Социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города

Социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города

48

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уральский Государственный Университет им А. М Горького

Факультет политологии и социологии

Кафедра социальной работы

Курсовая работа

Социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города.

студентки 4 курса

группа № 404

Кузнецовой Н. А.

руководитель: Козловская О. В. ,

Екатеринбург 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие социального партнёрства

Глава 2. Социальное партнёрство в условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области)

2.1 Г. Камышлов как муниципальное образование

2.2 Отражение социальных проблем и способов их решения в СМИ (исследование на основании анализа материалов городской газеты)

2.3 Пример программы решения проблемы прямого транспортного сообщения между городами Камышлов и Каменск - Уральский для пациентов онкологического диспансера

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В современном мире высоких технологий, когда одним нажатием нужной кнопки можно удовлетворить едва ли не любую потребность материального мира, люди по - прежнему, как и десятки, сотни лет, назад сталкиваются с проблемами, связанными с отсутствием либо недостаточностью возможностей получить реальное решение на возникающие первичные вопросы, касающиеся повседневной наравне с другими более обеспеченными гражданами жизнедеятельности.

Найти решение таких вопросов можно только вместе путём сотрудничества. Сотрудничество предполагает партнёрство - взаимодействие равных друг другу лиц. Партнёрство социальное - взаимодействие, направленное на решение социальных проблем. Изучение такого рода взаимодействия в условиях малого города - это возможность понять, как в современной России действует система, которая является основой для гражданского общества и социального государства.

Объектом данной работы является понятие социального партнерства, предмет исследования - социальное партнёрство в условиях малого города.

Цель - изучить социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города. При написании данной работы были поставлены следующие задачи:

1. дать анализ понятию социального партнёрства;

2. изучить муниципальную власть, общественность и бизнес как субъекты социального партнёрства;

3. рассмотреть г. Камышлов как муниципальное образование;

4. провести исследование методом контент-анализа материалов городской газеты;

5. проанализировать проведённое исследование и сделать выводы о системе социального партнёрства в условиях малого города;

6. привести пример программы решения актуальной социальной проблемы для г. Камышлова и Камышловского района.

При написании данной работы была изучена литература, посвящённая теории социального партнёрства, социальной политики и государства (В. А. Михеев Основы социального партнёрства : теория и практика, Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков Социальное государство, Н. А Волгин. , В. К. Егоров, С. В. Калашников Социальная политика в муниципальных образованиях), давшая первое представление о системе и формировании социального партнёрства как теории и практики ; использованы специализированные словари (Социальная философия, словарь под ред. В. Е. Кемерова и Т. Х. Керимова, Социальная политика, энциклопедия под ред. Н. А. Волгина, Т. С. Сулимовой), изучение которых позволило сформировать представление об основных понятиях и субъектах социального партнёрства; статьи журналов и специализированные сборники материалов, посвящённые исследованию данной проблемы (Марина Каргалова, М. С. Семченко, Н. С. Нестеренко, С. А. Иванов, Светлана Ивченко, сборники под редакцией О. Б. Казакова и М. И. Либоракиной и др.), позволившие понять механизм сотрудничества партнёров; нормативно - правовые акты - источник информации о понятии, статусе и полномочиях изучаемых субъектов; Интернет - ресурсы организаций в качестве информанта актуального состояния некоторых рассмотренных субъектов

Установление цели и решение поставленных задач реализуется в данной работе, состоящей из двух глав и приложения, в которых анализируется понятие социального партнёрство и его действие в условиях малого города.

Глава 1. Понятие социального партнёрства

Современность в ХХ и в начале XXI века заявила о себе как о мире социальных государств, т. е. прилагающих усилия к обеспечению достойного уровня жизни и защиты прав своих граждан. По определению Н. Н. Гриценко, социальное государство - это «правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создаёт усилия для обеспечения жизни, свободного развития и самореализации творческого потенциала личности» Гриценко Н. Н. , « Социальное государство», Социальная политика, энциклопедия под ред. Волгина Н. А. , Сулимовой Т. С. , Альфа- пресс, М. : 2006, с. 319.

Одним из основных принципов социального государства является принцип социального партнёрства, который по мнению Н. Н. Гриценко и Ф. И. Шаркова, представляет собой «один из основополагающих принципов, на котором Российское государство строит свою социально - экономическую политику» Гриценко Н. Н. , Шарков Ф. И. , «Социальное партнёрство как принцип социального государства» Социальная политика, энциклопедия под ред. Волгина Н. А. , Сулимовой Т. С. , Альфа- пресс, М. : 2006, с. 327, . Социально - экономическая политика, другими словами, социальная политика - основной инструмент государства по обеспечению оптимального развития и функционирования общества, обеспечения стабильности социальных процессов и профилактики негативных внутриполитических потрясений. Для осуществления данного типа управления территорией страны государственные органы в соответствии с определением социальной политики как прикладной деятельности - «совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения» Волгин Н. А. , «Социальная политика », Социальная политика, энциклопедия под ред. Волгина Н. А. , Сулимовой Т. С. , Альфа- пресс, М. : 2006, с. 218 установлены следующие принципы:

ѕ Экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наёмного труда и их профсоюзов на тарифную автономию;

ѕ Доверие к регулирующей роли рынка;

ѕ Ответственность государства за игру рыночных сил, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;

ѕ Социальная солидарность общества;

ѕ Социальная справедливость;

ѕ Социальное партнёрство;

ѕ Участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью. Гриценко Н. Н. , Шарков Ф. И. , « Социальное партнёрство как принцип социального государства», Социальная политика, энциклопедия под ред. Волгина Н. А. , Сулимовой Т. С. , Альфа- пресс, М. : 2006, с. 328

Соответственно, социальное партнёрство прежде всего мы можем понимать как один из основополагающих принципов социального государства и социальной политики России, являющийся неотъемлемым элементом внешне и внутриполитического инструментария по обеспечению стабильного развития и благополучия социальных процессов государства, кроме того как «инструмент социальной политики государства, способ решения социальных проблем в условиях политических и гражданских свобод в социальном рыночном хозяйстве» Волгин Н. А. , Гриценко Н. Н. , Шарков Ф. И. , Социальное государство, учебник, М. :2004, с. 198.

Рассмотрим другие понятия социального партнёрства. Исследователь данной проблемы профессор доктор экономических наук Н. А. Волгин под социальным партнёрством понимает «процесс сотрудничества на основе взаимопреемлемости и согласия интересов различных социальных групп с целью решения текущих и перспективных задач как в интересах этих групп, так и в интересах всего общества» Волгин Н. А. , Егоров В. К. , Калашников С. В. , Социальная политика в муниципальных образованиях, Альфа -Пресс, М. :2006, с. 235. Таким образом, он определяет основную цель социального партнёрства - взаимовыгодное действие путём взаимодействия (в том и числе и с заключением официального договора) различных социально активных субъектов с целью решения актуальных и перспективных проблем.

Другой исследователь В. А. Михеев даёт следующее определение социальному партнёрству: «одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно властных структур, профсоюзов и объединений работодателей (предпринимателей)» Михеев В. А. , Основы социального партнёрства : теория и практика, учебник, М. :2001, с. 24. В данном случае автор придерживается традиционного понимания данного определения как формы взаимодействия работодателя и работников с целью создания определённых социальных гарантий для последних и стабильной работы предприятия. Данная форма находит своё внешнее выражение в заключении коллективных договоров на предприятиях, форма и содержание которых закреплено в Трудовом кодексе Российской Федерации и законах субъектов Федерации «О социальном партнёрстве».

В энциклопедии «Социальная политика» под редакцией Н. А. Волгина и Т. С. Сулимовой приводятся социальное партнёрство понимается как :

ѕ «система отношений, возникающая между наёмными работниками и работодателями по согласованию их интересов в социально - трудовой сфере и урегулированию социально - трудовых конфликтов, которые неизбежны в процессе такого согласования» Мысляева И. Н. , «партнёрство социальное», Социальная политика, энциклопедия под ред. Волгина Н. А. , Сулимовой Т. С. , Альфа- пресс, М. : 2006, с. 203;

ѕ «система конструктивного урегулирования конфликтов в обществе ; предполагает наличие обоснованных теоретических подходов, определённых практических форм взаимодействия и методов согласования интересов субъектов социального взаимодействия, обеспечивающих конструктивность их взаимоотношений, общественно - политическую и экономическую стабильность в стране, оптимального согласования интересов социальных слоёв общества» Сулимова Т. С. , «социальное партнёрство», Социальная политика, энциклопедия под ред. Волгина Н. А. , Сулимовой Т. С. , Альфа- пресс, М. : 2006, с. 325.

Приведём другое определение данного понятия, данное аспирантом УрГУ им. А. М. Горького В. Н. Куделькиным, по мнению которого социальное партнерство представляет собой «форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп гражданского общества, которое позволяет им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их гармонизации и реализации» Куделькин Н. В. , Социальное партнёрство как модель взаимоотношений государства и гражданского общества //Журнал публикаций аспирантов и докторантов, 2008г. www. journal. org/articles. ru. Соответственно, можно разделить понятия социального партнёрства на две группы:

1. как сфера социально - трудовых отношений

2. как форма социального взаимодействия, не связанная с процессом производства материальных благ, целью которой является достижение согласия между различными институтами общества относительно решения актуальных социальных проблем и перспективных задач.

Социально - трудовая сфера, как было сказано ранее, имеет нормативно - правовое оформление в виде закрепления его базовых позиций в законодательных актах, относящихся к отрасли трудового права. Социальное партнёрство, материально отражаемое в виде официального документа - коллективного договора, предусматривает установление определённого набора социальных гарантий для работников предприятия на случаи возникновения установленных и согласованных сторонами рисков, заключается на определённый срок (как правило пять лет) и действует на территории конкретно определённой организации в отношении официально занятых работников согласно штатному расписанию.

Однако такая форма социального партнёрства в России и в мире воспринимается как противоречивый феномен. Р. И. Цвылёв и Б. Г. Столповский в своей монографии «Социальные трансформации в России 1992 - 2004 гг.» отмечают, что «одни трактуют его как непозволительное «соглашательство» с работодателем за счёт ущемления прав работника. Другие видят в нём инструмент, форму и метод отстаивания прав работника от посягательств работодателя, их защиты на принципах равноправия и взаимного уважения интересов социальных партнёров» Цвылёв Р. И. , Столповский Б. Г. , Социальные трансформации в России 1992 - 2004 г. г. , , М. :2005, с. 99. Кроме того, авторы подчёркивают, что создание полноценной и эффективной системы социального партнёрства в России «могло бы стать наиболее эффективным социальным инструментом защиты прав работников от издержек реформ, от отрицательных последствий процессов глобализации экономики и рынка труда» Там же, с. 100. Таким образом, в сфере социально - трудовых отношений социальное партнёрство понимается как потенциально действенный способ защиты социальных прав работника от произвола работодателя, социальных рисков и негативной ситуации на рынке при условии соблюдения принципов равноправия сторон в процессе ведения переговоров, взаимного уважения, свободы высказывания своей точки зрения, т. е. отношения и сотрудничества работника и работодателя (партнёров) в положении социального равенства. В этом заключается его основное отличие от понимания социального партнёрства как формы взаимовыгодного социального взаимодействия общественных институтов.

Сфера наших интересов в рамках данной работы сосредоточена на раскрытии понятия, субъектов и процессов социального партнёрства как определения, относящегося к выделенным понятиям второй группы. Рассмотрим социальное партнерство как форму комплексного взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и гражданского общества. Определим понятия данных субъектов. Начнём с муниципальной власти.

Власть определяется как «способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии» Шабурова О. В. , «Власть», Социальная философия, словарь под ред. Кемерова В. Е. и Керимова Т. Х, Академический Проект, М. :2003, с. 49 . Муниципалитет (нем. . Munizipalitдt) понимается как «самоуправляемая административно-территориальная единица, с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением» Волгин Н. А. , Егоров В. К. , Калашников С. В. , Социальная политика в муниципальных образованиях, Альфа - Пресс, М. :2006, с. 556. Следовательно, муниципальную власть можно определить следующим образом: социальный субъект, обладающий способностью и легитимной возможностью осуществления полномочий в рамках, определённых Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конкретной территории и проживающего на ней населения, представленный чётко определённым кругом лиц, являющихся служащими администрации муниципального образования (правящей элитой данной территории), и непосредственно осуществляющими действия по руководству отведённой им территорией с её материальными, природными и человеческими ресурсами. Муниципальная власть не относится к разновидности государственной власти и является по своей форме разновидностью общественной организации с собственным бюджетом, целями и программами функционирования. В круг полномочий муниципальной власти входит:

ѕ социальные вопросы местного значения;

ѕ полномочия в области жилищных отношений;

ѕ полномочия в образовании;

ѕ полномочия в здравоохранении;

ѕ полномочия в области культуры;

ѕ полномочия в области физической культуры и спорта;

ѕ полномочия в организации погребения и похоронного дела;

ѕ полномочия в области защиты прав потребителей ;

ѕ полномочия по защите прав и интересов ребёнка;

ѕ полномочия в оказании помощи вынужденным переселенцам и беженцам Волгин Н. А. , Егоров В. К. , Калашников С. В. , Социальная политика в муниципальных образованиях, Альфа - Пресс, М. :2006, с. 80.

В сферу наших интересов относительно анализа муниципальной власти как субъекта социального партнёрства входит рассмотрение полномочий в сфере решения социальных вопросов местного значения. Согласно статьям 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в задачи местного самоуправления входит решение следующих социальных вопросов:

ѕ обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, создание условий для жилищного строительства;

ѕ создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

ѕ организация досуга (библиотечное обслуживание, условия для массового отдыха, услуги культуры, создание условий для занятия спортом, охрана памятников культурного наследия);

ѕ опека и попечительство;

ѕ организация предоставления доступа граждан к получению начального общего, среднего общего и полного (общего) образования;

ѕ организация на территории скорой медицинской помощи, иных медицинских учреждений;

ѕ . содержание мест захоронения, организация ритуальных услуг ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Сибирское Университетское издательство, Новосибирск:2008, с. 12 - 16 .

Таким образом, Федеральное законодательство определяет круг социальных вопросов, находящихся в ведении муниципальной власти. Как видно, в обязанности муниципалитета входит принятие мер по решению актуальных проблем населения, связанных с бытовыми нуждами, условиями проживания, транспортным и коммуникационным обеспечением, удовлетворением базовых культурных потребностей, достижением гражданами минимального образовательного уровня, получением медицинской помощи и решением вопросов погребения усопших, т. е. всех вопросов, связанных непосредственно с жизнью населения муниципального образования.

Муниципалитет в законодательстве рассматривается как самоуправляемая административно - территориальная единица, предназначенная для прямого решения вопросов местного значения. . В. Л. Макаров, обращаясь к данной проблеме в своей статье «Социальные технологии на нижнем уровне», понимает муниципальную власть как «юрисдикция нижнего уровня, представляющее собой некое новое образование, которое следует определить как социальную корпорацию» Макаров В. Л. , Социальные технологии на нижнем уровне //Социальная политика и социология, №2 2005, с. 6. По мнению исследователя, социальная корпорация включает в себя следующие элементы: граждан, муниципалитет, предприятия муниципальной собственности и предприятия, где муниципалитет имеет половину собственности, частные фирмы и акционерные общества, зарегистрированных в данном муниципалитете, зарегистрированных прочих юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты