Социальная адаптация граждан уволенных с военной службы по контракту
аким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в условиях новой деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым).

Порой смешивают понятия «приспособление» и «адаптация». Если в первом случае человек полностью принимает условия сложившейся ситуации и пассивно приспосабливается к ее требованиям, то в процессе адаптации человек активен: он анализирует, выбирает, осваивает продуктивные способы и приемы, которые помогают справиться с типичными проблемами. «Успешность социальной адаптации, - подчеркивает Л. Н. Собчик, - это хорошо сбалансированное соотношение между потребностями человека и требованиями социальной среды». При этом личность не уходит от сложных жизненных ситуаций, не использует стратегию «бегства от проблемы», а творчески и целеустремленно преобразует себя, а сложившуюся жизненную ситуацию она использует как возможность для того, чтобы достичь своих целей, реализовать основные притязания. Человек перестает быть «пешкой» и становится «автором и режиссером своей жизни»: вместо пассивного ожидания помощи и указаний со стороны он сам планирует и осуществляет свое будущее» Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. М., 2002. С. 120..

Военные психологи и социологи высказывают различные точки зрения на явление социальной адаптации. Необходимо отметить, что в основном проблемы адаптации ими анализируются в рамках института Вооруженных Сил, воинского коллектива, имеющих довольно четкую структуру и организацию, позволяющих моделировать социальные процессы и явления с большей достоверностью, чем в гражданском обществе.

Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. Разновидностью соперничества выступает конфликт, каждая из сто-рон которого стремится к тому, чтобы цели оппонента не осуществились или даже желает ликвидировать влияние ценностей противника, а иногда и его самого. И со-перничество, и сотрудничество прежде всего характеризуются познавательными процессами - личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситу-ацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации. В про-цессе адаптации, кроме того, немалую роль может играть переориентация личности, т.е. выработка таких оценок и такого понимания ситуации, которые не противоре-чат ценностям и ценностным ориентациям новой группы.

Человек может встречаться с представителями таких возрастных, профессио-нальных и других групп, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. В силу того, что умения и навыки связаны со способностями индивида (выступают как актуализация способностей и склонностей), может оказаться, что он не в состоя-нии нормально общаться с некоторыми категориями людей, и встреча с ними (и тем более совместная деятельность) для человека проблематична. Адаптация личности в группе также становится для нее затруднительной, если она ошибочно наделяет членов группы несвойственными им чертами (не хватило знаний, опыта, рассуди-тельности, проницательности) и начинает действовать в соответствии со своими взглядами, недооценивая или переоценивая этих людей. В ходе продолжительной адаптации человека к такой деятельности, к которой он не расположен, может проис-ходить изменение его личностных характеристик, обусловленное особенностями структуры указанного вида деятельности.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании лич-ности трудно переоценить. Социализация, по сути, - единственный путь формирова-ния и развития личности. Выделенные формы (интериоризация и социальная адаптация) могут быть представлены лишь условно, в действительности они тесно переплетены, взаимосвязаны, представляют неразрывное, неделимое единство. Кроме того, надо учитывать, что понятие адаптации многозначно и может рассмат-риваться также и как этап социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или же внутригрупповым условиям.

1. 2. Механизм и особенности адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту

В числе актуальных проблем военно-социальной политики на современном этапе важное место занимает проблема социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту, к новым условиям жизни, связанная с необходимостью их переподготовки на новые профессии.

В пункте 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Таким образом, для характеристики оснований увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, необходимо обратиться к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", статья 51 которого содержит исчерпывающий перечень оснований увольнения с военной службы. В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, этот перечень оснований увольнения с военной службы больше походит под перечень оснований ее прекращения за исключением такого основания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, поскольку в отношении таких лиц действуют положения статьи 35 закона о возможности продолжения военной службы на иных условиях, в частности, путем направления для прохождения военной службы по призыву.

В пункте 1 статьи 51 названы основания, при наступлении которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. К числу таких оснований по своему содержанию примыкает и такое основание увольнения, названное в пункте 7, как исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего умершего (погибшего) либо в установленном законом порядке признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. Увольнение военнослужащего по основаниям пункта 1 статьи 51 может иметь место как по причинам, от него не зависящим (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - см. статью 49 закона; по состоянию здоровья либо в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе на воинской должности, для которой штатом предусмотрено определенное воинское звание) либо в связи с наличием обстоятельств, исключающих возможность продолжения военной службы (лишение военнослужащего по приговору суда воинского звания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления - см. статью 48 закона, вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы).

Самостоятельным основанием для увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы является истечение срока контракта - см. подпункт б) пункта 1 статьи 51 закона.
Что касается досрочного увольнения "контрактника" с военной службы, то в статье 51 названы два вида оснований: 1) когда военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы (пункты 2 и 6) и 2) когда военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы (пункт 3).

Для понимания сущности механизма социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту в настоящее время одной из наиболее распространенных является модель социального взаимодействия, предложенная Г. В. Осиповым. По его мнению, социальная среда может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные обстоятельства. Второй аспект - как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных ролей личности. И, наконец, третий аспект - совокупность норм и ценностей этой среды Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. -- М.: Изд. НОРМА, 2000. С. 56.

.

Исходя из данного подхода, механизм социальной адаптации закономерно включает в себя приспособление личности к новой среде межличностного взаимодействия путем формирования новых качеств личности, усвоения новых функций в различных сферах взаимодействия, занятие нового статусного положения и, наконец, освоения новых норм и ценностей среды.

Идея, заложенная в таком подходе, предполагает, что человек, отдавший большую часть своей сознательной трудоспособной жизни в очень специфических, порой экстремальных условиях, должен изменить свое поведение так, чтобы слиться с основной массой сограждан. Под «основной массой» подразумевается умеренное большинство граждан, которые придерживаются в целом сходных взглядов на то, какое поведение социально приемлемо, а какое нет.

Как определенный тип личности гражданин, увольняемый в запас, вынужден, прежде всего, подготовиться к принятию норм и ценностей новой социальной среды, которые существенным образом отличаются от сложившихся при службе в Вооруженных Силах. Если при адаптации к службе в армии личность военнослужащего во многом формировалась в социальных условиях, которые определялись определенным набором жестко регламентированных служебных, профессиональных прав, обязанностей, ответственности, функций и санкций, то социальная адаптация к новому образу жизни и среды (гражданскому обществу) предполагает довольно широкий и неопределенный спектр взаимодействия, который во многом предопределен конкретно-ситуативными условиями увольнения, а также теми личностными образованиями, которые сформировались в процессе службы в армии.

Исследователь Кравченко Н. использует следующие подходы к пониманию сущности адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту. Он выделяет три этапа в процессе социальной адаптации:

-предварительную адаптацию (на этапе завершения воинской службы);

-первичную адаптацию (связанную с этапом безработицы, переезда к новому месту жительства, выбора нового вида деятельности);

-вторичную социальную адаптацию (этап освоения нового вида деятельности) Кравченко Н. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 2005. № 2. С. 24.

.

Одним из механизмов социальной адаптации является - реабилитация. Реабилитация - это комплекс специальных мер, которые необходимо осуществить в отношении уволенного из армии военнослужащего для того, чтобы вернуть его в русло гражданской жизни.

Это понятие употребляется как достаточно емкое и многоплановое, выступающее основной частью социальной адаптации бывших военнослужащих, и принципиально не отличается по форме от рассмотренных выше.

Основной акцент при этом делается на то, что реабилитационные меры необходимо разрабатывать не только для офицеров, уволенных из армии, но и для их семей, для всего их ближайшего окружения. Коренные перестройки жизнедеятельности чаще всего касаются и их жен, и их детей (переезд на новое место жительства, потеря работы, смена школы и т.д.). Поэтому так важно поддерживать и укреплять семейные отношения как основной источник необходимых внутренних ресурсов для успешного преодоления кризисной ситуации потери работы.

Теоретическая модель социальной реабилитации военнослужащих, уволенных из армии, предложенная Н.Г. Осуховой и М.Н. Лотовой, основывается на анализе формирования отклонений в самосознании личности в кризисных ситуациях и на разработке соответствующих мер психологической помощи и коррекции.

Самосознание ими рассматривается как «.. ..особого рода психологическая структура, в которой отражены значимые отношения личности военнослужащего к себе в своей соотнесенности с миром в прошлом, настоящем и будущем (до, во время и после воинской службы)» Осухова Н.Г., Лотова И.П., Калиничев В.Л. Социально- психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика. /Под ред. Н.Г. Осуховой, И.П. Лотовой - М., 2001. С. 44.

. При этом в кризисных ситуациях (а увольнение из армии и является такой ситуацией), когда личность не в состоянии реализовать в настоящем сформированные ранее значимости своей жизни, в самосознании могут возникать негативные значимые отношения к себе и к миру.

В качестве негативных значимых отношений рассматриваются те или иные ценности, установки, стереотипы, ориентируясь на которые личность не может реализовать себя в новых социальных условиях, отказывается от конструктивного изменения, роста и развития, в то время как позитивные значимые отношения к себе и миру способствуют проявлению сущностных характеристик личности в деятельности, направленной на успешную адаптацию военнослужащего и его семьи к новым условиям жизни.

Наиболее важным компонентом социальной адаптации увольняемых с военной службы по контракту, как представляется большей части современных исследований, является профессиональная адаптация. Но если решение задачи профессиональной переподготовки офицеров, увольняемых в запас, в какой-то мере обеспечено организационно-методическими условиями, то решение задачи социально-психологической адаптации военнослужащих, увольняемых в запас, их психологической поддержки не имеет четкой технологии. Одна из основных проблем переходного этапа заключается в том, что процесс согласования ценностно-нормативных систем, отражающих условия военной и гражданской жизни, не является однозначным и линейным. Оптимальность процесса интеграции нарушается уровнем социализированности индивида в условиях военной службы, что имеет обратное влияние на процесс освоения новых отношений.

Основу дезадаптационных состояний определяет перенос установок и поведенческих стереотипов, сформированных в условиях военной деятельности, в новые социокультурные условия. Ориентация индивида на усвоенную или новую ценностно-нормативную систему определяет особенности его социального поведения и соответственно влияет на процесс адаптации. Дезадаптационный эффект, возникающий в связи с переходом в гражданскую сферу, связан и с расширением свободы личности, диапазоном допустимых форм социальной активности. Подвижность и универсальность социальных норм, с одной стороны, открывает широкие перспективы социальной мобильности, а с другой - обеспечивает достаточно высокий уровень неопределенности. Самореализация же индивида, как уже отмечалось, в условиях военной деятельности осуществлялась в пределах предписанного ролевого поведения при нормативных ограничениях возможных достижений.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 19 марта 2002 г. № 115 для решения проблем профессионального информирования увольняемых военнослужащих во всех воинских частях от отдельного батальона и выше, а также в военных комиссариатах, службах занятости созданы справочно-консультационные пункты (СКП). Несмотря на то, что их численность достигает полутора тысяч, эффективность их работы по-прежнему остается еще невысокой. Это объясняется тем, что СКП созданы на нештатной основе и слабо оснащены технически. Как показывает анализ отчетов руководителей этих пунктов, основная проблема, которую не могут решить на местах, это ограниченность, а зачастую и невозможность направить граждан на профессиональную переподготовку Векторы: Россия - НАТО. Информационный бюллетень. № 10. 2005. С. 13.

Успех реформ в армии во многом определяется тем, как и насколько быстро и безболезненно удается адаптироваться вчерашним офицерам, мичманам, прапорщикам к новым условиям жизни.

Какие жизненные затруднения они испытывают? Каковы возрастные ииндивидуальные особенности военнослужащих, увольняемых в запас? Ответы на эти вопросы являются основными для определения степени необходимой им социально-психологической поддержки.

По возрастному цензу увольняемых с военной службы по контракту можно разделить на три категории: до 30 лет, 31-40 лет и старше 40 лет.

Основываясь на анализе материалов социологических исследований и данных Министерства обороны, можно охарактеризовать особенности внутриличностной адаптации каждой из вышеназванных категорий:

1. Военнослужащие до 30 лет. В настоящее время не существует жестких ограничений причин увольнения из армии. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, принимает решение об увольнении, если чувствует, что не может полностью реализовать свой творческий потенциал на военной службе, сравнивая свой жизненный путь и его результаты с тем, как живут и чего успели добиться его сверстники на «гражданке», или выбрал эту профессию случайно. Это наиболее мобильная часть общества. Они не преминули воспользоваться открывшимися возможностями. Они увольняются без пенсии, несмотря на то, что какое-то время им придется столкнуться с финансовыми трудностями, особенно тем, кто имеет семью. Им необходима такая подготовка, которая дала бы быстрый материальный достаток и рост в профессиональной карьере. Это наиболее успешная часть увольняемых военнослужащих с точки зрения перспективы переобучения на гражданские специальности.

2. Военнослужащие 30 - 40 лет. Это группа военнослужащих, уволенных в связи с сокращением Вооруженных Сил, хотя это не всегда совпадает с их личными планами. Они считают себя обиженными, склонны негативно оценивать свои перспективы, вплоть до агрессии по отношению к окружающим. Сочетание материальных трудностей и бытовой неустроенности приводит к кризисным состояниям психики. Но несмотря на трудности, представители данной категории пытаются сохранить эмоциональную и душевную гибкость и ведут активный поиск новых форм поведения.

Если этой группе военнослужащих удается положительно разрешить данный возрастной кризис, то повышается вероятность вступления в период высокой продуктивности в самых разнообразных областях деятельности. Это та часть уволенных военнослужащих, которая нуждается в тщательной и глубокой психологической помощи, профессиональном консультировании, социально-правовой поддержке.

3. Военнослужащие старше 40 лет. Это группа военнослужащих, полностью выслуживших установленные сроки и максимально реализовавших свои возможности в рамках армейской службы. Они имеют определенные льготы и некоторое материальное благополучие. Они стремятся к деятельности, в которой будут сохранены атрибуты их былой власти и былого социального статуса, но при этом не стремятся к особо сложным видам деятельности, так как это связано с процедурами освоения новой специальности. Процесс серьезного обучения для них непривлекателен, они ориентируются на работу в административно-хозяйственных и контрольных органах государственной и муниципальной власти, в сфере образования или в финансовых органах. При выборе дальнейшего жизненного пути они охотно обращаются за помощью и советом в различные организации. Так выражается их стремление быть выслушанными и понятыми.

Особую группу составляют бывшие военнослужащие - участники боевых действий. По данным исследований, 30% военнослужащих, участвовавших в боевых действиях на территории Чеченской республики, имеют выраженные проявления посттравматических стрессовых реакций. Особенно отмечаются повторяющиеся яркие сны и ночные кошмары боевых ситуаций, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, внезапные переживания, повышенная раздражительность, беспричинные вспышки гнева и др.

У абсолютного большинства участников боевых действий отмечается негативное отношение к представителям власти и государства. Они считают себя обманутыми и испытывают желание выместить накопившуюся злость за бессмысленное кровопролитие, гибель и унижение Вооруженных Сил. Эти люди сплачиваются в объединения типа «Союз ветеранов Афганистана», фонд «Единение» и др. Для таких людей возможны суицидальные попытки, асоциальное поведение, алкоголизация как уход от реальности и, как итог - конфликт с обществом, с друзьями, родственниками, членами семьи, неоправданная тяга к риску. Чем дальше уходят события, тем тяжелее становится груз моральной ответственности нашего общества за то, что для медицинской, социальной, психологической реабилитации этой категории бывших военнослужащих делается ничтожно мало.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты