Социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города
p align="left">Таким образом, муниципальная власть рассматривается как составная часть социальной корпорации, которая исходя из рассматриваемого нами понятия социального партнёрства как формы комплексного взаимодействия муниципалитета, общественности и бизнеса, представляет собой систему организации социального партнёрства в рамках определённой территории. По мнению исследователя, главная роль социальной корпорации - это «обеспечить максимальное благосостояние для своих граждан» Там же, с. 9. Для этого в корпорации имеются следующие институты: администрация муниципалитета, законодательная палата, прозрачность деятельности администрации и палаты, профсоюзы, клубы, социальные учреждения. Залог успешного исполнения роли по обеспечению максимального благосостояния - во взаимодействии вышеназванных институтов. Кроме того, автор статьи подчёркивает, что «успешные муниципалитеты - это те, в которых администрация активно содействует развитию бизнеса» Там же, с. 11, поскольку, по мнению данного исследователя, более существенной задачей бизнеса является «производить социальные и прочие блага, повышающие благосостояние населения».

Таким образом, автор видит реализацию социальных функций муниципалитета через прямое взаимодействие с бизнесом путём его поддержки (материальной или моральной) с выдачей кредита доверия и стимулированием добровольного проявления социальной ответственности представителей бизнеса в решении актуальных проблем населения. Необходимо отметить, что немаловажным фактором для целостного решения проблем является комплексное взаимодействие всех трёх субъектов: муниципалитета, бизнеса и третьего сектора - общественности (некоммерческих организаций и активных граждан), т. к. , по мнению исследователя, существует следующая взаимосвязь вышеназванных участников: «источник доходной части местного бюджета - бизнес» Там же, с. 11, посредством которого местная администрация осуществляет свои функции, а доверие граждан «является цементирующим фактором, гарантирующим его (муниципалитета) успешное функционирование» Там же, с. 14.

Соответственно муниципальная власть, если исходить из анализа данной статьи, выступает в качестве центрального субъекта системы партнёрства (иначе сотрудничества), играющего роль объединяющего фактора общественности (некоммерческие организации и активные жители) и бизнеса при решении актуальных социальных проблем на территории муниципального образования.

По итогам анализа муниципалитета как субъекта социального взаимодействия мы можем сделать следующие выводы:

ѕ муниципалитет является строго регламентированной в рамках своих полномочий законодательством административно - территориальной единицей управления на ограниченной пределами отведённой ей географической территории, составной частью управляемого субъекта Российской Федерации ;

ѕ формально муниципалитет признается формой общественной организации на государственных началах, обладающей собственным бюджетом, составленным из доходов собираемых на собственной территории налогов и сборов, но фактически - четвёртым звеном (самым мелким по своей форме) управления государством, что ведёт за собой реализацию ведущей модели социальной политики центрального аппарата руководства Российской Федерации;

ѕ полномочия в сфере социальной политики муниципальной власти строго определены Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. и являются исчерпывающими, следовательно действия муниципалитета как субъекта социального партнёрства являются ограниченными в силу размера муниципального бюджета и перечня допускаемых законодательством действий в рамках проведения муниципальной социальной политики;

ѕ эффективность муниципалитета как партнёра социального взаимодействия возможна при активном сотрудничестве с местным бизнесом в форме стимулирования его к проявлению социальной ответственности (стимулирование в виде награждения активных благотворителей, снижения арендной платы, проведения конкурсов и т. п.) и с общественностью путём проведения мероприятий, направленных на удовлетворение культурно - досуговых потребностей населения и воспитание проявления активного участия в улучшении жизни на территории муниципального образования (конкурсы социальных проектов, мероприятия в учреждениях дополнительного образования, поддержка клубов по интересам и т. п.).

Обратимся к анализу бизнеса как субъекта партнёрских отношений. Бизнес в переводе с английского business - «предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником дохода» Байков В. , Хитон Д. , Англо - русский русско - английский словарь, ЭКСМО, М. : 2006, с. 46. Бизнес рассматривается как вид гражданской активности по производству и (или) реализации во внешней среде разного рода благ физическими или юридическими лицами, основной целью которых является извлечение прибыли от такой деятельности, направляемой исключительно на развитие собственного коммерческого дела и обеспечение достойного уровня жизни граждан, занятых в производстве благ на данном предприятии.

Соответственно, бизнес обеспечивает самозанятость и легальную реализацию предпринимательских талантов граждан, занятость населения муниципалитета (решение проблемы безработицы на отдельно взятой территории) и налоговые поступления в доходную часть бюджета муниципального образования. О решении проблем безработицы посредством создания малых предприятий пишет исследователь данной проблемы А. В. Орлов. По его мнению, «именно малый бизнес способен дать работу людям, вывести их из нищенского состояния, постепенно создавая условия для самодостаточной жизни.» Орлов А. В. , Надежда. О малом бизнесе в России, М:2003, с 42. Подобного мнения придерживается другой исследователь Л. Н. Иванова, которая утверждает, что малый бизнес обеспечивает «самозанятость и занятость по найму как средств социальной защиты ;создание системы рабочих мест и возможностей социальной адаптации для этнических меньшинств; создание системы рабочих мест с гибким режимом оплаты и работы; рост доходов, сбережений, капиталовложений населения» Иванова Л. Н. Малое предпринимательства и занятость, Наука, М. : 2004, с 16.

Крупный бизнес, по своему определению, как форма предприятия, выходящая за рамки критериев, установленные для малых и средних бизнес - структур Федеральным Законом «О развитии малого и среднего бизнеса» от 27 июля 2007 г. , а именно: «средняя численность работников не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; выручка от реализации товаров без учёта налога на добавленную стоимость за прошедший календарный период не должна превышать установленные значения для каждой категории субъектов» Федеральный закон « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » от 24. 07. 2007 г. , Ажур, Екатеринбург : 2008, с. 5, является основным субъектом обеспечения занятости населения как на территории дислокации организации, так и для жителей иных территорий, совершающих в связи с фактором отдаления периодические трудовые миграции, а также основным поставщиком налоговых поступлений в бюджет муниципального образования и участником наравне с малым и средним бизнесом социального партнёрства.

Партнёрство предполагает сотрудничество, активное и равное взаимодействие участников. Как субъект данного процесса бизнес (малый, средний и крупный) рассматривается с позиции социальной ответственности. Социальная ответственность понимается как «готовность или обязательство совершить реальные действия в сфере социально - трудовых отношений и отвечать за их последствия для конкретных групп и (или) социального прогресса общества в целом» Ярыгина Т. В. , «Социальная отвественность», Социальная политика, энциклопедия под ред. Волгина Н. А. , Сулимовой Т. С. , Альфа- пресс, М. : 2006, с. 298. Данное определение социальной ответственности исходит из прямой обязанности работодателей соблюдать нормы трудового законодательства в отношении своих работников, платить налоги - установлено нормами Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и вкладывать средства в социальное развитие территории места расположения организации, к чему не обязывает ни один нормативно - правовой акт. Соответственно, последнее предполагает благотворительность в форме материальных и финансовых вливаний в социальную инфраструктуру муниципалитета.

Исследователь М. С. Семененко в своей статье «Корпоративное гражданство: Западные модели и перспективы для России» утверждает, что «благотворительность и корпоративная социальная ответственность часто трактуются в нашей стране как синонимы» Семененко М. С. , Корпоративное гражданство:Западные модели и перспективы для России//ПОЛИС №5 2005, с. 37. Кроме того, он подчёркивает, что по данным действующего в России Британского объединения благотворительных организаций «российский бизнес тратит на благотворительность до 17% чистой прибыли. Это выше, чем на Западе» Там же, с. 36. Следовательно, в России социальная ответственность понимается представителями бизнеса преимущественно как активные действия, внешне выражаемые в форме перечисления части прибыли в социально - незащищённые страты населения и учреждения, морально требующие финансовых вливаний (детские дома, приюты, интернаты, дома престарелых, детские онкологические центры, хосписы, учреждения социального обслуживания населения), что, безусловно, приносит свои положительные результаты, снимая с федеральной и муниципальной власти часть обязательств по дополнительному материальному обеспечению вышеназванных объектов. Марина Каргалова отмечает, что «теперь без помощи бизнеса социальная сфера уже не может функционировать» Каргалова Марина, Европейская социальная модель//Современная Европа №1 2008г. , с. 60.

Таким образом, участие бизнеса является непременным условием в существовании и развитии социальной инфраструктуры территории. Кроме того, автор статьи особо подчёркивает следующее: «социальная ответственность бизнеса превратилась в инструмент, позволяющий повышать его деловую репутацию, налаживать сбалансированные отношения со всеми секторами в обществе» Там же, с. 60. Соответственно, проявление социальной ответственности выгодно как самому обществу, так и бизнесу. По данным первого отечественного исследования об общественных ожиданиях от бизнеса, проведённого Ассоциацией менеджеров, «32% активных граждан никогда не стали бы покупать продукцию социально безответственных компаний» Ивченко Светлана, Быть социально ответственным для бизнеса выгодно// Эксперт, 28. 10. 1003, www. itartass. ur. ru. redakt . Автор статьи Светлана Ивченко два основных принципа, реализация которых повысит эффективность социальной политики бизнеса:

ѕ «социальные инвестиции бизнеса не должны замещать собой государственные программы и компенсировать низкое качество государственного и муниципального управления ;

ѕ необходимо прямое партнёрство бизнеса и гражданских организаций» Там же. .

Следовательно, для эффективного взаимодействия бизнеса и общественности необходимо налаживание прямого сотрудничества потребителей материальных и финансовых вливаний и их поставщиками для согласования основных аспектов и круга актуальных проблем, требующих принятия адекватных по времени и способу мер.

Обратимся к проблеме взаимодействия власти и бизнеса. С. В. Ивченко, М. И. Либоракина и Т. С. Сиваева в монографии «Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний» выделяют следующие четыре модели взаимодействия бизнеса и местного самоуправления в социальной сфере:

ѕ добровольно-принудительная благотворительность. Диктат власти, препятствующий росту эффективности корпоративных программ и повышению качества муниципального управления. Бизнес вынужден следовать директивам власти, упуская существенный элемент управления - экспертизу целесообразности финансируемой деятельности, оценку ожидаемых результатов, поиск решений, наиболее полезных для своих сотрудников, членов их семей и местных сообществ в целом;

ѕ торг. Взаимодействие строится исходя из принципа: «Выгодно одному - невыгодно другому». Социальная ответственность в этом контексте понимается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга;

ѕ город - комбинат. Вклады бизнеса определяются исходя из необходимости обеспечивать ресурсы для производства и сбыта продукции;

ѕ социальное партнёрство. Стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить благосостояние территорий, политическую и экономическую стабильность. Взаимодействие строится по принципу: «Выгодно каждому - выгодно всем» Ивченко С. В. , Либоракина М. И. , . Сиваева Т. С, Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний под ред. Либоракиной М. И, Фонд «Институт экономики города», М. :2003, с. 47 - 49.

Как мы видим, такой тип взаимодействия как социальное партнёрство признаётся наиболее выгодным для всех участников процесса - общественности, местного самоуправления, государства и бизнеса. Авторы монографии отмечают, что эффективность взаимодействия в рамках социального партнёрства возможна при условии взятия представителями власти на себя «функции координатора социальных вложений местного бизнеса и становления гарантом их эффективного и целевого использования» Там же, с. 50, но и предприниматели в свою очередь «ждут от государства и местного самоуправления комплексных мер по формированию единой, прозрачной политики поддержки благотворительности и социальных инвестиций бизнеса» Там же, с. 50.

Отсюда мы можем вывести следующую форму взаимодействия местного самоуправления и бизнеса: организация периодических собраний в администрации местного самоуправления активных представителей бизнеса, действующих на данной территории, и руководства муниципального образования с целью координации совместных усилий по организации решения актуальных социальных проблем местного населения путём согласования конкретных действий, предпринимаемых как со стороны бизнеса, так и руководства, с возможным заключением договоров подряда на создание либо поддержание эффективного функционирования каких - либо социальных объектов.

Исходя из рассмотрения бизнеса как субъекта социального партнёрства, мы можем сделать следующие выводы:

ѕ бизнес является важнейшей составляющей частью муниципального образования и выступает в качестве одного из основных источников пополнения местного бюджета;

ѕ основное социально - значимое свойство бизнеса как субъекта общественных отношений проявляется в решении социальной проблемы безработицы местного (и не только) населения ;

ѕ социальная ответственность как широкое понятие комплексной ответственности за свои действия трактуется представителями бизнеса и внешне выражается в форме благотворительности в наиболее нуждающиеся в этом социально - незащищённые страты и учреждения социальной сферы. Как правило, данная благотворительность имеет целью поднять престиж своей организации в глазах местной общественности и сделать таким образом некую саморекламу;

ѕ эффективное участие бизнеса в поддержке и развитии социальной сферы - необходимое условие современности для функционирования общества ;

ѕ условием для эффективного функционирования общества, основанном на активном участии в этом процессе бизнеса, является партнёрство (сотрудничество) последнего с органами местной власти с предоставлением гарантий целевого вложения социальных инвестиций представителей местного бизнеса.

Обратимся к анализу общественности как субъекта социального партнёрства. Определим понятие общественности и общества. Общество рассматривается как «сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью» Кемеров В. Е. , «общество», Социальная философия, словарь под ред. Кемерова В. Е. и Керимова Т. Х. , Академический Проект, М. :2003, с. 279. В словаре русского языка С. И. Ожегова приводится следующие определения общественности:

1. «общество, передовая его часть, выражающая его мнение

2. общественные организации» Ожегов С. И. , Словарь русского языка под ред. Шведовой Н. Ю. , «Русский язык», М. : 1989, с. 353.

Таким образом, мы в данной работе определяем общественность с двух позиций:

ѕ активная часть общества, местные активисты

ѕ некоммерческие (общественные) организации.

Активная часть общества - местные неравнодушные к проблемам остальных сограждан жители, готовые внести свой пусть и минимальный вклад в урегулирование локально негативной социальной ситуации. Выделяются две формы участия таких граждан:

ѕ самостоятельная добровольная деятельность, внешне отражаемая в таких видах деятельности, как: частная благотворительность, обращения в администрацию муниципального образования по поводу решения каких - либо обычно частных социальных проблем, активные физические действия по развитию социальной и туристической инфраструктуры места проживания;

ѕ деятельность в рамках активного участия в работе общественных организаций, расположенных на территории муниципального образования.

Первая форма участия активистов преобладает в условиях малого города, где отсутствуют либо не имеют недостаточное развитие местные общественные организации См. приложение, таблица №1. Н. С. Нестеренко в статье «Социальные функции НКО в трансформирующемся российском обществе» отмечает, что «НКО вовлекают отдельных индивидов в систему общественных отношений, что повышает устойчивость, предсказуемость и управляемость общества как социальной системы» Нестеренко Н. С. , Социальные функции НКО в трансформирующемся российском обществе»//Социальная политика и социология, №4 2006, с. 104. Соответственно общественные организации (НКО) являются максимально желаемой формой объединения активных граждан для коррекции стихийного проявления действий по решению актуальных социальных проблем и централизованного направления их усилий на цели общественного блага для возможного повышения эффективности реализации положительных инициатив таких граждан.

Проведённое нами исследование социальных проблем и способов их решения в условиях малого города, проведённое путём анализа содержания материалов местной прессы, наиболее характерной формой активности местных жителей является частная материальная и финансовая благотворительность, при этом с ухудшением экономической и социальной ситуации в малом городе, где наблюдается общий невысокий уровень материального благосостояния населения, степень участия в решении социальных проблем активистами только возрастает См. глава 2. 2 Отражение социальных проблем и способов их решения в СМИ .

Следовательно, таких жителей муниципального образования следует определять как стихийных участников социального партнёрства, мотивация которых заключается в рамках норм морали и традиций, связанных с оказанием помощи ближнему своему. Такие участники характеризуются отсутствием мотива преследования собственно выгодных для себя целей, определённой безликостью и неорганизованностью проявления гражданских инициатив. К таким участникам также можно отнести представителей бизнеса (особенно малого), проявляющих активное участие в жизни общества. Соответственно мы можем говорить и о проявлении социальной ответственности граждан, что является по мнению С. В. Ивченко, М. И. Либоракиной и Т. С. Сиваевой одним из обязательных условий для эффективности системы социального партнёрства общественности, бизнеса, местного самоуправления и государственной власти Ивченко С. В. , Либоракина М. И. , . Сиваева Т. С, Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний под ред. Либоракиной М. И, Фонд «Институт экономики города», М. :2003, с. 51.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты