Социальная работа с молодежью в службах занятости
p align="left">3.Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования. Этап профессионального обучения играет большую роль в формировании профессионального самоопределения, так как именно на этом этапе молодежь получает специальные знания, вырабатываются умения и навыки по избранной специальности, что способствует формированию профессионального самосознания личности. Этап профессионального обучения нередко не завершает процесса профессионального самоопределения. В настоящее время, в условиях научно-технического прогресса постоянно появляются новые профессии, изменяется содержание труда, в связи с этим к человеку, получившему ту или иную профессию, предъявляется требование профессиональной мобильности, способности быстро обновлять или даже менять профессию.

4.Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений. В период адаптации молодого специалиста на рабочем месте, даже если профессиональное самоопределение его в целом сформировано, могут возникнуть проблемы различной остроты, обусловленные несоответствием отдельных характеристик личности и выполняемой работы. В противоречия могут вступать профессионально-должностные ожидания молодого специалиста и характер, содержание труда; уровень его работоспособности и напряженность труда и т.п. Эти обстоятельства могут вызвать чувство неудовлетворенности, что легко преодолевается с помощью мероприятий по социально-профессиональной адаптации. Несколько иная ситуация может возникнуть на данном этапе у молодых специалистов, профессиональное самоопределение которых не сформировано. Неудовлетворенность работой, трудности в профессиональной, социально-психологической, психофизической адаптации могут с большой вероятностью привести к профессиональной дезидентификации. Процесс профессионального самоопределения в данном случае не завершается, а приобретает циклический характер, вновь возникает ситуация реального выбора профессии.

Итак, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии.

Согласно И.С.Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. С.215.

4 Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. С.20-22.. Необходимо рассмотреть процесс формирования профессионального самоопределения средствами профориентационной работы на школьном этапе. На каждом периоде этого этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:

-начальная школа (1-4кл.) - формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;

-первая ступень основной школы (5-7кл.) - развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;

-вторая ступень основной школы (8-9кл.) - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;

-старшие классы (10-11кл.) - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

Н.С.Пряжников рассматривает формы реальной профориентационной помощи для разных возрастных групп. Они представлены в ниже следующей таблице.

Формы профориентационной работы

Образовательные возрастные группы

Формы реальной профориентационной работы

1.Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 кл.)

Увлекательные рассказы об интересующих профессиях. Помощь в выборе увлечения, хобби, кружка, секции. Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще и установление взаимосвязи учебных предметов с профессиями.

2.Учащиеся 8-х -9-х классов

Помощь в выборе профиля учебного заведения. Помощь в самопознании. Большой акцент - на ценностно-смысловые стороны профессионального труда. Знакомство с особенностями профессий и учебных заведений.

3. Учащиеся 10-х -11-х классов

Основной акцент - на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждения разных позиций). Больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения и на выбор конкретной специальности. Помощь в определении мотивов и целей профессионального выбора. Индивидуальный подход.

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом будет зависеть от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями, поскольку истинные причины проблем профессионального самоопределения старшеклассников могут крыться в семье, в трудностях семейного воспитания, в гиперопеке или недостаточном внимании родителей к своему ребенку. Как отмечает И.С.Кон Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989. С.25., попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще чего-либо выбирать.

Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого - в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков (а это поколение 35-45-летних) просто не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и не всегда можешь полностью принять Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе / Сборник: Психолого-педегогические исследования. Барнаул, 1997. С. 147.. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.

Ранее было отмечено, что большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Как справедливо считает Е.И.Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их ценностными ориентациями Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. С. 124.. Ведь ценности - один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.

Применительно к профессиональной деятельности человека А.Д.Сазонов выделяет следующие ценности Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред. А.Д.Сазонова. М.: Просвещение, 1988.С.84.:

1. Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

2. Авторитет в трудовом коллективе;

3. Признание знакомых, друзей;

4. Самосовершенствование и самовыражение - интересная работа;

5. Применение своих знаний, умений, способностей;

6. Творческий характер труда;

7. Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

8. Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по

9. службе.

Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д.Сазонова Там же. С. 85., играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

1. Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

2. Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

3. Мотивация неуверенная, неаргументированная;

4. Никак неаргументированная мотивация.

В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения большое значение имеют его профессиональные интересы. Под профессиональным интересом понимают «непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают» Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада В.М. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. С. 223.. Профессиональный интерес способствует формированию профессиональной направленности личности. Существует набор довольно доступных и несложных профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения и интересы школьника (например, «Дифференциально-диагностичеслий опросник» (ДДО), «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности модифицированный», опросник «За и против», «Перекресток» и др.).

Для определения эффективности профориентационной работы необходимо рассматривать профессиональное самоопределение учащихся в динамике (состояние на «входе» и «выходе»), видеть какие существенные изменения произошли в сознании подростка и юноши (девушки). Важно следить за тем, как идет процесс формирования ценностей, становление мотивов и целей, развитие интересов и способностей.

Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно молодой человек реализовал себя в избранной профессии.

На наш взгляд, школа должна не только формировать у учащихся общую готовность к труду, но и ориентировать их на работу в соответствии с потребностями рынка труда. Иначе невозможно преодолеть сложившуюся негативную ситуацию с положением молодежи в начале их трудового пути.

Размышляя о проблемах профориентации в современной России, Н.С. Пряжников отмечает Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Издательство НПО «Модэк», 2002. С. 12., что все больше ощущается необходимость не только в расширении ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Ученый замечает, что в нашей стране все еще нет должной системности, целенаправленности в профориентационной работе.

Структуру профориентации можно представить в виде треугольника, одной из сторон которого является знание требований профессии к человеку, второй - учет требований рынка профессий. В основании треугольника - учет индивидуально-психологических и других особенностей молодежи.

На наш взгляд, важно отметить, что вокруг школы существует множество государственных учреждений, которые готовят специалистов и принимают их на работу. И они тоже в соответствии со своими интересами проводят профориентационную работу.

Также значительная и реальная профориентационная работа ведется в районных службах занятости, относящихся к Министерству здравоохранения и социальной поддержки населения.

Например, профориентационные услуги в Ленинском районе г. Саратова в 2005 году получили 3771 человек (в 2003 году - 7417 чел., в 2004 году - 6219 граждан). В последние годы стали уделять все больше внимания молодежи, причем не только незанятой, но и учащейся. Это обусловлено экономическими процессами и демографической обстановкой. Профориентационная работа с молодежью актуальна и перспективна. В районном центре занятости сложилась система профориентационной работы с молодежью, предусматривающая индивидуальные и групповые консультации, вовлечение молодых людей в различные целевые программы и массовые мероприятия. В профориентационной работе с молодежью можно выделить следующие направления: превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных и высших учебных заведений; оказание организационно-методической помощи психологам и преподавателям учебных заведений; психологическая поддержка и мониторинг молодежного рынка труда и прогноз его развития; совместная деятельность с управлением и отделами образования; консультирование родителей выпускников по вопросам выбора профессии; профориентационная помощь слабозащищенным категориям: детям-сиротам, детям-инвалидам, трудным подросткам; информирование молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства и обучения; ориентация молодежи, не имеющей профессии, на получение базового профессионального образования; обучение безработной и незанятой молодежи, имеющей профессию, навыкам поиска работы, самопрезентации (курс «Основы поиска работы»).

В 2006 и 2007 годах в Саратове и Саратовской области проводилась областная межведомственная профориентационная акция «Фестиваль профессий». Она была посвящена учащейся молодежи, вступающей во взрослую жизнь, и нацелена на оказание практической помощи выпускникам в планировании профессиональной карьеры. Более 70 тыс. старшеклассников стали участниками Фестиваля. Только службой занятости за три месяца его проведения (в 2006 году) организовано около 600 мероприятий. Фестиваль предоставил молодежи свободный доступ к самой широкой и подробной информации о рынке труда области, о богатом мире профессий, путях получения такого профессионального образования, которое гарантировало бы востребованность и получение достойного рабочего места. Только в Ленинском центре занятости населения в рамках Фестиваля были проведены следующие мероприятия: «День профессии», «Ярмарка профессий», «День карьеры», профориентационная страничка «Я и моя будущая профессия», «День профконсультанта» в школе-интернате №3. Для школьных психологов был проведен семинар по обучению основам профессиональной работы с учащейся молодежью. С целью формирования у школьников положительной мотивации к выбору рабочих профессий и инженерно-технических специальностей было проведено 4 экскурсии на предприятия Ленинского района. Проводился конкурс в СОШ Ленинского района «Лучший уголок профориентации». На предприятии ООО «Торекс» была проведена профориентационная игра «День дублера». В процессе игры учащиеся в течение рабочего дня исполняли обязанности руководителей предприятия и его структурных подразделений.

В рамках областной межведомственной акции «Дорогами занятости» проводилось профориентационное мероприятие «Профессия-компас судьбы», в рамках которого был проведен «Мастер-класс» по профессиям: парикмахер, повар, оператор ЭВМ, портной, газоэлектросварщик, отделочник. В рамках акции также были проведены мероприятия: профориентационная викторина «Все профессии важны, выбирай на вкус», профориентационная страничка «Выбери свою профессию» для детей, состоящих на учете органах внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних, «День профессии», в которых приняли участие 178 выпускников училищ и 874 учащихся выпускных классов школ района.

Однако в нормативных документах службы занятости говорится, что помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга». В результате межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования сняли с себя ответственность за профессиональное самоопределение выпускников и подготовку их к выбору профессии, профессиональному обучению и реальному трудоустройству. Новые экономические условия и динамика сферы трудовой деятельности диктуют рассмотрение правильной организации профориентационных мероприятий как средства социального ориентирования и управления для всех возрастных групп молодежи. Мало изменить внешние и материальные и социальные условия жизни молодого человека, нужно изменить внутренний ресурс личности. Для успешного включения молодых людей в экономическую жизнь необходимо создать условия для самоопределения, самоутверждения, саморазвития и самореализации, в частности, в сфере трудовой деятельности. В настоящее время все большее значение приобретает развитие не традиционной диагностической, сопровождающей модели профориентации, а адаптационной - опережающей. Главное теперь - подготовка молодежи к социально-экономическому вживанию в трудовую деятельность в целом, а не только в пределах конкретной профессии.

При построении профориентационной работы важен следующий вывод: смена профессиональных ролей в течение жизни - естественный процесс; человек готовится к выбору не одной профессии на всю жизнь, а к возможной смене профессиональных ролей в будущем.

Профориентационная работа с молодежью должна отражать как общие потребности всей молодежи, так и потребности ее различных социальных и возрастных групп с учетом специфических условий различных регионов. Она должна отвечать следующим требованиям: быть комплексной, то есть охватывать весь спектр поставленных проблем, и индивидуальной - с четкой ориентацией на конкретную личность, а не абстрактного «молодого человека». Осуществляемая профориентационная работа также должна строиться на решении проблем конкретного человека, она должна быть направлена на помощь в реализации его жизненных планов, задач, достижение целей на определенном этапе жизненного пути. Одна из основных задач профессиональной ориентации - помощь в создании благоприятной жизненной перспективы, реализуемая за счет учета личностных особенностей молодого человека.

Подводя итог выше сказанному, мы можем сделать вывод о том, что, безусловно, в системе профориентационной работы еще существуют проблемы, решение которых повлечет за собой решение проблем молодежной занятости. Также на сегодняшний день система защиты от безработицы для молодежи в виде содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости должна оставаться одним из важнейших направлений российской молодежной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты