Социально-психологическая помощь молодой семье
p align="left">Следует иметь в виду, что нежелательная беременность-это проблема не только брачная, затрагивающая психологическое благополучие супругов и семьи в целом, это еще и острая проблема физического и психического здоровья детей. Так, например, обнаружено, что нежелательная беременность опосредованно, через психологический дискомфорт будущей матери, негативно влияет на нервно-психическое здоровье ребенка. Даже если этот ребенок рождается в браке, он часто эмоционально не принимается одним или обоими родителями, что отрицательно сказывается на его развитии.

Важным вопросом также является выбор спутника жизни, т. к. именно с этого вопроса начинаются, как утверждает Целуйко, первые проблемы молодой семьи. Актуальность этой проблемы состоит в том, что по данным исследований бракоразводной статистики, очень быстро наступает разочарование не столько в супружестве, не столько в браке, сколько в партнере по браку. По данным Эйдемиллера[51] при ошибочном выборе партнера самыми частыми являются ожидания, что муж или жена будут напоминать отца или мать.

Согласно исследованиям психологов Сысенко В.А., Шапиро Б.Ю, Шейнова В.П. [48], одной из наиболее распространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог (не захотел, не удосужился) получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни.

Примерно две трети будущих супругов знакомятся случайно в местах отдыха или местах проведения досуга, иногда просто на улице. При этом они ничего не знают друг о друге.

Традиционные формы предбрачного общения чаще всего также связанны с проведением досуга. В этих ситуациях партнеры обычно видят, по слова Целуйко, «парадное», «выходное» лицо друг друга: парадная одежда опрятность во внешнем облике, аккуратная косметика и проч., за которыми могут быть скрыты внешние и характерологические недостатки. Даже если партнеры проводят не только свободное время, но и вместе учатся или работают, они не могут получить достаточной информации о качествах личности, ролевых ожиданиях, представлениях и установках друг друга, необходимых для совместной жизни, так как эти виды деятельности не связанны с семейными ролями.

Кроме того, на первых этапах общения людям вообще свойственно, осознанно или неосознанно, стараться казаться лучше, чем они есть на самом деле, маскировать свои недостатки и преувеличивать достоинства. С этой точки зрения не проясняет ситуацию и предбрачное сожительство («пробный брак»), поскольку партнеры выступают в ролях, отличающихся от семейных (ниже уровень взаимной ответственности, чаще всего отсутствуют родительские функции, домашнее хозяйство и бюджет могут быть лишь частично общими и т.д.).

Помимо этого, представление о личностных характеристиках будущего супруга у молодых людей зачастую расходятся с качествами, которые, традиционно ценят у партнеров по общению. Как установил В. Зацепин [14], девушки симпатизируют юношам энергичным, веселым, красивым, высоким, умеющим танцевать, а будущего супруга они хотели бы видеть прежде всего трудолюбивым, честным, справедливым, умным, заботливым, умеющим владеть собой. Популярностью у юношей пользуются красивые, веселые, любящие танцевать и обладающие чувством юмора девушки, а будущая супруга должна быть в первую очередь честной, справедливой, веселой, трудолюбивой и т.д. Таким образом, молодые люди понимают, что партнер по браку должен обладать многими качествами, не обязательными для партнера по общению, но на деле критериями взаимных оценок часто становятся внешние данные и значимые на данный момент личностные качества, доставляющие удовлетворение в повседневном общении («интересный собеседник», «душа компании», «красивый, приятно вместе показаться на людях» и т.п.). При таком расхождении происходит подмена семейных ценностей добрачными.

Возникающие в процессе досугового общения привязанности и чувства создают такой эмоциональный образ партнера, когда некоторые его реалии просто не замечаются. В браке же эмоциональная завеса постепенно снимается, в центр внимания начинают попадать отрицательные характеристики партнера, т.е. строится реалистический образ, в результате чего может возникнуть разочарование или конфликт.

Иногда на познание партнера просто не хватает времени, если решение о вступлении в брак принимается слишком поспешно.

Целый ряд сложностей во взаимоотношениях, пишет Ковалев С.В., может быть следствием излишней идеализации партнерами друг друга в период знакомства и ухаживания. Конечно же, для большинства людей необычайно приятно быть предметом любви и восхищения, но такие взаимоотношения могут привести к тому, что то, что когда-то было прекрасно и желанно, становится правилом межличностного взаимодействия, а любое неодобрение или несогласие начинает восприниматься как проявление нелюбви или предательство. И хотя необоснованность подобных претензий чаще всего и муж и жена понимают, свойство человеческого мышления к абсолютизации неминуемо приводит к тому, что супруги начинают предъявлять взаимные претензии в холодности, черствости и т.д. Следствием этого вскоре может стать повышенная чувствительность партнеров к любым высказываниям друг друга, которая подогревается еще и тем, что каждый осознает, что реальные возможности человека контролировать чувства и отношение другого очень невелики. Парадокс же состоит в том, что чем больше люди предъявляют претензии в том, что их недостаточно любят, тем труднее спонтанно и естественно выражать к ним чувства.

Довольно часто неточность взаимного узнавания, идеализация друг друга может быть обусловлена существованием в сознании людей оценочных стереотипов (например, физиогномические заблуждения; житейские обобщения, связанные с профессией, национальностью, полом, социальным статусом и проч.). Такого рода стереотипы приводят к приписыванию друг другу отсутствующих черт или проецированию на партнера черт своего идеала или собственных положительных характеристик.

Идеализации нередко способствует известный в социальной психологии «галоэффект» («эффект ореола»): общее благоприятное впечатление о человеке, например, на основе его внешних данных, приводит к положительным оценкам неизвестных пока качеств, недостатки же не замечаются или сглаживаются. В результате идеализации создаётся сугубо положительный образ партнера, но в браки «маски», по словам Целуйко[47], очень быстро спадают, добрачные представления друг о друге опровергаются, всплывают принципиальные разногласия и либо наступает разочарование, либо бурная любовь переходит в более умеренные эмоциональные отношения.

Как отмечает Л.Б. Шнейдер, романтическая любовь интерпретируется как сильное физиологическое влечение. Она непостоянна и нестабильна, так как 1) причины возбуждения в обыденных ситуациях быстро исчезают; 2) связана с постоянным переживанием сильных (как положительных, так и отрицательных) эмоций, от которых быстро устают; 3) ориентирована на устойчивую идеализацию партнера, при которой реальный человек становится фантомом. Статистически нормальный исход семейных отношений, построенных на романтической любви, - распад. Как отмечает Гуслякова Л.Г. [5] брак, заключенный по любви начинает давать трещину, как только молодые супруги сталкиваются с первыми бытовыми трудностями.

По мнению Дементьевой И.Ф. [10] люди, которые находятся в таких ярко выраженных любовных романтических отношениях, очень чувствительны, особенно к поощрению, наказанию, похвале и неодобрению. И главное-это, то, что они совершенно не готовы к возможным трудностям любовных отношений, в том числе к трудностям быта. И если эта пара вступает в брак, она сталкивается с суровой прозой жизни-романтические иллюзии моментально разбиваются.

Конечно, в любви, в отличие от дружбы, преобладают эмоции, а не рассудок, но с точки зрения будущих семейно-брачных отношений и в любви необходима определенная доля рационализма, умения анализировать чувства свои и партнера. Так антитезой романтической любви должна стать реалистическая любовь. Следует учитывать, что претендент в спутники жизни уже сложившаяся в основном личность, «переделать» его трудно, так как психологические «корни» уходят далеко в природные основы, в родительскую семью, во всю добрачную жизнь. Поэтому нужно ориентироваться на то положительное, что есть в человеке и не сравнивать его со своим эталоном или другими кандидатурами в спутники жизни: у них есть свои недостатки, которые обычно не видны, так как скрыты под «масками», следует принимать избранника таким каков, он есть. Не следует также сравнивать свои отношения с отношениями в других парах: в них есть свои проблемы, которые не видны посторонним, поэтому создаётся иллюзия полного благополучия.

Таким образом, можно сказать, что мотивов для формирования дисфункциональных браков очень много, и в каждом конкретном случае они, т.е. мотивы, могут быть самые разные это и «бегство от родителей», и романтическая любовь, и беременность партнерши, и престиж и т.д. Все эти мотивы ведут, так или иначе, к конфликтам, внутрисемейным проблемам и, наконец, к разводу. Поспешный, необдуманный брак и ошибочный выбор партнера также негативно отражается на дальнейшей совместной жизни.

Хотелось бы отметить, что создание семьи - это очень серьезный шаг в жизни каждого человека и подходить к этому вопросу нужно со всей ответственностью. Проблема выбора спутника жизни должна решаться не только внутри самой пары или с участием близких родственников, но и с помощью квалифицированного специалиста в этой сфере. Семейные консультации обязательно должны предусматривать возможности оказания помощи не только сложившимся семьям, но и тем, кто собирается вступить в брак.

2. Технологии психосоциальной работы по оказанию социально-психологической помощи молодой семье

2.1 Психологическое консультирование молодых семей

Практическим психологам приходится встречаться с самыми разнообразными проблемами семейных взаимоотношений. Довольно большое место занимают среди них проблемы женихов и невест, проблемы молодоженов, раздумья супругов, готовящихся стать родителями. В период становления семейных взаимоотношений, которому предшествуют радости и трудности выбора, первый опыт интимности, молодые люди обращаются за помощью к психологам.

В консультировании и психотерапии существует ряд сходных понятий:

1. супружеская терапия (консультирование);

2. семейная консультация;

3. семейная терапия.

Под первой понимают форму психотерапии (консультирования), которая ориентирована на супружескую пару и её проблемы. Со вторым понятием дело сложнее. Одни авторы считают, что это тоже самое, что и семейная терапия, другие рассматривают семейные консультации как одну из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в кризисных ситуациях. Семейная терапия в отличие от супружеской терапии распространяется на всю семью в целом, включая детей, причем внимание обращается в основном на отношения между родителями и детьми. В отношении молодых семей семейное консультирование целесообразнее всего применять тогда, когда молодые супруги проживают с родителями одного из супругов.

Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможности личностного роста.

Многообразие приемов и методов семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия (Baucon D.H., Hoffman J.A., 1986), один из вариантов которой-рационально-эмотивная терапия (RET) Альберта Эллиса, системное направление (Skynner A.C.R. 1981; Minuchin S., Fichman H.C., 1981) и эмпирическое (Napier A.Y., Whitaker C.A., 1978; Satir V., 1988). [51]

Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Васильева Н.Л., Вовк А.И. сформулировали правила семейного консультирования [16,51]:

1. Установление раппорта (контакта) и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и заявителя «проблемы», использование предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйства, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы «не», а в терминах положительного результата».

3. Обсуждение психотерапевтического контакта. Эта часть проведения консультирования признаётся многими специалистами одной из самых важных. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменение своего ролевого поведения и т.д. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы (в среднем общее время консультирования-3-6 ч.) и длительность одного сеанса. Также следует обсудить периодичность встреч. В практике семейного консультирования обычно в начале-1 сессия в неделю, а потом-1 раз в 2-3 недели.

4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?»

5. Проведение собственно консультирования. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования с помощью утверждений такого содержания: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надёжной гарантией успешности работы».

· Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон, сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: «Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?»;

· Совместный поиск новых шаблонов поведения - «веера решений». Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы ещё не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в похожей ситуации?», «А вы так смогли бы поступить?», «Что вам поможет совершить такой же поступок?». Возможно использование приемов визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.

6. «Экологическая проверка»: консультант предлагает членам семьи представить себя в исходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние. []

7. Приближаясь к завершению консультирования, консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в некоторых действиях, способствующих обретению ими уверенности, когда осваиваются новые шаблоны поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание, приглашение на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов.

8. В ряде случаев необходимо провести процедуру «отсоединения». Она может произойти автоматически при сравнении клиентами заявленной цели и обретенного результата, но в ряде случаев консультант вынужден стимулировать отсоединение. Джей Хейли с этой целью использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к результату, прямо противоположному заданному.

В супружеском консультировании выделяют, во-первых, добрачное консультирование (досупружеское) консультирование;

во-вторых, супружеское консультирование;

в-третьих, консультирование по поводу развода (разрывающееся супружество);

в-четвертых, консультирование разведенных, переживающих расставание с партнером (консультирование после супружества).

Как во всей психотерапии и консультировании в целом, существует целый ряд концепций, определяющих основные подходы к разрешению супружеских проблем. Прежде всего это известные всем профессионалам

1. психоаналитический;

2. бихевиористский;

3. гуманистический подходы.

Кроме того, особо следует отметить системный подход в супружеском консультировании

1. Психоаналитический подход. Здесь супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Текущие семейные конфликты рассматриваются с учетом повторения прошлых конфликтов, приема поведения, полученного в прошлых отношениях. Например: у одного или обоих супругов могут проявляться скрытые потребности, которые в детстве не были удовлетворены их родителями. В подобных случаях человек часто неосознанно выбирает себе такого партнера, который помог бы вернуться к неразрешимым конфликтам (или к не конфликтным, а к привычным, например комплиментарным, отношениям).

2. Бихевиористский подход. Этот подход не претендует на выявление глубоких причин супружеской дисгармонии, но направлен прежде всего на изменение поведения партнеров, используя при этом методы обуславливания и научения. Такой подход обеспечивает:

· взаимноположительное поведение (когда супругов подводят к тому, чтобы поведение каждого радовало другого);

· получение навыков и умений (прежде всего правильно общаться и разрешать проблемы);

· супружеский договор об изменении поведения (например, муж упрекает жену за беспорядок в доме, а жена в претензии к мужу за недостаточную помощь по дому. Необходима взаимная договоренность. Каждый партнер выдвигает определенные требования, которые записываются на бумаге и контролируются).

3. Гуманистический подход. В его основе лежит задача достижения изменений в представлениях о супружеских связях. Общение супругов должно быть открытым, искренним. Чувства (в том числе и агрессивные) не должны утаиваться, но и не должны приводить к обострению конфликта. Существует ряд правил «честного боя», использования физической разрядки. Консультант проявляет сочувствие, сердечность и искренность к каждому из партнеров. Супруги должны научится выслушать друг друга, не выражая при этом оценки или осуждения, постараться понять другого, вникнуть в его переживания.

4. Системный подход. Здесь в сферу внимания консультанта попадает взаимообусловленность поведения партнеров по браку или всех членов семьи. Изучается влияние одного супруга на другого или на всех членов семьи. Например, жена жалуется, что муж мало бывает дома: он на работе или развлекается с друзьями. Консультанту удаётся изменить поведение мужа. Теперь муж больше бывает дома, занимается детьми. Это может способствовать положительным изменениям в семейной системе в целом. Но могут возникнуть и осложнения (так как жена привыкла к определенному порядку, а муж начинает вмешиваться). Тогда муж снова углубляется в работу и равновесие системы восстанавливается, но жена снова чувствует себя одинокой. Таким образом, нельзя изменить поведение одного, не изменив поведение другого [17].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты