Социальная адаптация граждан уволенных с военной службы по контракту
p align="left">Таким образом, сформировалось несколько подходов к социальной адаптации военнослужащих:

1. Организация на базе высших учебных заведений региональных центров по профессиональной переподготовке с объемом не менее 520 часов и выдачей дипломов государственного образца.

2. Создание Центров адаптации военнослужащих, как составной части Управлений социальной защиты населения субъектов Федерации.

3. Создание иных организационных форм, ориентируемых на развитие малого предпринимательства с целью финансового обеспечения процессов социальной адаптации бывших военнослужащих.

4. Деятельность неправительственных общественных организаций или объединений, создаваемых, как правило, бывшими военнослужащими по месту их жительства в целях совместного решения своих собственных социальных проблем.

Как показал анализ, этим организациям во всех их формах не удалось обеспечить достаточный комплексный подход к решению проблем социальной адаптации бывших военнослужащих к новым жизненным условиям и включение их в активную жизнедеятельность в условиях рынка.

Для разработчиков Программы «Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку» было очевидным, что существующий на тот момент подход к данной проблеме недостаточно эффективен. Невозможно всех уволенных как адаптировать, так и оказать им необходимую помощь. Значит, и ставить такую цель нецелесообразно, прежде следует отработать механизмы комплексного решения социальных проблем данных категорий населения. Поэтому целью Программы явилась отработка механизма комплексного решения социальных проблем, необходимость создания комплексной модели организации процесса социальной адаптации на основе самоокупаемости.

При разработке концепции Программы учитывался тот факт, что уволенные в запас кадровые военные, в ходе адаптации к гражданской жизни, сталкиваются преимущественно с социальными (трудоустройство и переобучение) и психологическими проблемами. Приоритетной задачей было решение социальных проблем семьи военнослужащего. При трудоустройстве этих людей основной целью стало включение их в систему предпринимательства и в активную экономическую жизнь страны. Это было особенно необходимо в местах, где были локализированы военные гарнизоны и городки. В ходе реализации этой Программы важным аспектом стала социально-психологическая реабилитация участников боевых действий и вооруженных конфликтов. Все это и объединилось в понятие «социальная адаптация военнослужащих».

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ

2.1. Исследования социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту проводимые в Российской Федерации

Одним из направлений изучения социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту является ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения граждан уволенных с военной службы, инвалидов военной службы и членов их семей». Мониторинг позволяет оценить уровень жизни, жилищного обеспечения, занятости, трудоустройства, и переподготовки указанных категорий граждан. «Военно-социологические исследования»сборник статей №1 (13) Москва 2006

В числе актуальных проблем военно-социальной политики на современном этапе важное место занимает проблема социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, к новым условиям жизни, связанная с необходимостью их переподготовки на новые профессии. Практически для всех граждан, увольняемых в настоящее время с военной службы, наиболее важной и трудноразрешимой проблемой является проблема, связанная с последующим
трудоустройством. Ситуация на рынке труда в последние годы складывалась далеко не в пользу военнослужащих.

Данные опросов, проведённых в 2002 и 2004 гг. по всероссийской выборке, приведены в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Распределение респондентов по возрасту (в %)

2002

2004

Возраст (лет)

20-30

31-40

41-50

51-60

св.60

20-30

31-40

41-50

51-60

св.60

Граждане уволенные с военной службы (%)

12,8

15,2

34,5

23,4

8,1

13,2

18,6

27,0

24,9

7,9

В опросе участвовали граждане, уволенные с военной службы (далее -- бывшие военнослужащие) (655 чел. -- 2002 г. и 670 чел. -- 2004 г.),

В начале 90-х годов Российская Федерация приступила к новому этапу военной реформы, который предполагал увеличение количества увольняемых военнослужащих. Правительство РФ приняло ряд программ переподготовки и обеспечения занятости в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, инвалидов боевой травмы и членов их семей. В частности, практическое решение рассматриваемой проблемы осуществлялось в рамках Государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2001--2005 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 729 (далее -- Программа).

Минобороны в лице Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации выступало государственным заказчиком-координатором указанной Программы. Другими заказчиками государственной программы являлись Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, а также Министерство внутренних дел. Вышеназванная Программа, призванная обеспечить целевое регулирование решения социальных проблем увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, разрабатывалась в связи с необходимостью, координации и объединения усилий в данной сфере органов государственного и военного управления, местного самоуправления, учебных заведений и других организаций и учреждений.

Основной целью Программы являлось комплексное решение на государственном уровне проблем профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей.

Однако опыт реализации этих программ показывает, что наиболее острой является обеспечение занятости граждан, уволенных с военной службы. Для этой категории населения, несмотря на уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и сегодня на рынке труда они по-прежнему оказываются социальной группой риска.

Востребованность в системе профессиональной подготовки (переподготовки) у данных групп более чем актуальна. Ответы граждан, уволенных с военной службы, представлены в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2

Распределение ответов на вопрос. «В какой мере отсутствие гражданской профессии затрудняло (затрудняет) ваше трудоустройство?» (в %)

2002

2004

Да, затрудняло

39

46

Совсем не затрудняло

22

24

Моя военная профессия востребована в гражданских условиях

19

15

не ответили

20

15

Количество респондентов, не пожелавших отвечать на этот вопрос в 2004 г. уменьшилось по сравнению с этой же позицией в 2002 голу, и соответственно на 7% увеличилось количество тех, кто подтвердил, что отсутствие гражданской профессии, специальности затрудняет их трудоустройство. Количество респондентов, для которых это не представляет особых затруднений осталось примерно на том же уровне.

Наблюдается уменьшение количества тех граждан, которые говорят о том, что их военная профессия востребована в гражданских условиях. Очевидно, здесь речь может идти о продолжающейся модернизации всех отраслей экономики всеобщей информатизации процессов организации производства и управления, применении передовых технологий в сфере бизнеса и прочее.

Таким образом одним из важных направлений социальной адаптации обеспечения профессиональной занятости бывших военнослужащих продолжает оставаться организация их переподготовки по гражданским специальностям.

Респондентам был задан вопрос: «Проходили ли вы специальное обучение в целях получения профессии, или профессиональную подготовку (переподготовку) на гражданскую специальность?» таблица 2.1.3.

Таблица 2.1.3.

Распределение ответов на вопрос о прохождении переподготовки (в %)

2002

2004

Да, проходил

13

13,1

Да, прохожу в настоящее время

2

2,1

Нет, не проходил

77,4

81,6

не ответили

7,6

2,8

Таким образом, полученные ответы позволяют сделать вывод о том, что более 80% граждан по разным причинам с системой подготовки (переподготовки) на новые специальности не связаны никак.

Другой проблемой социальной адаптации остается проблема дальнейшего трудоустройства. Многие, закончившие различные курсы подготовки или переобучения на новые специальности, имея в руках диплом, испытывают затруднения с устройством на работу по полученной специальности. Данные, характеризующие этот вопрос приводятся в таблице 2.1.4.

Таблица 2.1.4.

Сравнительная характеристика ответов респондентов на вопрос о том, помогло ли им обучение в центрах подготовки (переподготовки) трудоустроиться (в %)

2002

2004

Да, помогло

6,9

7,4

Нет, не помогло

9,5

10,8

Обучение не проходил

53,5

59,8

не ответили

30,1

22

Приведённые данные свидетельствуют о том, что процент респондентов, не пожелавших ответить на заданный вопрос, примерно одинаков для обеих групп - 2002 г. составлял примерно одну треть от всех опрашиваемых, а в 2004 г. -- одну пятую от общего количества опрашиваемых. Из ответов остальной части респондентов следует, что более половины их не проходили специального обучения. В 2004 г. наблюдается тенденция к увеличению не проходивших переобучение среди бывших военнослужащих (59,8%).

Респондентам также был задан вопрос, каким образом опрашиваемые нашли работу после увольнения с военной службы? Хотя большинство бывших военнослужащих трудоустроено, около 14% из их числа не работают. Трудоустраивались с помощью знакомых, родственников и друзей почти две трети опрошенных (62,5% в 2002 г. и 67,5% в 2004 г.). Самостоятельно, с помощью разного рода объявлений, нашли работу 14% опрошенных. С помощью федеральных центров занятости -- не более 5% (2002) и 3% (2004), с помощью региональных центров социальной адаптации военнослужащих 1,2% (2002) и 0,3% (2004), помощь от общественных организации ветеранов военной службы получили не более 4% (2002) и 2% (2004).

Респондентам был задан также вопрос о том, в каких отраслях экономики они работают и каково сейчас их основное занятие. В основном бывшие военнослужащие работают государственными служащими (25% в 2002 г. и 20% в 2004 г.), имеют постоянную работу на государственном предприятии (22% в 2002 г. и 26% в 2004 г.), постоянную работу по найму в частных фирмах, акционерных обществах 15% (2002) и 20% (2004).

Основными проблемами социальной адаптации бывших военнослужащих являются:

- несовершенство российского законодательства по переподготовке увольняемых военнослужащих.

- отсутствие финансирования переподготовки из федерального бюджета,

- слабая техническая оснащенность справочно-консультационных пунктов (СКП), созданных в воинских частях и гарнизонах.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о снижающейся роли государственных структур в оказании помощи бывшим военнослужащим. Подавляющее большинство респондентов проблемы своего трудоустройства и социальной адаптации вынуждены решать самостоятельно, не надеясь на помощь государства, а рассчитывая только на себя и на помощь родственников, близких друзей. И эта ситуация также свидетельствует о падении престижа военной службы в обществе.

2.2. Методика социологического исследования проблем социальной

адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту

Выше описанное исследование проводится ежегодно, на федеральном уровне с использованием количественных методик, в связи с этим целесообразно провести исследование на региональном (местном) уровне, используя качественный метод для изучения личных оценок и переживаний респондентов в процессе социальной адаптации после увольнения из армии.

Проблема: Социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы по контракту в Астраханском регионе в возрасте от 25-45 лет

Объект настоящего исследования: граждане, уволенные с военной службы по контракту в возрасте 25 до 45 лет.

Предмет: социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы по контракту.

Цель исследовать характер социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1) Определить, какие особенности и проблемы характерны для социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту.

2) Выяснить основные причины проблем трудоустройства граждан, уволенных с военной службы по контракту.

3) Определить, имеет ли специфические различия социальный опыт всех категорий военнослужащих, уволенных в запас.

4) Исследовать категории проблем, возникающих в межличностных отношениях в новой социальной среде после увольнения с военной службы.

5) Выяснить отношение граждан, уволенных с военной службы по контракту, к мероприятиям социальной адаптации, проводимым государственными структурами власти.

6) Дать практические рекомендации по разрешению проблем социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту.

По ряду изученных материалов и проведённых наблюдений можно выдвинуть следующие гипотезы о том, что:

1. Важная роль в социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы по контракту, отводится их занятости.

2. Основными проблемами данной категории людей являются отсутствие гражданской специальности, а также невозможность ее получения из-за удаленности воинских частей от учебных центров.

3. Ведущим аспектом социально-профессиональных ориентации военнослужащих, уволенных с военной службы на рынке труда является связь системы переподготовки с последующим трудоустройством и развитие системы социально-психологической помощи, включающие первичную, квалифицированную и специализированную виды помощи.

4. Основными проблемами социальной адаптации бывших военнослужащих на государственном уровне являются:

- несовершенство российского законодательства по переподготовке увольняемых военнослужащих

отсутствие финансирования переподготовки из федерального бюджета.

5. Для большинства военнослужащих увольнение из армии -болезненное состояние, приводящее к потере жизненной перспективы и крушению надежд, так как им трудно адаптироваться к новым для себя условиям и стилям взаимоотношений в современном гражданском обществе.

Операционализация и интерпретация ключевых понятий

Безработица - отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее на рынке труда, их количественное и качественное несоответствие.

Военное образование - процесс и результат усвоения систематизированных военных знаний, умений и навыков, необходимых различным категориям военнослужащих.

Военнослужащий - в РФ - гражданин, находящийся на действительной военной службе.

Военнослужащий по контракту - гражданин, поступающий на военную службу по контракту и соответствующий медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям.

Государственная служба - в РФ - институт административного права; профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Образование - функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач

Увольнение -- прекращение трудового контракта с работником по инициативе администрации или работника.

Центр занятости - (государственное) агентство по трудоустройству, которое:

- подыскивает работу тем, кто ее не имеет;

- помогает нанимателям найти подходящих работников и предоставляет возможности для профессиональной подготовки по специальностям, по которым не хватает специалистов;

- оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке.

Обоснование выбора метода глубинного интервью.

В исследовании использован метод глубинного полуструктури-рованного интервью, т.е. был разработан набор вопросов, но их формулировки определялись конкретной ситуацией.

Объем выборки

Тип выборки

Единица наблюдения

География

5

Гнездовая

Граждане, уволенные с военной службы по контракту

Астраханская область

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты