Социальная работа с многодетными семьями
p align="left">Низкими заработками трудоспособных: 48% данных семей имеют в своем составе работников с заработной платой ниже прожиточного минимума.

Низким уровнем экономической активности трудоспособных: 31% семей имеют в своем составе членов семьи в трудоспособном возрасте, которые не работают и не ищут работу. В значительной степени причиной такой стратегии поведения по отношению к рынку труда является необходимость ухода за детьми, но следует подчеркнуть, что отсутствие гибких форм занятости на современном российском рынке труда усиливает мотивации этой категории населения в части выбора стратегии экономической неактивности.

Высоким уровнем безработицы: 7% имеют в своем составе трудоспособных, которые не работают и ищут работу.

По сравнению с другими семьями, в многодетных домохозяйствах значительно ниже уровень экономической активности и вдвое выше уровень безработицы. Уязвимость членов многодетных семей на рынке труда во многом порождена их относительно низким образовательным потенциалом и, прежде всего, дефицитом профессионального образования. По характеристикам профессиональной подготовки члены семей с 3 детьми заметно уступают членам малодетных семей, а представители ячеек с 4 и более детьми отличаются настолько сильно, что есть основания говорить о большинстве этих семей как об особой группе.

Наиболее наглядно ее специфика проявляется в разрезе города и села, что указывает на локализацию данной группы преимущественно в сельской местности. Сказанное подтверждается и характеристиками занятости членов многодетных семей, в первую очередь - по должностному статусу. Работники этих ячеек в большой мере представлены рабочим персоналом с высокой долей неквалифицированных рабочих. В данных семьях и в городе, и в селе неквалифицированные рабочие составляют треть работающих респондентов. Эта категория занятых отличается невысокими заработками, и наиболее рельефно данная проблема проявляется в сельской местности. Треть работников сельских многодетных семей трудятся в аграрном производстве, которое относится к экономической деятельности с самыми низкими заработками.

Многодетные семьи нуждаются в содействии самозанятости. Такая поддержка особенно актуальна для семей с 4 и более детьми, проживающих в основном в селе и в значительной степени - в южных регионах, где климатические условия более благоприятны для аграрного производства. Доступность в сельской местности кредитных ресурсов для владельцев личного подсобного хозяйства также будет способствовать повышению уровня жизни многодетных семей, проживающих в селе.

Жилищные условия многодетных домохозяйств. На рис.2 показано, как меняется благоустройство в зависимости от количества детей в домохозяйстве.

Рисунок 2 - Уровень благоустройства жилых помещений, занимаемых домохозяйствами, в зависимости от числа детей, %

Как видно, в лучшем положении те, у кого всего один ребенок - 58,1% из них имеют жилье со всеми удобствами и 26,1% - без удобств. Далее положение становится заметно хуже уже в семьях с двумя детьми. И у многодетных домохозяйств ситуация близка к критической: проживают без удобств, имея троих детей, - 55,3% таких семей, а четверых и более - 68,5%. Анализ ситуации в городских и сельских поселениях, с одной стороны, наглядно свидетельствует о крайне низком уровне благоустройства на селе. С другой стороны, в пределах этих типов поселений, многодетные домохозяйства везде существенно выделяются в худшую сторону, особенно это видно на примере городов.

Таким образом, уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким. Около 60% из них можно отнести к категории "без удобств", поскольку они без центрального отопления или водопровода (не говоря уже о канализации и горячем водоснабжении). Положение с сельскими жилищами просто критичное. Там таких жилищ без удобств порядка 80%. Учитывая распространенность и потребности многодетных семей, на первый план выходит задача их обустройства и ремонта, модернизации оборудования жилищ. Это важный результат для целей социальной политики, т.к. такая инновационная норма социальной поддержки, как "материнский капитал" предполагает использование размера этого капитала на улучшение жилищных, и, думается, именно многодетные семьи будут активно претендовать на участие в этой программе. Что касается обеспеченности квадратными метрами (рис.3), то в многодетных, как и во всех больших семьях, она является низкой.

Рисунок 3 - Обеспеченность жилой площадью, кв. метров общей площади на члена домохозяйства, %

Частично положение может быть улучшено за счет расширения площади нынешнего жилья (с помощью пристроек и т.п.). По-видимому, было бы полезно жилищное кредитование под эти цели. Среди многодетных семей в худшую сторону по всем характеристикам выделяются неполные семьи с детьми. Очевидно, что им не справиться самим со своими жилищными проблемами, и в этом случае потребуются дополнительные меры социальной защиты.

Здоровье детей из многодетных семей. Субъективные оценки здоровья не свидетельствуют о наличии ярко выраженных особенностях здоровья детей из многодетных семей. Можно констатировать только тот факт, что здоровье детей из неполных многодетных семей оценивается хуже. Однако более глубокий анализ, проведенный в региональном и в поселенческом аспектах, выявил интересную закономерность: чем выше уровень многодетности в той или иной группе населения, тем меньше разница в здоровье детей из этих групп (табл.3).

Таблица 3 - Средние оценки здоровья детей в региональном и поселенческом аспекте

Показатель

Тип региона

Тип поселения

Высокоразвитый

Слабо-

развитый

Город

Село

Оценка здоровья в многодетных семьях

3,36

3,56

3,42

3,54

Оценка здоровья в малодетных семьях

3,65

3,59

3,53

3,57

И наоборот, чем меньше в данной группе удельный вес многодетных, тем разница в уровне здоровья больше. Очевидно, это связано с тем, что в регионах, где многодетность является распространенным явлением, жизненный уклад, поведение, условия жизни детей из этих семей не являются чем-то исключительным и не сильно отличаются от жизни детей в семьях с 1-2 детьми. И, наоборот, в тех поселениях, например, в крупных городах, где многодетные семьи являются исключением из правила, их жизненные условия и тип поведения, иногда связанный с асоциальными моментами, отличается от жизни семей с 1-2 детьми. Отсюда и более заметные различия в здоровье детей. Обращает на себя внимание и то, что оценки здоровья детей из обеих групп семей в сельской местности выше, чем в городе. Заметим также, что здоровье населения в целом, по официальной статистике, в сельской местности хуже, чем в городской.

На фоне всех остальных, бедные многодетные семьи отличаются существенно более высокой долей расходов на питание в располагаемых ресурсах домохозяйств. В бедных семьях с 1-2 детьми ее величина составила 45%, с 3 детьми - 48% и в семьях с 4 и более детьми - 55%. У всех многодетных семей недостаточное среднее потребление мясных и молочных продуктов (2,4 кг и 17,2 кг в месяц), а у бедных многодетных эти показатели еще ниже - 1,8 кг и 12,9 кг в месяц, соответственно. В неполных, а также молодых многодетных семьях с душевым доходом ниже прожиточного минимума характеристики питания еще хуже. Низкие характеристики питания данных типов многодетных семей говорят не только о несбалансированности питания, но и о явном недоедании. Как известно хроническое недоедание сказывается на развитии детей, вызывает повышение заболеваемости. Как ни прискорбно, но в целом многодетные семьи в России имеют неполноценное и несбалансированное питание.

Участие многодетных семей в социальных программах. Наиболее массовой программой поддержки бедных семей с детьми является ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте 16 (18) лет. Большинство многодетных семей являются получателями данного пособия: его получают 77% семей с 4 и более детьми получают детские пособия; 81% неполных многодетных семей. Помимо данного общефедерального пособия, порядка 20% многодетных семей получают ежемесячные региональные пособия, и 7% многодетных семей получают единовременно помощь либо от социальной защиты, либо со стороны предприятий. Несмотря на наличие разветвленной системы социальных программ, реализуемых в регионах, население слабо информировано о них.

В целом система региональных программ социальной поддержки выстроена следующим образом: существует большое число видов социальной помощи, но они адресованы ограниченному числу участников. При этом нет пособий, которые были бы доступны всем бедным семьям. Анализ состава участников рассматриваемых социальных программ с социально-демографической точки зрения указывает на то, что они сконцентрированы на поддержке семей с детьми, и в фокус их внимания в большей степени попадают именно многодетные и неполные семьи.

В тоже время распределение финансовых ресурсов происходит не в пользу многодетных семей: размер денежных выплат в расчете на одного члена семьи существенно выше в семьях без детей. Размер помощи зависит от типа населенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше, а в мелких населенных пунктах и на селе - чаще оказывается помощь в натуральном виде. Неденежные социальные программы в большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чаще всех участниками неденежных социальных программ становятся многодетные семьи, имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можно говорить об определенной роли социальных программ органов социальной защиты для многодетных домохозяйств.

Анализ системы мер законодательного обеспечения государственной политики социальной поддержки многодетных семей принятой в регионах и ее динамика в последние несколько лет, позволил условно выделить три типа социальной защиты многодетных:

слабая социальная защищенность многодетных семей;

средняя социальная защищенность;

высокая социальная защищенность многодетных семей.

К 1-му типу регионов отнесено 11 субъектов федерации, среди которых только один является регионом-донорам федерального бюджета (Ямало-Ненецкий АО). Остальные - это в основном аграрные территории высокой многодетности и низких финансовых возможностей региональных бюджетов.

Наибольшее число регионов (65 субъектов Федерации) относится ко 2-му типу (регионы со средним уровнем социальной защищенности многодетных семей). Здесь представлены все федеральные округа, в данную группу попало 11 регионов-доноров федерального бюджета. Самая высокая "концентрация" регионов-доноров федерального бюджета оказалась в группе регионов 3-го типа (регионы с высоким уровнем социальной защищенности многодетных семей). К их числу относятся 6 из 9-ти регионов этого типа.

Анализ нормативно-правовой базы в части поддержки многодетных семей в регионах России указывает на то, что нормы поддержки многодетных семей регионального уровня в большей своей части дублируют меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250). В то же время, практически нет ни одного субъекта Федерации, в котором эти нормы реализовались бы в полном объеме. Иными словами, в России отсутствует единое социальное пространство в части государственной поддержки многодетных семей, а ее содержание и уровень зависят от места проживания многодетной семьи.

Вывод по главе

Таким образом, можно сказать, что многодетная семья - это в большинстве случаев малообеспеченная семья.

Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету.

Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.

Все вышеперечисленные в проблемы многодетной семьи очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей, и чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности, необходимо изучать положение многодетной семьи с различных сторон.

2. Особенности социальной работы с многодетными семьями

Состояние социальной работы с различными категориями населения в решающей степени определяется умением и способностью специалистов по социальной работе работать с людьми, знать их проблемы и в совершенстве владеть методами социальной работы с самыми разными типами клиентов.

Социальная работа с многодетной семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

2.1 Технологии социальной работы с семьей

Технология социальной работы с семьей - совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия.

К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия [40. C.36]. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь, прежде всего, остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Не менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами, в том числе и с многодетными семьями, включающими необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих. Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и помочь в решении возникших у него проблем. Следует отметить, что в нашей стране пока мало методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом (семьей), все еще преобладают групповые технологии. Поэтому весьма актуальны:

адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения, в том числе с многодетными семьями;

разработка новых технологий;

ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем семьи.

Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы с различными категориями населения необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых методик, механизмов, систем, процедур. Нужны прикладные исследования новых инициативных авторских методик, которые могли бы лечь в основу новых технологий.

Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в процессе оказания социальной помощи. Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т.д. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования. Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания социальных, социально-технологических, социально-медицинских приемов, способов действия, процедур. Только усилиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обоснованные технологические стандарты социальной работы с различными категориями населения, включающие результативные приемы и способы действий и позволяющие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Однако для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции, многие семьи сегодня нуждаются в помощи и поддержке, причем помощь должна быть не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Особенно в такой помощи нуждаются семьи многодетные. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности. В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей (Приложение 3,4):

Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа "Планирование семьи" и "Дети России" и другие.

В современной России социальной работой с семьями занимаются различные государственные (табл.4) и негосударственные (общественные) органы [6. C.36].

Таблица 4 - Инфраструктура государственной семейной политики

Органы власти (управления)

Наименование структуры, занимающейся вопросами семейной политики

Президент РФ

Совет по вопросам семьи и семейной жизни

Советник по делам семьи и семейной поддержки

Администрация Президента РФ

Отдел по вопросам семьи и семейной политике

Федеральное собрание РФ, Государственная Дума, Совет Федерации

Комитет по делам семьи, женщин и детей (Государственная Дума).

Совет по вопросам развития региональной семейной политики (Совет Федераций).

Правительство РФ

Министр по делам семьи и семейной политики (без портфеля)

Отдел по делам семьи и семейной политики (Аппарат Правительства РФ).

Межведомственный совет по делам семьи и семейной политики

Федеральные министерства и ведомства

Подразделения, работники, отвечающие за решение проблем жизнедеятельности семьи

Региональные органы власти

Комитеты (управления, отделы) по делам семьи и семейной политики в субъектах Федерации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты