Социальная работа по предотвращению экстремизма в молодежной среде

Социальная работа по предотвращению экстремизма в молодежной среде

Министерство по образованию и науке

Российской федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИИ И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Социальная работа по предотвращению экстремизма в молодежной среде

Санкт-Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I Социальная природа преступности

1.1. Личность преступника

1.2. Механизм преступного поведения

1.3. Социальные факторы и поведение

1.4. Понятие и структура процесса мотивации

Глава II Фашизм

2.1. Возникновение фашистских движений

2.2. Идеология и социальная база фашизма

2.3. Профашистские движения на рубеже тысячелетий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Для обычного человека криминальная сторона правовой системы является по различным причинам наиболее знакомой стороной права, и дело тут вовсе не в том, что каждый гражданин является "потенциальным преступником". Дело в том, что когда упоминается право и правовая система, на память людям приходят институты правовой юстиции - полиция, залы суда, судебные слушанья, тюрьмы и места заключения. Драма судебного слушанья отзывалась в сердцах людей в течение многих веков. Преступления и наказания представляют собой новости на первых страницах газет, заголовки радиосообщений и теле новостей. Существует известный роман под названием "Преступление и наказание" и еще один, не менее известный, под названием "Процесс". Ни одно заслуживающее внимание литературное произведение не называется "Нарушенная аренда" или "Страсти по виндикационному иску". Каждая страна имеет свой список преступлений, и это до некоторой степени затрудняет анализ преступного поведения субъекта. Ведь, к примеру, в Советском Союзе, спекуляция валютой являлась серьезным преступлением, хотя в странах Запада этим занимались респектабельнейшие бизнесмены. Встает вопрос - имеются ли какие-либо деяния, которые можно назвать универсальными преступлениями, то есть которые каждое общество определяет как уголовное преступление? Скорее да, чем нет, иначе никогда не предпринималось бы попыток унифицировать знания о природе преступления, и провести анализ преступного поведения субъекта. А юридическая психология, как научная дисциплина, оформилась бы в каждой стране по-разному, настолько, что контакты ученых из разных государств были бы весьма затруднительны. Хотя есть и исключения: первый пример преступления, которое по природе своей противно человеческой совести это умышленное убийство. Но и аборт, не наказуемый в уголовном порядке, многие люди считают явлением того же порядка, что и убийство. Все же при написании работы, автор будет руководствоваться тем, что крупные, классические преступления являются частью общественного кодекса и определены как преступления в большинстве стран. Все преступления, которые будут рассматриваться в работе (из-за корысти, ревности, хулиганства, мести) простой человек определил бы как преступления. Обычный гражданин обладает достаточным представлением о том, какие действия составляют умышленное убийство, даже несмотря на то, что не знает юридических тонкостей и технических деталей. Поэтому возможный упрек в том, что причины и условия преступного поведения сильно варьируются в зависимости от общества и устоев, принятых в нем, видимо не будет иметь под собой серьезной базы. Есть преступления, которые понимаются как преступления большинством людей, не знакомых с юридическими науками. Есть классические мотивы при совершении преступлений.

Преступление представляет собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е. волевое действие, предполагающее цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как личности, его сознания, психики.

Любое проявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе с прочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческой истории, социального опыта. Осуществляется эта связь через поведение, через выработанные и сложившиеся в ходе исторической практики способы и формы общения и обособления личности. Тот или иной тип поведения является, как правило, выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. В частности, преступная деятельность, как общественно опасный тип поведения выражает связь преступника с другими людьми, а также с теми историческими условиями, которые породили преступность и способствуют ее сохранению.

Основным характеризующим признаком деятельности выступает ее мотив. Он является той призмой, через которую обнаруживается, имеющая имманентный характер связь личности и ее деятельности. В мотивах выражаются побуждающие начала, внутренние основания и целевая направленность активности А их структура характеризует развитие личности через ее содержательность, т.е. через результаты усвоения индивидом элементов социальной Среды, общественных отношений.

Вот почему для понимания социальной природы и социльно-психологической характеристики преступника как типа столь важны выявление и анализ мотивационной сферы его общественно опасной деятельности. Этот анализ помогает раскрыть и социальное содержание личностных черт преступника как типа, и детерминанты преступного поведения, и наиболее типичные средства социально-психологического механизма преступной деятельности.

Актуальность работы-всё большее количество молодых людей совершают преступления той или иной тяжести, тем самым руша свою жизнь и своё будущее. Молодым людям свойственно желать всё и сразу, при этом не прилагая особых усилий. Современная молодёжь ни в чём себе не отказывает: еда, клубы, работа, отдых за границей. С самого детства они не чувствовали никаких особых лишений, как предыдущие поколения, тем самым, в их сознании есть убеждение, что можно всего добиться, любыми способами, пусть даже не легальными или преступными.

Продажа наркотиков, злоупотребление алкоголем, западные стандарты, «нефильтрованное» телевидение-всё это приводит к разрушению моральных устоев, антиобщественному поведению и разрушению всеобщего спокойствия и светлого будущего.

Тема данной дипломной работы является актуальной на сегодняшний день. Так как поведение молодёжи сегодня будет служить примером следующему поколению. И если не исправлять наши ошибки сейчас, последствия могут оказаться ещё более печальными.

Цель работы - анализ, изучение антиобщественного поведения молодёжи.

Задачи - выявление методов, способов профилактики антиобщественного поведения молодёжи и разработка новых решений данной проблемы.

Объект работы - различные молодёжные организации, их структура и деятельность. Анализ антиобщественной деятельности молодёжных организаций, на рассмотрении частного случая - фашистских организаций.

Предмет работы - анализ деятельности фашистских организаций.

Глава I Социальная природа преступности

Система любого индивидуального поведения, в том числе и антиобщественного поведения, не может быть правильно понята, если не учитывать и не брать во внимание те социальные явления, процессы и факторы, которые происходят в обществе. Индивидуальное поведение отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в близкой и тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем проанализировать механизм индивидуального антиобщественного поведения, следует задержать внимание на более общем вопросе об объективных и субъективных причинах антиобщественного поведения в обществе.

Понять суть и причины можно лишь в социально-историческом факторе, рассматривая их как зарождение определенных общественных явлений, при этом явлений многообразных в разных общественно-экономических областях.

Антиобщественное поведение, как молодёжи, так и взрослой части общества, в своей общей системе отличается друг от друга, в зависимости от места, страны, где они возникают, а так же по своим социальным признакам, по тяжести и по психологии, и вместе с тем, они обладают общими чертами в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность анализировать не только отдельные типы антиобщественных поступков, но и всю их совокупность, анализировать схожие причины и условия, повлиявшие их совершению. Это также дает возможность изобретать и анализировать целостную систему мер борьбы со всеми правонарушениями.

Социальная природа преступности и антиобщественного поведения определяется, во-первых, ее историческим возникновением. Известно, что преступность как массовое явление возникла лишь в определенных социальных условиях - с появлением классов, государства и права. Право, как и правонарушения, возникает лишь тогда, когда родовой строй перевоплощается в организацию для грабежа и угнетения соседей и отдельных слоёв общества.

Правовые нормы закрепляют социальные интересы и взгляды людей, отражают их экономические, политические и другие потребности.

Следовательно, правонарушения и преступления были направлены против этих потребностей и интересов, нужд. Различия классовой и социальной структуры нашего общества привела к появлению противопоставленных общественных интересов, к необходимости укреплять определенные типы поведения в нормах права. Не стандартные катаклизмы, не изменение основ природы человека, не технический прогресс, ни социальное развитие общества, достижение им определенного этапа своего развития, связанного с возникновением классов, личной собственности и государства - вот основная причина возникновения антиобщественного поведения, преступности и других правонарушений.

Во-вторых, социальная сущность правонарушений и антиобщественного поведения проявляется в определённом содержании составляющих их действий (или бездействия) людей. Любой человеческий поступок есть "кирпичик" социальной реальности; не может быть преступника вне этого общества. В этом плане любое поведение социально; не является исключением и поведение, являющее собой нарушение правовой нормы, в том числе и антиобщественное.

В-третьих, социальная сущность антиобщественного поведения проявляется в их результатах - на том уроне, который они наносят интересам окружающего общества. Этот вред нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, их здоровью или их жизни.

В-четвертых, количественные и качественные показатели состояния, структуры антиобщественного поведения испытывают значимые изменения в связи и в зависимости от этих изменений, происходящих в условиях общественной жизни людей. Здесь социальная сущность антиобщественного поведения проявляется наиболее ясно. Отмечая это обстоятельство, Н. Ф. Кузнецова писала: "Преступность исторически изменчива как по социальной сущности, так и по месту (в разных государствах и в разных социально-экономических формациях неодинаков круг преступлений), и по времени (объем уголовно наказуемых деяний меняется по мере исторического развития государства даже одной формации).

Явным считается историческое происхождение права как пункта контроля государственной и политической элиты за поведением людей, как инструмента государственного руководства обществом. Различие поведения людей, выгодного для одних и невыгодного для других, признание одних форм его полезными, правомерными, законными, а других вредными, неправомерными, противоправными есть единственный процесс, различные стороны которого отразились в происхождении как права, так и противоречащих ему форм поведения, включая антиобщественное. Антиобщественное поведение порождается комплексом объективных и субъективных факторов - причин и условий, являющихся в сложном взаимодействии между друг другом. При этом в различных конкретных исторических условиях как содержание так и взаимодействие этих факторов неодинаковы.

И сейчас взаимосвязанные понятия правомерного и антиобщественного поведения отображают в конечном результате различные интересы классов, личности и социальных групп. Классов, потому что правомерное поведение признано таковым со стороны государственной элиты; личности, потому что интересы конкретных людей не всегда совпадают между собой и с интересами всего общества; социальных групп - потому что не существует единства в повседневной экономической, социальной и культурной жизни.

Таким образом, рассмотрев сущность преступного и антиобщественного поведения, поняв их истоки, причины и цели, в дальнейшем возможно более глубоко рассматривать данную проблему.

Таким образом, антиобщественное поведение - это социальное и правовое явление. Оно социально, потому что слагается из действий, совершаемых людьми в социальном обществе и против интересов всего общества или основной его части. Антиобщественное поведение социально по своему происхождению, содержанию.

1.1. Личность человека с антиобщественным поведением

В правовой литературе написано, что в качестве непосредственной причины антиобщественного поведения выступает сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов и различных частей взаимосвязанных действий - индивида и среды. Раскрытие сущности и причин антиобщественного поведения неразрывно связано с проникновением в формы нравственного формирования личности, ее деформации и социального отрицания, становления собственного «Я» и сопротивления окружающему миру и обществу.

В изучении сущности, форм и механизма антиобщественного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это ясно, так как объективные общественные процессы действуют не механически, а через сознание и поведение людей. Значит и антиобщественное поведение нельзя объяснить одними лишь противоречиями общественного развития или ошибками устоях и правилах общества. Анализ его причин требует выяснения общих элементов поведения правонарушителей, изучения особенностей их личности.

Личность человека, выступая в единстве всех ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков, формируется в процессе жизни и деятельности человека. Вступая во взаимосвязи с окружающими людьми, человек усваивает нормы поведения, нравственные и правовые понятия и представления, социальные и культурные ценности, приобретает новые потребности, интересы и стремления. Вместе с тем он вовсе не является "игрушкой в руках судьбы" или пассивным объектом воздействия социальных условий; человек сам в известных пределах формирует условия своей жизни, а следовательно, и собственную личность. Формирование личности является сложным, противоречивым и в общем необратимым процессом, развивающимся "по спирали", т.е. таким процессом, который сам подготавливает условия для своего последующего развития, является в некотором роде причиной собственного самодвижения.

При неблагоприятном нравственном формировании индивида происходит обратное: возникает различие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности, общества и различных социальных кругов. Это относится, прежде всего, к таким категориям и свойствам личности, как нужда и интересы, нормы морали, нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и оценки их самим субъектом, личностью (а также самооценка своей собственной личности). Человек в полной мере не адаптирован к той окружающей, в первую очередь социальной среде, в которой он должен жить и работать, обитать и общаться с другими людьми.

« Биологическая и социальная суть формирования личности и человека в целом заключается в том, чтобы он оказался максимально приспособленным к окружающей среде, причем не в пассивном смысле, зависимости от нее, а в активном - в смысле овладения и ознакомления закономерностями природной и социальной реальности для их использования на благо личности и всего окружающего его общества. Каким бы противоречивым ни был процесс формирования и становления личности, если он совершается в позитивном направлении, то результат его будет положителен: несогласия и противоречия между индивидом и окружающей средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не мешает активной жизнедеятельности индивида, его взаимосвязям с природой и обществом » Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. М., 2007.

.

Если выявить основные истоки нравственного формирования человека, то ими будут, во-первых, сама личность, со всеми ее меняющимися свойствами; во-вторых, маленькие социальные группы - семья, школа, рабочий коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется; в-третьих, общество в целом, осуществляющее политическое, идеологическое, культурное, воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Политические, экономические и социальные условия жизни членов данного общества, жизненный опыт, формы поведения и их представления воспринимаются или отвергаются индивидом; внутри и внешнеполитические явления так же влияют на представления и взгляды человека. Вряд ли можно назвать такую сторону жизни человеческого общества, которая была бы нейтральна для формирования личности его участника.

В случае неблагоприятного формирования личности ее нравственные ценности, правовые представления, система нужд и основных интересов входят в противоречия с соответствующими общественными интересами, представлениями и ценностями. человек приобретает антиобщественную ориентацию. Это проявляется в деформации потребностей, мотивов, нравственности и иных социальных ценностей человека.

Главная причина заключается в том, что личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, классовые и иные социальные различия сказываются в различиях образа жизни малых групп - семьи, родственников, друзей, соседей, обсуждаются и оцениваются ими. Демографические изменения также затрагивают малые группы: переезд с периферии в столицу неизбежно меняет ближайшее окружение субъекта, причем часто это изменение носит не только персональный, но и социальный характер (переход в другую профессиональную, возрастную группу и т.д.).

Малая социальная группа - семья, рабочий коллектив, ближайшее окружение друзей и знакомых - это тот первичный коллектив, в котором человек проводит основную часть своего времени. Каждый индивид выступает и как член малой группы (и при том не одной), и одновременно как член всего общества; его поведение неизбежно должно сообразовываться с требованиями всех тех больших и малых коллективов, в которых он состоит. Можно сказать, что малая социальная группа по своему групповому сознанию, поведению, системе ценностей, взглядам и традициям занимает промежуточное положение между индивидом и "большим обществом", является переходным звеном между ними.

Любая малая группа создает внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных ими нормами и требованиями. Если подросток не подчиняется условиям и требованиям жизни семьи, он испытывает на себе родительское воздействие и давление. Этот социальный контроль взаимосвязан с разделяемыми группой нормами поведения, и вследствие этого он может играть как позитивную, так и негативную роль; так, контроль за поведением индивида группы, придерживающейся плохих для общества ценностей, будет направлен на то, чтобы укрепить антиобщественную позицию индивида, отделить его от других коллективов, изолировать от воздействия общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты