Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками
p align="left">Подростки 13-14 лет основное внимание обращают на особенности своего поведения, на отношение со сверстниками, хотят рассказать о себе, в основном довольны собой. "Меня зовут Ваня. Я учусь в седьмом классе. Я неплохой, немного замкнут, вспыльчив. Я умею хранить тайны. Я незлопамятный, иногда обидчив. Люблю открытость, откровение".

Постепенно подросток из "открытого" становится "закрытым". Автопортрет несовершеннолетнего подростка в возрасте 15-16 лет похож на автопортрет пятиклассника потому, что состоит из внешних формальных характеристик. Пятиклассник считал эти сведения важными, а восьмиклассник использует их как защиту собственного внутреннего мира от посягательств извне. Это связано с кризисом тринадцати лет. Учащиеся оценивают свои способности, умения. "Я хорошо учусь, работоспособная. Трудно привыкаю к новым людям, обстоятельствам. Меня легко рассмешить. В некоторых случаях могу обидеться".

Автопортрет старшеклассника говорит о потребности разобраться в своих переживаниях, поделиться ими. "Мне кажется, что я добрый, честный, но со стороны меня недооценивают, а в чем, я не знаю. Люблю шахматы, спорт, но когда проигрываю, то мне становится не по себе. Люблю хорошие фильмы; С людьми необщительный".

Таким образом, из автопортретов детей в возрасте 10-16 лет (5-9 класс) видно, что отношение к себе претерпевает периодические изменения. Открытость, склонность к диалогу сменяется стремлением забыть свой внутренний мир. Это необходимо учитывать при работе с подростком. В подростковом возрасте самооценка неустойчива Она колеблется от высокого уровня до низкого. Такая подвижная и противоречивая самооценка естественна и необходима. Она отражает качественные изменения в структуре всей личности в критический период и позволяет осуществить переход на новый "взрослый" уровень развития личности.

В анкете для детей был вопрос: "Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хотел бы сейчас учиться?" В каком возрасте - своем собственном, более раннем, взрослом - хотел бы быть подросток? В ходе обработки анкет выяснилось, что снижается число выборов своего возраста в 5-7 классах и увеличивается в 8-9 классах.

Из 15 учащихся 5 класса свой возраст выбрали 67%, из 11 учащихся 6 класса - 73%, из 13 учащихся 7 класса - 77%, из 12 подростков в возрасте 15-16 лет- 100%. Можно сделать вывод, что более трудный период для подростка совпадает с обучением в 5-7 классах (переход из начальной школы в среднюю, кризис 13 лет) и поэтому снижается принятие своего возраста. Менее беспокойная ситуация в 8-9 классах ведет к росту предпочтений собственного возраста. У детей возникает ощущение ценности настоящего. Предпочтение собственного возраста является показателем более высокой, личностной зрелости. Выбор подростком младшего возраста говорит о неблагополучии в формировании личности.

Основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то обстоятельство, что он - школьник. Главное общественное требование к подростку: овладеть определенными знаниями, умениями, навыками. Что сегодня побуждает детей ходить в школу? Делать домашнее задание? Ответ на этот вопрос интересен потому, что он дает возможность многое понять в личности современного подростка.

Детям в анкете был задан вопрос: "Почему ты ходишь в школу?"

Пятиклассники - "Хочу быть грамотным, умным, культурным, иметь знания". Шестиклассники - "Иметь знания, быть грамотным, уметь жить, получить образование, обрести профессию, поступить в институт". Семиклассники - "Нужно учиться для выбора профессии, потому, что интересно, чтобы общаться с друзьями, учеба - дорога в будущее". Восьмиклассники - "Хочу получить образование, иметь знания, поступить в вуз, это мне надо для жизни". Девятиклассники - "В будущем пригодятся знания, которые получу в школе, чтобы устроиться на работу, я обязан, от этого зависит мое будущее, хочу иметь хорошую профессию, узнавать новое, общаться. Из этих ответов можно сделать вывод, что для современного подростка главной ценностью является он сам, стремящийся к самореализации, саморазвитию.

Что представляет интерес для подростка в школе? С помощью ответов на этот вопрос можно судить о развитии его личности. Для большинства учащихся 5-6 классов интересно узнавать новое, интересны школьные предметы, а старшеклассники интересным и важным считают общение с одноклассниками, педагогами, взаимопонимание. Впрочем, такие ответы неслучайны. Общение со сверстниками во многом определяет поведение, деятельность подростка. Для него важно не просто быть вместе со сверстниками, главное занимать удовлетворяющее его положение. В подростковый период необычайно обостряется проблема общения между взрослыми и сверстниками. Для подростка характерна разбросанность интересов. Для него вдруг становится безразличным все то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые увлечения, потребности. В анкете было задание: "Оцени удовольствие, которое доставляют тебе телепередачи, чтение, учеба, музыка, спорт(По 5-ти бальной системе):- На "5" учебу оценили в 5 классе - 28%, в 6 классе - 28%, в 7 классе - 22%, в 8 классе - 0%, в 9 классе - 0%

Анализ ответов учащихся показал, что интерес к учебе с 5 по 9 класс постепенно снижается, учеба перестает доставлять удовольствие. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, которые постепенно приобретают известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка.

Таким образом, в старших классах интерес все больше перемещается с учебных предметов, с уроков в сферу внешкольной деятельности. Очень часто более активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, художественные, технические. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, ученики не всегда выполняют просьбы педагогов, так как они для них уже неинтересные. Представляется, что данные проведенного исследования помогут педагогам, воспитателям, специалистам по социальной работе при работе с подростками.

Когда речь заходит о взаимодействии с подростками 13-15 лет, как правило, взрослые люди тяжело вздыхают: "Так с ними трудно"!

Социальным работникам, педагогам и родителям бывает трудно находить общий язык с детьми-подростками, когда они не готовы правильно понять психологическую специфику "отрочества" как особого периода становления и развития личности человека.

Во многом поведение подростков непредсказуемо для взрослых людей. Они порой буквально шокируют окружающих своим внешним видом, циничными суждениями или дерзкими поступками. Если все это воспринять буквально, то взрослым людям становится страшно от соприкосновения с "такими молодыми людьми". Мы говорим: "Они неуправляемы! Они нас не слышат! Они не принимают никаких советов и упрямо настаивают на своём!"

Но, с другой стороны, не будем забывать о том, что подростковый возраст чрезвычайно сложный период жизни для самих детей. В возрасте от 10 до 16 лет наступает период выраженного психологического кризиса растущей личности. В это время подростки плохо понимают самих себя, свои желания, потребности и настроения, остро ощущают свое одиночество, свою беспомощность и непонятость со стороны взрослых и очень склонны к импульсивным, безотчетным поступкам. В этот период дети очень ранимы, потому что чрезвычайно противоречиво их субъективное ощущение самих себя.

С одной стороны, в это время подростки претендуют "на взрослость", а с другой, - ведут себя как дети. В период от 10 до 16 лет происходит половое созревание человека и окончательное формирование всей физиологической основы его жизни. В это время происходит изменение всех антропометрических параметров человека: увеличивается рост и вес организма, меняются внешние данные, голос, появляются выраженные признаки их половой принадлежности. Подростки сами ощущают и видят эти перемены, иногда радуются им, иногда пугаются и расстраиваются. В этот период им особенно хочется, чтобы их любили, чтобы взрослое сообщество приняло их в свою жизнь как полноправных членов. Подростки еще не знают и не учитывают того, что жизнь общества постоянно предъявляет по отношению к человеку весьма жесткие требования.

Нужно брать на себя добровольные обязательства, необходимо проявлять ответственность за слова и поступки, нужно проявлять разумную осторожность и избегать опасностей, необходимо постоянно учиться жизни и способам ее организации, набираться опыта общения с другими людьми. Подростки же хотят, чтобы их любили и принимали такими, какие они есть, по-детски наивно рассчитывая на снисходительность и прощение со стороны взрослых. Однако очень скоро убеждаются, что социум, регулируемый общественными законами, достаточно жесток, а порой и безжалостен.

Сталкиваясь с этим, молодые души считают мир несправедливым, коварным и мечтают его переделать по-своему. Так, с одной стороны, подростки мечтают сблизиться с другими людьми, а, с другой, постоянно их от себя отталкивают протестным или вызывающим поведением.

Часто от родителей можно услышать такие слова: "Я своего сына (или дочь) не могу узнать! А ведь раньше он (или она) был(а) таким милым и послушным ребенком. Его (или ее) буквально подменили!"

Родителям, педагогам и социальным работникам, соприкасающимся с подростками, необходимо знать, что предотвратить беду можно только на основе установления и поддержания с ребятами доброжелательного и дружеского контакта. С подростками обязательно надо дружить, открыто беседовать. Если же эта жизненная позиция неправильна, нужно ненавязчиво их переубеждать, приводя в доказательство конкретные факты и аргументы. Взрослый человек, если он действительно желает подросткам добра, должен уметь войти в общение с ними как старший, понимающий друг, проявляющий готовность выслушать, понять, простить и поправить допущенные ими жизненные ошибки. Разумная, требовательная доброта, проявленная по отношению к подросткам, поможет родителям, педагогам и социальным работникам почувствовать болезненные изломы их души, а также направить их энергию и творческий потенциал не на самоутверждение, а на подлинное развитие личности.

Резюмируя, можно сказать, что трудный возраст на самом деле хоть и вправду труден, но это тот возраст, который проверяет нас как взрослых, как родителей, как специалистов. Если мы справимся, то значит мы способные специалисты и способные родители.

3.2 Проект «Гражданином быть обязан»

Для успешной социализации подростков в СРЦН с социальным приютом «Нежность» автором был разработан проект «Гражданином быть обязан!». Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жёсткие и злые, и в нём бывает непросто быть и остаться человеком. Задача создания в России правового государства и гражданского общества вряд ли скоро утратит свою актуальность.

Произошла деформация в области гражданского и патриотического сознания, обесценились нравственные идеалы, принижена роль патриотического воспитания детей и подростков. Следствием этого стали рост детской преступности, агрессии, беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних. Очевидно, что правовое государство и гражданское общество должны состоять из граждан, уважающих дух и букву закона, ответственных за свой выбор, инициативных, проявляющих активную гражданскую позицию. Такое возможно лишь при условии, что правовая культура и гражданские качества личности воспитывать с детских лет.

Под гражданской позицией мы понимаем устойчивую систему взглядов, убеждений, определяющих социальную активность личности, направленную на преобразование окружающей действительности в положительную сторону.

В сентябре 2008 года автором было проведено тестирование на определение процента занятости детей во внеурочное время в 8-9 классах СОШ №1, №2. Проанализировав результаты, был сделан вывод, что 44% учащихся хотели бы участвовать в жизни класса и школы с позиции активного участника, но не могут этого сделать по разным причинам: стеснительность, нерешительность, боязнь сделать ошибку, отсутствие опыта подобной деятельности.

В ГУСО СРЦН «Нежность» на социальном обслуживании состоит 243 семьи (396 несовершеннолетних), из них 75 подростков состоят на учёте в отделении по делам несовершеннолетних при ГРОВД г.Красноармейска и Красноармейского района Саратовской области. Дети «группы риска» склонны к социальной дезадаптации, различным формам отклоняющегося поведения. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребёнку помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Риск ранней наркотизации и уровень развития коммуникативных умений у подростков взаимосвязаны. Многие из них испытывают трудности в общении со сверстниками, в установлении контактов в коллективе.

С ними также было проведено тестирование на определение уровня активности детей во внеурочное время, причин пассивного участия в жизни класса, школы, города.

Таблица 2. Активность подростков во внеурочное время.

п\п

Год

Количество несовершеннолетних, состоящих на социальном обслуживании

Количество несовершеннолетних, занятых во внеурочное время

(в кружках, спортивных секциях)

% несовершеннолетних, занятых во внеурочное время

1.

2007

440

280

36,4

2.

2008

396

246

37,8

Поэтому проект направлен на подростков 13-17лет, определены две целевые группы: 1-ая - 15 подростков из семей, состоящих на социальном обслуживании в центре + 8 волонтеров; 2-ая - 40 девятиклассников из двух базовых школ.

Одним из действенных методов гражданского воспитания является интерактивный театр (приложение 2). Преимущества интерактивного театра в том, что он позволяет пропустить информацию через себя и осознать последствия своих действий. Ребята осваивают теоретический материал, и кроме того вживаются в образ главного героя пьесы или его близкого родственника, предлагают свое решение проблемы в сформированной ситуации. Кроме того, 90% информации мы запоминаем, когда закрепляем ее действием. Целевой группой проекта «Гражданином быть обязан» являются дети из г. Красноармейска. Всего по проекту охвачено 63 подростка в возрасте 13-17 лет. Группа интерактивного театра - 23 детей, зрительская аудитория 40 человек.

Основными целями проекта является:

· создание условий для самоопределения подростков средствами интерактивного театра, развитие их творческого потенциала, гражданских компетенций и способности к успешной адаптации в жизни в современном обществе;

· способствовать становлению общественно-активной, социально-компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, готовой и умеющей защищать права и свободы человека;

· профилактика правонарушений и преступлений через самовыражение детей в рамках интерактивного театра.

Задачами проекта является:

· Диагностика уровня сформированности гражданско-правовой грамотности подростков;

· Обеспечение сотрудничества социального и образовательных учреждений;

· Открытие интерактивного театра «Браво» на базе ГУСО СРЦН «Нежность».

· Повышение социальной активности подростков в общественной жизни города.

· Способствовать успешной социализации несовершеннолетних через принятые ими норм и правил общественной жизни.

· Формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

· Формирование правовой грамотности несовершеннолетних.

· Формирование у несовершеннолетних мотивации и навыков здорового образа жизни.

· Актуализация творческого начала подростков, состоящих на учете в ОДН ОВД.

При реализации проекта в ГУСО СРЦН «Нежность» будет открыт интерактивный театр «Браво», на территории центра «Нежность». Работа по проекту начнется с информационной кампании, в рамках которой будут проведены мероприятия, направленные на вовлечение в работу интерактивного театра подростков.

Среди 50 подростков, чьи семьи состоят на социальном обслуживании в Центре, будет проведено тестирование на определение уровня гражданской активности (см. приложение 2). Из них будет выделена первая целевая группа из 15 подростков с низким уровнем гражданской активности, из которых 10 - состоят на учете в ОДН ОВД. Также в целевую группу будут привлечены 8 подростков-волонтеров Центра, участники проекта «Сделай выбор», реализованный специалистами в 2007 году. Команда волонтеров участвовала в проведении тренингов по принципу «Равный - равному» для сверстников. Таким образом, будет сформирована первая целевая группа. На организационном занятии члены этой целевой группы познакомятся с особенностями работы интерактивного театра, условиями проекта, далее с ними будет проведено 3 занятия по подготовке актерами.

Также на начальной стадии реализации проекта специалисты СРЦН «Нежность» проведут информационные выступления для второй целевой группы в двух 9-х классах базовых школ №1 и №2 (40 подростков) для ознакомления детей с работой по проекту, проведения тестирования по определению уровня гражданской активности.

Почему именно девятиклассники? В возрасте 13-15 лет детей отличает потребность активного участия в общественной жизни как инициатора идей, организатора, лидера, активного участника. Другими словами они стремятся к тому, чтобы реально быть гражданами своего города, страны, но им не хватает знаний и умений, как реализовать себя в социуме. К тому же большей части девятиклассников исполняется 14 лет - время оформления первого паспорта.

Занятия для первой целевой группы проводятся 1 раз в неделю, для второй - 1 раз в две недели.Члены первой целевой группы (23 подростка) в течение трех недель февраля 2009 года учатся быть актерами интерактивного театра, готовят театральный форум.

Подростки стремятся к самореализации, их не удовлетворяют прежние социальные роли, они ищут выход для своей активности, поэтому, созданные нами условия развития гражданской позиции, станут одним из механизмов социализации личности.

Приобщение подростков к интерактивным методам общения - это погружение в процесс общения, основанное на взаимодействии подростка со сверстниками, родителями, педагогами. Такая деятельность позволяет детям самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателем, создаёт большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную, является психологически привлекательной и комфортной.

Руководителем интерактивного театра разрабатывается и реализуется цикл занятий (сценарии постановок) по правовой тематике, формированию и воспитанию гражданских качеств, по здоровому образу жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты