Социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города
p align="left">Рассмотрим общественные организации как участника социального взаимодействия. Общественные организации относятся федеральным законодательством к форме некоммерческих организаций, которые согласно части 1 главы 4 Гражданского кодекса Р. Ф. от 21 октября 1994 г. , и представлен следующими видами : потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и объединения юридических лиц Гражданский кодекс Российской Федерации, Элит, М. :2004, с. 47 - 49 . Статья 117 ГК Р. Ф. определяет общественные организации как некоммерческие и даём им право «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям» Там же, с. 47. Таким образом, мы можем рассматривать общественные организации как добровольные объединения граждан и юридических лиц, созданных для достижения целей, не связанных с увеличением собственного благосостояния, занимающихся активной деятельностью для реализации концепции достижения общественного благосостояния либо лоббирования интересов определённых социальных групп. Н. С. Нестеренко отмечает, что «НКО представляют интересы и потребности различных социальных групп, также выполняя роль канала «обратной связи» между государством и обществом» Нестеренко Н. С. , Социальные функции НКО в трансформирующемся российском обществе»//Социальная политика и социология, №4 2006, с. 105. В целом, данный исследователь выделяет следующие основные функции некоммерческих организаций:

ѕ «полигон» инновационных технологий;

ѕ объединяющая форма для концентрации наиболее активных граждан для направления их энергии в нужное русло;

ѕ стимуляция различных форм гражданского участия и создание условий для использования гражданского потенциала в решении социальных проблем;

ѕ обеспечение развития ресурсной и правовой базы гражданского общества;

ѕ отбор и апробация социальных технологий, которые впоследствии могут быть востребованы органами власти в масштабах территории или всего государства Там же, с. 103 - 106 .

Следовательно, некоммерческие организации являются важнейшей составляющей общественного процесса, в ходе которого происходит реализация механизма партнёрского взаимодействия по развитию социальной сферы.

Обратимся к вопросу взаимодействия общественных организаций и иных субъектов социального партнёрства. Совместная работа некоммерческих организаций и представителей власти (органов местного самоуправления) реализуется в следующих формах: общественные советы, палаты, экспертные советы, постоянно действующие круглые столы, рабочие группы, конкурсные процедуры для привлечения партнеров из некоммерческого сектора, применяются методы прямого стимулирования и косвенного поощрения социальной активности Феоктистова Е. Н. , Вопросы развития социального партнёрства между структурами государственной власти и НКО, Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг под ред. Казакова О. Б. , сборник статей и материалов, М. :2003 с. 98.

Таким образом, роль общественных организаций как участника партнёрских отношений заключается в экспертной оценке готовящейся к реализации либо проводимой местными органами власти мер социальной политики, генератора идей и инициатив по решению актуальных социальных проблем, связующим звеном местного населения и органов власти, через которое до последних напрямую доносятся основные потребности граждан в реформировании социальной инфраструктуры ; активного реализатора собственных проектов с учётом проводимых органами власти социальных программ и участника централизованно организуемых местными властями конкурсов на получение финансирования для воплощения идей в объективную реальность.

Взаимодействие бизнеса и общественных организаций рассматривается с позиций финансирования социальных проектов. Л. В. Аврорина отмечает, что «в последние годы бизнес также начинает играть заметную роль в финансировании социальных проектов НКО, поскольку они демонстрируют высокую эффективность» Авронина Л. В. , Россия: НКО как особый сегмент рынка социальных услуг, Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг под ред. Казакова О. Б. , сборник статей и материалов, М. :2003, с. 14 . Как мы видим, в данном процессе проявляется реализация благотворительности как основной формы участия бизнеса в общественном процессе. Бизнес выступает спонсором проводимых некоммерческими организациями мероприятий и реализуемых проектов, деятельности самих организаций. Нередко представители крупного бизнеса выступают в качестве создателей общественных организаций (фонды Потанина, Сороса, бывшего ЮКОСА Ходорковского, Газпрома). Таким образом, общественные организации выступают формой централизованной и целенаправленной благотворительности на постоянной основе представителей крупных бизнес - структур, одними из целей создания которых является создание положительного образа в глазах общественности и государственной власти, а также вклад в создание социальной инфраструктуры для развития собственного предприятия.

Соответственно, в результате рассмотрения общественности, мы можем сделать следующие выводы:

ѕ общественность представлена в двух формах - активнее граждане и общественные организации, отличие последних заключается в организованности их действий и постоянстве деятельности в социальной сфере;

ѕ общественность является важным участником социального партнёрства, играя роль транслятора актуальных проблем и инициатора их решения.

По итогам анализа социального партнерства как формы комплексного взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и общественность мы можем сделать следующие выводы:

1. в ходе взаимодействия муниципальная власть, бизнес и общественность играют следующие роли:

ѕ муниципальная власть - центр проведения и реализации генеральной линии государственной социальной политики в рамках отведённой территории и ограниченных законодательством полномочий, а также согласования действий с общественностью и бизнесом по воплощению в жизнь добровольных гражданских инициатив

ѕ общественность - проводник интересов местного населения и активный участник удовлетворения социальных потребностей жителей муниципального образования

ѕ бизнес - активный спонсор общественных инициатив и социальных программ, проводимых местными властями в жизнь

2. эффективное взаимодействие данных субъектов социального партнёрства возможно при условии взаимных согласований актуальных вопросов местного (и не только) значения и совместного поиска решений социальных проблем

3. социальное взаимодействие в форме партнерства общественности, муниципальной власти и бизнеса - важный фактор реализации государственной социальной политики и воплощения в реальность принципов концепции социального государства.

Глава 2. Социальное партнёрство в условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области)

2.1 Г. Камышлов как муниципальное образование

Социальное партнёрство, исходя из выводов первой главы, является одним из важных условий социальной стабильности в муниципальном образовании.

Выделяются следующие типы муниципальных образований:

1. сельское поселение

один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов;

2. городское поселение

город или посёлок, где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления;

3. муниципальный район

несколько поселений или поселений и межселённых территорий, объединённых общей территорий, где вопросы местного самоуправления решается через выборные органы местного самоуправления;

4. городской округ

городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления помимо вопросов, установленных ФЗ №131, могут осуществлять отдельные государственные полномочия;

5. внутригородская территория города федерального значения

часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные органыВолгин Н. А. , Егоров В. К. , Калашников С. В. , Социальная политика в муниципальных образованиях, Альфа -Пресс, М. :2006, с. 36 - 37 .

Таким образом, определяются следующие критерии отнесения муниципального образования к определённому типу: круг полномочий, осуществляемых помимо указанных в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; тип поселения; отношение к городам федерального значения. Определим тип муниципального образования г. Камышлова.

Камышлов - это малый город, расположенный на юго-востоке Свердловской области в 143 километрах от Екатеринбурга, граничит на юге с Курганской областью, на севере - с Ирбитским районом, на востоке - с Пышминским районом, на западе - с Богдановичским и Сухоложским районами. Численность населения составляет 28, 6 тыс. человек (2005г.)http://www. kam1. ru/ Тип поселения - город. Местное самоуправление осуществляется следующими органами: глава города, которым в настоящее время является Чухарев Михаил Николаевич, выбранный на должность в сентябре прошлого года, представитель партии «Единая Россия»; городская Дума, комплектуемая на основе проведения тайного голосования жителями муниципального образования раз в четыре года по округам, на которые на время выборов делится город: Насоново, Загородная, Центр, Стройматериалы, Закамышловка, в настоящий момент большинство в ней составляют представители партии «Единая Россия». Муниципальное управление распространяется исключительно на всю территорию города. Камышлов не имеет никакого отношения ни к одному из городов федерального значения в силу значительной отдалённости от них. Соответственно, данный город относится к такому типу муниципального образования как городское поселение.

Обратимся к истории Камышлова. Камышловская слобода основана в 1667 году купцом Никитиным между рекой Пышмой и притоком ее слева -- речкой Камышловкой. Поселение получило название от характеристик местности: равнины, болотистое место, леса. Легенда гласит, что первые поселенцы - беглые крестьяне и каторжники - скрывались от преследования в камышах ещё в начале XXVII века, что впоследствии и дало название речке Камышловке и городу. В 1771 г. Камышловская стала уездным городом Пермского наместничества, а в 1796 г. -- Пермской губернии К середине XIX века. в городе находились следующие объекты : православная церковь (позже перестроенная в Покровский храм), богадельня, уездное училище, женская прогимназия, городское училище, духовное училище, 4 церковно-приходских и начальных училища, заводы -- винокуренный, кожевенный и свечно-сальный, около 200 лавок http://dic. academic. ru/dic. nsf/brokgauz_efron/48475/Камышлов. Кроме того, Камышлов был отмечен как место, где основным занятием жителей является торговля («базары 2 раза в неделю, ярмарок 3» Там же). Судьбу города во многом определило его месторапосложение на ирбитском тракте, по которому двигались купцы на знаменитую Ирбитскую ярмарку, некоторые из них оседали в Камышлове, о чём свидетельствуют порядка двадцати купеческих усадеб начала и середины XIX века, расположенные в центре горда на ул. Карла Маркса (бывшая Торговая). В настоящее время в усадьбах расположены торговые заведения частных предпринимателей, в обязанности которых входит проведение ежегодной реставрации и содержания фасада и самих помещений. В 1891 г. в городе появился железнодорожный вокзал, здание которого выполняет свои функции и в наши дни. Во время СССР город превратился в один промышленных центров Среднего Урала. С 1942 года в нём действуют предприятия по обслуживанию железной дороги (электротехнический завод, изоляторный - эвакуирован из Ленинграда в 1941 году). Кроме того, не потеряли силу вплоть до середины 90 - х ХХ века традиционные производства - швейная фабрика (закрыта в 1996 году), молочный завод (закрыт в 2006 году), кожевенный завод, клеевой завод, хлебопекарня, завод электронных компонентов, предприятия дорожного строительства, санаторий «Обуховский» (действует с конца XIX века). В городе также действуют предприятия торговли и мелкие кустарные производства. Учебные заведения: в настоящий момент существуют пять общеобразовательных школ (№ 1- бывшая мужская прогимназия, основана в середине XIX века, 3, 5, 6, 58); одно учебное заведение начального профессионального образования - Профессиональный лицей №16, два учебных заведения среднего профессионального образования - Государственный Педагогический колледж и Муниципальный Гуманитарно - технологический техникум (образован от слияния в 2007 году Муниципального Экономико - правового колледжа и Государственного Агрономического училища).

Данный город привлекателен своими традициями в торговле, которые нашли отражение в настоящее время - в городе, несмотря на непростую экономическую ситуацию набирает оборот малый бизнес - преимущественно предприятия розничной торговли, архитектурой XIX, представленной купеческими особняками, богатой историей и традициями в сфере благотворительности (самый известный меценат города - Рожнов, здания, где располагались его богадельни, в настоящее время известны как заведения Рожнова - школа №1 и педагогический колледж). В связи с этими фактами при проведении исследования анализа социального партнёрства в условиях малого города, анализ которого представлен в части 2. 2 настоящей работы, нами был выбран именно Камышлов.

2.2 Отражение социальных проблем и способов их решения (исследование на основании анализа материалов городской газеты)

Социальные проблемы и способы их решения в реальной ситуации и на конкретно интересующей территории возможно изучить, только исследовав их путём анализа документов либо проведения опроса населения.

Мы провели исследование методом контент - анализа материалов газеты МО г. Камышлов «Камышловские известия» - единственного источника печатных средств массовой информации, который издаётся в данном городе.

Для исследования были изучены данные на период июль 2008 г. - март 2009 г, всего порядка 108 номеров газет. Данный период был разделён на три временных отрезка : июль - август - сентябрь 2008гг. , октябрь - ноябрь - декабрь 2008 г. , январь - февраль - март 2009 г. Разделение было произведено на основании критерия этапов изменения ситуации в российской экономике в целом в связи с мировым финансовым кризисом. Таким образом были обозначены следующие календарные периоды : период I (июль - август - сентябрь) - отсутствие влияния кризиса на состояние экономики, период II (октябрь - ноябрь - декабрь) - первые проявления негативного влияния и начало ухудшения экономической ситуации, период III (январь - февраль - март) - обострение ситуации в связи с переходом кризиса в возможную стадию пика и снижением хозяйственной активности экономических субъектов.

Для полного анализа из полученных в ходе исследования данных были выведены следующие разделы: актуальные проблемы, субъекты оказания помощи, формы помощи, целевые группы, бизнес как субъект социального партнёрства.

Приступим к анализу первого раздела «актуальные проблемы». Из данной категории были выделены следующие виды проблем: бедность, развитие малого города, досуг и культура, поддержка молодых специалистов, поддержка малого бизнеса, безработица, проблемы погорельцев, проблемы здравоохранения, поддержка престарелых, помощь детям - сиротам См. таблицу №1. В период I наиболее остро стояли проблемы бедности и поддержка престарелых, (зафиксировано по два упоминания в СМИ), на втором месте по значимости - поддержка молодых специалистов и досуга и культуры (по одному упоминанию), остальные проблемы остались без внимания прессы. Во втором временном отрезке ситуация несколько меняется: на первую позицию наравне с бедностью выходит проблема безработицы (зафиксировано по три упоминания). Наименее значимы оказались такие проблемы, как: поддержка молодых специалистов (нет упоминаний), проблемы погорельцев и поддержка престарелых (по одному упоминанию). В третий период на первый план единолично выходит проблема безработицы (зафиксировано четыре упоминания в газете). В качестве незначимых негативных явлений были отмечены следующие: необходимость поддержки малого бизнеса, проблемы здравоохранения и поддержка престарелых (по одному упоминанию). Ускользнули от внимания прессы такие проблемы, как: развитие милого города и поддержка молодых специалистов.

Таким образом, на основании описанных выше данных можно сделать следующие выводы:

ѕ в городе наиболее остро вне зависимости от рассматриваемого календарного периода стоит проблема бедности, что говорит о низком уровне доходов жителей данного муниципального образования. Данная ситуация в дальнейшем рискует усугубиться в связи с резким ростом безработицы как следствием негативного влияния кризисных потрясений в экономике, вынуждающих местные организации снижать производственные мощности, экономить ресурсы и заниматься высвобождением работников;

ѕ относительно спокойно стоит перед общественностью города проблема поддержки престарелых, на подъём динамики, которой в направлении роста не оказывает влияния ухудшение экономической ситуации ни в одном из рассматриваемых временных отрезков;

ѕ с последующим ухудшением состояния экономики города в каждом рассматриваемом календарном периоде увеличивается количество проблем, требующих срочного решения. Происходит обострение существовавших ранее социальных проблем и появление новых, на задний план уходит развитие инфраструктуры города, поддержка молодых специалистов и переключение внимания общественности на положение социально - незащищённых категорий граждан - безработных, малоимущих, детей - сирот, погорельцев.

Обратимся к анализу второго раздела «субъекты оказания помощи». Нами были выделены следующие категории : муниципалитет, общественность, бизнес, общественные организации, центр социального обслуживания, городской центр занятости. Как видно из таблицы №1 муниципальная власть проявляет активность при оказании помощи при решении проблем без проявления динамики в каждом из временных отрезков (по одному упоминанию в каждом периоде). В качестве самого активного субъекта помощи выступает общественность, под которой в данном исследовании мы понимаем активных и неравнодушных жителей г. Камышлова.

С обострением социально негативной ситуации в городе в связи с развитием мирового финансового кризиса возникает немедленная реакция на обстановку и возрастание активности горожан, направленной на оказание содействия в решении социальных проблем. Бизнес подобно общественности также с ухудшением ситуации становится более активным в оказании помощи. Однако отмечается следующая тенденция: с ухудшением экономической ситуации в городе малый бизнес как субъект уступает в активности крупному бизнесу См. таблица №1, раздел V « Бизнес как субъект социального партнёрства ». Общественные организации являются четвёртым по значимости оказания помощи субъектом и вне зависимости от временного отрезка без какой - либо динамики проявляют активность в решении проблем граждан (зафиксировано по два упоминания в СМИ за каждый период). Центр социального обслуживания и городской центр занятости - организации, прямой обязанностью которых является проявление своевременной реакции на негативные изменения социальной ситуации в городе и приложение усилий в рамках своей компетенции в направлении решения возникших проблем. Как видно из таблицы №1, степень активности данных организаций возрастает в каждом временном отрезке. Разница заключается в том, что центр социального обслуживания является организатором общественности по оказанию помощи нуждающимся и, как правило, связующим звеном между благотворителями и получателями пожертвованных материальных благ, вследствие чего активность данного учреждения проявляется вне зависимости от периода и несколько стабилизируется во время кризиса.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты