Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками
p align="left">В подобной благоприятной эмоциональной обстановке ребята постепенно сбрасывают пелену комплексов, низкой самооценки, неуверенности и раздражительности.

Одна из задач социальной реабилитации детей, попадающих в приют - это восстановление их социальной роли ученика, человека познающего. Если ребёнок не получает удовлетворения в учебной деятельности, то он неизбежно ищет другие сферы приложения своих сил, чаще всего в асоциальных группах.

Технология работы социальных педагогов учреждения включает:

- устранение неприязни к школе, учебным занятием посредством занимательного материала, игр на развитие внимания, мышления;

- ликвидация пробелов в знаниях ребят;

- развитие познавательной активности.

В результате целенаправленной работы, за минувший год, социальные педагоги добились следующих результатов: успешная реабилитация 29 человек (23%), частичные успехи 75 (60%) и отсутствие положительного результата зафиксировано у 22 (17%) человек. Работа по реализации возможностей ребят, имеющих низкий уровень школьной мотивации, в учреждении продолжается с применением методов групповой и индивидуальной коррекции.

Работа по трудовой реабилитации направлена, прежде всего, на развитие навыков самообслуживания, общественно-полезной деятельности, творчества. Практика показывает, что у дезадаптированных детей уровень этих навыков достаточно низок, так как в семьях не уделяется этому должного внимания. При поступлении трудовые навыки не были сформированы, или находились на низком уровне у 23%; средний уровень отмечался у 69% и только у 8% детей был зафиксирован высокий уровень развития трудовых навыков.

С 2002 г. на основании договора с Красноармейским центром занятости населения организована круглогодичная временная трудовая занятость подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Ежегодно временно трудоустраиваются более 50 человек. Ребята работают в бригадах по благоустройству территории, оказывают помощь в работе пищеблока, прачечной.

По результатам первичной диагностики обычно отмечается спад творческой деятельности детей, пассивность, ослабленная мускулатура пальцев, несоответствие возрастному потенциалу, что говорит о большом количестве детей с ослабленным психическим и соматическим здоровьем, педагогической запущенностью с раннего возраста, ограниченным интеллектом. С учетом этого, дети привлекаются к трудовым десантам по уборке и озеленению территории, изготовлением различных мелких поделок.

Опыт показывает, что когда ребёнок видит результат своей работы, он постепенно раскрепощается, у него проходит эмоциональная напряжённость, начинает отмечаться познавательная активность.

Деятельность всех подразделений центра осуществляется во взаимодействии со службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних на основании планов совместной работы. Кроме того, активизировалась и упорядочилась работа по проведению межведомственных рейдов.

С целью совершенствования профилактической работы с населением на базе центра создано новое структурное подразделение - отделение экстренной психологической помощи по телефону «Подростковый телефон доверия». Для активации деятельности данной службы было распространено среди жителей города более 2000 экземпляров рекламно-печатной продукции, размещена информация в районном издании «Сельская жизнь», и на местном канале телевидения «Красноармейский вестник».

Главной задачей отделения является оказание консультативной помощи подросткам и их родителям в период дискомфорта и стрессовых ситуаций. За год работы отделения оказано 659 консультаций: правовая помощь - 100(15%), психологическая - 454(68%), справочно-информационные звонки - 105(17%).

С 2004 г. реализуется программа "Нежность"- селу" по организации мобильных бригад специалистов для проведения выездных комплексных консультационных пунктов (ВКП) в села района. Это позволяет сделать квалифицированную социальную помощь семьям, нуждающимся в заботе государства, более доступной. Родители и дети, проживающие в сельских округах, имеют возможность получить консультации педагога-психолога, юриста, логопеда, медицинского работника. ВКП осуществляет свою работу на базе сельской администрации или сельской школы (в зависимости от возможностей того или иного населенного пункта района). За консультацией обращаются все желающие, параллельно происходит обмен информацией с сельскими службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних об обстановке в семьях. Оказывается экстренная социальная помощь на местах.

С 2002 г. получила развития семейная форма реабилитации воспитанников - семейные воспитательные группы. В настоящее время постоянно в семейных воспитательных группах проживают 20-25 воспитанников.

Коррекционная работа направлена на формирование трудовых навыков, познавательной активности, подготовке к самостоятельной жизни. Семейные воспитательные группы работают в 6 селах района. Проживание в селах, когда дети основное время проводят на свежем воздухе, приобщаются к ведению домашнего хозяйства, используют в пищу свежие продукты питания, способствует укреплению здоровья детей, развитию любви к родному краю. Помещение ребёнка в СВГ не требует установления над ним опеки, оставляет его в статусе воспитанника центра. Ребёнок, попавший в СВГ, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие, взаимопонимание, взаимовлияние, общение с представителями разных поколение, воспитателями, их детьми, родственниками. У детей появляется положительный опыт семьи, и они получают шанс стать эффективными родителями в будущем.

С 2004 года в центре открыто отделение с дневным пребыванием. Специфика работы отделения дневного пребывания состоит в том, что реабилитационный процесс проходит без отрыва ребёнка от семьи и специалисты отделения тесно взаимодействуют с семейным окружением воспитанников. На базе отделения работает родительский клуб «Домашний педсовет». В учреждении открыта подгруппа отделения дневного пребывания для малышей в возрасте от 2 до 5лет из малообеспеченных семей.

В своей деятельности специалисты осуществляют личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми: не рядом и не над ребёнком, а вместе с ним.

Таким образом, основная деятельность СРЦН с социальным приютом «Нежность» направлена на совершенствование технологий социальной работы в сёлах района и дальнейшем расширении форм и методов реабилитационной работы с семьями и несовершеннолетними. Деятельность специалистов учреждения широко востребована на территории муниципального образования Красноармейского района. Клиенты Центра - люди, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Специалисты Центра хорошо знают население Красноармейского района и специалистов знают в районе.

Специалисты Центра работают в тесном сотрудничестве с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением социальной защиты населения, управлением образования (школы, дошкольные образовательные учреждения), отделением по делам несовершеннолетних ОВД Красноармейского района. Службы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних занимаются поддержкой семей и несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении.

Информация о проводимых мероприятиях распространяется среди жителей Красноармейского района традиционными методами: буклеты, объявления, визитки. Кроме того, постоянно ведется поиск новых путей информирования населения.

2.3 Неблагополучные семьи и работа с ними

Социально-реабилитационный центр осуществляет социальную реабилитацию детей, утративших семейные связи, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию.

В г. Красноармейске и Красноармейском районе за последние 5-7 лет количество семей группы социального риска увеличилось почти на 8%, на 15% возросло число семей с детьми-инвалидами, на 34,7% -- семей с детьми под опекой. При этом значительно снизился их уровень жизни. Число малоимущих семей с детьми в районе увеличилось на 13,6%, число одиноких матерей выросло почти в 2,5 раза Анализ деятельности центра ГУ СРЦН «Нежность» за 2008г.. Растёт, к сожалению, и число семей, ведущих асоциальный образ жизни. Абсолютные значения данных показателей содержатся в приложении 1.

К наиболее острым проблемам таких семей относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей -- они чаще всего формальны, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учёбу, будущее. Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

Как выявить семью группы повышенного риска?

Это аксиома: чем раньше мы узнаем о такой семье, тем лучше для детей. За 10 лет своей жизни ребёнок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.

Сегодня немало способов выявления таких семей, по разным каналам поступает информация о них. Это всевозможные «горячие линии», «телефоны доверия», информация от служб системы профилактики, посещение подростковых дискотек и т.д. Отметим некоторые признаки, по которым специалисты могут судить даже о потенциальном неблагополучии: неравный брак, конфликты между членами семьи, приёмные родители ребёнка, сожители или разведённый (одинокий) родитель, безработица, социальная изоляция родителей, нежеланный ребёнок, трудновоспитуемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки.

Для работы с неблагополучной семьёй очень важно установить взаимодействие с другими органами, организациями, специалистами. Со структурами муниципальных органов власти и учреждениями, призванными помогать семьям: управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, Центр занятости, службы системы профилактики,

Школа, учителя, социальные педагоги берут на себя роль посредников в налаживании контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми органами, организациями, специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье.

За 2007 год специалистами отделения диагностики социальной дезадаптации и реализации программ социальной реабилитации было выявлено порядка 130 семей, из которых 43 были поставлены на учёт в центр, 17 переданы в отделение помощи семье и детям ЦСОН, 68 семьям оказана помощь разного рода, с остальными семьями специалисты отделения продолжают работать. С целью повышения эффективности работы с семьями, нуждающимися в социальной поддержке, специалистами отделения разработана программа «Протяни руку помощи». Работа с населением направлена, прежде всего, на раннюю профилактику семейного неблагополучия. В этом направлении ведёт свою работу и детско-родительский клуб «Перекрёсток». В рамках работы клуба организуются индивидуальные и групповые консультации, занятия, в том числе совместно с детьми. В ходе апробации программы «Открытый мир» проводились занятия с родителями по первичной профилактике зависимых состояний. Результатом проводимой работы является то, что в семьях, состоящих, на патронажном учёте не отмечены случаи употребления наркотических средств.

Осуществляя работу с семьями, специалисты центра исходят из того, что семья является наилучшим местом для нормального воспитания любого ребенка и полной реализации потенциала каждого ребенка.

В этих условиях перед специалистами нашего центра, встали серьёзные задачи по оказанию социально-экономической, правовой, психолого-педагогической поддержке семей, в том числе семьям принимающих детей на воспитание. Специалисты по социальной работе работают в тесном контакте с такими семьями.

Только посещая семьи, изучая их, социальный работник сможет выработать программу помощи такой семье, создать временный «буфер», сохранить ребёнка в семье, а может, и временно вывести его из семьи, перевести на время в приют, профилактический стационар и т.д. В крайних случаях (насилие, полное отсутствие заботы о детях и т.д.) поставить вопрос о лишении родительских прав и окончательно вывести ребенка из семьи.

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать специалист по социальной работе:

- Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель (родители) может быть причиной неблагополучия ребенка или подростка, этот вопрос открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя (родителей) ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

- Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

- Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка или подростка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

- Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики в данном случае - семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии в данной модели - диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Специалисты предпринимают попытки использования различных моделей помощи семье проблемных детей и подростков в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. Однако, как показывает опыт практической деятельности, независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель - ребенок», родители из неблагополучных семей, как правило, занимают неверную родительскую позицию, то есть их отношения с детьми неэффективны.

Глава 3. Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками

3.1 Проблемы подросткового возраста

Изучению подросткового возраста посвящено большое число работ, в которых анализируются следующие вопросы: место подросткового возраста в онтогенезе, подростковый кризис психического развития (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), новообразования возраста, проблемы ведущей деятельности в структуре личности, самосознание, интеллект (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, А.К.Маркова), общение подростка со взрослыми и сверстниками (Ю.И.Кушнер). Все исследователи данной проблемы особое внимание уделяют вопросам кризиса возраста, чувству взрослости, роли общения, самооценки в развитии подростка.

Автор попытался на практике изучить своеобразие подросткового возраста и выявить те основные проблемы, которые раскрывают практически все ученые в своих исследованиях. Базой авторского исследования стал реабилитационный центр с приютом в г. Красноармейске. В исследовании приняли участие 61 подросток в возрасте 12-16 лет и 16 педагогов и воспитателей. Анкетирование детей, педагогических работников, беседы, наблюдения, ретроспективный анализ позволили автору подтвердить основные закономерности психического развития подростков. Анкета представлена в приложении 6.

Так, исследователи особенностей подросткового возраста выделяют три этапа:

докритический (5-6 классы 10-12 лет );

критический (7 класс 13-14 лет);

посткритический (8-9 классы 15-16 лет).).

Какой из этих этапов наиболее сложен в воспитательном отношении?

Воспитателям была предложена методика неоконченных предложений - «Мне труднее всего работать с детьми подросткового возраста, потому что..."

5 педагогов назвали трудными возраст 10-12 лет,

5 педагогов назвали трудный возраст 13-14лет,

6 педагогов назвали возраст самым трудным 15-16 лет.

По мнению педагогов, трудности нарастают из года в год. Анализ мнений педагогических работников показывает, что осложнения в работе с детьми в возрасте 10-12 лет не выходят за пределы обычных школьных проблем. Ребята не умеют управлять собой, не приспособлены к длительному труду, не воспитано чувство дружбы. В возрасте 13 лет (7 класс) диапазон проблем расширяется. Подростки становятся "неуправляемыми", наблюдаются отклонения в поведении, пассивны к учебному труду, слова и убеждение на них не действует, ведут себя вольно. Сложнее с 14-16-летними, потому что подростки в этом возрасте очень самолюбивы, появляются новые интересы вне школы, обостряется чувство справедливости, усиливается стремление к самостоятельности, в связи с взрослением потерян контакт с родителями, не интересуются учебой, категоричны в отстаивании своего "Я". Отвечая на вопрос: "Чем дети в возрасте 13-14 лет отличаются от тех, кто на год младше?", педагоги отметили приобретение из года в год положительных черт и накопление нежелательных качеств личности и поведения. Дети более старшего возраста отличаются большей организованностью, собранностью, самостоятельностью. Подростки 13 лет отличаются большей заинтересованностью оценкой сверстников своей личности, критически относятся к учителям, взрослым. Несовершеннолетние 14-16 лет более серьезны, но не все, часть подростков еще не осознала свои задачи, многие определились в отношении своего будущего обучения, повысился уровень образованности, расширились их кругозор, представления о мире, людях. Таким образом, старший подростковый возраст (посткритическая фаза) оказывается сегодня самым трудным для взрослых.

Единственная положительная тактика по отношению к старшим подросткам - активная помощь им, поддержка в выстраивании личности, в обретении себя, что необходимо учитывать взрослым при работе с подростком. Познание себя, формирование на этой основе определенных отношений к себе изменение самооценки - это наиболее существенные качественные преобразования подросткового возраста.

Для того, чтобы получить более полное представление об особенностях подросткового возраста автор предложил подросткам выполнить следующее задание:

"В 20 предложениях или словах ответить на вопрос "Кто Я?" Анализ полученных ответов, отражающих представление подростка о себе, т.е. образ "Я", позволил сделать следующие выводы.

Создание психологического автопортрета ребёнка 10-12 лет не вызывает затруднений. Ребёнок определяет себя через то место, которое занимает в семье, школе, через описание особенностей своего поведения и тех вещей, животных, которыми владеет. "Я ученица пятого класса. Умница. Учусь на "5" и "4". Я очень люблю животных, особенно своего кота Тома, он очень красивый. Я не знаю, но себе я очень нравлюсь. Дома люблю делать уборку, а в школе не люблю, а это очень плохо. Меня зовут Катя, но когда называют Катька, мне обидно. Люблю друзей. Люблю гулять. Люблю смотреть видики. У детей преобладает описание дружеских привязанностей, у некоторых стремление к анонимности. "Я обыкновенная девочка. Умная. Я могу помочь другому. Я знаю, что учусь в хорошем классе. Могу дружить со всеми. Я люблю своих близких друзей".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты