкольной группы детского дома, что, зачастую, приводит к психологической неподготовленности детей к методам психологического воздействия и психокоррекции (например, при прерывании увлекательной игры или прогулки). Также важно закрепление у детей приобретенных в процессе игровой терапии навыков, что возможно лишь при проведении систематических упражнений (например, несколько раз в неделю). И в этом случае, приходящий психолог не может в полной мере обеспечить эффективность психологического воздействия.

Таким образом, основной проблемой в указанном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса.

Эта проблема может быть решена, если в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет функционировать психологическая служба, включающая несколько психологов, (личных по своей специализации (психолог, психотерапевт, консультант и т.д.). Деятельность психологов в данных учреждениях должна быть направлена на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление личностной целостности ребенка, равновесия его чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию.

С учетом особенностей поведения детей и умения предугадывать дальнейшие последствия поведения, действия психолога должны быть направлены на то, чтобы провести активные формы работы с группой детей на умение выделять наиболее интересные занятия, договариваться, выслушивать желания и мнения других, считаться с чувствами и желаниями других детей, приходить к единому решению, а также обучение детей разным играм, в которых развивается умение сотрудничать, взаимодействовать, поддерживать друг друга и т.д. Проведение активных форм работы с воспитанниками таких учреждений позволяет предупредить в какой-то мере возможность проявления негативных сторон в их поведении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты